Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 3. Направленность личности
Некоторые выводы
1. Характер проявляется в поступках и действиях.
2. В зависимости от того, направляется внимание человека преимущественно на внешний мир или на внутренний, различают два типа характера — экс-траверты и интроверты. 3. Волевой человек способен преодолевать отрицательные черты своего характе-ра, не допускать возникновения вредных привычек.
4. От темперамента зависит своеобразие поведения и деятельности человека, степень его жизненной актив-ности.
?! Вопросы и задания
1. Что мы понимаем под характером человека? Любая ли осо-бенность человека может считаться чертой его характера?
2. В чём состоят различия между сильным и слабым харак-тером?
3. Каковы основные черты характера экстраверта и интро-верта?
4. Продолжите перечень сказочных персонажей и определите их темперамент: Снежная Королева — флегматик, Малень-кая Разбойница — …, Золушка — …, Дюймовочка — …, Черепаха Тортила — ….
5. Охарактеризуйте основные типы темперамента. Как влияют их особенности на выполнение работы?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 3. Направленность личности
Мотивы. В жизни мы совершаем множество поступков, выполняем различные виды деятельности. Всё это — про-явления активности личности. В основе активности лежат различные мотивы. Мотив (фр. motif от лат. movere — двигать) есть то, ради чего человек выполняет те или иные действия.
Важно выяснить, куда направляется активность, на что она ориентирована. Так, многие учащиеся после оконча-ния школы нацеливают себя на поступление в вуз. Однако
в основе одной и той же цели у них могут быть разные мо-тивы. Для одного — это желание стать хорошим специали-стом, для другого — престижность профессии или вуза, для третьего — получение диплома о высшем образовании. Как видим, цель внешне одна и та же. Однако если она достигнута, то у вчерашних школьников, ставших студен-тами, активность будет иметь разную направленность. Од-ни будут стремиться к глубокому овладению знаниями и умениями, нужными для работы по специальности, другие не станут особенно напрягаться, надеясь на «авось». Если
в процессе учёбы направляющий её мотив не изменится, то некоторым таким студентам придётся покинуть вуз.
Направленность личности —это совокупностьустойчивых мотивов, которая ориентирует деятельность и поведение личности в различных ситуациях.
Так, может случиться, что после окончания школы вы изберёте определённую профессию, а ваши родители не согласятся с таким выбором, потому что они видят ваше будущее по-другому. Если несмотря на это вы продолжите стремиться к достижению поставленной цели, то в устой-чивой линии поведения проявится направленность вашей личности.
К устойчивым мотивам относят убеждения, интересы,
установки.
Убеждение —это твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 24 Тема 1. Общественная сущность человека и недостойном. Если вы способны выполнять свои обещания, действовать так, как считаете нужным и правильным, активно отстаивать свою правоту, доказывая её словом и делом, это означает, что ваши убеждения соответствуют вашему поведению и направляют его. Если же ваши сло-ва и дела расходятся, если вы намечаете одно, а делаете совсем другое, то ваша система убеждений неустойчива, неэффективна, вы не всегда можете объяснить причины своих поступков и решений. В итоге ваша деятельность и поведение в целом становятся непонятными для окружаю-щих. Получается, что вы не знаете, чего хотите достичь,
и насколько то, что вы провозглашаете в качестве своих намерений, действительно важно для вас. Только разо-бравшись в себе и учтя мнение окружающих о том, что вы говорите и делаете, вы сможете выработать действенные убеждения.
Интересы и потребности. В процессе практическойдеятельности, а также в познании окружающего мира важную роль играют человеческие интересы. Интерес (от лат. interest — важно) — это реальная причина, которая осознаётся нами и направляет познавательную и прак-тическую деятельность. Вспомните ситуации, в которых вы сталкивались с чем-то новым, необычным. Вопрос, который вы тотчас ставите перед собой («Что это? » или «Что такое? »), и есть проявление интереса к тому, что при-влекло ваше внимание. Если же в вашей жизни возникла практическая проблема, то, осознав её, вы сразу же про-являете интерес к путям и средствам её решения.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему лю-ди выбирают разные профессии? Наверно, здесь важны
и советы родителей, и желание быть похожим на авто-ритетного для вас человека, и престижность профессии. Влияет также специальный интерес к определённому виду деятельности.
Специальный интерес —это внутреннее побуждение ккакой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься избранным де-лом. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей. Они направляют наше
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 3. Направленность личности 25 внимание, побуждают к активности, делают жизнь осмыс-ленной и яркой, тогда как их отсутствие препятствует развитию и реализации способностей.
Наши интересы могут быть «эгоцентрическими», т. е. направленными преимущественно на собственную лич-ность (от лат. ego — я, centrum — центр). Эгоцентриче-ский интерес характеризуется тем, что человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, сколько производимое им впечатление, демонстра-ция своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлени-ям, к созданию новых полезных вещей.
В основе интересов лежат потребности. Потребность понимается как нужда в чём-либо, отсутствие чего-либо важного, нужного для жизни. Мы не всегда чётко осозна-ём свои потребности. В том случае, когда мы их осознали, т. е. разобрались в том, что нам действительно нужно, по-требности превращаются в интересы.
Наши интересы могут быть направлены на удовлетворе-ние материальных потребностей, прежде всего тех из них, которые связаны с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности. Мы заинтересованы в получении бла-гоустроенного жилища, качественном и сбалансированном питании и т. д. Но все мы понимаем, что в жизни важ-ны не только разнообразные материальные блага. Вернее сказать, потребление многих из них не связано с острой жизненной необходимостью, скорее, оно служит интересам самоутверждения (например, иметь дорогой автомобиль) или самореализации, развития своих способностей. Так, музыканту нужны инструменты, нередко очень дорогие; занятия некоторыми видами спорта тоже требуют хороше-го и дорогого снаряжения, инвентаря.
Наряду с материальными нашу деятельность направляют интересы социальные и духовные. Они могут быть сконцен-трированы в какой-то одной области; всё остальное в этом случае менее интересно и делается как бы механически. Но они могут быть и распределены между различными видами деятельности. Тогда можно говорить о разносторонности
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 26 Тема 1. Общественная сущность человека личности, имея в виду богатство её интересов. Правда, здесь возникает опасность того, что интересы становятся поверхностными, потому что глубоко и основательно зани-маться разными делами обычно не удаётся.
Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. Устойчивый и глубокий интерес
к какому-то делу позволяет надеяться на значительные результаты. Когда у выдающегося английского физика И. Ньютона (1643—1727) спросили, как ему удалось от-крыть закон всемирного тяготения, ответ был такой: «Я думал над этим постоянно в течение многих лет».
На протяжении жизни интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребно-стей. Личность — активный субъект деятельности. Чем шире область познаний человека, чем выше его достиже-ния, чем активнее он участвует в общественной жизни, тем динамичнее и разнообразнее его интересы, тем более насыщенно и интересно протекает его жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|