Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОТ АВТОРОВ





 


 

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
у детей 1-3 лет
с проблемами в развитии

МОСКВА

 

УДК 373 ББК 88. 8 Ц59

Рецензенты:

Коваль Н. А. — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина;

Иванова Н. Н. — кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина

Ц59 Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1—3 лет с проблемами в развитии / Авт. -сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко и др. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с. (Растем умными)

ISBN 978-5-89415-785-6

В издании представлен цикл взаимосвязанных занятий для учителя-дефектолога, включивший в себя игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способствующие активизации и совершенствованию познава­тельной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с проблемами в развитии с окружающей действительно­стью (живой и неживой природой, природными явлениями).

Материал издания составлен в соответствии с государствен­ными требованиями к минимуму содержания и уровню обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Предлагаемая в пособии система психолого-педагогического сопровождения окажет существенную помощь администрации до­школьных образовательных учреждений, педагогам-психологам, учителям-дефектологам в их работе по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психи­ческого развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

УДК 373 ББК 88. 8

©ТОИПКРО, 2010

©Составление, коллектив авторов, 2010 ©АРКТИ, 2010

ОТ АВТОРОВ

Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действи­тельности и стремлением познать свойства и качества пред­метов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выде­лять, учитывать свойства и отношения объектов при выпол­нении практических и игровых действий с ними.

Понимая важность развития познавательной сферы ребенка раннего возраста, авторский коллектив, в который вошли Т. Б. Кротова (учитель-дефектолог МДОУ детский сад «Аленушка» г, Тамбова); О. А. Минина (учитель-лого­пед); А. В. Можейко (канд. пед. наук, педагог-психолог, председатель психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова), Н. Н. Саранчин (директор Центра психолого- медико-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова); В. М. Чернышова (зав. лабораторией психоло­гического сопровождения Тамбовского областного инсти­тута повышения квалификации работников образования), разработал цикл взаимосвязанных занятий для учителя- дефектолога.

Включивший в себя игры и упражнения для психокор­рекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способ­ствующие активизации и совершенствованию познаватель­ной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с окружающей действительностью (живой и нежи­вой природой, природными явлениями), данный цикл заня­тий имеет в качестве главной цели — повышение уровня познавательного развития детей раннего возраста с пробле-

мами в развитии, а в качестве основных ориентиров выдви­гает перед педагогами задачи:

— учить выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выпол­нении ряда практических действий;

— учить группировать в соответствии с образцом пред­меты по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;

— учить соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разно­видностей;

— учить узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак;

— учить обозначать различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками;

— учить активно использовать «опредмеченные» слова- названия для обозначения формы, цвета;

— учить отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры;

— учить активно пользоваться общепринятыми словами- названиями цвета;

— развивать общую и мелкую моторику;

— расширять представления об окружающем мире.

Содержание игр, представленных в данном посо­бии, направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия у детей раннего воз­раста с психофизическими отклонениями. В процессе уча­стия в играх у детей развиваются внимание, память, фор­мируются коммуникативные способности и продуктивные способности сотрудничества с взрослым.

Проведение игр и упражнений предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возмож­ность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отноше­нию к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем


напротив. Каждое действие ребенка должно быть проком­ментировано и обобщено в речевом плане.

Важной чертой предлагаемого цикла занятий является то, что на занятиях обязательно присутствуют родители. Они запоминают упражнения, проводимые с ребенком, и дома ежедневно занимаются с ним по полученному образцу (домашнее задание). В начале занятия педагог настраивает ребенка на предстоящую деятельность, далее с ним разби­рается домашнее задание. Затем проводятся упражнения в соответствии с планом занятия.

Предложенный цикл занятий направлен на познавательное развитие детей от года до 3-х лет. В основу данного цикла занятий положена система С. Л. Новоселовой — Э. Г. Пилюгиной — Е. А. Стребелевой. Значком «*» отмечены задания, разработанные авторами вышеуказанного цикла Т. В. Кротовой и А. В. Можейко.

Цикл состоит из 60 занятий (одно занятие в неделю):

— 30 занятий для детей в возрасте от года до 2-х лет;

— 30 занятий — для детей от 2-х до 3-х лет,

Продолжительность занятий для детей в возрасте от года до двух лет — 7-10 минут; для детей от 2-х до 3-х лет — 10-12 минут. Количество игр в занятии можно варьиро­вать.

Представленный в издании материал в 2006—2008 гг. прошел успешную апробацию на базе Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции и МДОУ д/с комбинированного вида № 2 «Аленушка» г. Тамбова.

Авторы надеются, что материалы данного пособия, адре­сованные учителям-дефектологам и психологам, вместе с двумя другими изданиями серии (по диагностике и разви­тию речевой сферы) окажут существенную помощь адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям- логопедам и другим педагогическим работникам ДОУ в их работе по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка ран­него возраста.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...