Величина. Ориентировка в пространстве
Величина У детей закрепляют умение сравнивать длину (ширину, высоту) предметов путем непосредственного их соизмерения и сравнения на глаз, а также учат определять длину (ширину, высоту) предметов опосредованно – путем измерения с помощью условной меры. Но сначала нужно объяснить детям цель измерения. Важно обозначить проблему и подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости что‑ либо измерить, например, выяснить, поместится ли шкаф (полка для книг) в простенок между окнами, в каком пакете больше (меньше) крупы, в какой емкости больше (меньше) воды, сколько воды в емкости. Дети должны понять, что делают люди для того, чтобы выбрать предмет нужного размера: обувь, платье, брюки и др. На одном из первых занятий по измерению воспитатель может задать детям вопрос, одинаковы ли по длине стол, который находится в книжном уголке, и тот, за которым они занимаются. Он подводит детей к мысли, что столы надо измерить. На столе уже разложены разные предметы, которые можно использовать в качестве мерок: тесьма, кусок веревки, картонная полоска и пр. Воспитатель заранее подбирает такие мерки, которые укладываются полное число раз (без остатка) в длине измеряемого предмета. Далее он показывает способы измерения, сообщает правила, которыми следует руководствоваться: начинать измерение надо точно от края стола, мерку укладывать прямо по краю стола (показывает), в конце мерки ставить точку (черточку) и затем от нее продолжать мерить дальше, каждый раз в конце отложенной мерки ставить точку, а около нее класть фишку, чтобы не забыть, сколько раз прикладывалась мерка. Измерение производится до конца стола, после чего подсчитывается общее количество меток (фишек). Дети называют, сколько раз мерка уложилась в длине стола, то есть чему равна его длина.
После того как дети усвоят приемы измерения длины, можно предложить им измерить длину одного и того же предмета мерками разной величины. Очевидно, что результаты измерения окажутся различными. Так воспитатель сможет подвести детей к выводу: результат измерения зависит от величины мерки и может обозначаться разными числами (большая мера укладывается меньшее число раз в длине (ширине) предмета, а маленькая – бо́ льшее при неизменной протяженности предмета). Значит, чем больше мера (единица счета), тем меньше итоговое число при подсчете их общего количества и наоборот. Приобретенные знания закрепляются в играх и игровых упражнениях. Например, в игре «Одень куклу» детям предлагают измерить рост куклы и выкроить для нее из цветной бумаги платье соответствующего размера (длины). Можно дать задание сделать заготовки для ремонта книг. Дети получают бумажные полоски и мерки, измеряют полоску и говорят, сколько заготовок можно сделать. Хорошим упражнением является измерение отрезков прямых линий. Детей учат рисовать на бумаге в клетку равные и неравные отрезки, произвольно располагать их на листе, а затем измерять с помощью подсчета клеток и сравнивать результаты, то есть количество клеток, которое укладывается в длине измеряемых отрезков. Когда дети научатся измерять протяженности (длину, ширину, высоту) предметов, им можно показать способы измерения жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. При этом количество крупы или жидкости подбирается с таким расчетом, чтобы мера в измеряемых объемах содержалась целое число раз. Первый раз при определении количества крупы дети раскладывают ее в отдельные кучки, равные мерке (например, ложке), а при определении объема воды ее разливают в стаканы (мерки), а затем подсчитывают их количество.
Измеряя количество крупы, дети ссыпают ее в одну посуду, а определяя количество воды, выливают ее в один сосуд и по ходу измерения откладывают фишки, которые затем подсчитывают. Воспитатель обращает внимание детей на то, как важно измерять точно и аккуратно, на конкретных примерах показывает, что неточные действия приводят к ошибочному результату: при определении количества крупы мерка (ложка, чашка, стакан) должна наполняться точно до края, а при измерении объема воды мерка (стакан, чашка, мензурка) – до определенного уровня, но вода не должна доходить до верхнего края, иначе ее можно расплескать. Так в процессе обучения измерению у детей вырабатывается умение считать непрерывные величины (протяженности, сыпучие и жидкие вещества). Впоследствии, измеряя объемы сыпучих и жидких веществ разными условными мерками, сравнивая результаты измерений, дети, как и в случае измерения протяженностей, устанавливают зависимость между величиной измеряемого предмета, мерой и их общим количеством (итоговым числом). Наряду с этим воспитатель на конкретных примерах показывает детям неизменность (константу) величины (длины, объема, веса) в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания воды из одной посуды в другую и, наоборот, ее изменение в результате увеличения или уменьшения их количества (удлинение отрезка, добавление воды, крупы и т. п. ). Дети убеждаются в этом, проверяя факты измерением. В процессе обучения измерению большое внимание уделяется развитию глазомера. Детям предлагают на глаз определить разницу в величине предметов: сколько раз та или иная мерка уложится в длине, ширине или высоте предмета; сколько стаканов воды поместится в графине и др. Затем они также путем измерения проверяют точность своих предположений. У детей развивают «чувство веса», учат сравнивать предметы «по тяжести» (тяжелые – легкие), подбирать равные и неравные по весу предметы, «взвешивая» их на ладонях (в руках). Воспитатель на конкретных примерах рассматривает независимость веса от размера предмета (большой воздушный шар легче маленького деревянного или металлического шарика); знакомит детей с элементарными весами (чашечные, пружинные), объясняет, что весы используют для более точного определения веса предметов.
Когда дети усвоят сущность использования условных мер, воспитатель знакомит их с приемами быстрого подсчета предметов. При этом в качестве меры за единицу счета принимается не один, а несколько предметов, например, два. Особенностью этих упражнений является темп, быстрота счета (сначала счет ведется в пределах 10, потом 20). Например, воспитатель говорит: «Два» – и ставит на стол два кубика, «Четыре» – и ставит на некотором расстоянии от первых кубиков еще два кубика, «Шесть» – и предлагает ребенку дополнить группу нужным количеством кубиков, поставив их также на некотором расстоянии от остальных, и т. д. В дальнейшем, упражняясь в количественном счете, дети начинают понимать: считать парами (тройками, пятками) быстрее. Если считать парами до 10, получится пять групп предметов по два в каждой, а если считать пятками (по пять), то получится всего две группы (при неизменном общем количестве предметов в группе). Форма Задача воспитателя подготовительной группы – углублять, расширять и систематизировать представления детей о геометрических фигурах. С этой целью проводятся упражнения, в которых дети анализируют различные свойства фигур, например, равенство и неравенство сторон, соотношение углов и вершин и другие особенности; воссоздают модели различных фигур. В подготовительной группе детей учат более тонким дифференцировкам фигур и форм предметов, например, предлагают назвать предметы в форме квадрата и куба, круга и шара, прямоугольника и цилиндра. Можно, не называя фигур, показать карточки с их изображением. Работа с геометрическим материалом тесно увязывается с содержанием раздела «Количество и счет». Геометрические фигуры и их элементы используются для счета, проведения измерительных операций, в качестве наглядной основы при формировании представлений о величине и ее долях, решении различного рода практических задач. Работа с геометрическим материалом имеет большое значение для развития как конкретного (наглядно‑ образного), так и абстрактного мышления.
В старшей группе детей уже знакомили с понятие четырехугольник, используя квадрат и прямоугольник. Теперь необходимо объяснить, что четырехугольник – фигура с четырьмя углами и четырьмя сторонами. Рассматривая четырехугольники, дети убеждаются, что они могут быть равными и неравными между собой. Можно дать несколько заданий, например: назвать предметы четырехугольной формы; форму четырехугольных предметов, нарисованных на картинках, подобрать (сгруппировать) предметы такой формы. Необходимо учить детей не только различать, но и конструировать, воссоздавать фигуры. Например, воспитатель предлагает нарисовать на бумаге в клетку квадрат, стороны которого равны четырем клеткам; затем нарисовать квадрат, стороны которого на одну клетку больше, чем у первого; четырехугольник, у которого верхняя и нижняя стороны равны четырем клеткам, а левая и правая – двум. После выполнения задания следует спросить детей, какую фигуру они изобразили. Можно предложить нарисовать четырехугольник с равными сторонами (каждая равна восьми клеткам), разделить его на две фигуры (слева направо или сверху вниз) и назвать, какие фигуры получились. На следующих занятиях воспитатель предлагает разделить квадрат по диагонали (с угла на угол) и назвать получившиеся фигуры. И в том, и в другом случаях дети могут закрасить (заштриховать) одну или обе фигуры (четырехугольник, треугольник) цветным карандашом. Подобные упражнения готовят детей к выполнению заданий на видоизменение геометрических фигур: из двух, четырех, восьми частей составить целый овал; из двух, а затем четырех и более частей – треугольник, четырехугольник; из четырех‑ восьми маленьких квадратов – один большой квадрат и т. п. На основе знаний о треугольнике и четырехугольнике воспитатель вводит новое понятие многоугольник. Он показывает модели треугольников и четырехугольников разных видов, предлагает рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что общее у этих фигур? ». Следует привлечь внимание детей к наличию сторон, вершин и углов у треугольников и четырехугольников, спросить, сколько углов и вершин у каждой из фигур; как одним словом можно назвать разные фигуры (. многоугольники ); рассмотреть частные случаи многоугольника (пятиугольник, шестиугольник и т. д. ). Можно использовать такие задания: «Из 10 палочек одинакового размера выложить несколько многоугольников», «Нарисовать разные многоугольники в тетради в клетку», «Составить свою фигуру (по собственному замыслу)». Целесообразно также упражнять детей в разных способах классификации фигур. Например, предложить сначала распределить все фигуры на две большие группы (круглой формы и многоугольники), затем среди многоугольников выделить четырехугольники и треугольники и, наконец, среди четырехугольников найти квадраты. Далее сгруппированные по форме фигуры можно систематизировать по размеру, а внутри образованных групп – по цвету и т. д.
Полезны такие задания, как: «Найди лишнюю фигуру в ряду», «Назови, какой фигуры не хватает? », «Какая фигура пропущена? », «Продолжи ряд фигур» (поиск и составление закономерности), «Назови предметы одинаковой (разной) формы», «Найди свой значок», «Сложи фигуру», «Подбери фигуры по форме и размеру» и др. В подготовительной группе воспитатель продолжает развивать у детей геометрическую зоркость: умение видеть форму предмета в целом и отдельных его частей. С этой целью можно предложить детям выполнить задание на составление целых предметов из множества частей, например, собрать из осколков (восьми‑ десяти и более мелких частей) разной формы разбитую чашку (чайник и др. ). Воспитатель может познакомить детей с простыми задачами‑ головоломками на выкладывание контура геометрических фигур из палочек. Например, предлагает подумать, как можно сложить два квадрата из семи палочек, прямоугольник из шести палочек, три треугольника из семи палочек; можно ли сложить из пяти палочек два треугольника и один квадрат. Эти задачи также способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления, пространственного воображения, создают хорошую основу для общего и математического развития ребенка. Полезно рисовать геометрические фигуры на бумаге в клетку: например, чертить треугольники разных видов, наметив три точки и соединив их отрезками прямой; проводить прямые линии в заданном направлении и заданной длины (например, длиной, равной восьми, десяти, двенадцати и более клеткам), считать их; рисовать фигуры с интервалом в одну или несколько клеток, создавая собственные творческие композиции или заданные последовательности. Для уточнения свойств некоторых объемных тел (куб, цилиндр и др. ) полезно конструировать их по выкройкам и чертежам. Полезно также измерять длину и ширину прямоугольников, определять форму различных заготовок для занятий, вырезать фигуры заданных размеров из бумаги в клетку, изготовлять из бумаги или картона изделия заданной формы (закладки для книг, поздравительные открытки, салфетки и пр. ), создавать фигуры по описанию их свойств, видоизменять фигуры по условиям, заданному результату и многое другое. В процессе выполнения упражнений с геометрическим материалом у ребенка развивают наблюдательность, способность подмечать сходство и различие сравниваемых явлений и фактов, делать доступные обобщения (например, треугольники и четырехугольники бывают разных размеров, разного вида; они, как и пятиугольники и другие фигуры с углами, являются разновидностью многоугольника). Ориентировка в пространстве У ребенка развивают и закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок – указателей движения), планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное положение. Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры и упражнения, например, «Я – пешеход», «Что нужно помнить при переходе улицы? », «Как нужно обходить транспорт? », «Выбери правильный ответ», «Правильно ли поступил Незнайка? » и др. Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради, планшете и т. п. ). Методика работы, как и в других группах детского сада, основана на выделении противоположных направлений: слева – справа, вверху – внизу. Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в определенном направлении: слева направо (справа налево), сверху вниз (снизу вверх). Например, предлагают положить четыре цветочка у верхнего края листа и столько же листочков у нижнего края; сказать, есть ли фигуры с левой, а затем с правой стороны листа и какие; рассказать, что где лежит. Далее используются более сложные варианты заданий, в которых увеличивается количество фигур, меняется их расположение и т. п. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений элементов. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет? », «Что изменилось? », «Чем отличаются? », «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|