Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексико-грамматические игры и упражнения




•«Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного.

У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик и т.д.

•      «Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом.

Лисенок будет лисой.

Волчонок будет волком.

Медвежонок будет медведем.

Зайчик будет зайцем.

Лосенок будет лосем.

Барсучонок будет барсуком и т.д.

•      «Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый... (волк).

Трусливый, длинноухий, серый... (заяц).

Хитрая, рыжая, хищная... (лиса).

Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).

 


Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).

Развитие связной речи

•      Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»:

«Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в нор­ку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».

Психоречевая гимнастика

•      Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец —за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

•Прошагать двустишие, затем отпрыгать:

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

•Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений:

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елкой — убегайте!

Уточнение артикуляции и произношения звуков [к] и [к']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие — произносятся без голоса, твердый и мягкий, при произношении— язык «горкой»).

«Повтори чистоговорки»:

ак-ак-ак-мак;          аки-аки-аки-маки;

ук-ук-ук-стук;        уки-уки-уки-стуки;

ок-ок-ок-сок;          оки-оки-оки-соки;

ик-ик-ик-крик;        ики-ики-ики-крики.

Слова: маки, стуки, соки, крики — дети пробуют называтьсами.

 


• Игра «Наоборот». Замена [к]—[к']. Логопед произносит ка, а дети —кя (кы—ки и т.д.)

«Сколько раз я произнесу „кя "?»

Кя-кя, кя, кя-ка, ка-ка, кя-кя-кя, ка-ка-кя, кя-ка-кя.

•      «Один — много»: мак —маки (сок, лак, рука, песок, комок, кусок, снежок, крик).

Логопед. Какой звук появляется в слове? ([к'])

•      «Найди лишнее слово»:

мешок, курица, лягушка, лампа {лампа);

кит, мир, кино, Кеша (мир).

• Игра «Живые звуки». Вызывается трое детей, каждый из которых обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети —звуки» объединяются в слова (кот, кит).

• Заучивание загадки:

Вот так дом — одно окно:

Каждый день в окне кино. (телевизор)

•      Игра «Котенок или китенок». Логопед раздает детям картинки, в названии которых встречаются звуки [к] или [к']. Ребенок, получивший картинку, говорит: «Я — котенок, потому что у меня — кубик». Или отвечает: «Я — китенок, потому что у меня —шашки» и т.д.

Тематический цикл «Дикие и домашние животные»

(двадцать вторая неделя)

Дети должны уметь: дифференцировать домашних и ди­ких животных, составлять рассказ-описание.

Лексический материал: см. темы «Домашние животные» и «Дикие животные».

Лексико-грамматические игры и упражнения

•      Викторина «Вопросыответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы:

—Кто это?

—Назовите части тела.

—Это домашнее или дикое животное?

—Где оно живет? Как называется его дом?


—Чем питается?

—Как называют детенышей этого животного?

•      «Назови членов семьи»:

заяц — зайчиха — зайчонок;

кот — кошка — котенок;

еж — ежиха — ежонок;

корова — бык — теленок и т.д.

•      «Чей домик?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.

Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека».

Развитие связной речи

•      Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»:

«Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Ло­шадь живет около человека, а белка —в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи».

Психоречевая гимнастика

•      «Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов:

волк — лиса — еж — кошка;

овца — лось — лошадь — свинья и т.д.

•      «Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т.д.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, звонкие — произносятся с голосом, твердый и мягкий, при произношении—язык «горкой»).

• Выделение звука [г] из ряда слов: газета, игра, бумага, нога, Гоша.

• Выделение звука [г'] из ряда слов: гиря, гитара, ноги, гимнастика.

 


•      Повторение слоговых цепочек:

га га га-гя гя гя;

го го го-гё ге гё;

гу гу гу-гю гю гю;

гы гы гы-ги ги ги;

 гэ гэ гэ-ге ге ге.

•      «Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага).

Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом.

•«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук.

На полке лежит кни...а.         

На стене висит...итара.

На небе появилась раду...а.

Дедушка читает...азету.

Брат поднял тяжелую...ирю.

В небе раздался...ром.

Бабушка печет пиро...и.

•«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске.

Гном для Гали.

Гиря для Гены.

Газета для Гали.

Пироги для Гены.

Лягушка для Гали.

Гитара для Гены.

Книга для Гали.

•      «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...