Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных. Сорву с дуба дубовый лист. Сорву с клена кленовый лист. Сорву с березы березовый лист и т.д. •«Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Дуб около елки. Липа около березы и т.д. • «Угадай слово». Образование антонимов. Логопед просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина... Сосна высокая, а куст... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка... Волк злой, а зайчик... Опенок съедобный, а мухомор... •«Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом вслед за логопедом повторить его полностью. Береза, осина, дуб —это... (деревья). Сирень, орешник, шиповник —это... (кусты). Ромашка, василек, незабудка — это... (цветы). Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы). Комар, кузнечик, жук — это... (насекомые). Кукушка, сова, орел — это... (птицы). Заяц, лиса, волк —это... (дикие животные).
• «Кого можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Жука, кукушку, белку и т.д.). •«Что можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Деревья, кусты, травы, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.) Психоречевая гимнастика • Поочередно каждым пальцем «отстрелять» по картинкам слова: береза, рябина, дуб, клен; сыроежка, опенок, мухомор, груздь и т.д. Затем упражнение выполняется без картинок. •Пальчиковая гимнастика «За грибами»: Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел, Потому и потолстел. • Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений: Мы листики осенние, На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Тематический цикл «Игрушки» (девятая неделя) Дети должны усвоить: названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться. Лексический материал: машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д. Лексико-грамматические игры и упражнения •«Из чего сделана игрушка?» Образование относительных прилагательных: машина сделана из железа, она —железная;
самолет сделан из пластмассы, он...; матрешка сделана из дерева, она...; мишка сделан из плюша, он...; кукла сделана из резины, она... и т.д. • «С какой игрушкой ты играл?» Усвоение глаголов 3 лица единственного числа прошедшего времени. Развитие связной речи • Рассказ-описание «Кукла»: «Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Психоречевая гимнастика •Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони. • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда: —Покажи куклу карандашом, обведи карандашом матрешку и постучи карандашом по барабану. —Расскажи, что ты делал и т.д. • Считалка «Мяч». На каждую строчку —четыре удара мяча об пол. Чуть ударишь этот мячик — Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет И не хочет перестать. •Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки. Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки — на окошке, Две Танюшки — на подушке, Две Иринки —на перинке, А Петрушка в колпаке — На дубовом сундуке.
Тематический цикл «Одежда и обувь» (десятая неделя) Дети должны усвоить: назначение и основные виды одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды. Лексический материал: виды одежды, ее части (рукав, воротник, петелька, застежка и др.); надевать, завязывать, расстегивать, вешать; взрослый, детский; осенний; короткий, меховой и т.д. Лексико-грамматические игры и упражнения •«Какая?» Подбор прилагательных к существительным: кофта — вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; сапоги — резиновые, новые, синие, красивые; шапка — меховая, вязаная, зимняя и т.д. •«Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам: У мальчика рубашка, а у девочки платье. У мальчика ботинки, а у девочки туфли и т. д. • «Один — много»: рубашка — рубашки и т.д. •«Скажи наоборот». Усвоение антонимов: большой —маленький, детский — взрослый, короткий — длинный, чистый — грязный, сухой —мокрый и т.д. Психоречевая гимнастика • «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук. • «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»: платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны. •Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений: Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, В грязь не заходите, сапожки не рвите. Второй—третий периоды Декабрь-февраль, март-май
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|