Обучение на основе теории Л. В. Занкова
Л. В. Занков оказал существенное влияние на методы обучения в начальной школе. Вплоть до 1958 г. оно было обязательным, а затем таковым стало неполное среднее образование. В 1960-е гг. происходило постоянное улучшение его содержания и методов, направленное на совершенствование умственного развития детей. Однако методика начального обучения опиралась в основном на теорию эмпирического (конкретного) мышления, при котором все связи и закономерности явлений лежат на поверхности. Считалось, что необходимо выделять внешние качества предметов, составляющих одно понятие, и объединять их. Предполагалось, что младшие школьники могут усвоить только элементарные понятия. Для использования возможностей наглядно-действенного мышления был выведен основной принцип обучения — наглядности. Некоторые ученые полагали, что наглядность облегчает понимание нового, поскольку поступающий в школу ребенок мыслит конкретно, а развитие мышления чаще всего связывалось с произвольностью и восприятием. Результаты исследований привели ряд исследователей к идее, что начальное обучение не влияло существенно на умственное развитие детей. На это замечание отреагировал Б. Г. Ананьев, подчеркивавший, что в практике начального обучения не преодолены противоречия между обучением и развитием. Слабое влияние первого объяснялось тем, что эмпирическое абстрагирование и обобщение были единственными средствами овладения учебным материалом. Конечно, такой подход не способствовал преемственным связям со средней школой, где ученик должен был овладевать отвлеченными, общими понятиями, значимыми в геометрии, алгебре и др.
Новая дидактическая система была направлена на общее психическое развитие школьников. Стал повышаться теоретический уровень начального обучения и расширяться объем учебного материала. Это способствовало формированию желания учиться, развитию умственных действий школьника1. Основная идея Л. В. Занкова такова: успехи в психическом развитии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Процесс общего развития зависит от деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Остановимся подробнее на принципах обучения, выдвинутых Л. В. Занковым. Их реализация способствует оптимальному общему развитию школьников. 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Л. В. Занков 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении. Он
Обучение на основе теории Л. В. Занкова 161
3. Принцип -«идти вперед быстрым темпом». Высокий уровень Речь идет не о спешке, мешающей прорабатывать материал как следует. Иногда учитель стремится как можно больше решать задач и выполнять упражнений, что нацелено на повторение и перенос одних и тех же действий в новые условия. Быстрый темп дает возможность мобилизовать внутренние ресурсы, раскрыть разные стороны усваиваемых знаний, углубляя и объединяя их. 4. Осознанность школьниками процесса своего учения. Она связа Традиционный дидактический принцип предполагает понимание учебного материала, умение применять знания на практике. Он указывает, что надо овладеть знаниями, навыками, умениями. Ученик должен уяснить процесс протекания учебной деятельности: основания определенного расположения материала, возможные ошибки при усвоении задач. Учитель объясняет, как их предупредить. Процесс овладения знаниями и навыками становится объектом осознания необходимых операций, их последовательности и самоконтроля. 5. «Дать простор индивидуальности» — этот принцип требует уче
Все эти принципы были реализованы в различных программах обучения и методиках преподавания определенных учебных предметов. Как показали многочисленные исследования1, реализация этих
Ь-10ЬЗ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|