Психологические особенности воспитания
Словарная литература по психологии отмечает, что воспитание —это прежде всего процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, испытывая в то же время влияние социальной и культурной среды. В процессе воспитания индивид обретает признанные в обществе и одобряемые им социальные ценности, нравственные и правовые нормы, качества личности и образцы поведения'. ► Воспитание (как и обучение) представляет собой совместную с детьми деятельность взрослых (или сверстников), связанную с презентацией ими норм культуры, ценностей, вкусов, идеалов, взглядов и пр. и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение в целом. На протяжении веков взрослые стремились к тому, чтобы молодое поколение оказалось достойным и способным приумножать культурные ценности. Очень часто эти установки проявлялись в деятельности учителя. Например, ученики Конфуция должны были усвоить в первую очередь уроки стойкости духа и смирения. Вместе с тем история показывает, насколько труден процесс воспитания. Так, при раскопках пирамиды нашли папирус, на котором
1 Кораблипа Е. II. Психологическая помощь в развитии личности. — СПб, 1994 — С. 4-5. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Ростов-на-Дону, 1998. 7-1063 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Психологические особенности воспитания 195
было написано: «Ох уж эти дети! И когда они начнут слушаться своих родителей?» В каждом обществе социально-культурный уровень (традиционная культура, образ жизни, нормы общежития и пр.) влиял на характер воспитания. Скажем, европейцы требуют строгой дисциплины от детей младшего возраста, а затем те обретают самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов иначе: они не ограничивают детей, предоставляя им максимум свободы, но, став подростками, должны вести себя в соответствии с обязанностями взрослых. Также разными были представления о феминности или маскулинности детей, роли в этом отца или матери.
С содержательной стороны процесс воспитания складывается из нескольких частей, поскольку воспитание бывает: 1. Умственное. 2. Физическое. 3. Эстетическое. 4. Правовое. 5. Трудовое. 6. Профессиональное. В психологии воспитания следует отметить определенные аспекты: ♦ роль деятельности в процессе воспитания; ♦ воспитание как взаимодействие; ♦ система потребностей ребенка при взаимодействии с ним взрос ♦ воспитательные воздействия; ♦ трудности социализации детей; ♦ психические травмы как субъективно переживаемые и непреодо Рассмотрим эти вопросы подробнее. Многие авторы указывают, что опыт усваивается в деятельности (об этом пишут А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б. М. Ломов и др.). Нельзя научиться плавать, не входя в воду; нельзя стать вежливым, не проявляя вежливого, корректного поведения; невозможно быть добрым без заботливого, внимательного отношения к людям. Процесс усвоения социального опыта сродни обучению: сначала ребенок учится на примере другого человека. В этом смысле еще раз уместно подчеркнуть: прежде чем какая-либо черта личности (например, честность) появится — станет внутренней функцией, она должна быть прежде всего внешней, социализированной — как бы «для других», и только потом — для себя (внутренней, индивидуальной). Следовательно, процесс воспитания начинается со взрослых, носителей культурного опыта. Принцип единства сознания и деятельности гласит: необходима активная деятельность детей, чтобы они усвоили правила поведения. Ребенок вместе со взрослым, согласно определяемым наставником целям, выполняет то, что требуется в данном конкретном случае. Затем личность становится более автономной, она демонстрирует «выученные уроки» в других ситуациях.
Психологическое ядро воспитания — формирование целостной личности, направленность которой — самоактуализация. ► Направленность личности — это совокупность мотивов, которые ориентируют деятельность индивида и не зависят от ситуации. Таковая проявляется в убеждениях, склонностях и пр. Имеется несколько видов направленности: ♦ эгоистическая (на себя); ♦ на взаимодействие с другими; ♦ на деятельность (на дело). Другими словами, направленность личности выявляет ее потребности. Так, первая из трех указанных возникает, если у детей преобладают мотивы к достижению собственного благополучия и престижа. Такой человек игнорирует окружающих, а в своей деятельности старается прежде всего удовлетворить свои притязания. Направленность на взаимодействие обнаруживается, когда индивид стремится поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Он ориентирован на общение, что может влиять на качество выполнения деятельности и ее результат. Деловая направленность отражает увлечение процессом деятельности, стремление к познанию. Она связана с потребностью человека сотрудничать с другими ради дела и характеризуется мотивами бескорыстного выполнения (А. Маслоу называл это служением делу, приводящим личность к ощущению радости). Каждое личностное свойство — это мотив и проявление поведения. Целостная структура личности охарактеризована Л. И. Божович: это 196 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания человек, достигший определенного уровня психического развития, который позволяет ему управлять саморазвитием и взаимодействием с окружающими. Формирование целостной структуры личности в процессе воспитания приводит к появлению мотивов и устойчивых способов поведения, адекватных данному возрасту. С точки зрения нравственного поведения такая целостность и предполагает устойчивые способы поведения и преднамеренные мотивы.
В структуре личности огромное значение имеет отношение к окружающему как опредмеченная потребность в другом человеке или деятельности. Через окружающих индивид становится самим собой, ибо те одобряют или порицают его поступки. По другим человек сверяет свое поведение. В. Н. Мясищев отмечал: Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности'. Предмет или другой человек, с которым у данного индивида устанавливается определенное взаимоотношение, включаются в систему связей. Свойства предметов существуют для всех людей, а действия и переживания, которые вызывают эти свойства, избирательны. У каждого они специфичны. Соответственно отношения к чему-либо есть своеобразная оценка, рождаемая «внутри» личности. Когда личность развивается в процессе воспитания, изменяются и ее внутренние оценки, или отношения. С точки зрения В. Н. Мяси-щева, воспитание и есть процесс образования оценочных отношений. Важное значение для его понимания имеют мысли С. Л. Рубинштейна об отношении человека к окружающему. Ученый указывал:...Общественное отношение к другим людям опосредует у человека и самое отношение его к природе, вообще к объекту. Человек существует как человек лишь благодаря своему отношению к другому человеку2. Он подчеркивал, что отношение к людям составляет ядро истинной психологии, «основную ткань человеческой жизни». С. Л. Рубинштейн видел смысл жизни в отношениях с другими людьми. Коммуникативные черты личности, развиваемые воспитанием, определяют морально-психологический строй личности: 1 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отно 2 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М, 1976. — С. 51. Психологические особенности воспитания 197
Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать1. Формирование коммуникативных черт личности становится важной целью воспитания. Особо значимым является, по мнению Т. Е. Конниковой, воспитание коллективизма. И это понятно, поскольку школьники проводят время в основном среди сверстников. От того, какие отношения они умеют построить с другими, зависит их самочувствие (можно сказать, их психическое здоровье). Т. Е. Кошшкова занялась изучением коллектива школьников. Она писала, что способ организации совместной деятельности влияет на отношения детей друг к другу. Педагогу надо воздействовать на них без угроз, давления и приказов. Перекликаются с мыслями этого исследователя идеи А. Л. Шннр-мана о развитии личности учащихся в коллективе, об их индивидуальных особенностях, товарищеских отношениях, необходимых в совместной деятельности. А. Л. Шнирман отмечал необходимость быть уважительным, чутким, внимательным к вопросам учащихся. Отношения между ними и воспитателем должны строиться на основе доверия и взаимного уважения. Психологические особенности воспитательного процесса хорошо иллюстрируют исследования А. В. Петровского. Они продемонстрировали, что «в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями»2. Для психологии воспитания важно, что личность избирательно относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если она вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других — к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками. В позиции А. В. Петровского привлекает указание на значимость в процессах воспитания специфики личностного становления: Человек вступает в общение и в нем определяет существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, 1 Рубинштейн С. Л. Указ. соч. — С. 14. 2 Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982. — С. 31.
198 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями»1. Следовательно, личность — это то, «что во мне для других». С точки зрения ученого, только в коллективе возможно подобное: я отношусь к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим. Без этого не мыслится ни коллективизм, ни персоиализация.
Особая потребность человека — быть личностью (это и есть потребность персонализации). Она проявляется во включении индивида в социальные связи, ими же она и обусловливается. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек становится личностью, одновременно «отражаясь» в них. А. В. Петровский полагает, что в воспитании имеется единство И взаимопереход отношений. Отношения людей — это изменение отраженной субъектное™ в каждом взаимодействующем лице. Укажем еще на одно положение, важное для понимания воспитания. Речь идет о феномене возложения ответственности, т. е. устойчивой позиции индивида, проявляющейся в признании правомерности наложить возможные социальные санкции в форме одобрения или наказания за успех или неудачи в совместной деятельности на себя или других лиц в группе2. В исследовании обнаружилось, что ответственность отдельного человека зависит от уровня развития группы. Если тот низок, индивид считает заслуги только своими, а если высок, то успех оценивается адекватно. Неудачи в первом случае конкретный человек относит на счет других людей. Таким образом, в воспитании детей большую роль играет группа (ученический коллектив, кружок). Группы высокого уровня развития характеризуются единством, коммуникативностью, ответственностью. Поскольку их члены — дети, они также проявляют эти особенности (ответственность, сдержанность, коммуникативность и пр.). Отметим роль выдающегося педагога и ученого А. С. Макаренко в изучении коллектива и его влияния на личность. А. С. Макаренко считал, что коллектив создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития школьника. Идея параллельного педагогического действия раскрывает сущность отношений личности и группы: на конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив. Однако подобное параллельное воз- 1 Петровский А. В. Указ. соч. — С. 115. 2 Там же. - С. 149. Психологические особенности воспитания 199 действие личности на коллектив и наоборот возможно только при высоком уровне развития группы. Воздействия могут быть эффективными при определенных условиях. Одним из них является референтноетъ группы, в которой находится школьник. Если все то, что делают другие дети, для него существенно, то он разделяет нормы, ценности, установки, руководствуется ими и строит свое поведение так, чтобы другие его одобрили. У школьника может быть несколько референтных групп, и часто они вовсе не коллектив класса. Следовательно, лучше всего для полноценного воспитания, когда формальная группа одновременно является и референтной. Коллектив воздействует на личность эффективно в том случае, если уровень притязаний школьника соответствует его реальному положению в группе, а цели, задачи, стоящие перед ним, понятны, доступны и приняты им так же, как и другими. Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы иа Украине В. А. Сухомлин-ский. Совместная деятельность взрослых и детей, по мнению В. А. Су-хомлинского, эффективна, когда обращаются к уму и чувствам воспитанников. Только в том случае взаимоотношения превратятся в средство воспитания, если воздействия педагога пробуждают в детях гражданина. В основу воспитательной работы ученый-практик положил главный принцип: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Мастерство педагога заключается в умении пробудить духовную жизнь детей. Он должен быть не только старшим товарищем, но и наставником. Воспитателю следует придерживаться правила: ни один день не должен быть без успехов, без результатов: Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты1. Роль взрослого, педагога в процессе воспитания неизмеримо велика. В. А. Сухомлинский подчеркивал: Мы, педагоги, воспитываем прежде всего тем, что в нашей душе, — своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращенное к детям и юношеству, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы чувст- 1 Сухомлипскиий В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982. — С. 44. 200 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания вовали в нем высшую правду бытия, чтобы верили нам, как верит человек сиянию солнца'. Воспитание можно рассматривать и как социально-психологический процесс. В нем происходит социализация школьников, которые овладевают различными ролями, имеют социальные установки и социально-психологический статус. ► Социализация — это процесс и результат образования и воспроизведения социального опыта, усвоенного личностью в обучении и воспитании, а также при стихийном и неорганизованном воздействии факторов социальной среды. Воспитываясь, личность самоактуализируется. По мере взросления меняется Я-концепция учащегося (своеобразное представление о себе). В нее входит несколько Я — прошлое, настоящее, будущее, идеальное — в глазах других. Исключительный случай, когда эти несколько Я совпадают. Важно, чтобы школьник принимал себя, отличался стабильностью, поскольку это служит источником саморазвития и самовоспитания. Социальная роль понимается в социальной психологии как фиксированное положение, которое занимает человек в системе межличностных взаимосвязей. От каждой личности ожидают определенных образцов поведения. Эти ожидания соответствуют каким-то поведенческим признакам, проявляемым человеком в общении с окружающими. Школьник всегда стремится к одобрению своих поступков со стороны значимых для него взрослых и сверстников. Иначе говоря, он усваивает нормы поведения в соответствии с той деятельностью, которую выполняет. Например, может замечательно играть в футбол (роль футболиста), но иметь плохую успеваемость (роль ученика). Эти роли могут меняться в процессе воспитания. Ребенок достигает самоидентичности, когда они одобряются окружающими. Появляется удовлетворение значимой для него деятельностью. Итак, в процессе воспитания формируются потребности, характер, эмоционально-волевая сфера, инициируется саморазвитие. Человек овладевает социальными ролями и стремится к самоактуализации. На этот процесс влияют взрослые и сверстники. Как это происходит, рассматривается ниже. 1 Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М., 1980. — С. 13. Роль психологических воздействии в воспитании 201 Роль психологических воздействий в воспитании О психологическом воздействии говорят, когда один человек пытается изменить, одобрить, принять поведение другого и повлиять на него. В «Психологическом словаре» дается такое определение: ► Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информации или других материальных агентов от одного участника взаимодействия к другому. Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дистантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имеющих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воздействий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека. Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, когда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздействий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, которые являются для него значимыми. Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, содействующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реализоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосознания, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае. Психологи выделяют три типа стратегий психологического воздействия, зависящих от специфики теоретических подходов. Смысл последних заключается в том, как рассматривать ребенка: пассивным, зависимым от взрослых существом (объектом) или субъектом своей собственной деятельности и взаимодействия. Исторически первой является объектная (реактивная) стратегия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздействия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим путем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ре- 202 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания бенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Сторонники бихевиоризма указывали: Психологический организм, в отличие от биологического организма, может рассматриваться как сумма реакций плюс их различные интеграции... Такой поведенческий акт, направленный на специфический целевой объект или исходящий из него, вместе с использованием объектов в качестве средств характеризуется также селективностью, избирательностью, выражающейся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями, то есть навык регулируется целью1. Интересно, что и некоторые свойства поведения, связанные с эмоционально-волевыми чертами, можно было толковать в рамках соотношения «стимул—реакция». Термин «викарные пробы и ошибки» был предложен для обозначения нерешительного поведения с попеременным возвращением. Вместе с тем следует отметить, что, анализируя ситуации, бихе-виористы касаются мотивации. Описывая поведение, они пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие: ♦ целевой компонент (из чего человек исходит); ♦ отношение к объекту (как средство достижения цели); ♦ избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рацио Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в которых оказываются дети и взрослые. Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформой императивной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога. Идея о необходимости принуждения уходит корнями в педагогику Й. Гербарта. Он разработал специальную шкалу воздействия на личность и деятельность детей, куда включил угрозы, приказания, Роль психологических воздействий в воспитании запрещения, наказания, в том числе телесные, одобрения, увещевания. Авторитету педагога отведена была последняя роль. Между ребенком и взрослым, по мнению Й. Гербарта, должна быть социальная дистанция. У воспитателя своя дорога, поэтому он не должен заботиться об одобрении или неодобрении собственных действий со стороны детей, чья воля несоизмеримо слабее. Приверженцы гештальт-психологии исходили из того, что человек — часть поля, характеризуемая целостностью (таковы же и реакции). Для психологических воздействий в воспитании важно выяснить условия жизни (поля), окружение, привычки, манеру поведения, волю. Один из основателей гештальт-психологии М. Вертгаймер писал: Когда люди находятся вместе... то самым неестественным поведением будет такое, о котором можно сказать, что несколько «Я» просто находятся вместе. На самом деле эти различные «Я» работают совместно, каждый как осмысленно функционирующая часть целого....Мы приходим к такому выводу, что если с теми людьми, с которыми человек сотрудничает, по некоторым причинам невозможно осуществить хорошие отношения, отношения гармонии, то вместо этого возникает определенный суррогат, который изменяет психическое бытие человека1. Позднее гештальт-психологи привлекли свою теорию, чтобы изучить потребности и мотивы поведения человека. Это оказалось важным для понимания сущности не только императивной, но и других стратегий. Г. А. Ковалев описывает еще манипулятивную и развивающую стратегии2. При первой ребенок видится существом пассивным, «страдательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объектным, а стратегия — монологичной. Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверждается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, деструкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью авторитетов и манипулирования.
1 Толчеи Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х гг. — середина 30-х гг. XX в.). — М., 1980. - С. 52-53. 1 Левин К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии... — С. 93. 2 Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воз 204 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других»1. По его мнению, существуют 8 типов манипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность: 1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается прика 2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь застав 3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролиро 4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, 5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, про 6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, 7. Хулигап. Управляет другими посредством своей агрессивности, не 8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, зануд Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедующие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авторитеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр. Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), внушении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке. Роль психологических воздействии в воспитании 205 Главным является опора на неповторимость и уникальность творческой личности школьника. Когда-то А. С. Макаренко сказал: Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость1. Можно считать, что воспитание должно конструировать завтрашнюю радость. Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Только при диалоге с ребенком реальны настрой друг на друга, эмоциональная открытость, «со-бытие», в котором воздействие уже не является однонаправленным. У педагога и учащихся один и тот же эмоциональный порыв. Они как бы «заряжены» общей энергией, имеют сходные стремления. Обе стороны равноправны и прислушиваются друг к другу. Диалогический характер психической деятельности изначально присущ человеку в организации его отношений с другими людьми. Следовательно, активность и потребности людей могут развиваться только в условиях взаимодействия. По мнению Г. А. Ковалева, диалог основан на равенстве позиций партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку, принятии его внутреннего мира как особой ценности. Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом. Б. Г. Ананьев подчеркивал особую роль оценок в воздействии учителя на ребенка. Положительные помогают подбодрить учащегося, выделить его достижения, личностный рост. Хуже всего, когда нет никаких оценок: это дезорганизует детей, провоцирует ощущение их незначительности, неуверенность, если при этом оцениваются другие. Данное обстоятельство угнетает активность детей и замедляет их личностное развитие. В деятельности многих педагогов обнаруживается существенный недостаток: они неодинаково относятся к детям, не проявляют к ним чуткости, не понимают их. Характер психологических воздействий ярко проявляется в авторитете взрослых. Авторитет (от лат. autoiitas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), пользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который признает за ним право принимать ответственные решения и изменять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется
Шостром Э. Анти-Карнегн. — М., 1992. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 74. 206 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания. Первыми авторитетными фигурами для любого человека являются его родители, опыт взаимодействия с которыми изначален, — с ними ребенок связан от рождения. Однако затем дети становятся автономными, иногда вопреки желаниям родителей. Когда же ребенок идет в школу, авторитетным для него оказывается учитель. Однако по-прежнему сохраняется влияние и авторитет родителей, поскольку существует естественное разделение институтов социализации — семьи и школы. В том случае, когда взаимоотношения между детьми и родителями остаются хорошими, изменяются аспекты авторитетности: главными выступают достоинства отца и матери. Власть и влияние родителей на детей ослабевают или усиливаются по достижении последними определенного возраста. Известно такое остроумное выражение: «Когда я был маленьким, я думал: "Мама знает все". Когда стал учиться в школе, понял, что мама не все знает. Подростком я считал, что мама ничего не знает. Много позже я осознал, что надо было слушаться маму, которая знала главное, тогда я не сделал бы многих ошибок». По мнению А. С. Макаренко, авторитет и послушание не могут быть целью, необходимо правильное воспитание, а послушание детей — только один из путей к ней. Вместе с тем авторитет бывает и ложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: авторитет подавления, резонерства, расстояния, чванства, подкупа, «рубахи-парня» и пр. Рассмотрим некоторые. Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоятельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится. Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется делами сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других. Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом Роль психологических воздействии в воспитании 207 влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия на детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают их игнорировать. Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, даваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены. Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка. Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за границу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за вознаграждение. А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «рубахи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания развивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов. Какие же психологические условия должен создать учитель, чтобы методы воспитания — побуждение, приказ, принуждение, внушение, пример, поощрение, наказание и пр. — были действенными? Какие требования предъявляются к последним? 1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей. Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к преобладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки несдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается: ♦ самого себя (подросток занимается самовоспитанием); ♦ сверстников (они воспринимаются как референтная группа); ♦ взрослых (происходит переоценка их влияния на личность под Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориентируясь на мнение ровесников. 208 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок в воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеждать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоциональная напряженность становится минимальной. 2. Следует организовывать совместную деятельность, предпола Иногда возможна коопера
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|