Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. Тема 1. Общественная сущность человека. § 1. Человек как личность




Некоторые выводы

 

1. Для того чтобы осознанно и ответственно делать жизненный выбор, определять гражданскую пози-цию, человек должен овладеть основополагающими знаниями о жизни общества. 2. Познание человеком жизни общества есть одновременно познание им само-го себя, своей сущности и своего призвания. Поэтому существует тесная связь между науками о человеке и науками об обществе.

 

?! Вопросы и задания

1. В чём состоит задача учебного курса «Обществоведе-

 

ние»?

 

2. Как вы считаете, существует ли отдельная наука, называе-мая обществоведением? Ответ обоснуйте.

 

3. Какие науки, на ваш взгляд, особенно важны для изучения сущности человека и общества?


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


Тема 1. Общественная сущность человека

 

§ 1. Человек как личность

 

Человек — биосоциальное существо. Человек являет-ся неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому био-логическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует осо-бенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реак-ции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощуще-ния, переживания, эмоции и т. д. ), тоже имеет биологиче-скую основу.

 

Врождённые или унаследованные качества сказывают-ся на способностях и характере человека как личности. Вместе с тем, в отличие от животных, человек имеет вы-сокоорганизованный мозг, мышление и членораздельную речь. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способ-ность творчески видоизменять окружающий мир, созда-вать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры соб-ственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества.

 

Природа существует и развивается по собственным за-конам, которые человек не может отменить. Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу», надстроен-ную над естественной средой обитания. Люди, человече-ское общество являются как преобразователями природы,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 1. Человек как личность 9

 

так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека — общественное (социальное), и состоит оно вспособности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом. Напом-ним: субъектом называют того, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает.

 

Понятие личности. Понятие«индивид»относится к че-ловеку как отдельному, единичному существу и выражает его принадлежность к человеческому роду. Признаки ин-дивида выражают прежде всего биологическое своеобразие человека (пол, возраст, рост, вес, цвет волос, глаз и т. п. ). Индивидом рождаются, а личностью становятся. Лич-ность — это социальный индивид, поскольку он включён

 

в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности.

 

Слово «личность» хорошо знакомо каждому из вас. О некоторых людях говорят: «яркая личность», «известная личность». Иногда мы слышим другое: «невыразитель-ная личность» или даже «преступная личность». Всё это

 

 

Мэри Кэссет. Спящий младенец (1910)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


10 Тема 1. Общественная сущность человека

можно сказать именно о людях, потому что понятие лич-ности применимо только к человеку.

 

Но можем ли мы назвать личностью новорождённого ребёнка? Он бесконечно дорог своим родителям, о нём заботятся, его опекают, но личностью его называть, по-жалуй, рано. Личностью ему ещё предстоит стать. Для этого ему надо будет многому научиться, освоить нужные для жизни умения и навыки, приобщиться к культуре и обрести способность действовать осмысленно, отвечать за всё, что он делает. Значит, понятие личности выражает не просто принадлежность к человеческому роду, а наличие у человека определённых качеств, свидетельствующих о его способности жить среди людей, выполнять соответствую-щие обязанности.

 

Личность —это целостное социальное качество че-ловека. Оно состоит в способности человека быть со-знательным субъектом отношений и деятельности, т. е.

 

в способности понимать себя и окружающих, осмыслен-но действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки.

 

Каждая личность индивидуальна. Под индивидуально-стью понимают отличительные биологические, психоло-гические и социальные качества человека. К ним относят прежде всего темперамент, характер и способности челове-ка. Эти качества придают неповторимость, оригинальность каждой личности, сказываются на её поведении, отноше-ниях с людьми. Так, личность энергичная и подвижная по своему темпераменту, твёрдая, жёсткая по характеру, имеющая ярко выраженные способности к какому-то виду деятельности, заметно отличается от личности медлитель-ной по темпераменту, спокойной и мягкой по характеру, которая обычно обнаруживает способности к иному, чем

 

у первой, виду деятельности. Или, скажем, один человек запоминает сложную информацию быстро и прочно, а другой даже более лёгкие сведения усваивает медленно и с трудом. В этом случае проявляются индивидуальные различия памяти.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 1. Человек как личность 11

Сознание и деятельность. Чтобы быть личностью, че-ловек должен обладать сознанием, в том числе самосозна-нием —осознанием того, что он из себя представляет.

 

Сознание —это присущая человеку способность вос-производить действительность в мыслях и образах, по-нимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

 

Мы осознаём что-либо в том случае, если можем поста-вить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать?

 

Сознание включает в себя, во-первых, познание (по-стижение) действительности. Благодаря ему у нас форми-руются мысли, образы, отражающие свойства познавае-мых явлений, процессов. Эти мысли и образы идеальны,

 

а не материальны, т. е. их нельзя ни увидеть, ни потро-гать, хотя они и отражают материальный мир. Мысленный образ самолёта не является реальным самолётом, но между ними есть сходство. Сознание невозможно без знания. Наши знания не совпадают с познаваемыми предметами,

 

а лишь частично и в идеальной форме воспроизводят их. Высшая форма познания мира человеком — это наука. В процессе развития она даёт всё более точное, правильное отражение действительности.

 

Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить данный предмет или явление с нашими представлениями о долж-ном, с нашими интересами и желаниями. Наше сознание обязательно включает в себя ценности и идеалы, правила и нормы жизни, которыми мы руководствуемся.

 

Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от жизнедеятель-ности. В чистом виде, в отрыве от деятельности, сознание вырождается в пустые мечтания и грёзы. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя посред-ством труда реальные условия жизни, человек изменялся

 

и внутренне, развивалось его сознание.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


12 Тема 1. Общественная сущность человека

 

Деятельность —это характерное для человека ак-тивное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе.

 

В процессе деятельности люди прежде всего изменя-ют окружающие предметы, условия жизни. Такую дея-тельность называют практической. Её основу составляет человеческий труд. Вместе с тем существуют различные виды духовной деятельности, в результате которой пре-образуется человеческое сознание, вырабатываются или усваиваются новые знания, создаются художественные произведения, выдвигаются нравственные, религиозные, философские, политические идеи и т. д.

 

Человек как личность проявляет свои качества именно

 

в деятельности и в отношениях с людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим и самим себе, к своей стране, своему народу, зависит, в каком направле-нии изменяется, развивается наша личность.

 

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у каждого из индивидов множества способностей. Каждая специальная способность имеет ведущие и вспо-могательные стороны. Так, ведущую роль в литературных способностях играют творческое воображение и мышление, яркость и наглядность образов памяти. Вспомогательное, хотя и очень важное значение здесь имеют чувство пра-вильности построения речи, зрелость эстетических чувств. Ведущие стороны в математических способностях — уме-ние анализировать и обобщать, а также гибкость процес-сов мышления, лёгкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей; вспомогательные — скорость мыслитель-ных процессов, самостоятельность и оригинальность мыш-ления.

 

Развившиеся способности могут изменить и наши ин-тересы, придать им новую направленность. Так, многие люди, успешно реализовавшие себя в науке или искусстве, начинают затем проявлять интерес к жизни общества в целом, в том числе к политическим её аспектам, потому что они глубже осознают их значимость.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


 

i выхаванне"

 

Правообладатель " Адукацыя

 

§ 1. Человек как личность

Самопознание личности. В школь-ном возрасте каждый из вас всерьёз начинает ставить перед собой во-просы «Кто я? », «Что я могу в этой жизни? », «Кем я хочу стать? » и др. Обратите внимание: во всех этих во-просах присутствует местоимение «я». Употребляя его, мы тем самым обращаемся к своему внутреннему миру, пытаемся выделить и проана-

лизировать свои возможности, зна- Известный психолог

ния, умения, способности и многое Карл Роджерс другое, чтобы понять, как можно их использовать на благо не только себе, но и другим. Такой

анализ собственного внутреннего мира подводит человека к осознанию самого себя. Результатом этого осознания является образ собственного «я», или «Я-концепция», ко-торая исследовалась К. Роджерсом (1902—1987).

О начале формирования « Я -образа» можно судить по фразам, которые появляются в речи 2—3-летнего ребёнка: «Я», «Я сам», «Я хочу». Это значит, что ребёнок начинает осознавать собственные действия. Он отличает свои действия от действий других людей. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды и отличать себя от других.

Центром самосознания является «Я-концепция». «Я-кон-цепция» — это представление человека о своём поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках. Состо-ит она из различных «Я-образов». «Я-идеальное» вклю-чает качества, которые обычно ценятся друзьями и ро-дителями, учителями и другими авторитетными людьми. «Я-реальное» и «Я-идеальное» необязательно совпада-ют, между ними возможно противоречие или несоответ-ствие. Человек может так и не достигнуть своего идеа-ла, но упорно стремиться к нему на протяжении всей жизни.

Важной составляющей «Я-концепции» является само-оценка, т. е. собственная оценка личностью своих качеств, способностей, поступков. Она появляется уже в раннем


14 Тема 1. Общественная сущность человека

детстве и формируется на основе оценок, которые взрос-лый даёт ребёнку. «Ты хороший мальчик? » — спрашива-ют у малыша. «Да, потому что так говорит воспитательни-ца» или «Да, потому что я слушаюсь маму», — отвечает он. В процессе развития личности представления о себе и соответствующие самооценки формируются путём сравне-ния себя с другими людьми: «Я такой же ловкий, как и мои одноклассники» или «В этой ситуации я поступил бы по-другому, не так, как они» и т. п.

 

Самооценка может быть высокой и низкой. И здесь многое зависит от взрослых, которые занимаются воспита-нием ребёнка. Так, если родители окружают ребёнка лю-бовью, заботой, вниманием, верят в его силы и возможно-сти, скорее всего, у него сформируется высокая самооцен-ка и позитивная «Я-концепция». Дети с низкой самооцен-кой отличаются неуверенностью, плохим мнением о себе.

 

В дальнейшем это может мешать им достичь успеха в жиз-ни, наладить добрые отношения с людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...