Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение на основе теории Л. В. Занкова




Л. В. Занков оказал существенное влияние на методы обучения в на­чальной школе. Вплоть до 1958 г. оно было обязательным, а затем та­ковым стало неполное среднее образование. В 1960-е гг. происходи­ло постоянное улучшение его содержания и методов, направленное на совершенствование умственного развития детей. Однако методи­ка начального обучения опиралась в основном на теорию эмпириче­ского (конкретного) мышления, при котором все связи и закономер­ности явлений лежат на поверхности.

Считалось, что необходимо выделять внешние качества предме­тов, составляющих одно понятие, и объединять их. Предполагалось, что младшие школьники могут усвоить только элементарные поня­тия. Для использования возможностей наглядно-действенного мыш­ления был выведен основной принцип обучения — наглядности.

Некоторые ученые полагали, что наглядность облегчает понима­ние нового, поскольку поступающий в школу ребенок мыслит кон­кретно, а развитие мышления чаще всего связывалось с произволь­ностью и восприятием.

Результаты исследований привели ряд исследователей к идее, что начальное обучение не влияло существенно на умственное развитие детей. На это замечание отреагировал Б. Г. Ананьев, подчеркивав­ший, что в практике начального обучения не преодолены противоре­чия между обучением и развитием.

Слабое влияние первого объяснялось тем, что эмпирическое аб­страгирование и обобщение были единственными средствами овла­дения учебным материалом. Конечно, такой подход не способство­вал преемственным связям со средней школой, где ученик должен был овладевать отвлеченными, общими понятиями, значимыми в гео­метрии, алгебре и др.


160 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин специально изучили проблему раз­вивающего обучения, проведя в конце 1950-х гг. формирующий экс­перимент.

Новая дидактическая система была направлена на общее психи­ческое развитие школьников. Стал повышаться теоретический уро­вень начального обучения и расширяться объем учебного материала. Это способствовало формированию желания учиться, развитию ум­ственных действий школьника1.

Основная идея Л. В. Занкова такова: успехи в психическом разви­тии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний. Процесс общего развития зависит от деятельности наблюдения, мыс­лительной деятельности и практических действий.

Остановимся подробнее на принципах обучения, выдвинутых Л. В. Занковым. Их реализация способствует оптимальному общему развитию школьников.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Л. В. Занков
полагал, что это не противоречит принципу доступности. В обуче­
нии необходимо раскрыть духовные силы ребенка, дать им простор
и направление. Если учебный материал не вызывает трудностей,
умственное развитие становится вялым и теряет поступательность.
Ученый обращает внимание на понятие «трудность», которое име­
ет несколько аспектов. Ученик в процессе познания не только ис­
пытывает напряжение, но и должен преодолевать непонимание,
осмысливая взаимозависимость явлений, их внутреннюю сущность.
Этот принцип хорошо иллюстрирует «зону ближайшего разви­
тия»: то, что было трудно или невозможно выполнить одному, ста­
новится возможным сделать с помощью учителя.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении. Он
определяет качественное своеобразие трудностей в учебной дея­
тельности. Повышение удельного веса теоретических знаний вызы­
вает своеобразные процессы психической деятельности. Имеющие­
ся знания переосмысливаются, систематизируются, объединяются
в более сложные структуры.

1 Занков Л. В. О начальном обучении. — М., 1963; Развитие учащихся в процессе обуче­ния (I-II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. — М„ 1963; Развитие школьников в про­цессе обучения (III—IV классы) / Под ред. Л. В. Занкова. — М., 1975; Развитие млад­ших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. — М., 1983.


Обучение на основе теории Л. В. Занкова 161

Этот принцип помогает учителю организовать поиск закономерно­стей, существенных связей, подвести к обобщениям не только при изучении одной темы или предмета, но и целого ряда предметов.

3. Принцип -«идти вперед быстрым темпом». Высокий уровень
трудностей, провозглашенный как обязательное требование, что­
бы развивались духовные силы ученика начальной школы, адек­
ватен постоянному движению вперед. Мышление ребенка обога­
щается новыми впечатлениями, разностороннее содержание учеб­
ного материала включается в широкую систему.

Речь идет не о спешке, мешающей прорабатывать материал как следует. Иногда учитель стремится как можно больше решать за­дач и выполнять упражнений, что нацелено на повторение и пере­нос одних и тех же действий в новые условия. Быстрый темп дает возможность мобилизовать внутренние ресурсы, раскрыть разные стороны усваиваемых знаний, углубляя и объединяя их.

4. Осознанность школьниками процесса своего учения. Она связа­
на с рефлексией, помогающей ученику лучше понять имеющиеся
у него трудности. Л. В. Занков считал, что это близко традицион­
ному принципу сознательного усвоения знаний, но в то же время
отмечал и существенное отличие.

Традиционный дидактический принцип предполагает понимание учебного материала, умение применять знания на практике. Он указывает, что надо овладеть знаниями, навыками, умениями. Уче­ник должен уяснить процесс протекания учебной деятельности: основания определенного расположения материала, возможные ошибки при усвоении задач. Учитель объясняет, как их предупре­дить. Процесс овладения знаниями и навыками становится объ­ектом осознания необходимых операций, их последовательности и самоконтроля.

5. «Дать простор индивидуальности» — этот принцип требует уче­
та индивидуальных особенностей детей. Работа учителя ориенти­
рована на конкретного ученика и должна быть дифференциро­
ванной. Нельзя допускать разделения учащихся по способностям.
Необходимо развивать индивидуальность каждого в соответствии
с его возможностями.

Все эти принципы были реализованы в различных программах обучения и методиках преподавания определенных учебных предме­тов. Как показали многочисленные исследования1, реализация этих

Занков Л. В. Указ. соч.


Ь-10ЬЗ


162 Глава 4. Психологические основы образовательных технологий

принципов привела к существенным изменениям в общем развитии младших школьников, что, в свою очередь, обеспечило положитель­ные сдвиги в интеллектуальном развитии учащихся среднего звена. Пример урока, построенного на основе системы Л. В. Занкова, приведен в приложении ЗА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...