Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит учета нематериальных активов. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки.




Целями аудита НМА являются проверка правильности ведения учета НМА и подтверждение отчетных данных о наличии НМА.

Нормативно-правовая база: ГК РФ, НК РФ, ФЗ-402 «О бух. учете», Положение по ведению БУ, План счетов, ПБУ 1/2008 «Учетная политика», ПБУ 14/2007 «Учет НМА», ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в БУ и БО», Методические указания по инвентаризации активов, обязательств и финансовых вложений.

Методика аудита:

1) Проверка обоснованности отнесения объектов к НМА - проверка соблюдения аудируемым лицом условий идентификации объек­тов в качестве НМА при их принятии к БУ.

Ø проверяются документы, подтверждающие существование каждого объекта НМА, и документы, подтвержда­ющие исключительное право у аудируемого лица на каждый из этих объектов. Надлежит убедиться с помощью опроса в намерении руководства организации использовать данные объекты в производственных или управленческих целях в течение срока, превышающего 12 месяцев;

Ø необходимо получить достаточные доказательства, подтвержда­ющие законность совершения сделок с объектами НМА.

2) Проверка правильности проведения инвентаризаций НМА и от­ражения их результатов в БУ:

Ø поскольку объекты НМА не имеют материально-веществен­ной структуры, проведение их инвентаризации осуществляется путем:

- проверки документов, подтверждающих существование объектов и прав организации на них; анализа способности конкретных объектов приносить экономические выгоды организации;

- проверки правильности оформления инвентаризационных документов и отражения результатов инвентаризации в БУ.

Ø необходимо полистно просмотреть все организационно-распорядительные и пер­вичные документы, связанные с инвентаризацией НМА, и осу­ществить их проверку по формальным признакам;

Ø проверку правильности отражения в БУ результатов проведен­ных инвентаризаций можно провести путем взаимного контроля коррес­пондирующих счетов: 04, 05, 08, 70, 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 91, 94.

3) Проверка правильности документального оформления операций с НМА:

Ø аудитором просматриваются полистно и сравниваются необходимые первичные документы (карточки учета НМА, акты о приеме-пере­даче НМА и т.п.);

Ø проводится пересчет числовых данных первичных документов и устанавливаются возможные ошибки в их оформлении;

Ø опрос работников бухгалтерского аппарата для определения сроков и способов обработки первичных учетных документов по учету операций с НМА.

4) Проверка правильности формирования первоначальной стоимости НМА и определения их сроков полезного использования:

Ø по­лучить достаточные доказательства того, что первоначальная стоимость НМА, поступивших в организацию, сформирована в соответствии с тре­бованиями ПБУ 14/2007 и положениями, утвержденными в учетной политике. Порядок формирования первоначальной стоимости нематериального актива зависит от способа его поступления в организацию.

Ø необходимо проанализировать состав НМА, учетную по­литику организации, приказы руководителя организации по установлению сроков полезного использования конкретных объектов НМА. Затем данные из указанных документов сравниваются с данными, отраженными в актах приема-передачи НМА и карточках их учета;

Ø согласно ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно должен проверяться организацией на необходимость его уточнения. Возникшие в связи с уточнением срока полезного использования корректировки отражаются в БУ и БФО на на­чало отчетного года как изменения в оценочных значениях. Следует про­верить правильность применения положений ПБУ 21/2008 в части уточнения сроков полезного использования;

Ø по НМА с неопределенным сроком полезного использования аудитору необходимо проверить, подтверждено ли первоначальное решение экс­пертной комиссии о неопределенности данного срока, проанализировав акты о пересмотре сроков полезного использования НМА.

5) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по поступ­лению нематериальных активов:

Ø по данным регистров син­тетического учета проверяется правильность отражения на счетах БУ операций с НМА. Путем взаимного контроля корреспондирующих счетов осуществляется проверка правильности отражения на счетах БУ операций, связанных с формированием первоначальной стоимости НМА по следующим корреспондирующим счетам: 08-5 «Приобретение НМА», 10, 50, 51, 60, 68, 69, 70, 91, 98 «Доходы будущих периодов» - 2 «Безвозмездные поступления»;

Ø для определения правильности оприходования объектов НМА взаимный контроль проводится в разрезе корреспонденции счетов 04 «НМА» и 08-5 «Приобрете­ние нематериальных активов»;

6) Проверка правильности начисления амортизации по НМА:

Ø необходимо установить, осуществляется ли расчет амортизации по НМА с определенным сроком полезного использования в соответствии с принятыми и ут­вержденными в учетной политике способами начисления амортизации с использо­ванием методики расчета амортизационных отчислений, установленной в законо­дательных актах по БУ. Аудитор просматривает учетную политику. Используя метод прослеживания, определяет соответствие способов амортизации, утвержденных в учетной политике аудируемого лица, фактически используемым. Затем путем арифметического контроля проверяет правильность исчисления сумм амортизационных отчислений;

Ø необходимо проверить, не начислялась ли амортизация по НМА с неопределенным сроком полезного использования;

Ø проверка правильности, полноты и своевременности отражения амортизации в БУ осуществляется путем сопоставления суммы начисленной амортизации по счету 05 или 04 с соответствующими корреспондирующими счетами 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 97 «Расходы будущих периодов»;

Ø необходимо убедиться путем просмотра бухгалтерских ре­гистров, карточек учета НМА, бухгалтерских записей по счетам учета затрат и счету 04 и путем проведения арифметичес­ких расчетов в том, что стоимость НМА полностью погашена.

7) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций, связанных с переоценкой НМА:

Ø необходимо установить, про­изводилась ли переоценка НМА за проверяемый период. Необходимо ознакомиться с положениями учетной политики. Решение о проведении переоценки группы однородных НМА должно быть оформлено приказом руководителя;

Ø при проведении переоценки НМА рассчитывается их восстановительная стоимость, суммы начисленной амортизации и общие суммы уценки (дооценки) объектов. Аудитор должен проверить правильность прове­денных расчетов и их отражение в акте о проведенной переоценке и в карточке НМА-1;

8) Проверка правильности и своевременности отражения в учете операций по выбытию НМА:

Ø необходимо просмотреть необходи­мые документы и провести опросы уполномоченных лиц для выявления причин выбытия НМА из организации и установления перечня НМА, принадлежащих организации по состоянию на начало проверяемого периода и выбывших в течение проверяемого периода;

Ø необходимо определить, не утратили ли НМА, используемые в деятельности аудируемого лица в течение проверяемого периода, спо­собность приносить экономические выгоды. Путем проведения опроса руководящего звена, анализа производ­ственных процессов, просмотра заключенных договоров на передачу прав на НМА аудитор устанав­ливает факты их использования в производственном либо управленческом процессе, а также факты предоставления прав на их использование третьим лицам;

Ø аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления в случае выбытия договораоб уступке права требования, учредительные документы, оценочные акты и необходимые первичные документы; договоров об уступке исключительных прав; акты комиссии по оценке и списанию НМА, приказов (распоряжений) руководителя организации о списании и т.д;

Ø необходимо проверить правильность учета операций по списа­нию НМА путем взаимного контроля по корреспондирующим счетам;

9) Проверка полноты раскрытия информации о нематериальных активах в бухгалтер­ской отчетности аудируемого лица;

Ø необходимо получить достаточные до­казательства того, что все НМА отражены в БФО в надлежащей оценке и вся существенная информация о них раскрыта в от­четности должным образом. Для этого путем изучения и анализа БФО определяется, имеет ли место раскрытие в БФО та или иная информации об объектах НМА по отде­льным их видам;

Ø аудитор проверяет соответствие полученных данных БУ положениям, утвержденным в учетной политике организации, как минимум, последующим положениям: способы оценки НМА, приобретенных не за денежные средства; сроки полезного использования; способы определения амортизации; изменение сроков полезного использования НМА и спосо­бов определения их амортизации.

10) Проверка налогообложения операций с нематериальными активами. При проведе­нии проверки правильности исчисления НДС по операциям с НМА аудитор должен установить, правильно ли и своевременно ли проверяемая организация исчисляет и отражает в учете суммы НДС по операциям с нематери­альными активами. Аудитору необходимо ознакомиться с положениями налоговой учетной политики организации и определить их соответствие действующему законодательству. Проводится сверка докуметов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...