Вибори як фактор політичної модернізації.
Вибори активно впливають на трансформацію політичної системи, визначаючи динаміку та напрямок суспільних змін. Вони є основною формою політичної участі. На електоральну поведінку впливають такі чинники: суб’єктивні – визначають суть виборця і формуються за рахунок соціально-демографічних характеристик (стать, вік, рід занять, національність, релігійність, освіта, матеріальний та сімейний стан), рівня політичної культури та політичної свідомості, соціально-психологічних особливостей, пов’язаних із досвідом, характером, темпераментом. об’єктивні – це виборчі закони та процедури, які діють у державі, рівень соціально-економічного розвитку, рівень демократії і взагалі виборчого процесу зокрема, інтенсивність впливу засобів масової інформації, їх рівень заангажованості та об’єктивності, домінуюча політична культура суспільства чи соціальної спільноти, регіональні чи етнічні особливості території проживання та ін. Виборча активність є чинником політичної соціалізації, як процесу засвоєння основних елементів політичної культури суспільства і соціальних спільнот, в які вона входить, що дає можливість реалізувати себе, як члена суспільства і громадянина держави. Выборы не только хронологически определяют границы циклов функционирования политической системы, но и выступают одним из основных легитимных факторов развития политико-властных процессов в демократической политической системе. Это связано с тем, что выборы являются механизмом, посредством которого общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управляющих (политический курс), а также персональный состав правящей группировки и политической элиты. В результате выборов состав властной элиты изменяется в соответствии с предпочтениями общества, а власть адаптирует свою политику в соответствии с общественными требованиями.
Показателем влияния выборов на политико-властные процессы может выступить критерий выполнения электоральным процессом своих системных функций — обеспечения динамизма, адаптации, стабилизации, интеграции, коммуникации и легитимации власти. Показателем роли выборов как фактора политико-властных процессов могут выступать изменения во власти или их отсутствие в результате выборов. То есть то, в какой мере и в каком направлении выборы повлияли на существующее положение вещей в правящей элите, в политическом режиме и в государственной политике. Любой фактор характеризуется таким показателем, как степень влиятельности. Роль выборов определяется их характером, который, в свою очередь, является производным от характера политического режима, от степени развития институтов гражданского общества, от распространенных в обществе типов политической культуры, от характера организации, менталитета и политической культуры политических элит. По своему характеру выборы могут быть свободными, конкурентными, обеспечивающими реализацию воли избирателей. И в этом случае выборы являются действительно влиятельным фактором политических процессов. Но выборы могут иметь формально (или ограниченно) конкурентный, несправедливый, недостаточно свободный характер, в ограниченной мере отражать волю общества по поводу формирования правящей элиты и ее политического курса. В этом случае роль выборов как фактора политико-властных процессов ограниченна. Поскольку роль выборов является производной от политического, социального и социокультурного контекста и характера политического режима, очевидно, что они по-разному «работают» в стабильных, плюралистических демократиях и в транзитных обществах и государствах, демократических по конституционно-институциональной форме и недемократических по характеру политических режимов. Так, в стабильных демократиях выборы выполняют свои политико-системные функции комплексно, сбалансированно и взаимосвязанно. Стабильность демократической политической системы во многом обеспечивается за счет существенной роли выборов в политико-властном процессе.
Результат выборов в стабильных демократиях — это всегда обновление политики, как в том случае, когда к власти приходит оппозиция, так и в том случае, если правящая партия продлевает свой мандат правления на выборах. И в том, и в другом случае выборы способствуют корректировке политического курса правящей элиты, получению политической системой импульсов для развития общества и государства на новом этапе и в новых условиях. В переходной политической системе зачастую главной и практически единственной функцией выборов становится функция легитимации властной элиты, функция сохранения правящей элиты у кормила власти. В транзитных обществах выборы далеко не всегда свободные, справедливые и честные из-за наличия административного и информационного давления на избирателей, кандидатов и партии; неравенства ресурсов претендентов на выборные должности и партий благодаря действиям государства в пользу отдельных участников избирательного процесса; неподкрепленности принципа равенства возможностей кандидатов и партий институциональными механизмами, гарантиями и реальной практикой функционирования судебной системы, средств массовой информации и избирательных комиссий. Выборы в переходных обществах формально соревновательные, но в реальности эта соревновательность, как правило, является фикцией, поскольку кандидаты и партии, способные составить реальную конкуренцию властным выдвиженцам, не допускаются к выборам под различными предлогами, а в качестве альтернативы избирателям предлагаются кандидаты и партии, реальной альтернативы не представляющие. Выборы в переходных обществах не всегда имеют решающее значение для определения персонального состава властных органов и почти всегда они малозначимы для определения политического курса правительства[2]. Для переходных обществ характерны нестабильность графика проведения выборов — изменение их сроков в угоду интересам отдельных участников или вообще отмена выборов и продление полномочий действующих должностных лиц путем референдумов.
Выборы в переходных обществах характеризуются предопределенностью результатов, которая достигается благодаря усилиям правящей элиты, распоряжающейся ресурсами и возможностями государства, при изменчивости выборных норм и процедур. Изменение партийного законодательства и норм протекания избирательного процесса в переходной политической системе выступает одной из главных технологий обеспечения нужного правящей элите результата выборов. На наш взгляд, одним из критериев определения роли выборов в переходном обществе выступает то, в какой мере они обеспечивают реальную политическую, социальную, экономическую и культурную динамику транзитных обществ. Кроме того, в переходных политических системах, в которых на уровне конституций закреплены демократические принципы государственности, а народ признается единственным источником власти, выборы остаются главным легитимным механизмом волеизъявления народа по поводу персонального состава правящей элиты и ее государственного курса. В связи с этим важным критерием роли выборов в переходной по своему характеру политической системе выступает то, в какой степени выборы обеспечивают реализацию народной воли по поводу персонального состава правящей элиты и в вопросе выбора политического курса[3]. Существенной роль выборов в политико-властных процессах в переходном обществе можно признать в том случае, если они являются источником изменений во власти и в ее политике соответственно приоритетам и мнению общества и в полной мере выполняют свои социально-политические функции. Конкретными политическими результатами выборов в данном случае может быть как демократизация политической системы и ее стабилизация на основе новых демократических институтов и процедур, так и дестабилизация сохранившей свой переходный характер политической системы в виде повышения конфликтности и кризисности ее функционирования.
Читайте также: Вибори Президента України 2004 р. «Помаранчева революція» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|