Аудит учета нематериальных активов. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки.
Целями аудита НМА являются проверка правильности ведения учета НМА и подтверждение отчетных данных о наличии НМА. Нормативно-правовая база: ГК РФ, НК РФ, ФЗ-402 «О бух. учете», Положение по ведению БУ, План счетов, ПБУ 1/2008 «Учетная политика», ПБУ 14/2007 «Учет НМА», ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в БУ и БО», Методические указания по инвентаризации активов, обязательств и финансовых вложений. Методика аудита: 1) Проверка обоснованности отнесения объектов к НМА - проверка соблюдения аудируемым лицом условий идентификации объектов в качестве НМА при их принятии к БУ. Ø проверяются документы, подтверждающие существование каждого объекта НМА, и документы, подтверждающие исключительное право у аудируемого лица на каждый из этих объектов. Надлежит убедиться с помощью опроса в намерении руководства организации использовать данные объекты в производственных или управленческих целях в течение срока, превышающего 12 месяцев; Ø необходимо получить достаточные доказательства, подтверждающие законность совершения сделок с объектами НМА. 2) Проверка правильности проведения инвентаризаций НМА и отражения их результатов в БУ: Ø поскольку объекты НМА не имеют материально-вещественной структуры, проведение их инвентаризации осуществляется путем: - проверки документов, подтверждающих существование объектов и прав организации на них; анализа способности конкретных объектов приносить экономические выгоды организации; - проверки правильности оформления инвентаризационных документов и отражения результатов инвентаризации в БУ. Ø необходимо полистно просмотреть все организационно-распорядительные и первичные документы, связанные с инвентаризацией НМА, и осуществить их проверку по формальным признакам;
Ø проверку правильности отражения в БУ результатов проведенных инвентаризаций можно провести путем взаимного контроля корреспондирующих счетов: 04, 05, 08, 70, 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 91, 94. 3) Проверка правильности документального оформления операций с НМА: Ø аудитором просматриваются полистно и сравниваются необходимые первичные документы (карточки учета НМА, акты о приеме-передаче НМА и т.п.); Ø проводится пересчет числовых данных первичных документов и устанавливаются возможные ошибки в их оформлении; Ø опрос работников бухгалтерского аппарата для определения сроков и способов обработки первичных учетных документов по учету операций с НМА. 4) Проверка правильности формирования первоначальной стоимости НМА и определения их сроков полезного использования: Ø получить достаточные доказательства того, что первоначальная стоимость НМА, поступивших в организацию, сформирована в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007 и положениями, утвержденными в учетной политике. Порядок формирования первоначальной стоимости нематериального актива зависит от способа его поступления в организацию. Ø необходимо проанализировать состав НМА, учетную политику организации, приказы руководителя организации по установлению сроков полезного использования конкретных объектов НМА. Затем данные из указанных документов сравниваются с данными, отраженными в актах приема-передачи НМА и карточках их учета; Ø согласно ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно должен проверяться организацией на необходимость его уточнения. Возникшие в связи с уточнением срока полезного использования корректировки отражаются в БУ и БФО на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях. Следует проверить правильность применения положений ПБУ 21/2008 в части уточнения сроков полезного использования;
Ø по НМА с неопределенным сроком полезного использования аудитору необходимо проверить, подтверждено ли первоначальное решение экспертной комиссии о неопределенности данного срока, проанализировав акты о пересмотре сроков полезного использования НМА. 5) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по поступлению нематериальных активов: Ø по данным регистров синтетического учета проверяется правильность отражения на счетах БУ операций с НМА. Путем взаимного контроля корреспондирующих счетов осуществляется проверка правильности отражения на счетах БУ операций, связанных с формированием первоначальной стоимости НМА по следующим корреспондирующим счетам: 08-5 «Приобретение НМА», 10, 50, 51, 60, 68, 69, 70, 91, 98 «Доходы будущих периодов» - 2 «Безвозмездные поступления»; Ø для определения правильности оприходования объектов НМА взаимный контроль проводится в разрезе корреспонденции счетов 04 «НМА» и 08-5 «Приобретение нематериальных активов»; 6) Проверка правильности начисления амортизации по НМА: Ø необходимо установить, осуществляется ли расчет амортизации по НМА с определенным сроком полезного использования в соответствии с принятыми и утвержденными в учетной политике способами начисления амортизации с использованием методики расчета амортизационных отчислений, установленной в законодательных актах по БУ. Аудитор просматривает учетную политику. Используя метод прослеживания, определяет соответствие способов амортизации, утвержденных в учетной политике аудируемого лица, фактически используемым. Затем путем арифметического контроля проверяет правильность исчисления сумм амортизационных отчислений; Ø необходимо проверить, не начислялась ли амортизация по НМА с неопределенным сроком полезного использования; Ø проверка правильности, полноты и своевременности отражения амортизации в БУ осуществляется путем сопоставления суммы начисленной амортизации по счету 05 или 04 с соответствующими корреспондирующими счетами 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 97 «Расходы будущих периодов»;
Ø необходимо убедиться путем просмотра бухгалтерских регистров, карточек учета НМА, бухгалтерских записей по счетам учета затрат и счету 04 и путем проведения арифметических расчетов в том, что стоимость НМА полностью погашена. 7) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций, связанных с переоценкой НМА: Ø необходимо установить, производилась ли переоценка НМА за проверяемый период. Необходимо ознакомиться с положениями учетной политики. Решение о проведении переоценки группы однородных НМА должно быть оформлено приказом руководителя; Ø при проведении переоценки НМА рассчитывается их восстановительная стоимость, суммы начисленной амортизации и общие суммы уценки (дооценки) объектов. Аудитор должен проверить правильность проведенных расчетов и их отражение в акте о проведенной переоценке и в карточке НМА-1; 8) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по выбытию НМА: Ø необходимо просмотреть необходимые документы и провести опросы уполномоченных лиц для выявления причин выбытия НМА из организации и установления перечня НМА, принадлежащих организации по состоянию на начало проверяемого периода и выбывших в течение проверяемого периода; Ø необходимо определить, не утратили ли НМА, используемые в деятельности аудируемого лица в течение проверяемого периода, способность приносить экономические выгоды. Путем проведения опроса руководящего звена, анализа производственных процессов, просмотра заключенных договоров на передачу прав на НМА аудитор устанавливает факты их использования в производственном либо управленческом процессе, а также факты предоставления прав на их использование третьим лицам; Ø аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления в случае выбытия договораоб уступке права требования, учредительные документы, оценочные акты и необходимые первичные документы; договоров об уступке исключительных прав; акты комиссии по оценке и списанию НМА, приказов (распоряжений) руководителя организации о списании и т.д;
Ø необходимо проверить правильность учета операций по списанию НМА путем взаимного контроля по корреспондирующим счетам; 9) Проверка полноты раскрытия информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности аудируемого лица; Ø необходимо получить достаточные доказательства того, что все НМА отражены в БФО в надлежащей оценке и вся существенная информация о них раскрыта в отчетности должным образом. Для этого путем изучения и анализа БФО определяется, имеет ли место раскрытие в БФО та или иная информации об объектах НМА по отдельным их видам; Ø аудитор проверяет соответствие полученных данных БУ положениям, утвержденным в учетной политике организации, как минимум, последующим положениям: способы оценки НМА, приобретенных не за денежные средства; сроки полезного использования; способы определения амортизации; изменение сроков полезного использования НМА и способов определения их амортизации. 10) Проверка налогообложения операций с нематериальными активами. При проведении проверки правильности исчисления НДС по операциям с НМА аудитор должен установить, правильно ли и своевременно ли проверяемая организация исчисляет и отражает в учете суммы НДС по операциям с нематериальными активами. Аудитору необходимо ознакомиться с положениями налоговой учетной политики организации и определить их соответствие действующему законодательству. Проводится сверка докуметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|