ОТ АВТОРОВ
Стр 1 из 18Следующая ⇒
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ
УДК 373 ББК 88. 8 Ц59 Рецензенты: Коваль Н. А. — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина; Иванова Н. Н. — кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Ц59 Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1—3 лет с проблемами в развитии / Авт. -сост. Т. Б. Кротова, О. А. Минина, А. В. Можейко и др. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с. (Растем умными) ISBN 978-5-89415-785-6 В издании представлен цикл взаимосвязанных занятий для учителя-дефектолога, включивший в себя игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с проблемами в развитии с окружающей действительностью (живой и неживой природой, природными явлениями). Материал издания составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Предлагаемая в пособии система психолого-педагогического сопровождения окажет существенную помощь администрации дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, учителям-дефектологам в их работе по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
УДК 373 ББК 88. 8 ©ТОИПКРО, 2010 ©Составление, коллектив авторов, 2010 ©АРКТИ, 2010 ОТ АВТОРОВ Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действительности и стремлением познать свойства и качества предметов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности. Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выделять, учитывать свойства и отношения объектов при выполнении практических и игровых действий с ними. Понимая важность развития познавательной сферы ребенка раннего возраста, авторский коллектив, в который вошли Т. Б. Кротова (учитель-дефектолог МДОУ детский сад «Аленушка» г, Тамбова); О. А. Минина (учитель-логопед); А. В. Можейко (канд. пед. наук, педагог-психолог, председатель психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова), Н. Н. Саранчин (директор Центра психолого- медико-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова); В. М. Чернышова (зав. лабораторией психологического сопровождения Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования), разработал цикл взаимосвязанных занятий для учителя- дефектолога. Включивший в себя игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способствующие активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с окружающей действительностью (живой и неживой природой, природными явлениями), данный цикл занятий имеет в качестве главной цели — повышение уровня познавательного развития детей раннего возраста с пробле- мами в развитии, а в качестве основных ориентиров выдвигает перед педагогами задачи: — учить выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
— учить группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей; — учить соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей; — учить узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак; — учить обозначать различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками; — учить активно использовать «опредмеченные» слова- названия для обозначения формы, цвета; — учить отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры; — учить активно пользоваться общепринятыми словами- названиями цвета; — развивать общую и мелкую моторику; — расширять представления об окружающем мире. Содержание игр, представленных в данном пособии, направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия у детей раннего возраста с психофизическими отклонениями. В процессе участия в играх у детей развиваются внимание, память, формируются коммуникативные способности и продуктивные способности сотрудничества с взрослым. Проведение игр и упражнений предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане. Важной чертой предлагаемого цикла занятий является то, что на занятиях обязательно присутствуют родители. Они запоминают упражнения, проводимые с ребенком, и дома ежедневно занимаются с ним по полученному образцу (домашнее задание). В начале занятия педагог настраивает ребенка на предстоящую деятельность, далее с ним разбирается домашнее задание. Затем проводятся упражнения в соответствии с планом занятия.
Предложенный цикл занятий направлен на познавательное развитие детей от года до 3-х лет. В основу данного цикла занятий положена система С. Л. Новоселовой — Э. Г. Пилюгиной — Е. А. Стребелевой. Значком «*» отмечены задания, разработанные авторами вышеуказанного цикла Т. В. Кротовой и А. В. Можейко. Цикл состоит из 60 занятий (одно занятие в неделю): — 30 занятий для детей в возрасте от года до 2-х лет; — 30 занятий — для детей от 2-х до 3-х лет, Продолжительность занятий для детей в возрасте от года до двух лет — 7-10 минут; для детей от 2-х до 3-х лет — 10-12 минут. Количество игр в занятии можно варьировать. Представленный в издании материал в 2006—2008 гг. прошел успешную апробацию на базе Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции и МДОУ д/с комбинированного вида № 2 «Аленушка» г. Тамбова. Авторы надеются, что материалы данного пособия, адресованные учителям-дефектологам и психологам, вместе с двумя другими изданиями серии (по диагностике и развитию речевой сферы) окажут существенную помощь администрации дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям- логопедам и другим педагогическим работникам ДОУ в их работе по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|