Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: огурец — огурчик; помидор — помидорчик; горох — горошек и т.д. • «Что приготовим». Образование относительных прилагательных от существительных: из картошки — картофельное пюре и т.д. • «Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально). Помидор круглый, а морковка...
Огурец овальный, а тыква... Лук горький, а морковка... Огурец зеленый, а свекла... Редиска мелкая, а редька... Кабачок большой, а тыква... Помидор кислый, а чеснок... Морковка в земле, а помидор... Развитие связной речи •Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». На доске — изготовленная из картона корзина с прорезями. Логопед читает рассказ и вставляет силуэты овощей в прорези корзины. Собрала урожай Зина и сложила его в корзину: Вот помидор красный — овощ прекрасный, Вот овальный огурец — зеленый молодец, Вот морковка-краса — длинная коса, Вот вкусная картошка — для супа и окрошки, Вот крупная свеклуша — мы любим ее кушать. Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части. Психоречевая гимнастика • Повторение слоговых цепочек: ут-ат, ут-ат-от; кто-кту, Кто-кту-кты; га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва. •Игра «-Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов: по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д. •Речевая подвижная игра: «Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками); «Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу); «Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу); «Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
Раз, два, три, четыре, Дети овощи учили: Лук, редиска, кабачок, Хрен, морковка, чесночок. Тематический цикл «Фрукты» (третья неделя) Дети должны усвоить: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Лексический материал: фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Назови ласково»: яблоко — яблочко; апельсин — апельсинчик и т.д. • «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске — четыре - пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д. •«Один — много». Образование множественного числа существительных: это —лимон, а это— лимоны; это — груша, а это — груши и т. д. • «Что приготовим?» Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона—лимонный сок; из груши— грушевый компот. •«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. У каждого ребенка на столе картинки с изображениями
фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д. Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу». Развитие связной речи • Рассказ-описание «Лимон»: «Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай». Психоречевая гимнастика • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
— Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу. —Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин возьми в руку. — Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях. — Расскажи, что ты делал. • На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами. • Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами: Толстый палец и большой в сад за сливами пошел, Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик В землю косточки бросает. Тематический цикл «Сад — огород» (четвертая неделя) Дети должны усвоить: различия между овощами и фруктами (где растут, какие на вкус, что из них готовят и т.д.). Лексический материал: см. темы «Овощи» и «Фрукты». Лексико-грамматические игры и упражнения •«В земле или на земле?» Логопед показывает детям картинки с изображением овощей и спрашивает: «Где растет капуста — в земле или на земле?» Дети отвечают: «Капуста растет на земле» и т.д. • «На дереве или на грядке?» На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Логопед просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ. •«Чего много в корзинке?» Логопед поочередно показывает картинки с изображением овощей и фруктов и спрашивает: «Чего много в корзинке?» Дети отвечают: «В корзинке много огурцов (яблок)» и т.д. Развитие связной речи • Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»: «Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье». Психоречевая гимнастика •«Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны сосчитать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.) • Повторение слоговых цепочек: ап-та-ква, ла-па-дма;
оп-то-кво, да-на-ква; уп-ту-кву, га-ту-квы; ып-ты-квы, ба-па-кма; два-хва-сва. • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда: — Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон. — Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко, • Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя: Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп, А ногами — топ-топ-топ. Кулаками постучим, Повернемся и молчим. Тематический цикл «Грибы» (пятая неделя) Дети должны усвоить: основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы. Лексический материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|