Обшая характеристика обшения педагогов и детей
Педагогическое общение получило свое теоретическое обоснование в отечественной науке с развитием социальной психологии, хотя вся история педагогической мысли указывала на его важность. Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций была блестяще освещена в работах Л. С. Выготского. Вспомним хотя бы представление о «зоне ближайшего развития», узловые моменты которого сказались на превращении педагогической психологии в науку. Взаимодействие учителя и учеников достаточно продолжительно, поэтому роль педагога оказывается созидательной или блокирующей, если ставится преграда появлению новых личностных качеств учащихся и форм деятельности. Учителя-практики остро ощущают необходимость познания того, каковы психологические механизмы воздействия на учащихся в процессе обучения и воспитания. Сложность заключается в том, что педагоги много сил и энергии тратят на подготовку к реализации своей деятельности, но, владея огромной информацией, не всегда могут ее донести до детей. Как показывают исследования, в своих неудачах они чаще всего обвиняют «плохих», «неподготовленных» учеников. Одной из главных причин такого противоречия является неумение учителя установить контакт с ребенком, проникнуть в его внутренний мир и оказывать психологическое влияние еще до того, как ученик перестает интересоваться предметом и посещать уроки, а также неспособность предупредить отрицательные последствия своего воздействия. Примеров того, что взрослые могут серьезно повлиять как положительно, так и отрицательно, можно привести много. Моя студентка-заочница не находит контакта с дочерью, заканчивающей школу. Девушка ходит в школу только на «нужные» уроки, говорит, что не-
230 Глава 6. Педагогическое обшение навидит ее. К учителям относится плохо, напоминание о них приводит ее в угрюмое, раздраженное состояние. Все это проявилось, после того как девушку перевели в специализированную физико-математическую школу. В случае неудач мать сразу нанимает репетиторов. Но затем все возвращается к прежнему состоянию: требования учителей школьница выполнить снова не может. И уйти из школы перед самым ее окончанием ей нельзя. В результате девушка во всем винит родителей, которые «испортили» ее жизнь. Школьник живет не в вакууме, он постоянно взаимодействует с родителями и учителями. На наш вопрос, обращенный к студентам первого курса, почему они выбрали профессию психолога, многие отвечали: «Хочу узнать, почему мне бывает плохо», «Хочу помогать детям, которым, мне кажется, хуже всего в школе, когда их учит не один учитель, а несколько. Каждому хочется верить и поступать как говорят, а не получается». Даже эти примеры свидетельствуют, как значимы воздействия взрослых на детей, насколько сильно сказывается на последующей жизни человека «педагогическое ранение», которое может навредить его психическому здоровью. Одной из главных проблем педагогической психологии и является педагогическое общение. Оно подчиняется закономерностям взаимодействия людей. ► Педагогическое обшение — это взаимодействие учителя с учениками (педагога с воспитанниками), состоящее в обмене познавательной информацией, что приводит к совместной аффективно-оиеночной деятельности. Так удовлетворяется главная — аффилиативная — потребность учителя в контактах с учениками, их дружеском отношении, стремление быть в их обществе, оказывать им помощь и поддержку, ожидая того же самого от них и их родителей. Цель педагогического общения — воспитание и обучение в соответствии с поставленными задачами. Как и любое другое, например профессионатьное, оно складывается из нескольких компонентов:
♦ коммуникативного (обмен информацией между педагогом и уча ♦ интерактивного (проявление поведения); ♦ перцептивного (восприятие и познание друг друга). Результатом педагогического общения является взаимопонимание и удовлетворенность деятельностью каждой из сторон. В процессе его информация формируется, накапливается и корректируется. Выше отмечалось, что в обучении рождается дидактическое общение, поскольку педагог стремится к тому, чтобы учебной информацией овладели все ученики. Для этого он задействует возможности, предоставляемые ему предметом. Стоит, однако, подчеркнуть, что сотрудничество преподавателя математики и учителя-словесника с детьми различается. Точность формул, схем, выводов, необходимых на уроках алгебры, и образность, импровизация на занятиях по литературе требуют от учителя разного дидактического общения. Коммуникативная (информационная) составляющая педагогического общения — это совместный поиск новых знаний и формирование новых психических качеств. Значит, деятельность педагога и учащихся может быть только совместной, взаимообусловленной. Педагогическое общение имеет также и поведенческий (конатив-ный) компонент. Он состоит в том, что педагог совершает вербальные, жестовые, паралингвистические действия, организует пространство для проведения уроков, родительских собраний или индивидуальных бесед. Ему надо владеть своим телом, чтобы его поза, мимика и жесты не были ни застывшими, ни импульсивными. Учитель прекрасно понимает значимость дистанции между ним и конкретным учеником. Особенно видно это на экзамене: учащийся отвечает спокойнее, если стоит у доски или сидит подальше от экзаменаторов. В поведенческом компоненте выделяется такой аспект, как стиль — ритуальный и естественный. Дети знают, что учитель в школе ведет себя определенным образом, и совершенно теряются, если приходит к ним в дом. Там он воспринимается другим человеком: общается просто, говорит о приятных вещах, шутит. Особую роль в общении учителя с учениками играет мимика. Известны наиболее значимые в этом отношении зоны лица: лоб, брови и глаза; нос; рот, губные складки и подбородок. Исследования показывают, что они связаны с шестью основными переживаниями, которыми являются:
♦ радость (губы растягиваются в улыбке, рот приоткрыт, вокруг ♦ гнев (брови сдвинуты, губы сжаты, глаза прищурены); ♦ удивление (глаза широко открыты, брови приподняты); ♦ отвращение (губы опущены, глаза сужены); 232 Глава 6. Педагогическое общение Обшая характеристика общения педагогов и детей 233 ♦ страх (глаза распахнуты, рот открыт); ♦ грусть (глаза прикрыты, губы опущены, мышцы лица скопаны, Понимания переживаний, испытываемых общающимися в процессе обучения и воспитания, не происходит без учета отраженных в мимике состояний. Перцептивная сторона педагогического общения состоит в том, что педагог и ученики выступают как активные субъекты. Они идентифицируют себя друг с другом. Учитель, анализируя ответы детей, их поведение, говорит: «Я вас сегодня не узнаю». Нового педагога дети сравнивают с прежним, отмечая сходство, принимая или отвергая что-то в нем. Кроме того, каждый учитель и ученик избирательно воспринимают друг друга и рефлексируют, ставя себя на место другой стороны. Обратимся к эксперименту, проведенному в русле стратометри-ческой концепции. Ученикам 6-го класса надо было решить игровую задачу. Когда они выполняли ее, перед ними ставился портрет их учителя. Оказалось, что в одних случаях учащиеся не снижали своей активности и по-прежнему проявляли добросовестность, даже были собраннее, а в других портрет оказывал негативное влияние на деятельность обучаемых: они исподтишка нарушали правила. По-видимому, здесь можно говорить о страхе, который педагог внушал своим подопечным. Более того, учитель, который значим для школьников, меняет их эмоциональные состояния1. В процессе педагогического общения внутренний мир другого человека актуализируется, познается. Иногда одни черты распознаются неадекватно, человеку приписывается ему не свойственное. Рождаются стереотипы. Например, отличник воспринимается иначе, чем двоечник, от него ожидаются лучшие ответы.
Известен «эффект Розенталя», описанный У. Бронфенбреннером. Двум группам учителей предоставили сведения о новых учениках. Одним говорилось, что новички «особые», талантливые. Другим подобного не говорили. Оказалось, что учителя первой группы добивались действительно более высоких результатов от учеников, были более внимательны, оказывали постоянную помощь. В другой группе высоких результатов у детей обнаружено не было2. 1 Психология развивающейся личности / Пол ред. А. В. Петровского. - М., 1987. 2 Бронфенбреннер У. Два мира — два детства. — М, 1972. Все сказанное позволяет сделать вывод, что обучение и воспитание протекают по меридианам общения учителя с учащимися, которое имеет специфические черты. По данным А. А. Леонтьева, оно осуществляется в разнообразных и непостоянных ситуациях. В литературе неоднократно отмечалось, что свойства объекта или явления могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами или явлениями. Это положение определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает и причиной и следствием по отношению ко второй. Следовательно, общение учителя и ученика основано на взаимопонимании, диалоге между ними и составляет основу психического развития школьника. Почему же общение людей столь необходимо? Оно позволяет выполнять деятельность, участвовать в обсуждении ее результатов, выделять себя из числа других. При этом мера обособления Я соответствует уровню развития общества, культуры, цивилизации в целом. Общение формирует самосознание человека: ребенок определяет образ себя в неразрывной связи с Мы. Обратимся к исследованиям М. И. Лисиной. Общение складывается постепенно, превращая ребенка в личность. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, проявляющиеся у детей в первые дни жизни в контактах со взрослыми. Примерно в месячном возрасте он реагирует на появление матери улыбкой, звуками. Младенец сначала непроизвольно участвует в общении: он гулит, лепечет, завидев взрослых. Такие звуки он издает, когда взрослые вокруг него разговаривают, обращаются к нему. Реагирует на посторонних, пряча лицо или протягивая руки. Ребенок усваивает не просто отдельные звучания, а их соотнесенность с конкретными людьми, таким образом взаимодействуя с ними. В его действиях обнаруживаются некоторые компоненты общения: способность сосредоточиться на человеке, к нему обратившемуся. Затем ребенок оживляется, вступая с родителем в контакт, потом вслушивается, отвечая лепетом (это своеобразная инициатива).
Комплекс оживления — первая форма общения со взрослыми. Уже в 3—4 месяца от рождения ребенок воспринимает действия матери, других людей, может по-разному на них реагировать (идет на руки к одним, плачет, не желая контактировать с другими). Тем самым он выступает активным субъектом, не только адаптируясь к условиям, но и воздействуя на них. К концу первого года жизни формируется другая форма общения — предметно-действенная. Она реализуется в совместной со взрослыми 234 Глава 6. Педагогическое обшение Типы взаимодействия учителей и учащихся 235
манипулятивной и игровой деятельности. Любое действие с предметом является выразительным (притягивание или отталкивание). Общение превращается в предметно-ситуативное, а затем постепенно и в надситуативное. К концу дошкольного возраста оно меняется, становясь личностным, внеситуативным. В младшем школьном и подростковом возрасте дети интенсивно усваивают социальный опыт, духовно развиваются. Роль взрослых в этом процессе огромна. Общение с ними задает направленность самого духовного становления. Возникновение мотивов общения зависит от потребностей человека. У школьника это стремление к новым впечатлениям, деятельности, потребности в признании и поддержке. Соответственно мотивы общения можно соотнести с направленностью личности, поэтому стоит выделить личностные и деловые, а также познавательные мотивы. Большой вклад в понимание сущности общения внесла работа Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии». В ней рассмотрены применение системного подхода в психологических исследованиях и развитие общей теории психологии как целостной науки. Системный подход позволяет осветить ряд проблем, к которым прежде всего относится общение. Его структура и динамика, а также строение совместной деятельности составляют особый предмет рассмотрения ученого. Б. Ф. Ломов трактует общение как одну из форм активности, определяемую отношением «субъект—субъекты», где на передний план выступают взаимный обмен результатами психического отражения, общий фонд информации — подражание, содействие, сопереживание, взаимоотношения и др.1 Ученый выделил очень важную функцию психики — коммуникативность. Он отмечает: В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми... осуществляется взаимный обмен деятельностя-Mii, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т. д... Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми2. 1 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1984. — 2 Там же. - С. 248. По его мнению, отношения, которые охватывает категория общения, обнаруживают содействие или противодействие, согласие или несогласие, сопереживание или отчужденность. Кроме того, в процессе общения переплетаются и мотивы людей. Действия, которые реализуются в рамках общения, осознаются как реальные и индивидом, и его партнерами. В них вычленяются ориентировочные, исполнительские и корригирующие компоненты, прямая и обратная связь. Однако один партнер по общению выделяет какие-либо определенные функции, которые другой осознает иначе. Так, исполнительский компонент действий может выступать в качестве сигнала обратной связи для другого, и наоборот. В процессе общения формируется некоторый общий механизм, объединяющий действия партнеров1. Это важно понимать: поскольку новообразования возникают в субъект-субъектных отношениях, они не могут формироваться сами по себе. В результате существенно меняются характер и качество выполнения деятельности. Когда она осуществляется совместно, возможно разделение функций, что сказывается на специализации способностей участников. Да и потенциал личности полнее проявляется в сотрудничестве. Однако это зависит от специфики взаимосвязей с другими людьми. Таким образом, анализ процесса общения позволяет заметить, что оно реализует взаимодействие двух людей или более, направленное на согласование и объединение усилий в выполнении совместной деятельности. Оно всегда мотивировано, потому что в нем проявляется отношение партнеров друг к другу. Рассматривая процесс обучения и воспитания, необходимо знать, почему ученики и учителя имеют именно такие взаимоотношения и как они взаимодействуют. Ответить на эти вопросы важно, потому что в общении заложен «ген» совместной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|