Роль родителей и семьи в совладании детей с трудными ситуациями
Примечание. Результаты обследования детей массовой школы и детей с ЗПР, 3-й класс. Данные в скобках выражены в процентах. В дипломном исследовании О. В. Рыковой было указано на дефицит общения дошкольников со своими родителями, занятыми бизнесом. Оказалось, что дети не хотели уезжать домой с гувернером. Роль матери фактически стала переходить к воспитателю. В диссертационном исследовании М. В. Оршанской была поставлена задача выявить характерные особенности психических травм детей. 224 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Она рассматривает, насколько часты в семьях деструктивные факторы (алкоголизм, рукоприкладство), как часто дети чувствуют себя обиженными и неприкаянными и каким образом на это реагируют. Семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Пьяными родителей и их друзей видели 50% подростков; как взрослые дерутся, наблюдали 15-20% детей. Оказалось, что дети младшего школьного возраста чаще и сокрушеннее говорят о пьяных родителях и их гостях. Однако подростки 14-15 лет воспринимают такое положение уже нормальным, а иногда защищают мать в драке с отцом. На вопрос о том, как часто они испытывают сильные неприятности (страдания) дома, получены такие ответы: 43% сказали, что на них кричит мать, причем в 23% случаев — из-за плохого настроения, в адрес 15% опрошенных взрослые сквернословят, почти 40% испытывают негативное отношение со стороны отца. В 30% случаев подростки подвержены двойственному воздействию семьи: 44% детей чувствуют себя брошенными, а 33% — незаслуженно обиженными.
Страх, тревога, вызванные недовольством родителей, — постоянные спутники школьников. Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, впустую потраченная энергия, отсутствие продуктивного взаимодействия со взрослыми, брань родителей — все это уродует гуманистическую самоактуализацию подростка в семье. Нам известен случай, когда ученицу 3-го класса мать выгнала из дома на поиски бутылки водки, пригрозив при неповиновении избить. Испугавшись, девочка прибежала к своей учительнице, у нее она и осталась. Исследователи выявили причины разной степени фрустрирован-ности и особенности психологических защит: у детей, имеющих проблемы с интеллектом, стратегии разрешения и преодоления связаны с движением и агрессией, а у детей без этих недостатков — с занятиями умственной деятельностью. М. В. Оршанской обнаружены многочисленные корреляционные связи между агрессивно-негативным поведением родителей и детскими страданиями, выраженными мыслями об отвержении. Стратегия «Бывало, что мне хотелось уйти из дома» связана с замечаниями: «Я часто чувствую, что я хуже других» (г - 0,56) и «Бывает, меня незаслуженно обижают дома» (г = 0,49); «Я часто чувствую, что я хуже других» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (г = 0,42); «Бывает, меня незаслуженно обижают дома» — с «Мне говорили дома, что меня не любят» (г = 0,43); «Иногда родители меня обманывают» — Психические травмы детей в процессе воспитания 225 с «Я представляю, что меня все бросили и я остался один» (г = 0,62) и «Иногда мне кажется, что меня никто не любит» (г = 0,39) и т. п.
Эти данные свидетельствуют о нарушении отношений между детьми и родителями, что приводит к психическим травмам школьников, к страданию детей в стенах «родного» дома. Дидактогении — психические травмы, полученные детьми в процессе или результате обучения. Они порождают ожидания неудач и наказания за неудовлетворительные показатели учения. Ученик в этом случае не ожидает от школы ничего хорошего: «То, чему меня учат в школе, мне в жизни не пригодится» (г = 0,32), «Ребята, которые не учатся, часто живут лучше, чем те, кто учится» {г = 0,39), «Мне учиться очень трудно» (г = 0,70). Рассмотрим, с чем связана тревожность школьника. В исследовании, проведенном Л. Г. Нагаевой с помощью теста Филлипса, был выявлен ряд корреляций. Ученики боятся проверки знаний (г = 0,75), испытывают тревожность от пребывания в школе (г - 0,84), страх самовыражения (г =0,61), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (г = 0,59). Кроме этого, ученики, особенно подростки, испытывают страхи в отношениях с учителями. Социогении состоят в том, что детей, у которых существуют ад-диктивные привычки (курение и др.), которые совершают неблаговидные поступки, имеют отклонение от нормального развития, начинают сторониться дети из благополучных семей. Неприятие другими, более успешными, меняет отношение к школе. Вместе с тем альтернативным детским группам подобные «личностные дефекты» даже нравятся и пропагандируются ими как особое достоинство. Однако травма, полученная ранее ребенком в результате отвержения (не хватило выносливости, чтобы остаться в спортивной секции; средств, чтобы посещать кружки, и пр.), провоцирует комплекс «неудачника», «плохого». Исследования субкультуры бедности показали: социальное неблагополучие (безработные отец или мать, отсутствие средств на покупку книг и развлечения) чаще всего приводит к страданиям и детей. Их родители принимают менее активное участие в школьной жизни, редко голосуют, не верят в позитивные социальные перемены. В семьях с низким прожиточным уровнем дети также отличаются меньшей активностью, остаются в числе социально неблагополучных и в дальнейшем. Возможно, социогении влияют на появление девиантного поведения подростков. Конечно, этому всегда сопутствует непони-
8- 1063 226 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания мание и отвержение родителями, перекладывающими вину за неблагополучие на своих детей. Как же школьники справляются с психическими травмами, какие копинг-стратегии выбирают? В литературе этому вопросу посвящено много исследований1. Можно отметить такие способы совладания с психическими травмами: 1. Агрессивные («дерусь с кем-нибудь», «ломаю игрушки или бью 2. Конструктивные («играю во что-нибудь», «навожу порядок в ком 3. Виртуальные («играю в компьютерные игры», «выхожу в Интер 4. Адаптивные («прошу прощения или говорю правду», «иду к па Психические травмы действуют в комплексе, преобладает же какая-то одна стратегия. Ребенку справляться легче с тем, что понятно взрослому, — вместе они ищут выход. Если ребенок находит отклик у взрослых, его охватывает радость от малейшего улучшения. В этом случае преодоление психологических барьеров будет обеспечено. К. Изард писала, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но они рождаются в процессе совместной деятельности со взрослым. Следовательно, ответственность за психическое здоровье детей лежит именно на взрослых и институтах социализации, которые они возглавляют. 1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М„ 1993; Нартова-Боча-вер С. Н. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 5; Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб., 2000; Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Авто-реф. дис.... д-ра мед. наук. — СПб.. 1994.
Вопросы для повторения 227 Вопросы для повторения 1. Какой процесс называется воспитанием? 2. Почему процесс воспитания связан с психическим здоровьем 3. Что такое психическое здоровье? Кто ввел это понятие? 4. Назовите принципы гуманного подхода к человеку? 5. Какие качества характеризуют психически здорового человека? 6. Что такое самоактуализация? 7. Назовите виды направленности личности и их проявление в про 8. Что называется авторитетом? Почему в некоторых случаях роди 9. Перечислите требования, которые предъявляются к психологиче
10. Что такое смысловые барьеры, возникающие в процессе воспита 11. Назовите виды смысловых барьеров. 12. Что такое аффект неадекватности? 13. Что можно назвать психическими травмами и каковы их истоки? 14. Как проявляются психические травмы? 15. Мальчик пришел из школы расстроенным, бросил в угол рюкзак 16. В какие группы можно объединить психические травмы? 17. Что понимается под копинг-стратегиями? 18. Назовите виды копинг-стратегий. 19. Укажите тип преодоления психических травм в следующих при 20. Почему самоактуализация личности возможна при преодолении 228 Глава 5. Психическое здоровье как результат воспитания Рекомендуемая литература Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж, 1995. Божович Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание, 1979. Залесский Т. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М., 1994. Изард К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980. Казанская В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. — СПб., 1996. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!!! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996. Кондратьева С. В. Возрастная и педагогическая психология. — Гродно, 1990. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1957. -Т. 4. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. МудрикА. В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000. Петровский В. А. Психология воспитания. — М., 1995. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М.: Детская литература, 1989. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1995. Шакуров Р. X. Эмоция. Личность. Деятельность (Механизмы психодинамики). — Казань: Центр инновационных технологий, 2001. Глава 6 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБШЕНИЕ ■нк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|