Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход к тридцатилетнему возрасту




Он дошел до центра и обнаружил, что он безграничен

КонрадАйкен

Глава 13

ОСОЗНАТЬ СВОИ ТРИДЦАТЬ

«Какой я хочу видеть свою жизнь, что я сейчас делаю и что должен делать?»

Достигнув тридцатилетнего возраста, мы начинаем испы­тывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый из нас хочет внести некоторые изменения в свою жизнь. Если мужчи­на послушно выполнял долг, занимая одну из ступеней в корпо­рации, он начинает чувствовать, что вырос из этой должности. Если мужчина долгое время учился, например медицине, то в этот период жизни он будет озадачен: жизнь состоит из сплош­ной работы, а играм здесь места нет. Женщина, сидящая дома с детьми, в этот период стремится расширить свои горизонты. Если она стремилась к достижению карьеры, то сейчас чувст­вует сильную потребность в эмоциональных привязанностях. Импульс расширения часто приводит нас к действию до того, как мы осознаем, что упускаем при этом.

Ограничения, которые мы ощущаем при приближении к тридцати годам, — это отголоски выбора в двадцатилетнем возрасте, хотя выбор, который мы сделали, был необходим на том этапе развития. Но теперь мы чувствуем себя по-другому. Мы осознаем сейчас, что какой-то аспект жизни не принимали до этого во внимание. Это внезапное чувство нехватки стано­вится все настойчивее. Очень часто это начинается как негром­кая барабанная дробь — неясное, но настойчивое желание до­стичь чего-то большего.

Неясность и настойчивость, эти безошибочные признаки того, что мужчина вошел в переход к тридцатилетнему возрас­ту, мы находим в краткой истории Георга Блехера «Смерть русской новеллы». [170]

«Иногда я сажусь и говорю себе: „Послушай, тебе сей­час тридцать лет. В лучшем случае ты проживешь еще пять­десят. Но что ты делаешь? Ты с усилием тащишься по жиз­ни. Ты все время чего-то хочешь. Но ты никогда не удовле­творишься тем, что имеешь, и всегда будешь восхищаться тем, чего у тебя нет. Жуй свою котлету, друг. Ешь ее с удо­вольствием и радостью. Люби свою жену. Рожай детей. Люби своих друзей и имей смелость сказать тем людям, которые тебя унижают, что они дьяволы и что ты хотел бы расстаться с ними. Будь храбр, друг, и имей хороший аппетит!"»

В течение промежуточного периода от двадцати восьми до тридцати двух лет должен быть сделан новый выбор и должны измениться или углубиться внутренние ориентиры. В работе появляются большие изменения, беспорядок и обычный кри­зис, который сопровождается противоречивым чувством: вам кажется, что вы твердо стоите на ногах, и в то же время вы хотите вырваться из всего этого. Переходный период сменяет­ся более стабильным и устоявшимся периодом обретения кор­ней и расширения.

Обычно в этом возрасте появляется ощущение, что жизнь, которую вы налаживали с двадцати лет, разваливается. Это оз­начает, что нужно найти другую дорогу, ведущую к новым пред­ставлениям. Возможен развод или, по крайней мере, серьезный анализ брачного союза. Люди, которые наслаждались одиноче­ством и отсутствием детей, внезапно ощущают желание всту­пить в традиционный брачный союз, завести детей и сидеть с ними дома.

Через несколько лет мы оглядываемся назад и удивляемся, почему все эти изменения сопровождаются сомнениями и чув­ством растерянности. Сейчас все кажется таким очевидным. Так происходит потому, что переход затрагивает самые глуби­ны нашей личности. Наши внутренние чувства стремятся вы­рваться наружу. В тридцать лет мы начинаем расставаться с «внутренним сторожем». Благодаря одной стороне нашего вну­треннего «я» сейчас мы стали несколько больше уверены в себе. Другая сторона нашего «я» начала терять качества, характери­зующие ее как диктатора и как соблазнительного сторожа.

Так начинается смелая, хотя часто неуклюжая, борьба с заложенными в нас положительными и отрицательными каче­ствами. Мы должны выбрать и сохранить в себе качества, зало­женные в нас с детства, прибавить к ним качества и способности, [171] которые отличают нас как индивидуума, и вставить весь этот комплект обратно в более широкую форму. Расширение и открытие внутренних границ дает возможность начать объе­динение тех аспектов нашего внутреннего «я», которые до сих пор были скрыты.

На основании многих интервью, исследований и статисти­ческих результатов можно предположить, что процесс откры­тия внутренних границ личности начинается после двадцати пяти лет, а кульминация, повторная стабилизация и окончание процесса приходятся на возраст сорока — сорока пяти лет. Когда Эльза Френкель-Брунсвик впервые определила границу этого этапа, она охарактеризовала его как наиболее плодо­творное время для профессиональной и творческой деятельно­сти. В начале этого периода (при приближении к тридцатилет­нему возрасту) многое должно произойти, так как его начало совпадает с осознанием окончательного призвания в жизни. Хотя к этому времени многие личные отношения уже сложи­лись, они, по мнению Френкель-Брунсвик, носят временный характер. При переходе к тридцатилетнему возрасту большин­ство людей отбирает наиболее значимые личные связи и про­должает создавать свой дом.

Но это происходит лишь после переоценки собственной личности.

Практически каждый человек, состоящий в браке, прове­ряет свои внутренние ориентиры. В некоторых случаях вопрос сводится к следующему: желает ли он сохранить семейный союз? По крайней мере, иногда брачный договор требует пере­смотра в свете новых фактов, которые мы узнали о себе или о которых мы не хотели бы знать, так как с большим трудом расстаемся с нашими иллюзиями.

Тем не менее, переход к тридцатилетнему возрасту стиму­лирует незаметный психологический сдвиг на всех фронтах. «Я» просто начинает забирать больше ценностей, чем «дру­гие». Сильное стремление расширения начинает пересиливать потребность в безопасности. Энергия начинает приходить из­нутри. А что изменилось в чувстве времени?

По этому поводу Блехер говорит: «Страх смерти заставля­ет меня перейти с проезжей части на тротуар... Хотя жизнь от этого не становится лучше».

Все дело в том, что опасность смерти на этом этапе все еще абстрактна. У нас еще есть время, чтобы все успеть. Обнаруживается [172] новый опыт. Мы нетерпеливы, но уже не так стра­стны.

На пороге тридцатилетия нас поджидает другой сюрприз. Мы начинаем понимать, что не все препятствия можно пре­одолеть с помощью энергии и интеллекта. До двадцати семи лет Бертран Рассел [12] занимался аналитическими открытиями. Они с женой жили поблизости с Альфредом Уайтхедом,[13] и ученые много общались. Бертрану исполнилось двадцать семь лет, и он чувствовал себя в высшей точке интеллектуального расцвета. «Весна в тот год стояла теплая и солнечная», — писал он потом в автобиографии. Ночные беседы со старшим товари­щем были упоительны... Но однажды зимой все изменилось. При­дя к Уайтхеду, Рассел обнаружил его без сознания после сердеч­ного приступа. В течение этих нескольких минут, потрясенный, он ощутил невыразимое одиночество человеческой души.

«По истечении пяти минут я стал другим человеком... На протяжении нескольких лет я наслаждался точностью и анализом, а теперь меня вдруг охватило таинственное чув­ство прекрасного. Во мне проснулся интерес к детям, и я ощутил желание, сравнимое с желанием Будды, найти философское объяснение миру, которое сделало бы жизнь человека терпимой».

Талант писателя вдохнул жизнь в сухое исследование. Френ­кель-Брунсвик считала переход к тридцатилетнему возрасту «кульминационным периодом для субъективного опыта», а Гоулд на основе результатов своего исследования пришел к выво­ду, что «полученный субъективный опыт» открывает людям, что жизнь еще более трудна и мучительна, чем об этом думалось в двадцатилетнем возрасте.

Жизнь действительно становится более сложной, но в ее сложности мы, возможно, открываем для себя новое богатст­во. Сделав такое открытие, Рассел ощутил скорее приток но­вых сил, чем подавленность. [173]

«Странное возбуждение охватило меня. Я почувство­вал острую боль, но также и определенное чувство триум­фа, заметив, что могу подавить в себе боль и приблизиться к мудрости. Таинственное внутреннее чувство, которым я овладел в моем представлении, отпустило меня, а затем ко мне вернулась привычка все анализировать. Я почувство­вал: то, о чем я в тот момент думал, останется со мной на всю жизнь».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...