ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ. Введение
Стр 1 из 40Следующая ⇒
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
Под редакцией профессора, доктора философских наук М. И. Вишневского
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Минск
«Адукацыя і выхаванне»
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" УДК 3(075. 3=161. 1)
ББК 60я721
О-28
Авторы: М. И. Вишневский, В. Н. Гирина, С. А. Данилевич, Т. Н. Ковалёва, Т. Н. Кузьмина, Е. И. Шалашкевич.
Рецензенты: кафедра философии культуры Белорусского государственного университета (кандидат философских наук, доцент Е. В. Беляева); учитель истории и обществоведения высшей категории СШ № 15 г. Минска А. И. Румянцев; доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государ-ственного университета С. В. Решетников; учитель истории высшей категории, директор Жодинского историко-краевед-ческого музея И. Ю. Супранович.
Обществоведение : учеб. пособие для 9-го кл. О-28 общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М. И. Виш-невский [и др. ]; под ред. М. И. Вишневского. — Минск:
Адукацыя і выхаванне, 2009. — 208 с. : ил.
ISBN 978-985-471-303-8.
УДК 3(075. 3=161. 1
ББК 60я721
ISBN 978-985-471-303-8 © Оформление. РУП«Издательство“Адукацыя і выхаванне”», 2009
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Введение
Проблема человека — ключевая проблема совре-менности. Мы живём в непростое и очень интересноевремя. На наших глазах происходят огромные изменения
в жизни людей. Они затрагивают целые страны и на-роды. Стремительно совершенствуются средства связи, и уже вполне обычно разговаривать с человеком или читать книгу из библиотеки, которые находятся на другом кон-тиненте. Значительно выросли возможности производства материальных благ, удовлетворения самых разных чело-веческих потребностей. Вместе с тем в жизни людей по-прежнему существуют острейшие проблемы. Обширные регионы страдают от голода, нищеты и тяжёлых болезней, во многом связанных с бедностью. Некоторые государ-ства стремительно вырываются вперёд в экономическом и научно-техническом развитии, другие же остаются как бы на обочине прогресса. Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом современное развитие человечества крайне неравномерно и противоречиво.
Наша Родина — Республика Беларусь — сравнительно небольшая страна. Независимым государством она стала недавно, и мы, белорусы, дорожим возможностью самостоя-тельно выбирать свой путь, определять своё будущее. Данный выбор, конечно, не является произвольным или случайным. Многовековая история белорусского народа, его тесные связи с русским и другими близкими нам народами обогатили нас знаниями и опытом, которые позволяют более эффективно строить свою жизнь. Эти знания и опыт являются достиже-нием не только учёных и специалистов. Наша культура — результат усилий множества честных и старательных людей, чья деятельность пронизана заботой об общем благе, чувством собственного достоинства, уважением к добросовестному
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 4 Введение
Проспект Независимости в г. Минске
труду и стремлением к духовному и культурному росту, совершенствованию. Эти знания и опыт — наше главное богатство. Школа должна передать их новому поколению, вступающему в жизнь и призванному её улучшить.
Задача курса обществоведения, к изучению которого вы приступаете, состоит в том, чтобы сообщить вам основные, наиболее важные для жизни знания об обществе. Наш предмет раскроет те требования, которые предъявляет к человеку современная социальная действительность, по-может освоить правила и нормы культуры, гражданствен-ности и правопорядка, законы экономики, без знания чего трудно выработать осознанную и ответственную жизнен-ную позицию.
Знания, которые будут вам предложены, не являются какими-то сухими отвлечёнными сведениями. Ведь обще-ство — это люди, объединённые совместной жизнью. По-стичь общество означает понять жизнь людей, выявить её основные стороны и связи между ними. Конечно, для этого необходимо использовать некоторые специальные
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Введение 5
понятия, выработанные наукой. Их освоение потребует определённых усилий, но главное — не упускать из виду основную мысль: познание общества есть одновременно познание людьми самих себя. Множество связей между людьми образует общество как особую сложно организо-ванную систему. Каждого человека тоже можно предста-вить в качестве сложной системы, развивающейся, изме-няющейся в течение всей жизни.
От того, как люди понимают происходящее, как стро-ят отношения друг с другом, какие ставят перед собой цели и как реально действуют для их достижения, за-висит в конечном счёте нынешнее состояние общества и его будущее. Успехи и проблемы общества, в котором мы живём, обусловлены прежде всего степенью зрелости и от-ветственности составляющих его людей. Именно поэтому вопрос о сущности и призвании человека — главный и
в науке, и на практике. Его невозможно решить одними лишь рассуждениями и сухими объективными исследова-ниями. Строгая логика должна дополняться теплом чело-веческой души, согреваться нашим чувством. Человек — это не предмет, лишённый переживаний, стремлений и помыслов, а субъект, обладающий сознанием и способ-ный ставить перед собой цели на основе понимания дей-ствительности. Познавая жизнь общества, мы меняемся сами, приобретаем более зрелый и ответственный взгляд на мир.
Науки о человеке и науки об обществе. Человек иобщество изучаются в разных аспектах многими науками. Даже простое их перечисление заняло бы немало места. В каждой из этих наук используется особый понятийный аппарат, накоплено много фактов и обобщений, сформиро-вались определённые традиции исследования, ведутся дис-куссии. Невозможно и даже не нужно пытаться вместить всё это в школьный учебный предмет «Обществоведение», который включает лишь исходные понятия о важнейших сферах жизни человека и общества.
Материал девятого класса курса «Обществоведение» откры-вается темой, в которой сжато характеризуется общественная сущность человека. Исходная мысль здесь такова: в жизни
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 6 Введение
общества наукой выделяются следующие сферы — эко-номическая, социальная, политико-правовая и духовная. Они же присутствуют и в жизни каждого отдельного чело-века, ведь все мы включены в экономическую и духовную деятельность своего общества, в социальные связи между людьми, в жизнь государства. Человек здесь рассматри-вается как личность, имеющая определённую направлен-ность, темперамент и характер. Вторая тема вводит в круг вопросов, связанных с культурой человека и общества. Культура характеризует своеобразие человека, особый спо-соб его существования, отличающийся от биологического. Вот почему в данной теме приводятся некоторые сведения из культурологии. Третья тема — о межличностном общении. Для подростков она особенно интересна и поучительна.
А заканчивает программу девятого класса тема о человече-ской нравственности.
Отбор содержания определяется тем, что девятым клас-сом завершается базовая школа и вам нужно иметь по её окончании предварительные представления об общей организации общественной жизни и о сущности человека. В десятом классе экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сферы жизни общества будут рассмо-трены более обстоятельно. В одиннадцатом классе главным станет вопрос о белорусском государстве и обществе. Опи-раясь на знания, полученные в предыдущих классах, вы сможете более глубоко изучить конституционный строй Республики Беларусь, государственно-правовые основы нашего общества, экономическую и социальную политику белорусского государства, роль и место нашей страны в современном мире. Знание этих вопросов — необходимая предпосылка достижения личностной и гражданской зре-лости. Только зрелая, духовно богатая и социально ответ-ственная личность способна своим трудом, творческим от-ношением к делу обеспечить процветание нашей Родины.
Учебник, который вы держите в руках, авторы стара-лись сделать познавательным, интересным, поучительным. Главные понятия выделены цветом, второстепенные — курсивом. Все параграфы содержат вопросы и задания, которые помогут глубже понять учебный материал. После
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Введение 7
основного материала каждой темы помещены дополни-тельные тексты: отрывки из документов, законодательных актов, воспоминаний очевидцев и т. д. Работа с ними рас-ширит ваши знания, научит анализировать, сравнивать, делать выводы.
В конце учебного пособия помещён словарик, где при-ведены основные понятия, а также дан список литературы для дополнительного чтения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|