Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематический цикл «Профессии»




(двадцать пятая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных профессий и предметов — помощников.

Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик; учить, лечить; градусник, ножницы и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•      «Кто что делает?»

Шофер водит машину, перевозит грузы.

Учитель учит детей читать, писать, считать.

Повар готовит завтрак, обед, ужин.

Врач лечит, ставит градусник, выписывает лекарства,

назначает уколы и т.д.

•      «Кому это нужно?» Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа:

ножницы нужны портнихе;

градусник нужен врачу и т.д.

•«Скажи два (три) слова». Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и т.д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т.д.).

•      «Исправь ошибку»

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

 


Летчик ездит, а шофер летает и т. д.

Психоречевая гимнастика

• Слоговой анализ слов: космонавт, милиционер, парикмахер, продавец.

Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

• Речевая подвижная игра «Космонавт». Импровизация движений:

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету—

Дети, кто, скажите это?

•Речевая подвижная игра. Дети четыре раза поднимаются на носки и опускаются на пятки.

За всякое дело берись смело.

Дифференциация звуков [с] и [з]

• Уточнение артикуляции и произношения звуков, их ха­рактеристика (используется тактильный анализатор кисти, приложенной к горлу).

Обратить внимание детей на то, что произносить звук [з] помогает голос, а звук [с} произносится без голоса (голос «спит»).

• «С голосом —без голоса». Логопед называет слова со зву­ками [с] и [з], дети определяют «с голосом» или «без голо­са» они произносятся: коза-коса, суп-зуб, зайка-сайка, со­бор-забор, часы-тазы, гроза-коса, бусы-алмазы.

•«Проговори чистоговорку»:

Голос спит: са-са-са,

Санки, сало, колбаса.

Звенит голос: за-за-за,

Зайка, запах, стрекоза.

«Повтори потешки»:

У забора коза, у сосны лиса.

У зверя зуб, у Светланы суп.

У Зои зайка, у Сани сайка.

У Лизы глаза, у Оксаны коса.

У Захара тазы, у киски усы.

У избушки забор, у леса собор.

•      Составление предложений по предметным картинкам:

Зоя — самокат,

зайка — капуста,

Лиза — квас,

глаза — слон,

коза —лес.

•      Употребление и дифференциация предлогов за и со. Упражнение можно сопровождать демонстрацией предметов и действиями детей.

Лиза села за стол. Стакан упал со стола.

Захар залез за шкаф. Сумка упала со шкафа.

Зоя спряталась за стул. Оксана спрыгнула со стула.

Лиза стоит за скамейкой. Света встала со скамейки.

Тематический цикл «Наш город»

(двадцать шестая неделя)

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•      «Где ты живешь?» Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Развитие связной речи

•      Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке».

Примерный словарь: дети, прогулка, гулять, подъемный кран, новый дом, строить, светофор, красный свет, остано­виться, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди.

Психоречевая гимнастика

•      «Какое слово короче?»

Дом — домик;

светофор — трамвай;  город — перекресток;


дорога — магазин; квартира — этаж.

•      Чистоговорка «Этажи» (сопровождается схематическим рисунком дома).

Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.  

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?

•      Считалка под мяч «Дом». Желательно использовать предметные картинки: бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

• Характеристика звука (согласный, твердый, глухой, шипящий). Выполнение артикуляционного упражнения «Чашечка».

«Повтори чистоговорки»

Ша-ша-ша — Маша моет малыша.  

Ше-ше-ше — шепчет Маша в шалаше.

Ши-ши-ши — наши уши хороши.

Шо-шо-шо —мы живем хорошо.

Шу-шу-шу — букву ш я напишу.

•      Потешки

Крылышки у мошки, пушинки у кошки.

Перышки у пташки, ножки у букашки.

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Шейка у мышки, шея у мартышки.

Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

Обложка у книжки, шапка у мальчишки.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

 


•      «Повтори слова тройками»:

кашка — чашка — Машка;

мошка — кошка — крошка;

пушка — мушка — душка;

мышка — пышка — мишка;

кукушка — лягушка — ватрушка.

•      «Какой звук в словах поется?»

Машка — мышка — мишка — мушка — мошка.

«Волшебный мешок»: Логопед по очереди вызывает детей. Ребенок опускает руку в мешок, нащупывает предмет и называет его (мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, гармошка, погремушка, матрешка).

«Живые звуки» (шум, душ, уши).

Тематический цикл «Весна»

(двадцать седьмая неделя)

Дети должны усвоить: когда наступает весна, ее основные признаки.

Лексический материал: весна, солнышко, проталина, ру­чьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набу­хать, прилетать и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•      «Почему?» Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые? И т. д.

•«Чего не бывает весной?»

Образец ответа: «Весной не бывает метели (листопада, вьюги, мороза, снегопада и т.д.)».

Развитие связной речи

•      Составление рассказа о весне по вопросам логопеда.

Когда наступает весна?

 Почему наступает весна?

 


Как наступает весна? и т.д.

Психоречевая гимнастика

•      «Прошагаем загадку»

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

{весна)

«Хлопни в лодоши». Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

«Скажи правильно»::

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лед или ледоход?

Дифференциация звуков [с] и [ш]

• Закрепление артикуляции и произношения звуков (согласные, глухие, твердые, свистящий—шипящий).

«Повтори слова парами»:

нас — наш;            сутки — шутки;

вас — ваш;             уши — усы;

плюс — плюш;      каша — касса

сок — шок;            кашка — каска

сайка — шайка;     крыша — крыса.

•«Проговори чистоговорку»:

Язык вверх: ша-ша-ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са-са-са,

Масло, сахар, колбаса.

• «Что с чем рядом?»

На игровом поле в ряд расположено пять-шесть карти-


нок, в названии которых есть звуки [с] или [ш]: маска, кош­ка, абрикос, рубашка, миска, мишка.

Логопед спрашивает: «Что рядом с кошкой (мишкой, ру­башкой и т.д.)?» Ребенок отвечает: «Рядом с кошкой маска и абрикос».

•      «Произнеси правильно»

Дети вслед за логопедом четко повторяют (хором и ин­дивидуально) слова, в которых одновременно присутствуют изучаемые звуки: машинист, сынишка, штангист, старушка, шахматист, смешинка, солнышко, сушка.

•      «Подбери картинку»

На столе картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Дети делятся на две команды: «Совы» и «Кукушки».

«Совы» должны отбирать картинки со звуком [с], а «Ку­кушки»—со звуком [ш].

Образец ответа: «Я выбираю самолет, потому что я — „со­ва"».

•      «Повтори скороговорки»

Пушистые кошки сидят на окошке.

У Саши на кармашке астры и ромашки.

•      Рассказ «Пушок и Машка»:

«У Саши собака Пушок. А у Даши кошка Машка. Пушок лю­бит кости, а Машка любит ловить мышей. Пушок спит у Саши­ных ног, а Машка спит на кушетке. Даша шьет для Машки подуш­ку. Кошка будет спать на подушке».

Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)

Дети должны усвоить: основные названия насекомых; где они живут, чем питаются; для чего они нужны.

Лексический материал: стрекоза, бабочка, кузнечик, гусе­ница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей; муравейник; ползать, грызть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...