Тематический цикл «Дом и его части»
(шестнадцатая неделя) Дети должны знать: названия основных частей дома; на каком этаже они живут. Лексический материал: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, многоэтажный, красивый и т.д. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Какой — какая?» Логопед предлагает детям дать сначала краткий, а затем полный ответ: Дом из бревен. Какой? (бревенчатый) Дом из камня. Какой?
Дом из кирпича. Какой? Крыша из железа. Какая? Окна из стекла. Какие? Фундамент из цемента. Какой? Пол из дерева. Какой? Труба из кирпича. Какая? • «Что есть в доме?» (Комнаты, окна, стены, потолки, двери, этажи, лестницы, ступеньки, балконы.) Игра сопровождается показом предметных картинок и составлением предложений. Психоречевая гимнастика • Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений: На поляне дом стоит, Ну а путь к нему открыт, Мы ворота открываем — В этот домик приглашаем. •Речевая подвижная игра «Строим дом». Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу: Стук-стук молотком, Строим, строим новый дом. Ты, пила, пили быстрей, Домик строим для людей. • Подбор подходящих прилагательных к слову «дом» (боль.., мале.., выс..., низ.., кирпи.., каме.., дере.., нов.., ста.., многоэ.., одноэ.., двухэ.., трехэ.., краси...). Уточнение артикуляции и произношения звука [м] • Характеристика звука (согласный, значит не поется, произносится губами —губной). • Повторение слоговых цепочек: ма-ма-ам; мау-мау-мы;
ама-ама-ам; ма-мо-му; аму-аму-ом; ам-ам-ама. • Выделение начального согласного в словах: мак, мама, маска, мышка, мыло, мост, мошка, муха, Мурка. • Выделение конечного согласного в словах: сом, ком, дом, лом, ум, ум, изюм. • «Повтори слова»: сом-ком-дом; ум-шум-кум; бом-лом- том; сам-нам-вам. • «Повтори чистоговороки»: ама-ама-мама; ома-ома-Рома; ума-ума-дума; има-има-Дима. •«Какой звук поется?» Ам, ум, ом, эм, им. • Упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число (звук [м] выделить): Я сижу, а вы? (мы сидим) Я ем, а вы? Я стою, а вы? Я пью, а вы? Я молчу, а вы? Я пою, а вы? Тематический цикл «Мебель» (семнадцатая неделя) Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и ее частей. Лексический материал: виды мебели; части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т. д. Лексико-грамматические игры и упражнения •«Один —много»: стол — столы; кровать — кровати; диван — диваны; стул —стулья и т.д. • «Чего не бывает?» Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сиденья, телевизора без экрана, серванта без полок и т.д. •«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под. На доске картинка с изображением комнаты. Логопед. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д. Развитие связной речи • Рассказ-описание «Стул»: «Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят». Психоречевая гимнастика • «Один — одна»: диван — кровать;
стул — полка; шкаф — скамейка; сервант — тахта. •«Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ. Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой? Стол «дружит» с креслом или тестом? Шкаф «дружит» с полкой или иголкой? Кресло «дружит» с диваном или Иваном? Сервант «дружит» с Людой или посудой? Полки «дружат» с книжкой или крышкой? Табурет «дружит» со стулом или мулом? Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой? • «Исправь ошибку»: у стула — крышка; у телевизора — спинка; у дивана — экран; у шкафа — подлокотник и т.д. • «Повтори слова»: шкаф — шкафчик — шкафчики; стол — столик — столики; стул — стульчик — стульчики и т.д. Уточнение артикуляции и произношения звуков [п] и [п'] • Характеристика звуков (согласные, глухие, твердый и • Повторение слоговых цепочек: пау-пяу; пот-пёт; апа-апя; пам-пям; пок-пек; апы-апи; пав-пяв; пон-пён; апу-апю. • Выделение начального согласного [п] в словах: палка, паук, паста, пушка, пудель, пуговица, почта, полка, почка. •«Угадай слово по первому слогу»: пен... (ка), пеш... (ка), пил... (ка), пер... (сик), печ... (ка), пид... (жак), пинг... (вин), пись... (мо). • «Закончи слово». Выделение конечного согласного [п]: су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло... (п). • Выделение слов со звуком [п']: тёс — пёс; мир — пир, мел — пел, вилка —пилка, лечь —печь, речка —печка, лесенка — песенка, тень —пень, белка —пенка. Тематический цикл «Транспорт» (восемнадцатая неделя) Дети должны усвоить: основные виды транспорта, его назначение (перевозит людей и грузы), кто управляет транспортом. Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Скажи наоборот»: отъехал — подъехал; вылетел — залетел; въехал — съехал; взлетел — приземлился; выехал — заехал; укатил — прикатил; улетел — прилетел; уплыл — приплыл. заплыл — выплыл; Логопед. О чем так можно сказать? • «Скажи правильно»: машина (ехать); троллейбус (идти);
самолет (лететь); автобус (сигналить); корабль (плыть); трамвай (звенеть). поезд (гудеть); • Заучивание «Шутки». Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:
Ехали мы, ехали, до горки доехали, Въехали, съехали и дальше поехали. Ехали мы, ехали, до ямы доехали, Яму объехали и дальше поехали. Ехали мы, ехали, до речки доехали, Мост переехали и дальше поехали. Ехали мы, ехали, до дома доехали, Во двор заехали, вот и приехали. Развитие связной речи • «Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.) Психоречевая гимнастика •Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. • Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят: Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко. Уточнение артикуляции и произношения звуков [б] и [б'] •Характеристика звуков (согласные, звонкие, твердый и мягкий, произносятся губами). • Повторение слоговых цепочек: ба-ба-бя; аба-абя-ба; бя-бя-ба; па-ба-бя. • «Сколько раз я произнесу „ба"?»: ба-ба; ба-ба-бя; ба-ба-ба; бя-бя; ба-бя; бя-ба-ба. • «Угадай слово по первому слогу»: яб...(локо), каб...(лук), клуб...(ника), бар...(бос), буб...(лик), бом...(ба). • Отпрыгать количество слогов в словах: баба, баня, губы, бак, бык, бок. (Какой звук в словах общий?); рябина, кабина, береза, бич, бинт, билет (Какой звук повторяется в каждом слове?) • «Повтори слова»: баран — банан — кабан; кабина — рябина—дубина. • «Повтори скороговорку»: Белые бараны Били в барабаны. Били, били, били, Лбы себе разбили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|