Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль родителей и семьи в совладании детей с трудными ситуациями




 

Содержание Количество защит
    Норма ЗПР
  Агрессивное поведение родителей 6(55) 8(56,2)
  Идентификация с родителями: положительная отрицательная эмоциональная близость 5(66) 3(56,6) 5(69) 9(63,8) 6(49,3) 7(65,7)
  Влияние условий семейной жизни: положительное отрицательное 4(66,2) 3(61,6) 4(68,7) 4(57,5)
  Взаимопомощь: положительная отрицательная 3(66,6) 4(55) 4(73,7) 5(48)
  Автономность в семье 2(72,5) 4(68,7)
  Материальные интересы в семье 4(57,5) 2(70)

Примечание. Результаты обследования детей массовой школы и детей с ЗПР, 3-й класс. Данные в скобках выражены в процентах.

В дипломном исследовании О. В. Рыковой было указано на дефи­цит общения дошкольников со своими родителями, занятыми биз­несом. Оказалось, что дети не хотели уезжать домой с гувернером. Роль матери фактически стала переходить к воспитателю.

В диссертационном исследовании М. В. Оршанской была поставле­на задача выявить характерные особенности психических травм детей.


224 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Она рассматривает, насколько часты в семьях деструктивные факто­ры (алкоголизм, рукоприкладство), как часто дети чувствуют себя обиженными и неприкаянными и каким образом на это реагируют.

Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Пья­ными родителей и их друзей видели 50% подростков; как взрослые дерутся, наблюдали 15-20% детей.

Оказалось, что дети младшего школьного возраста чаще и сокру­шеннее говорят о пьяных родителях и их гостях. Однако подростки 14-15 лет воспринимают такое положение уже нормальным, а ино­гда защищают мать в драке с отцом.

На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятно­сти (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев — из-за плохого настроения, в адрес 15% опрошенных взрослые сквернословят, почти 40% испы­тывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев под­ростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% детей чувствуют себя брошенными, а 33% — незаслуженно обиженными.

Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, — постоян­ные спутники школьников. Смешение любви и ненависти, желаемо­го и действительного, впустую потраченная энергия, отсутствие про­дуктивного взаимодействия со взрослыми, брань родителей — все это уродует гуманистическую самоактуализацию подростка в семье. Нам известен случай, когда ученицу 3-го класса мать выгнала из до­ма на поиски бутылки водки, пригрозив при неповиновении избить. Испугавшись, девочка прибежала к своей учительнице, у нее она и осталась.

Исследователи выявили причины разной степени фрустрирован-ности и особенности психологических защит: у детей, имеющих про­блемы с интеллектом, стратегии разрешения и преодоления связаны с движением и агрессией, а у детей без этих недостатков — с занятия­ми умственной деятельностью.

М. В. Оршанской обнаружены многочисленные корреляционные связи между агрессивно-негативным поведением родителей и дет­скими страданиями, выраженными мыслями об отвержении. Страте­гия «Бывало, что мне хотелось уйти из дома» связана с замечаниями: «Я часто чувствую, что я хуже других» (г - 0,56) и «Бывает, меня не­заслуженно обижают дома» (г = 0,49); «Я часто чувствую, что я хуже других» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (г = 0,42); «Бы­вает, меня незаслуженно обижают дома» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (г = 0,43); «Иногда родители меня обманывают» —


Психические травмы детей в процессе воспитания 225

с «Я представляю, что меня все бросили и я остался один» (г = 0,62) и «Иногда мне кажется, что меня никто не любит» (г = 0,39) и т. п.

Эти данные свидетельствуют о нарушении отношений между деть­ми и родителями, что приводит к психическим травмам школьников, к страданию детей в стенах «родного» дома.

Дидактогении — психические травмы, полученные детьми в про­цессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные показатели учения. Ученик в этом случае не ожидает от школы ничего хорошего: «То, чему меня учат в школе, мне в жизни не пригодится» (г = 0,32), «Ребята, которые не учатся, часто живут лучше, чем те, кто учится» = 0,39), «Мне учить­ся очень трудно» (г = 0,70).

Рассмотрим, с чем связана тревожность школьника. В исследова­нии, проведенном Л. Г. Нагаевой с помощью теста Филлипса, был выявлен ряд корреляций.

Ученики боятся проверки знаний (г = 0,75), испытывают тревож­ность от пребывания в школе (г - 0,84), страх самовыражения (г =0,61), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (г = 0,59). Кроме этого, ученики, особенно подростки, испытывают страхи в отноше­ниях с учителями.

Социогении состоят в том, что детей, у которых существуют ад-диктивные привычки (курение и др.), которые совершают неблаговид­ные поступки, имеют отклонение от нормального развития, начинают сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, бо­лее успешными, меняет отношение к школе. Вместе с тем альтерна­тивным детским группам подобные «личностные дефекты» даже нра­вятся и пропагандируются ими как особое достоинство. Однако травма, полученная ранее ребенком в результате отвержения (не хватило вы­носливости, чтобы остаться в спортивной секции; средств, чтобы посе­щать кружки, и пр.), провоцирует комплекс «неудачника», «плохого».

Исследования субкультуры бедности показали: социальное небла­гополучие (безработные отец или мать, отсутствие средств на покуп­ку книг и развлечения) чаще всего приводит к страданиям и детей. Их родители принимают менее активное участие в школьной жизни, редко голосуют, не верят в позитивные социальные перемены. В семь­ях с низким прожиточным уровнем дети также отличаются меньшей активностью, остаются в числе социально неблагополучных и в даль­нейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного поведения подростков. Конечно, этому всегда сопутствует непони-

8- 1063


226 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

мание и отвержение родителями, перекладывающими вину за небла­гополучие на своих детей.

Как же школьники справляются с психическими травмами, какие копинг-стратегии выбирают? В литературе этому вопросу посвяще­но много исследований1.

Можно отметить такие способы совладания с психическими трав­мами:

1. Агрессивные («дерусь с кем-нибудь», «ломаю игрушки или бью
посуду», «швыряю тетради куда подальше») и аутоагрессивпые
(«смотрю на себя в зеркало и называю себя дураком», «звоню по
телефону другу и ругаю себя последними словами»).

2. Конструктивные («играю во что-нибудь», «навожу порядок в ком­
нате», «иду заниматься спортом») и деструктивные («плачу», «рас­
страиваюсь», «ненавижу учителя», «терпеть не могу всю эту ерун­
ду про воспитание»).

3. Виртуальные («играю в компьютерные игры», «выхожу в Интер­
нет и с кем-нибудь знакомлюсь») и фантастические («придумы­
ваю разные сказки с Гераклами или монстрами», «воображаю раз­
ные истории, противоположные этой»).

4. Адаптивные («прошу прощения или говорю правду», «иду к па­
пе», «думаю об этом», «кусаю ногти», «стараюсь забыть») и деза-
даптивные
(«все валится из рук», «хочу все бросить», «не могу
спать»).

Психические травмы действуют в комплексе, преобладает же ка­кая-то одна стратегия. Ребенку справляться легче с тем, что понятно взрослому, — вместе они ищут выход. Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. В этом случае преодоление психологических барьеров будет обеспечено.

К. Изард писала, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но они рождаются в процессе совместной деятельности со взрослым. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых и институтах социализации, кото­рые они возглавляют.

1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М„ 1993; Нартова-Боча-вер С. Н. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психологиче­ский журнал. — 1997. — Т. 18. — № 5; Грановская Р. М. Психологическая защита у де­тей. — СПб., 2000; Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Авто-реф. дис.... д-ра мед. наук. — СПб.. 1994.


Вопросы для повторения 227

Вопросы для повторения

1. Какой процесс называется воспитанием?

2. Почему процесс воспитания связан с психическим здоровьем
школьника?

3. Что такое психическое здоровье? Кто ввел это понятие?

4. Назовите принципы гуманного подхода к человеку?

5. Какие качества характеризуют психически здорового человека?

6. Что такое самоактуализация?

7. Назовите виды направленности личности и их проявление в про­
цессе воспитания? Какая направленность личности, на ваш взгляд,
больше способствует самоактуализации?

8. Что называется авторитетом? Почему в некоторых случаях роди­
тельский авторитет мешает самоактуализации детей?

9. Перечислите требования, которые предъявляются к психологиче­
ским воздействиям в воспитании.

 

10. Что такое смысловые барьеры, возникающие в процессе воспита­
ния? Каковы причины их возникновения?

11. Назовите виды смысловых барьеров.

12. Что такое аффект неадекватности?

13. Что можно назвать психическими травмами и каковы их истоки?

14. Как проявляются психические травмы?

15. Мальчик пришел из школы расстроенным, бросил в угол рюкзак
и сказал: «Я в эту школу больше не пойду и уроки учить не буду.
Все равно больше тройки не поставит». Проанализируйте этот при­
мер: как можно назвать такую реакцию школьника? Чем она вы­
звана? Как ее разрешить?

16. В какие группы можно объединить психические травмы?

17. Что понимается под копинг-стратегиями?

18. Назовите виды копинг-стратегий.

19. Укажите тип преодоления психических травм в следующих при­
мерах: «Когда мне грустно, я прижимаю к себе мою любимую со­
баку», «Когда я расстроен, то веду себя плохо: обычно ору, бе­
шусь, лучше мне на глаза никому не попадаться».

20. Почему самоактуализация личности возможна при преодолении
психологических барьеров? Могут ли радость и страдание одно­
временно свидетельствовать о психическом здоровье?


228 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания

Рекомендуемая литература

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педа­гогика, 1980. - Т. 2.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж, 1995.

Божович Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979.

Залесский Т. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994.

Изард К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980.

Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. — СПб., 1996.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание!!! Теория и практика школьных воспита­тельных систем. — М.: Новая школа, 1996.

Кондратьева С. В. Возрастная и педагогическая психология. — Грод­но, 1990.

Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -Т. 4.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.

МудрикА. В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989.

Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у де­тей. - СПб., 2000.

Петровский В. А. Психология воспитания. — М., 1995.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М.: Детская литература, 1989.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Шакуров Р. X. Эмоция. Личность. Деятельность (Механизмы психо­динамики). — Казань: Центр инновационных технологий, 2001.


Глава 6

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБШЕНИЕ

■нк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...