Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 2. Характер и темперамент человека. Характеристика типов темперамента
Некоторые выводы
1. Личность — это социальное качество. 2. Челове-ческая индивидуальность характеризуется своеобра-зием физических особенностей, личностных свойств, психологических черт. 3. «Я-концепция» является центром самосознания и состоит из ряда «Я-образов».
4. Позитивная самооценка способствует более успеш-ной адаптации личности к изменяющимся условиям жизни.
?! Вопросы и задания
1. В каких значениях используется слово «личность»?
2. В чём состоит общественное (социальное) качество чело-века?
3. Что такое индивидуальность? Приведите примеры лич-ностей с различными индивидуальными качествами (из истории, литературы, школьной жизни).
4. Что такое сознание? Как связаны между собой созна-ние и знание, сознание и деятельность? Как вы считаете,
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 2. Характер и темперамент человека 15 возможно ли развитие сознания вне деятельности, вне общения?
5. Что такое «Я-концепция» и как она влияет на жизнь чело-века?
6. Рассмотрите «Я-образы», наиболее часто переживаемые личностью, возникающие в её сознании:
«Я-реальное» — какой я есть на самом деле; «Я-идеальное» — каким бы я хотел быть; «Я-воображаемое» — какой я в своих мечтах; «Я-физическое» — мой внешний облик; «Я-ожидаемое» — каким, по моему мнению, меня воспри-нимают окружающие; «Я-академическое» — какой я в учебной деятельности. Охарактеризуйте себя на основе этих «Я-образов».
§ 2. Характер и темперамент человека
Сущность характера. Не каждый поступок или на-мерение человека полно и точно выражает его характер. Человек совершает разные поступки. Многие из них яв-ляются случайными, не свойственными ему. Так, если вы однажды не уступили место в автобусе пожилому челове-ку, это ещё не означает, что вы проявили к нему неува-жение. Возможно, вы плохо себя чувствовали. Но если в подобных ситуациях вы так поступаете всегда, то это уже характерный для вас поступок, который стал скверной привычкой, свидетельствующей о невоспитанности.
Характер человека —это совокупность его отно-сительно устойчивых свойств, которые проявляются в действиях и поступках.
Характер определяется не только тем, что человек де-лает, но и тем, как он это делает, какие цели ставит перед собой. Слова, жесты, действия, если относиться к ним внимательно, рассказывают о поведении в целом и позво-ляют понять характер человека.
Типы и черты характера. Каждая эпоха, каждая куль-тура порождает свои характеры. Типичные черты харак-тера, общие для многих людей, определяются теми исто-рическими условиями, в которых они живут и действуют.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 16 Тема 1. Общественная сущность человека Вместе с тем характер как индивидуальная особенность личности порождается своеобразными, неповторимыми ситуациями, в которых проходит жизнь человека, осу-ществляется его воспитание и самовоспитание.
Свойства и устойчивые отношения человека обычно на-зывают чертами его характера. Характер включает две основные группы черт. К первой группе относятся те чер-ты, в которых проявляются отношения человека к окру-жающей действительности, к другим людям и к самому себе, к порученному делу. Ко второй группе относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управ-лять своим поведением.
Известный швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875— 1961) выделил два основных типа характера. Они раз-личаются преобладающей направленностью на внешний или на внутренний мир человека. Первый тип составляют экстраверты (от лат. extra —вне, снаружи иverto —об-ращаю) — люди, главные интересы которых обращены на внешний мир и деятельность в нём. Таких людей отличают активность, общительность, стремление достигнуть успеха
и общественного признания, преимущественное внимание к окружающим предметам и их свойствам.
Второй тип — это интроверты (от лат. intro — внутрь
и verto — обращаю), главный интерес которых направлен на их внутренний мир, на ход мыслей и переживаний. Такие люди стараются избегать чрезмерного общения и склонны к самоуглублению; вещи и внешние признаки успеха их мало интересуют. В «чистом» виде экстраверт-ные и интровертные характеры встречаются нечасто; обыч-но соответствующие черты характера преобладают в том или ином отношении.
В зависимости от степени развития волевых черт раз-деляют сильные и слабые типы характера. Слабохарактер-ность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с добрыми намерениями и правильным пониманием стоя-щих задач. Без должной настойчивости, последовательно-сти и упорства ни одна поставленная цель так и не будет достигнута.
Пути формирования характера. Характер не даётся че-
ловеку полностью готовым от природы. Правда, он начинает
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 2. Характер и темперамент человека 17
Поль Шарль Чокарн-Моро. Неприятный сюрприз (нач. XX в. )
проявляться уже у маленьких детей, которые, как правило, стараются всё делать по-своему. Упрямство, свойственное детям, особенно в возрасте около трёх лет, является первым ростком будущего характера. Конечно, пустое упрямство — неприятная черта, но важно то, что в упрямстве ребёнок под-чёркивает свою самостоятельность. Со временем оно может развиться в такую важную черту характера, как упорство в достижении поставленной цели.
Твёрдый характер означает способность человека про-тивостоять внешним влияниям, вырабатывать собственное понимание того, что нужно делать, и последовательно до-биваться намеченного. Такой характер позволяет человеку быть самостоятельной личностью.
Человек со сложившимся твёрдым характером способен осуществлять самоформирование. Он может выявить соб-ственные недостатки и будет стараться устранить их, одно-временно усиливая те положительные качества, которые даны ему от природы. Так, известный русский полководец
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 18 Тема 1. Общественная сущность человека А. В. Суворов от рождения был очень болезненным. За-каляясь и тренируясь, он смог укрепить своё здоровье и вместе с тем воспитать в себе мужество, решительность и находчивость, которые позволили ему стать талантливым военачальником.
Таким образом, характер человека основывается на при-родных задатках и формируется в конкретных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем главную роль в формирова-нии характера личности играет её осознанное и ответствен-ное отношение к себе, умение ставить перед собой чёткие задачи. Эти задачи связаны с учёбой, трудом, с налажива-нием хороших отношений с людьми, а также с развитием своих способностей и неустанной работой над собой.
Характер формируется в процессе деятельности. На-ши поступки влияют на наш образ жизни, на наши при-вычки. Закрепляясь, эти привычки становятся чертами характера.
Говорят, «привычка — вторая натура». Изменить при-вычки совсем не просто. Поэтому лучше не допускать за-крепления вредных привычек. И это относится не только
к курению или сквернословию, но и к необязательности, безответственности, легкомыслию, склонности к пустому, бессмысленному времяпровождению и т. д. Мы сами та-ковы, каковы наши привычки. Из них во многом скла-дывается характер, а от него зависит, какой будет наша жизнь. В этом смысле каждый человек — хозяин своей судьбы, поскольку он сам определяет свои поступки, может влиять на свои привычки, а через них и на свой характер.
Темперамент, его роль в жизни человека. Все людиотличаются друг от друга особенностями поведения: одни — подвижны, энергичны, другие — медлительны; одни — эмоциональны, другие — спокойны. Подобные признаки поведения личности называются динамическими. Дина-мику человеческого поведения можно сравнить с течени-ем реки. Бывает, река несёт свои воды медленно и плав-но, её течение едва заметно. Другая река течёт быстро, вода в ней бурлит и грохочет, ударяясь о камни. Так же
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
§ 2. Характер и темперамент человека 19
отличаются и действия, поведение разных личностей, ди-намические характеристики которых во многом зависят от темперамента.
Темперамент (от лат. temperamentum —соразмер-ность, соотношение) — это совокупность индивидуаль-ных особенностей, которые придают своеобразие пове-дению и деятельности человека, характеризуют степень его жизненной активности. Учение о темпераменте берёт начало в далёком про-шлом. Ещё древнегреческий врач Гиппократ учил, что в организме человека есть четыре жидкости: кровь (по-латински «sanguis»), слизь (по-гречески «phlegma»), жёл-тая жёлчь (по-гречески «cholē ») и чёрная жёлчь (от грече-ских «melas» — чёрный, «cholē » — жёлчь). Смешивание этих жидкостей и преобладание какой-то из них, как утверждал Гиппократ, лежит в основе типов темперамен-та: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического.
Темперамент — врождённая характеристика челове-ка. Она проявляется с самого рождения и почти не из- меняется в течение жизни. Выдаю-щийся русский физиолог И. П. Пав-лов (1849—1936) научно объяснил происхождение темперамента. По его мнению, в основе темперамента лежит тип нервной системы, который человек наследует от своих родите-лей. Работа нервной системы опреде-ляется прежде всего соотношением её основных процессов — возбуждения и торможения. Процессы возбужде-ния и торможения у разных людей
неодинаково сильны. В зависимости от этого учёный выделил два типа нервной системы: сильный и слабый. Важную роль играют и такие особенности нервной систе-мы, как её уравновешенность или неуравновешенность, а также подвижность или инертность. В зависимости от соотношения данных признаков и различаются типы темперамента. Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 20 Тема 1. Общественная сущность человека
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Итак, мы охарактеризовали типы темперамента. Теперь вы легко сможете определить как собственный темпера-мент, так и темперамент близких вам людей.
Между тем далеко не все люди являются «чистыми» представителями какого-то одного из основных темпера-ментов. У большинства из них особенности одного темпе-рамента сочетаются с характерными признаками другого.
В одних жизненных ситуациях у человека проявляется, например, сангвинический тип, а в других — флегмати-ческий. Или, скажем, человек может быть холериком, но стремиться действовать как сангвиник.
В каждом типе темперамента имеются положительные и отрицательные стороны. Исследования психологов по-казали, что высоких результатов в своей деятельности могут добиваться люди с разными темпераментами. При любом темпераменте существует и опасность развития нежелательных черт личности. Например, у холерика может появиться несдержанность, резкость поведения, у сангвиника — легкомыслие, непоследовательность в
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 22 Тема 1. Общественная сущность человека делах, у меланхолика — чрезмерная замкнутость, застен-чивость, у флегматика — пассивность, вялость, безраз-личие.
Не следует оправдывать темпераментом то, что является результатом невоспитанности. Например, несдержанным и бестактным может быть человек любого темперамента. И в любом случае от этих качеств нужно избавляться. Поэтому важно найти применение положительным сторонам своего темперамента и научиться сдерживать или преодолевать связанные с ним отрицательные черты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|