Психологические барьеры, их причины и формы проявления
Самовоспитание прежде всего необходимо человеку для того, чтобы удовлетворять главные потребности — в личностном росте и самосовершенствовании. Ради чего живет человек? Психологи-гуманисты считали, что ради самоактуализации и творчества. Можно добавить — и ради самой многоликой жизни, ее продолжения. Процесс самоактуализации имеет свою динамику, и человек, достигая той или иной ступени, должен сверять содержание с поставленной целью. Отклонения от нее он преодолевает, возвращаясь к началу пути или корректируя намеченный ориентир. Воспитание с этой точки зрения не бывает гомогенным процессом, а самовоспитание — тем более. Индивид начинает воспитывать себя, потому что его не все устраивает в нем самом или в других. Для достижения нового качества человек должен превзойти себя, преодолеть психологические барьеры, доказав себе и окружающим возможность изменений. К. Д. Ушинский одним из первых отметил наличие барьеров в деятельности. По его мнению, деятельный человек — тот, кто преодолевает преграды на пути достижения целей. В последнее время психологи исследовали механизмы психодинамики. Вопрос о психологических барьерах — в центре внимания Р. X. Шакурова. Ученый полагает, что появление таковых и их пре- Психологические барьеры, их причины и формы проявления 213 одоление представляет собой не только главную форму отношений человека с миром, но и ведущий механизм становления личности. Рассматривая барьеры в связи с потребностями, ученый описывает такие состояния, как радость, страдания, кризис и др. Если потребность сильная, то могут возникнуть страх, паника, ярость, отчаяние и депрессия, человек испытывает кризис (потрясение). Появляются вероятностный, тормозящий и блокирующий барьеры.
Если потребность не слишком сильная, возникает фрустрация, а значит тревога, протест или покорность. Если же не удовлетворяется слабая потребность, человек беспокоится, бывает недовольным и огорченным. Это иллюстрирует типы психологических барьеров. С точки зрения Р. X. Шакурова, барьер — это отношение между двумя элементами системы, которое ограничивает свободу одной из сторон, поэтому он обладает энергетическим потенциалом, проявляемым в ограничениях1. Ученый классифицирует барьеры по многим основаниям. Они делятся на: 1) информационные и предметно-вещественные; 2) природные и социальные; 3) статичные и динамичные; 4) простые и сложные; 5) долгосрочные и краткосрочные; 6) трудные и легкие; 7) привлекательные и непривлекательные; 8) по сферам общественных отношений: а) экономические, б) политические, в) правовые, г) нравственные, д) эстетические, е) семейно-бытовые, ж) межличностно-коммуникативные, з) экологические, 1 Шакуров Р. X. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). — Казану 2001. - С. 11-77. 214 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания 9) по отношению к субъекту: а) внешние, б) внутренние; 10) по видам деятельности: а) трудовые, б) игровые, в) учебные и др.1 На наш взгляд, психологический барьер — это характеристика используемых действий, неадекватных новым ситуациям. Такие действия когда-то приносили положительные результаты, но в данный момент они могут вызывать ошибки, трудности, сбои. Чтобы перейти на новый этап развития (самоактуализации), необходимо преодоление. Как бы парадоксально это ни звучало, преодоление, «претерпевание», смирение являются основными источниками активности личности. Эта активность иногда слабо контролируется сознанием, в ней много разрушительного.
Школьников мы учим: «Ты сначала подумай, все осмысли, выбери правильный путь, а потом сделай. Посмотри на событие с разных сторон». Учащемуся следует учитывать значимость потребностей и их силу. Необходимо также обучать школьников преодолевать возникающие психологические барьеры — эмоциональные, познавательные, коммуникативные, профессиональные. Эти виды выделяются по сферам деятельности человека, которые в процессе воспитания, разумеется, предстают все вместе. Однако в каждой сфере значим определенный компонент. Если возникают эмоциональные барьеры, школьник ведет себя неуравновешенно или, наоборот, эмоционально тупо, вследствие чего у него нарушаются коммуникативные связи со сверстниками или педагогами. Если же появляются познавательные барьеры, становится трудным решать новые учебные задачи, что также ведет к осложнению эмоциональных и коммуникативных связей с педагогами или одноклассниками. Школьнику необходимо, преодолев себя, достичь требуемого результата, попросив помощи. Однако психологические барьеры необходимы, так как они приводят к преодолению отрицательного влияния среды или самой личности. Значимость барьеров позволяет 1 Шакуров Р. X. Указ. соч. — С. 16. Психологические барьеры, их причины и формы проявления 215 переходить на новый уровень развития — эмоциональный, коммуникативный, познавательный и т. д. Когда школьники считают предъявляемые педагогом требования чрезмерными, возникает смысловой барьер. Выше отмечалось, что успех психологического воздействия зависит от того, насколько требования педагога ребенок считает значимыми и адресует себе. В исследованиях Л. И. Божович и Л. С. Славиной было обнаружено: иногда справедливые требования учителей вызывают у детей негативное отношение и приводят к эмоциональному срыву. Это объясняется тем, что педагог и школьники вкладывают в них разный смысл. Следовательно, смысловой барьер в таких случаях имеет неодинаковое содержание, разную значимость и ценность для субъектов взаимодействия. Можно выделить несколько типов смыслового барьера. 1. Барьер самоутверждения. В драке мальчик защищает себя, дает
2. Барьер по форме предъявления. Смысловой барьер, связанный не 3. Дифференцированный барьер. Он возникает по отношению к тем 4. Часто повторяющийся барьер. Возникает на фоне частых неудач 5. Связанный с несогласованностью личности и деятельности детей 6. Барьер разнонаправленных требований. Он появляется в резуль 216 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Или требования педагога резко расходятся с установками, сформировавшимися во взаимодействии со сверстниками. На поэтическом вечере школьник должен читать стихи, однако мальчики-одноклассники считают, что это не мужское занятие. Предпочтительным оказывается мнение сверстников, а требование учителя прийти одетым по особому случаю не выполняется. На вечере ученик в спортивном костюме не может появиться на сцене, с вечера уходит, чего и добивался. Смысловые барьеры возникают по разным причинам: ♦ частое предъявление одного и того же требования при отсутствии
♦ не постоянное, а ситуативное (в зависимости от настроения педа ♦ разные подходы педагогов к действиям детей: один учитель за тот ♦ влияние взаимоотношений с учителем, контакта с ним на пони ♦ взаимное несоответствие некоторых личностных особенностей Очень часто смысловой барьер приводит к аффекту неадекватности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватной самооценке. Школьник не признает замечаний, считает их излишними, надуманными и несправедливыми. Поскольку так продолжаться долго не может, он начинает конфликтовать с педагогами, родителями, одноклассниками, которые «сами не лучше». Причины данного аффекта таковы: ♦ высокие авансы, раздаваемые детям, не подтвержденные реаль ♦ престижная мотивация вместо познавательной; Психические травмы детей в проиессе воспитания 217 ♦ незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс дея ♦ высокий уровень притязаний, не соответствующий результатам ♦ демонстративный тип акцентуации личности, при котором ученик ♦ сочетание свойств типа высшей нервной деятельности со сфор Аффект неадекватности — это своеобразное проявление психологического барьера, который может иметь две функции: тормозящую, если он не преодолевается и остается, и стимулирующую его преодоление.
В психологии вообще, и особенно в педагогической, психологические барьеры изучены недостаточно. С нашей точки зрения, именно объяснение путей их появления и преодоления способно пролить свет на природу психических травм и способов саморегуляции как механизмов развивающей воспитательной стратегии. О том, как появляются в процессе воспитания психические травмы, как они связаны с психологическими барьерами и как с ними справляется ребенок, будет сказано ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|