Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психическом здоровье школьника




Казалось бы, несмотря на ясность проблемы воспитания, в педагоги­ческой психологии до сих пор она остается одной из самых сложных и дискуссионных. Это объясняется тем, что чаще рассматривались вопросы дидактики. Воспитание как психологическая проблема оста­валась в тени.

Казалось также понятным, что по мере овладения опытом поко­лений меняется и совершенствуется сама личность — носитель этого опыта. Более того, было как бы естественным, что дети по мере сво­его взросления изменяются, заимствуя от родителей навыки и при­вычки поведения.

Однако и поныне ученые пытаются определить, что же такое лич­ность, каковы ее структура и движущие механизмы формирования. Почему среди разных влияний окружающей среды ребенок избирает те, которые не одобряют родители? Почему, даже имея полный до­статок, дети чувствуют себя ненужными, неприкаянными, ощущают неблагополучие? Должны ли они быть свободными и в какой мере? Вопросов пока больше, чем ответов.

Иными словами, следует не только определить, что такое воспи­тание с психологической точки зрения, но и каковы точки отсчета при изменении личности: причины, источники, механизмы, роль внеш­них и внутренних факторов. Наконец, нужно уяснить, что делает са­ма личность в процессе своего развития и формирования?

Рассмотрим проблему воспитания с позиции психического здо­ровья личности.

Это понятие появилось в науке не случайно. Оно обобщает раз­ные смыслы и отражает валеологический (связанный со здоровым образом жизни), психосоциальный и социально-педагогический взгляд на сущность человека.


 


Понятие о психическом здоровье школьника 187

Социальный прогресс немыслим без права на автономию и вы­бор, каким обладает морально здоровый человек, понимающий, на что направлена его активность и трудоспособность, инициативность и пристрастность. Без психической энергии, стабильности, самодо­статочности, субъективного ощущения своего благополучия в мире других людей он не может влиять на прогресс общества.

Об этих вопросах много сказано философами и экономистами, политиками и психологами, оперирующими понятиями экономиче­ского и социального благополучия, счастья и душевного комфорта. По-видимому, не случайно выдающиеся психологи нашего времени Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и другие пытались затронуть эти аспекты.

Однако несмотря на очевидную значимость исследований субъ­ективного ощущения человеком своего благополучия и психическо­го здоровья, эти вопросы в педагогической психологии представле­ны слабо.

Психическое здоровье личности школьника является одним из глав­ных условий в образовательном процессе. Не каждому ребенку ком­фортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противосто­ять давлению несправедливых взрослых и сверстников.

Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм поведения, полагая, что ведет себя, «как его учили». Он не может объяснить свои ощущения и то, какова его жизнь. Считая, что речь идет о физическом состоянии, отвечает: «Болит голова», «Хочу есть», «Разбил коленку» и т. п. Конечно, и подобные ответы свидетельству­ют о его самопознании.

Очень часто ученики не умеют адаптироваться в классе, но счита­ют, что иначе и быть не может. Невозможно предугадать, как они бу­дут вести себя в различных условиях.

Термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основа­телей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологиче­ски нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.

Не имеющий отклонений от нормы индивид полностью исполь­зует свои способности, реализует свои потенции. Обычный («хоро­ший») человек — не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего


188 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

не отнято. Его противоположность — такой, у кого заглушены и по­давлены способности и одаренность. А. Маслоу писал:

Нам необходим такой человек, который был бы ответствен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои по­ступки, стремился к полной актуализации своего потенциала. Проблему хорошего человека можно с уверенностью назвать проблемой самоэволю-цин человека'.

Известный исследователь считал появление хорошего человека первейшим условием для совершенствования человечества. В Про­тивном случае мир людей погибнет в катаклизмах.

Воспитание и психическое здоровье неразрывно связаны, если под первым понимать постоянный поиск человека своего предназначе­ния и опираться в этом на парадигму гуманных ценностей.

На экзистенциальную психологию (ответвление гуманистической) повлияли идеи, высказанные европейскими философами, писателя­ми, психологами, — С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. П. Сартром. Она изучает проблемы времени, жизни и смерти, сво­боды, ответственности, выбора, общения, любви и одиночества, смыс­ла и бессмысленности существования.

Представители гуманистической психологии Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, В. Франкл и другие исходили из бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого из нас базовые экзи­стенциальные проблемы. Развитие и становление личности рассмат­ривается как творческий поиск человеком своего предназначения, со­гласия с самим собой, актуализации своих возможностей.

Сторонники этого направления А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олл-порт и другие рассматривали тенденцию к саморазвитию и личност­ному росту как изначальную способность человека.

Экзистенциальный взгляд проистекает из осознания уникальности и непостижимости бытия отдельного человека, который проживает свое время в своем пространстве. Каждый отвечает за то, что он собой представляет и кем становится. Следует согласиться с утверждением:

...Растущая личность — это изменяющаяся личность, способная осозна­вать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. В про­цессе роста личности расширяются ее возможности, углубляются пони­мание жизни, духовность и открываются новые перспективы2.


Понятие о психическом здоровье школьника 189

Это согласуется с позицией Ж. П. Сартра:

Человек — не что иное, как то, что он делает из себя сам1.

Гуманистическая психология не только предложила понятие о пси­хическом здоровье, но и разработала свои принципы осмысления че­ловека. Они таковы:

1. Человек целостен и должен изучаться в своей целостности.

2. Каждый человек уникален.

3. Человек открыт миру; переживание им мира и себя в нем являет­
ся главной психологической реальностью.

4. Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления
и бытия человека.

5. У человека есть потенции к непрерывному развитию и самореа­
лизации, которые являются частью его природы.

6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешних сил
благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется
в своем выббре.

7. Человек — активное, творческое существо.

Эти принципы очень важны для понимания того, как расширить резервы человека. Нарушения в реализации высших духовных по­требностей вызывают метапатологии. Невозможность удовлетворить свои базовые потребности приводит человека к депривации.

Понятно, что люди стремятся к добру, справедливости, красоте, порядку, законности, сохранению ценностных ориентиров. И если на пути встречаются преграды, личность должна их преодолеть, од­нако если и это она неспособна сделать, наступает дисбаланс, рас­стройство психики, которое сродни биологическим аномалиям.

Что же подразумевается под «психическим здоровьем»?

У школьника это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социаль­ного окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асин-хронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения.

Ниже мы подробнее рассмотрим структуру потребностей, отра­жающуюся на возможностях индивида, и их роль в процессе воспи­тания.


 


1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 32.

2 Кораблшш Е. П. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб., 1994. — С. 4.


1 Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989. — С. 83.


190 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Психологи-гуманисты придавали потенциям личности первосте­пенное значение. Предполагалось, что гуманность по отношению к другому — это отсутствие напористости, отказ от манипулирования и конфронтации, подобная даосской созерцательности (самоуглубле­нию).

Однако не все люди достигают в своем развитии «точки полной самоактуализации», не могут прогнозировать эту вершину, и, самое главное, лишь незначительное число людей реализуют такое стремле­ние. Наблюдения за обычными (здоровыми) индивидами позволили увидеть, как нормативные, личные оценки заменяются на объектив­ные понятия. Это побудило изучить процесс самоактуализации как общее представление о личности.

А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих пси­хически, морально здорового человека:

♦ человечность;

♦ уверенность в себе;

♦ самообладание;

♦ потребность в знаниях.

Зависть же, ревность, предвзятость, раздражительность, надуман­ная значительность должны быть преобразованы в смиренный вос­торг, благодарность, признательность, обожание и преклонение.

Эти экзистенциальные проблемы помогут принять других и са­мого себя.

Люди, которые вовлекаются в самоактуализацию, увлечены чем-либо, что непосредственно не связано с биологическими потребно­стями. Все они отдаются определенному делу и посвящают себя выс­шим ценностям бытия (истине, красоте, добродетели, простоте, яс­ности и пр.).

Самоактуализация как главный показатель психического здоро­вья осуществляется благодаря другим потребностям. Последние вы­страиваются в такую иерархию (от низших к высшим):

♦ физиологические;

♦ в безопасности и защите;

♦ в принадлежности и любви;

♦ в самоуважении;

♦ в личном совершенствовании.

Здесь важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них. Это


Понятие о психическом здоровье школьника 191

значит: физиологические необходимо удовлетворить прежде, чем воз­никнут потребности в безопасности и т. д.

Данная иерархия относится ко всем людям. Чем большее количе­ство потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуаль­ность. Но иногда творческий человек способен отказаться от физио­логических потребностей, чтобы достичь цели в жизни.

И еще один важный момент: люди могут создавать свою иерар­хию потребностей исходя из собственых нужд. Соответственно и удов­летворение таковых бывает частичным. Если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии.

Высшие потребности — в самоактуализации и реализации своего потенциала, — по мнению А. Маслоу, удовлетворяются только на 10%, а низшие (физиологические) — на 85%.

Самоактуализация проявляется в переживании и сродни самозаб­венное™. Человек личностно растет. Он обнаруживает нечто, тре­бующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к ежедневному кропотливому труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радо­стью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защит­ные механизмы.

Процесс самоактуализации предполагает ресакрализацию — спо­собность верить в ценности и воспринимать других как целое, уме­ние личности напряженно трудиться и достигать высоких результа­тов. В этом и состоит психическое здоровье, каким его описывает А. Маслоу1.

По утверждению гуманистических психологов, человек на пути самоактуализации сам противостоит трудностям роста (в возрастной психологии синоним этому — «возрастной кризис»).

Вместе с тем обратим внимание, что личность самоактуализиру­ется как бы независимо от других, в социально-психологическом ва­кууме. Может ли она тогда противостоять возникающей деструкции? Каковы внутренние механизмы, приводящие человека к поискам смыс­ла и выбору ценностей? Какую роль в этом процессе играют мотивы?

Понятно, что если бы рядом с ребенком не было значимых дру­гих, вряд ли он поверил бы в высшие ценности и стал напряженно трудиться. Поэтому утверждение: «Никто не может помешать чело-

1 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. — С. 53-65.


192 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

веку, находящемуся в этом процессе (самоактуализации. — В. К.), кроме него самого, поскольку все препятствия личностному разви­тию находятся внутри него, а не в его окружении»1, является одно­сторонним.

В том-то и дело, что растущую личность надо научить справлять­ся с жизненными трудностями, а цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно (независимо ни от других людей, ни от об­стоятельств, ни от самого себя). Они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами. Вспомним в связи с этим замечание С. Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют на основе внутренних условий и они меняются местами: внутренняя причина выступает условием (фак­тором) появления и развития другого психического качества.

Для того чтобы личностный рост был гармоничным, необходим удовлетворительный психофизиологический «старт» (нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические усло­вия, которые были бы адекватны сензитивным периодам и создавали бы мотивы самоактуализации). Фактически речь идет о том, что пси­хические новообразования, возникающие в процессе обучения (зна­ния, умения, умственные действия и пр.), — это результаты усвоения научного компонента в социальном опыте.

Помимо этого необходимы и такие психические образования, ко­торые свидетельствуют о нормах поведения детей, их эстетической культуре, — словом, об усвоении морального элемента социального опыта, выработанного человечеством. Таковы нормы человеческого общежития, правовые знания, эстетические нормы и вкусы и т. п.

Разумеется, подобное выделение в социальном опыте «чистых» знаний условно. Это сделано нами, чтобы подчеркнуть: педагогическая психология интересуется и тем, как складываются нормы поведения у молодого поколения, что этому способствует или препятствует. Сле­довательно, необходимо показать, каковы психологические законо­мерности воспитания, почему возникает психическое нездоровье, ка­ковы возможности взрослых, какие сложности существуют.

Таким образом, категорию «психическое здоровье» осмысливают и анализируют по-разному. Один из подходов — теоретический, по­зволяющий рассмотреть, на какие области образовательного процес­са распространяется сам изучаемый феномен.


Психологические особенности воспитания 193

Следует, однако, сразу определиться с тем, что в образовательном процессе представлены два аспекта — обучение и воспитание, в кото­рых личность школьника реализуется как единая.

Другой подход к психическому здоровью — ориентированный на практику. Он позволяет по определенным критериям обнаружить асинхронии развития личности школьника, проанализировать внеш­ние условия, провоцирующие их (роль в этом взрослых и педагогов).

Воспитание — та область, где ошибки взаимодействия взрослых с детьми проявляются с очевидностью.

В связи с идеей самоактуализации личности рассмотрим процесс воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...