Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замерз лед? Где катаются дети? Где висит игрушка? Где слепили снеговика? Где стоят санки? •«Хлопни в ладоши». Логопед произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши. Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится. Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет. Развитие связной речи • Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»: Психоречевая гимнастика • «Отшагай скороговорку»: Такой мороз, такой мороз. Берет за нос, дерет до слез. •Считалка под мяч «Снегопад»: Снего-снего-снегопад, Каждый очень, очень рад, Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки. •Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений: Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки, Ножками потопаем И себя похлопаем. Уточнение артикуляции и произношения звука [и] • Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы). • Повторение слоговых цепочек: и-и-им; и-и-миии; им-ив; и-и-их; и-и-хиии; ик-ип; и-и-ив; и-и-виии; и-им-ив; и-и-ип; и-и-пиии; и-ип-их. • Выделение начального ударного гласного в словах: Ира, Игорь, имя, ива, иглы, искры.
• Повторение и анализ звукокомплексов. Как кричат в лесу? (Ау!) Как кричит ребенок? (Уа!) Как кричит ослик? (И-а!) Какой первый звук (второй, последний, сколько всего звуков) (А-у-и)? • «Какое слово получилось?» Дети произносят звук [и], а логопед договаривает слово. И-зюм, и-голка, и-грушка, и-кра, и-риска, и-ндюк, и-ва. • Выделение слов, начинающихся со звука [и]: иголка, елка, игра, нора, ишак, кушак, Ира, Шура, Игорь, угорь. Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя) Дети должны усвоить: особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы и т.д.). Лексический материал: Новый год, новогодний праздник, маскарад, нарядная елка, маски, костюмы, хоровод, пляски и т.д. Лексико-грамматические игры и упражнения • Составление предложений по двум опорным словам.
Маша — маска, Снегурочка — гости, дети —маскарад, елка—лампочки, Дед Мороз —мешок, елка —хоровод и т.д. • «Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями. Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки. Дети нарядили игрушки елками. Елка зажглась на лампочках. Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д. Развитие связной речи • Составление рассказа по опорным предметным картинкам: «Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело». Психоречевая гимнастика • «Какое слово короче?» Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад. •Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог): К нам на елку, ой-ё-ёй, Дед Мороз пришел большой, Дед Мороз. Дед Мороз, Он подарки нам принес.
Уточнение артикуляция и произношения звука [о] • Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом). • Повторение слоговых цепочек: ом-ом-от; оп-оп-оф; оу-оу-оп; оу-оу-оф; оу-оу-ох; оу-оу-ок; ома-ома-оха; опа-опа-офа. • Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден. • Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо Логопед. Какой звук слышится в конце слова? • Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио. Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке. Тематический цикл «Зимующие птицы» (пятнадцатая неделя) Дети должны усвоить: основные названия птиц; почему они не улетают на юг; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто. Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д. Лексико-грамматические игры и упражнения •«Живой — неживой». Закрепление понятий «одушевленный/неодушевленный». Логопед показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например; воробей — живой, а камень — неживой и т.д. •«Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа. На дереве много сорок. На дереве много дятлов. На дереве много ворон и т. д. • «Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы» и т. д. Психоречевая гимнастика •«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал). • Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол. Верещунья — белобока, Все зовут ее сорока. • «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, — Все равно он будет мой. Уточнение артикуляции и произношения звука [э] • Характеристика звука (гласный, значит поется, рот широко раскрыт). • Повторение слоговых цепочек: эма-эва-эха; эпа-эта-эка; эму-эву-э; эпу-эту-э; эпта-эква; эхма-этва. • Выделение начального ударного гласного в словах: Эмма, Элла, Эдик, Эрик, эхо, эта, эй, этот. • Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, этажерка, эскимо, экран. • «Сколько раз я произнесу звук [э]?» Э-э-а; э-а; э-э; э-а-э; а-э-а; э-э-э. •Повторение и анализ звукокомплексов: эау; ауэ; оэа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|