Аудит учета основных средств. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки. Источники информации для проверки.
Целью аудита - проверка законности операций по движению ОС и подтверждение достоверности информации в БФО требованиям законодательства РФ. Нормативно-правовая база: ГК и НК РФ, План счетов, ПБУ 1/2008 Учетная политика, ПБУ 6/01 ОС, ПБУ 21/2008 - изменения оценочных значений, ПБУ 22/2010 - исправление ошибок в БУ и БО, ПБУ 2/08 – учет договоров строительного подряда, ПБУ 10/99 расходы, ПБУ 18/02 – учет расчетов по налогу на прибыль, Методические указания по инвентаризации активов, обязательств и финансовых вложений, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Информационная база: бухгалтерский баланс, главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 07, 08 и др. счета; Учетная политик, инвентаризационные документы, накладные и счета-фактуры; акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (№ ОС-1), акты о приеме-передаче здания (сооружения) (№ ОС- 1а), акты о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (№ ОС-16), акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (№ ОС-4), акты о списании автотранспортных средств (№ ОС-4а), инвентарные карточки учета объекта основных средств (№ ОС-6) и.т.д. Методика аудита: 1. Проверка соблюдения положений учетной политики организации в части организации учета ОС: 1) наличие в приказе об учетной политике предела стоимости активов (менее 40 тыс. руб.) для их принятия к БУ в составе МПЗ; 2) проверка методики учета затрат на ремонт основных средств; 3) проверка выбранного способа начисления амортизации. Не амортизируются (п. 17 ПБУ 6/01) следующие объекты: законсервированные и не используемые в производстве продукции; арендованные в учете арендатора; земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям.
2. Инспектирование договоров о полной материальной ответственности с работниками в отношении объектов ОС, изучение состава комиссии, назначенной руководителем организации для контроля за движением и ликвидацией ОС. 3. Проверка правильности определения первоначальной стоимости ОС. 4. Проверка правильности оформления документов и корреспонденции счетов при различных вариантах поступления основных средств. 5. Проверка правильности начисления амортизации в соответствии со способом, указанным в учетной политике организации. Применение избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в амортизационную группу. Если организация применяет способ уменьшаемого остатка, то в учетной политике должен быть установлен коэффициент ускорения, но не выше 3. 6. Проверка правильности оформления операций и корреспонденции счетов по выбытию ОС. 7 .Проверка правильности возмещения НДС по ОС, требующим монтажа, построенным подрядным и хозяйственным способом, а также приобретенным за плату у поставщиков. 8. Проверка правильности формирования затрат на ремонт объектов ОС, установления условий эксплуатации ОС и своевременности проведения ремонта в соответствии с утвержденными графиками ремонтных работ. Основными документами, подтверждающими, что выполненные работы относятся к ремонту, а не к реконструкции (модернизации), являются дефектные ведомости, акты о приеме-сдаче отремонтированных объектов. Аудитору необходимо проверить наличие акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (форма № ОС-3), который оформляется после завершения работ по ремонту, реконструкции или модернизации объекта. В нем фиксируется, какие именно работы были выполнены (ремонт, реконструкция или модернизация).
9. Проверка результатов переоценки ОС и их отражение в ББ. Коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты ОС по восстановительной стоимости с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации или на финансовый результат в качестве прочих расходов. 10. Проверка соответствия отчетных показателей ББ и приложения к бухгалтерскому балансу показателям Главной книги и инвентарным карточкам. Основные виды нарушений в ходе аудита основных средств организации: Ø несвоевременное оприходование объектов в учете; Ø неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов ОС; Ø некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по движению основных средств; Ø неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации ОС; Ø отсутствие аналитического учета основных средств; Ø отсутствие учета за балансом организации и инвентарных карточек по арендованным объектам основных средств; Ø списание сумм амортизации по объектам ОС, сданных в аренду, на себестоимость продукции по основному виду производственной деятельности; Ø не начисляется НДС с рыночной стоимости объекта при безвозмездной передаче основных средств. План и программа проверки учета основных средств. Цель - проверка законности операций по движению ОС и подтверждение достоверности информации в БФО требованиям законодательства РФ. Общий план аудиторской проверки учета основных средств Проверяемая организация ООО «СахарОК» Период проверки с 01.01 по 31.12 Число человеко-часов 100 Руководитель аудиторской группы Рогова А.К. Состав аудиторской группы Рогова А.К. Серова В.И. Планируемый аудиторский риск низкий Планируемый уровень существенности 1% итога баланса
Руководитель аудиторской организации (подпись) Руководитель аудиторской группы (подпись)
Можно выделить четыре комплекса проверки: Ø учет наличия и сохранности основных средств; Ø учет движения основных средств; Ø расчеты по начислению амортизации; Ø расчеты по налогообложению по основным средствам.
Программа аудита В ней указывается перечень аудиторских процедур (мероприятий), период исполнения, исполнитель, рабочие документы аудитора. 1. Проверка наличия и сохранности ОС: 1) проверка создания комиссии по приемке ОС (приказы, распоряжения); 2) проверка оформления договоров купли-продажи основных средств; 3) проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки- передачи ОС (акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации) и после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов (проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации); 4) оценка организации синтетического и аналитического учета ОС в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации ОС (первичные документы, учетные регистры, учетная политика); 5) проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств (учетная политика, приказы, сметы, отчеты); 6) проверка результатов произведенной переоценки основных средств (приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры); 7) проверка результатов последней инвентаризации основных средств (инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры); 8) ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств (картотека);
9) проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами (приказы и распоряжения); 10) проверка отражения в отчетности наличия ОС (формы отчетности). 2. Проверка движения основных средств: 1) проверка правильности отражения в БУ взносов в уставный капитал (приказы, акты приемки, регистры бухгалтерского учета); 2) проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств (методики оценки, протоколы собраний учредителей); 3) проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств (приказы, акты, счета, регистры БУ, баланс); 4) проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями (протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс); 5) проверка отражения в отчетности движения ОС (формы отчетности). 3. Проверка правильности начисления амортизации: 1) проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по ОС в целях ведения БУ и налогообложения (справки, регистры, баланс); 2) проверка объектов ОС, по которым не начисляется амортизация (справки, расчеты, регистры бухгалтерского учета, документы); 3) проверка объектов ОС, по которым начисляется ускоренная амортизация (расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы); 4) проверка документов по начисленной амортизации ОС, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал (решение совета директоров, решение годового собрания акционеров); 5) проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств (протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств); 6) проверка отражения в отчетности начисленной амортизации основных средств (формы отчетности). 4. Проверка правильности налогообложения по основным средствам: 1) проверка правильности расчетов по НДС (НК, декларации и расчеты по НДС,книги покупок и продаж, счета-фактуры, накладные, баланс, расчеты); 2) проверка правильности расчетов по налогу на прибыль (НК, декларации и расчеты по налогу на прибыль, отчет о финансовых результатах, справки, учетные регистры); 3) проверка правильности расчетов по налогу на имущество (НК, декларации и расчеты, справки, прочие сведения); 4) проверка отражения в отчетности всех операций по учету ОС (формы отчетности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|