Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические травмы детей в проиессе воспитания




► Психические травмы —это негативные переживания возникших не­удач и не преодоленных детьми психологических барьеров.

Переживаемые неудачи оставляют свой след. Чем значимее была выполняемая деятельность, чем больше помех и трудностей она вызы­вала, чем большую ценность имела для человека, тем сильнее травма,


218 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

если не было удовлетворенности результатом деятельности. Психи­ческие травмы влияют на формирование эмоционально-ценностной структуры личности школьника.

Чтобы охарактеризовать их, обратимся к модели факторов и эмо­циональной структуре страданий, исследованных Р. X. Шакуровым.

Негативное застревание на неудачах, связанные с ними пережи­вания доставляют много страданий ребенку, которые эмоционально выражаются:

в опасении («Как бы это сделать, чтобы меня не ругали», — думает
школьник у доски, не решаясь выполнять задание);

беспокойстве («Что будет, если сегодня вызовут?»);

недовольстве («Все ответил, а поставила тройку!»);

неудовлетворенности («Много учила, а сделала такую ерундовую
ошибку»);

огорчении («Немного не дотянул до высокой оценки, запятую не
там поставил»);

боязни и нервозности (не написал домашнее сочинение и боится,
что надо сдавать учителю);

гневе и раздраженности (несправедливое, по мнению ученика, за­
мечание учителя; «В чем хочу, в том и хожу», «Пользоваться кос­
метикой никому не возбраняется»);

горе и печали (ушел друг в другую школу; любимая девушка не
отвечает на внимание юноши);

страхе и панике (после совершения неблаговидного поступка юно­
ша боится, что классный руководитель будет при всем классе вы­
яснять причины случившегося, а затем вызовет родителей);

ярости и злости (хулиганы отняли деньги, которые копил для по­
купки сотового телефона);

отчаянии и депрессии (за четверть получает двойку, нет настрое­
ния, ничего не хочется делать).

Страдания — это целая «система» душевных мук, которые затруд­няют выполнение деятельности и вступление в позитивное, конст­руктивное взаимодействие. Как переживание трудностей и неудач они тесно связаны с фрустрациями, к которым относят разочарова­ние, тревогу, отчаяние. Удовлетворить потребности в этом случае очень сложно: мотивация должна преодолеть сильнейшее препятст­вие.


 


Психические травмы детей в проиессе воспитания 219

Именно в своей основной деятельности — учении (и связанном с ним воспитании) школьник может испытать сильное страдание. Психические травмы являются признаком психического нездоровья и неблагополучного образовательного процесса. Считается, что лю­бое обучение гуманно, но это далеко не так. Мы показали, какие ггси-хологические барьеры возникают в его процессе. Часто ли они пре­одолеваются без душевных мук?

Вместе с тем есть страдания, которые причиняют детям самые близ­кие люди, — родители. Почему они так поступают и ради чего? Оста­новимся на этом вопросе подробнее.

Истоки психических травм лежат в нарушении трех функций (Р. X. Шакуров):

♦ динамизации;

♦ стабилизации;

♦ оптимизации.

Динамизация состоит в постоянном стремлении личности к дея­тельности, изменениям, получению разнообразных впечатлений. Она сама претерпевает трансформацию в зависимости от стадии форми­рования личности: этапы сенсомоторного интеллекта, конкретных опе­раций и формального интеллекта (согласно Ж. Пиаже) — в интел­лектуальном развитии; замысел игры, постановка игровых целей и задач — в развитии игровой деятельности.

В 2-3 года дети начинают играть не задумываясь. Выбор игры оп­ределяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим де­тям. Цель возникает в процессе самой игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Сначала дети ставят цель в строительных играх, а потом и в играх с игрушками. В конце третьего года жизни он начи­нает устанавливать условия для игр, обозначать их замысел, кото­рый адресуется группе детей.

В 3-4 года дети самостоятельно ставят задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый час­то помогает словесно обозначать игровую задачу. В 4-5 лет вопло^ щение замысла происходит путем решения нескольких таких задач, усложняется и способ их решения. Дети сами договариваются перед началом игры.

В 5-7 лет замыслы игры более устойчивые. Дети обсуждают их сообща, достигают согласия. Появляется перспектива игры, причем включаются новые идеи. Игра характеризуется плановостью, согла­сованностью, импровизацией (Г. А. Урунтаева).


 


220 Глава 5. Психическое здоровье к ак результат воспитания ____

Динамизация позволяет преодолеть застой, монотонность, одно­образие, скуку. Возникает потребность в новых впечатлениях, кото­рые, в свою очередь, вызывают удовлетворение ритмом жизни, ско­ростью ее протекания — особенно в юности.

Стабилизация — потребность личности иметь неизменными не­которые структуры (установки, определенные вкусы, привязанности, симпатии, желание личностного роста при «сохранении своего ли­ца», самости).

Оптимизация заключается в том, что организм стремится выбрать те элементы окружающей среды, которые его не разрушают, а позво­ляют добиться эмоционального комфорта, обойти возможные непри­ятности. Ребенок хочет действовать рационально, прислушиваясь к мнению взрослых, поступать, «как учили», просчитывая возможные последствия.

Нарушения хотя бы в одной из трех составляющих функциональ­ной системы вызывают психические травмы. Выше отмечалось, что обучение и воспитание проходят в совместной деятельности, во взаи­модействии со взрослыми и сверстниками. Значит, причины и фор­мы психических травм следует искать не в личности детей и даже не в личности взрослых, а где-то «между этим».

Индивид стремится поддерживать психическое благополучие, фи­зическое и психическое здоровье, формируя свой способ реагирова­ния на ситуацию в соответствии с собственными взглядами и воз­можностями.

► Способность личности выстраивать свое взаимодействие с окружаю­щим в момент появления трудностей называется копинг-стратегией.

Своего рода копинг-стратегия — это возможность ребенка совла­дать с этими трудностями. Разные дети по-разному справляются с ними. Дети с нормальным психическим развитием чаще всего ис­пользуют позитивные копинг-стратегии, а дети с отклонениями в пси­хическом развитии снимают напряжение с помощью негативных ко-пинг-стратегий (рис. 5.1).

Есть 3 толкования этого понятия:

♦ способ психологической защиты;

♦ предрасположенность (установка) отвечать на стрессовые ситуа­
ции;

♦ динамический процесс.


 

| — помогают хоть немного успоко­иться \ — используются для снятия напря­жения

Психические травмы детей в проиессе воспитания 221

 

 

 

 

 

 

 

МДМИИШИШ I I      
         
       
       
       
 
 
 
 
 

1 — гуляю вокруг дома или по улице

2 — играю во что-нибудь

3 — сплю

4 — думаю об этом

5 — стараюсь расслабиться, остаюсь спокойным

6 — гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде

— помогают хоть немного успоко­ иться — используются для снятия напря­ жения

а

 

 

 

:!      
1 1 J      
1 i ■  
 
 
 
 
 

1 — кусаю ногти или ломаю суставы пальиев

2 — борюсь или дерусь с кем-нибудь

3 — бью, ломаю или швыряю веши

4 — дразню кого-нибудь

5 — воплю, кричу

Рис. 5.1. Копинг-стратегии школьников

Психологическая защита, по мнению В. А. Ташлыкова, — это фор­ма регуляции, которая появляется, когда личность не может адекват­но оценить причину беспокойства, страдания1. Н. В. Иванов подраз­деляет защитные механизмы на 3 типа:

1. Уклонение от переживания.

2. Преодоление обходным путем.

Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984. — С. 192.


222 Глава 5. Психическое здоровье к ак результат воспитания___________

3. Прямое сопротивление1.

Ю. С. Савенко выделяет пассивные и активные варианты защит2. Б. Д. Карвасарский разделяет механизмы копинга и защиты3.

Психологические защиты меняются с возрастом, зависят от пола.

Травмирует не само событие, а его значение для личности, вклю­ченность во внутреннюю картину миру, в Я-концепцию. Почему лю­ди с близким набором копинг-стратегий выбирают разные пути раз­решения проблем? Это происходит потому, что внутренняя картина происходящего у них отличается; каждая психическая травма непо­вторима, индивидуальна; важны не столько одинаковые причины, вызвавшие схожие травмы, сколько уникальные связи личности и среды.

Формы преодоления трудностей зависят от специфики ценностей, особенностей взаимосвязей с различными элементами окружения, функциональных тенденций (к которым относятся динамизация, ста­билизация, оптимизация).

Можно выделить такие типы психических травм:

1) нозогении;

2) фамильгении;

3) дидактогении;

4) социогении.

Нозогении — это негативные переживания неудач, возникших из-за плохого физического самочувствия в данный момент или из-за того, что какое-то заболевания не вылечено, в результате чего возникают быстрая утомляемость, слабая выносливость, низкая работоспособ­ность. Это приводит к плохой сопротивляемости учебным перегруз­кам.

Как показывают исследования Л. Г. Нагаевой, перенесенные за­болевания и плохое физическое самочувствие влияют даже на пони­мание учебных заданий; требования учителя ослабленные физически дети долго удержать в сознании не могут. Желание быстро вклю­читься в учебную деятельность не реализуется, они не могут рабо-

1 Иванов Н. В. О значении мобилизации защитных механизмов «Я» в процессе психо­
терапии неврозов // Материалы III Всероссийского съезда невропатологов и психи­
атров. - М., 1974. - Т. 2.

2 Савенко Ю. С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типо­
логия. Проблема клиники и патогенеза психических заболеваний. — М., 1974.

1 Карвасарский Б. Д. Неврозы. — М., 1990.


Психические травмы детей в процессе воспитания 223

тать на уроке в заданном темпе. Этим школьникам необходимо со­здавать «адаптационные оазисы», где они скорее восстановят свои силы (восстановительный сон, коррекционная гимнастика, фиточай и пр.).

Фамильгении — нарушения структуры семейных отношений, ко­торые лишают детей эмоционального комфорта, заботы, защиты и подлинной любви. Мы полагаем, что самая трагичная психическая травма — непреодолимое желание любви и защиты, которые школь­ник ищет в своей семье, не получая их. Примеров этому множество.

Таблица 5. 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...