Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного. У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик и т.д. • «Кто кем будет?» Ежонок будет ежом. Лисенок будет лисой. Волчонок будет волком. Медвежонок будет медведем. Зайчик будет зайцем. Лосенок будет лосем. Барсучонок будет барсуком и т.д. • «Угадай и повтори» Злой, голодный, серый... (волк). Трусливый, длинноухий, серый... (заяц). Хитрая, рыжая, хищная... (лиса). Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).
Большой, бурый, неуклюжий... (медведь). Развитие связной речи • Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»: «Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в норку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове». Психоречевая гимнастика • Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец —за безымянный): Под высокой сосной Скачет зайка косой, Под другою сосной Скачет зайка другой. •Прошагать двустишие, затем отпрыгать: Зайке холодно в лесочке, Свяжем серому носочки. •Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений: Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали, Дети, дети, не зевайте, Волк за елкой — убегайте! Уточнение артикуляции и произношения звуков [к] и [к'] • Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие — произносятся без голоса, твердый и мягкий, при произношении— язык «горкой»). • «Повтори чистоговорки»: ак-ак-ак-мак; аки-аки-аки-маки;
ук-ук-ук-стук; уки-уки-уки-стуки; ок-ок-ок-сок; оки-оки-оки-соки; ик-ик-ик-крик; ики-ики-ики-крики. Слова: маки, стуки, соки, крики — дети пробуют называтьсами.
• Игра «Наоборот». Замена [к]—[к']. Логопед произносит ка, а дети —кя (кы—ки и т.д.) • «Сколько раз я произнесу „кя "?» Кя-кя, кя, кя-ка, ка-ка, кя-кя-кя, ка-ка-кя, кя-ка-кя. • «Один — много»: мак —маки (сок, лак, рука, песок, комок, кусок, снежок, крик). Логопед. Какой звук появляется в слове? ([к']) • «Найди лишнее слово»: мешок, курица, лягушка, лампа {лампа); кит, мир, кино, Кеша (мир). • Игра «Живые звуки». Вызывается трое детей, каждый из которых обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети —звуки» объединяются в слова (кот, кит). • Заучивание загадки: Вот так дом — одно окно: Каждый день в окне кино. (телевизор) • Игра «Котенок или китенок». Логопед раздает детям картинки, в названии которых встречаются звуки [к] или [к']. Ребенок, получивший картинку, говорит: «Я — котенок, потому что у меня — кубик». Или отвечает: «Я — китенок, потому что у меня —шашки» и т.д. Тематический цикл «Дикие и домашние животные» (двадцать вторая неделя) Дети должны уметь: дифференцировать домашних и диких животных, составлять рассказ-описание. Лексический материал: см. темы «Домашние животные» и «Дикие животные». Лексико-грамматические игры и упражнения • Викторина «Вопросы — ответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы: —Кто это? —Назовите части тела. —Это домашнее или дикое животное? —Где оно живет? Как называется его дом? —Чем питается? —Как называют детенышей этого животного? • «Назови членов семьи»: заяц — зайчиха — зайчонок; кот — кошка — котенок; еж — ежиха — ежонок; корова — бык — теленок и т.д. • «Чей домик?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.
Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека». Развитие связной речи • Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»: «Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Лошадь живет около человека, а белка —в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи». Психоречевая гимнастика • «Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов: волк — лиса — еж — кошка; овца — лось — лошадь — свинья и т.д. • «Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т.д. Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г'] • Характеристика звуков (согласные — не поются, звонкие — произносятся с голосом, твердый и мягкий, при произношении—язык «горкой»). • Выделение звука [г] из ряда слов: газета, игра, бумага, нога, Гоша. • Выделение звука [г'] из ряда слов: гиря, гитара, ноги, гимнастика.
• Повторение слоговых цепочек: га га га-гя гя гя; го го го-гё ге гё; гу гу гу-гю гю гю; гы гы гы-ги ги ги; гэ гэ гэ-ге ге ге. • «Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага). Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом. •«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук. На полке лежит кни...а. На стене висит...итара. На небе появилась раду...а. Дедушка читает...азету. Брат поднял тяжелую...ирю. В небе раздался...ром. Бабушка печет пиро...и. •«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске. Гном для Гали. Гиря для Гены. Газета для Гали. Пироги для Гены.
Лягушка для Гали. Гитара для Гены. Книга для Гали. • «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|