Понятие о психическом здоровье школьника
Казалось бы, несмотря на ясность проблемы воспитания, в педагогической психологии до сих пор она остается одной из самых сложных и дискуссионных. Это объясняется тем, что чаще рассматривались вопросы дидактики. Воспитание как психологическая проблема оставалась в тени. Казалось также понятным, что по мере овладения опытом поколений меняется и совершенствуется сама личность — носитель этого опыта. Более того, было как бы естественным, что дети по мере своего взросления изменяются, заимствуя от родителей навыки и привычки поведения. Однако и поныне ученые пытаются определить, что же такое личность, каковы ее структура и движущие механизмы формирования. Почему среди разных влияний окружающей среды ребенок избирает те, которые не одобряют родители? Почему, даже имея полный достаток, дети чувствуют себя ненужными, неприкаянными, ощущают неблагополучие? Должны ли они быть свободными и в какой мере? Вопросов пока больше, чем ответов. Иными словами, следует не только определить, что такое воспитание с психологической точки зрения, но и каковы точки отсчета при изменении личности: причины, источники, механизмы, роль внешних и внутренних факторов. Наконец, нужно уяснить, что делает сама личность в процессе своего развития и формирования? Рассмотрим проблему воспитания с позиции психического здоровья личности. Это понятие появилось в науке не случайно. Оно обобщает разные смыслы и отражает валеологический (связанный со здоровым образом жизни), психосоциальный и социально-педагогический взгляд на сущность человека.
Понятие о психическом здоровье школьника 187 Социальный прогресс немыслим без права на автономию и выбор, каким обладает морально здоровый человек, понимающий, на что направлена его активность и трудоспособность, инициативность и пристрастность. Без психической энергии, стабильности, самодостаточности, субъективного ощущения своего благополучия в мире других людей он не может влиять на прогресс общества.
Об этих вопросах много сказано философами и экономистами, политиками и психологами, оперирующими понятиями экономического и социального благополучия, счастья и душевного комфорта. По-видимому, не случайно выдающиеся психологи нашего времени Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и другие пытались затронуть эти аспекты. Однако несмотря на очевидную значимость исследований субъективного ощущения человеком своего благополучия и психического здоровья, эти вопросы в педагогической психологии представлены слабо. Психическое здоровье личности школьника является одним из главных условий в образовательном процессе. Не каждому ребенку комфортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников. Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм поведения, полагая, что ведет себя, «как его учили». Он не может объяснить свои ощущения и то, какова его жизнь. Считая, что речь идет о физическом состоянии, отвечает: «Болит голова», «Хочу есть», «Разбил коленку» и т. п. Конечно, и подобные ответы свидетельствуют о его самопознании. Очень часто ученики не умеют адаптироваться в классе, но считают, что иначе и быть не может. Невозможно предугадать, как они будут вести себя в различных условиях. Термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.
Не имеющий отклонений от нормы индивид полностью использует свои способности, реализует свои потенции. Обычный («хороший») человек — не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего 188 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания не отнято. Его противоположность — такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность. А. Маслоу писал: Нам необходим такой человек, который был бы ответствен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего потенциала. Проблему хорошего человека можно с уверенностью назвать проблемой самоэволю-цин человека'. Известный исследователь считал появление хорошего человека первейшим условием для совершенствования человечества. В Противном случае мир людей погибнет в катаклизмах. Воспитание и психическое здоровье неразрывно связаны, если под первым понимать постоянный поиск человека своего предназначения и опираться в этом на парадигму гуманных ценностей. На экзистенциальную психологию (ответвление гуманистической) повлияли идеи, высказанные европейскими философами, писателями, психологами, — С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. П. Сартром. Она изучает проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности, выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования. Представители гуманистической психологии Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, В. Франкл и другие исходили из бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого из нас базовые экзистенциальные проблемы. Развитие и становление личности рассматривается как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Сторонники этого направления А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олл-порт и другие рассматривали тенденцию к саморазвитию и личностному росту как изначальную способность человека. Экзистенциальный взгляд проистекает из осознания уникальности и непостижимости бытия отдельного человека, который проживает свое время в своем пространстве. Каждый отвечает за то, что он собой представляет и кем становится. Следует согласиться с утверждением:
...Растущая личность — это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. В процессе роста личности расширяются ее возможности, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы2. Понятие о психическом здоровье школьника 189 Это согласуется с позицией Ж. П. Сартра: Человек — не что иное, как то, что он делает из себя сам1. Гуманистическая психология не только предложила понятие о психическом здоровье, но и разработала свои принципы осмысления человека. Они таковы: 1. Человек целостен и должен изучаться в своей целостности. 2. Каждый человек уникален. 3. Человек открыт миру; переживание им мира и себя в нем являет 4. Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления 5. У человека есть потенции к непрерывному развитию и самореа 6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешних сил 7. Человек — активное, творческое существо. Эти принципы очень важны для понимания того, как расширить резервы человека. Нарушения в реализации высших духовных потребностей вызывают метапатологии. Невозможность удовлетворить свои базовые потребности приводит человека к депривации. Понятно, что люди стремятся к добру, справедливости, красоте, порядку, законности, сохранению ценностных ориентиров. И если на пути встречаются преграды, личность должна их преодолеть, однако если и это она неспособна сделать, наступает дисбаланс, расстройство психики, которое сродни биологическим аномалиям. Что же подразумевается под «психическим здоровьем»? У школьника это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асин-хронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения.
Ниже мы подробнее рассмотрим структуру потребностей, отражающуюся на возможностях индивида, и их роль в процессе воспитания.
1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 32. 2 Кораблшш Е. П. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб., 1994. — С. 4. 1 Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989. — С. 83. 190 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Психологи-гуманисты придавали потенциям личности первостепенное значение. Предполагалось, что гуманность по отношению к другому — это отсутствие напористости, отказ от манипулирования и конфронтации, подобная даосской созерцательности (самоуглублению). Однако не все люди достигают в своем развитии «точки полной самоактуализации», не могут прогнозировать эту вершину, и, самое главное, лишь незначительное число людей реализуют такое стремление. Наблюдения за обычными (здоровыми) индивидами позволили увидеть, как нормативные, личные оценки заменяются на объективные понятия. Это побудило изучить процесс самоактуализации как общее представление о личности. А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически, морально здорового человека: ♦ человечность; ♦ уверенность в себе; ♦ самообладание; ♦ потребность в знаниях. Зависть же, ревность, предвзятость, раздражительность, надуманная значительность должны быть преобразованы в смиренный восторг, благодарность, признательность, обожание и преклонение. Эти экзистенциальные проблемы помогут принять других и самого себя. Люди, которые вовлекаются в самоактуализацию, увлечены чем-либо, что непосредственно не связано с биологическими потребностями. Все они отдаются определенному делу и посвящают себя высшим ценностям бытия (истине, красоте, добродетели, простоте, ясности и пр.). Самоактуализация как главный показатель психического здоровья осуществляется благодаря другим потребностям. Последние выстраиваются в такую иерархию (от низших к высшим): ♦ физиологические; ♦ в безопасности и защите; ♦ в принадлежности и любви; ♦ в самоуважении; ♦ в личном совершенствовании. Здесь важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них. Это
Понятие о психическом здоровье школьника 191 значит: физиологические необходимо удовлетворить прежде, чем возникнут потребности в безопасности и т. д. Данная иерархия относится ко всем людям. Чем большее количество потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуальность. Но иногда творческий человек способен отказаться от физиологических потребностей, чтобы достичь цели в жизни. И еще один важный момент: люди могут создавать свою иерархию потребностей исходя из собственых нужд. Соответственно и удовлетворение таковых бывает частичным. Если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии. Высшие потребности — в самоактуализации и реализации своего потенциала, — по мнению А. Маслоу, удовлетворяются только на 10%, а низшие (физиологические) — на 85%. Самоактуализация проявляется в переживании и сродни самозабвенное™. Человек личностно растет. Он обнаруживает нечто, требующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к ежедневному кропотливому труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радостью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защитные механизмы. Процесс самоактуализации предполагает ресакрализацию — способность верить в ценности и воспринимать других как целое, умение личности напряженно трудиться и достигать высоких результатов. В этом и состоит психическое здоровье, каким его описывает А. Маслоу1. По утверждению гуманистических психологов, человек на пути самоактуализации сам противостоит трудностям роста (в возрастной психологии синоним этому — «возрастной кризис»). Вместе с тем обратим внимание, что личность самоактуализируется как бы независимо от других, в социально-психологическом вакууме. Может ли она тогда противостоять возникающей деструкции? Каковы внутренние механизмы, приводящие человека к поискам смысла и выбору ценностей? Какую роль в этом процессе играют мотивы? Понятно, что если бы рядом с ребенком не было значимых других, вряд ли он поверил бы в высшие ценности и стал напряженно трудиться. Поэтому утверждение: «Никто не может помешать чело- 1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 53-65. 192 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания веку, находящемуся в этом процессе (самоактуализации. — В. К.), кроме него самого, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри него, а не в его окружении»1, является односторонним. В том-то и дело, что растущую личность надо научить справляться с жизненными трудностями, а цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно (независимо ни от других людей, ни от обстоятельств, ни от самого себя). Они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами. Вспомним в связи с этим замечание С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют на основе внутренних условий и они меняются местами: внутренняя причина выступает условием (фактором) появления и развития другого психического качества. Для того чтобы личностный рост был гармоничным, необходим удовлетворительный психофизиологический «старт» (нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические условия, которые были бы адекватны сензитивным периодам и создавали бы мотивы самоактуализации). Фактически речь идет о том, что психические новообразования, возникающие в процессе обучения (знания, умения, умственные действия и пр.), — это результаты усвоения научного компонента в социальном опыте. Помимо этого необходимы и такие психические образования, которые свидетельствуют о нормах поведения детей, их эстетической культуре, — словом, об усвоении морального элемента социального опыта, выработанного человечеством. Таковы нормы человеческого общежития, правовые знания, эстетические нормы и вкусы и т. п. Разумеется, подобное выделение в социальном опыте «чистых» знаний условно. Это сделано нами, чтобы подчеркнуть: педагогическая психология интересуется и тем, как складываются нормы поведения у молодого поколения, что этому способствует или препятствует. Следовательно, необходимо показать, каковы психологические закономерности воспитания, почему возникает психическое нездоровье, каковы возможности взрослых, какие сложности существуют. Таким образом, категорию «психическое здоровье» осмысливают и анализируют по-разному. Один из подходов — теоретический, позволяющий рассмотреть, на какие области образовательного процесса распространяется сам изучаемый феномен. Психологические особенности воспитания 193 Следует, однако, сразу определиться с тем, что в образовательном процессе представлены два аспекта — обучение и воспитание, в которых личность школьника реализуется как единая. Другой подход к психическому здоровью — ориентированный на практику. Он позволяет по определенным критериям обнаружить асинхронии развития личности школьника, проанализировать внешние условия, провоцирующие их (роль в этом взрослых и педагогов). Воспитание — та область, где ошибки взаимодействия взрослых с детьми проявляются с очевидностью. В связи с идеей самоактуализации личности рассмотрим процесс воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|