Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Ход занятия. Подготовительная к школе группа. (от шести до семи лет)




Занятие 3

Цель. Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Начать формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, называть ее.

Ход занятия

Часть 1. Самостоятельная работа. Предложите детям составить группы из разных предметов в соответствии с названным числом (в пределах 5): число 3 из трех разных предметов посуды; число 4 из четырех разных видов овощей (фруктов) и т. д. Учите детей объяснять, как составлена группа: какие предметы (игрушки) и по скольку игрушек каждого вида они взяли; сколько всего предметов (игрушек) в группе. Побуждайте их использовать разные речевые конструкции, например: «Я взял одного мишку, одну куклу и одну машину, всего три игрушки» или «Я отобрал пять разных фигур, каждую по одной: один круг, один овал, один треугольник, один квадрат и еще один прямоугольник. Всех фигур – 5».

Часть 2. Коллективная работа. Рассмотрите с детьми несколько случаев равенства групп, когда предметы одной из них, например, яблоки или персики (их изображения) расположены в форме круга, а другой, например, помидоры или огурцы – в форме треугольника (или квадрата). Спросите детей, как можно определить, равное или неравное количество овощей (или фруктов) содержится в разных группах. Предложите им использовать такой способ проверки правильности ответов: расположить предметы (картинки с изображением предметов) парами или соединить изображения стрелками так, чтобы было видно, что в группах предметов поровну; пересчитать фрукты и овощи и сравнить полученные при счете числа.

Часть 3. Коллективная работа. Попросите детей внимательно рассмотреть форму нескольких знакомых предметов (тарелка, блюдо, часы, учебная доска, лист бумаги, косынка, картина и др. ) и ответить на вопросы: «На что похож предмет? », «Какой он формы? ». Активизируйте употребление детьми слов и выражений: как круг (круглая, круглое ), как овал (овальное ), квадратная (квадратный ), треугольная, прямоугольная (прямоугольные ). Проведите игровые упражнения на определение геометрической формы окружающих предметов: «Кто самый внимательный? », «Кто назовет больше? ».

 

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

 

К шести годам ребенок усваивает относительно широкий круг знаний о числе, форме и величине предметов, способен элементарно ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве и времени.

Воспитатель содействует дальнейшему накоплению конкретных наглядно‑ действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовит детей к школе.

В подготовительной к школе группе у детей совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, счета на слух и по осязанию, отсчитывания предметов из большего количества в соответствии с заданным числом. При условии успешного овладения навыками счета до 10 формируют умение считать в пределах 20.

С начала года воспитатель углубляет понимание детьми некоторых математических отношений и зависимостей. На примере рассмотрения чисел первого и второго десятков они выясняют, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, непосредственно следующего за ним при счете, устанавливают разностный характер отношений между рядом стоящими числами, отношения между любым числом ряда и всеми предшествующими и последующими за ним в ряду числами (в пределах 10, а затем 20); знакомятся со способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения конкретных групп предметов, а затем без использования наглядности – по месту, занимаемому числом в натуральном ряду), усваивают количественный состав из единиц чисел второго пятка, состав чисел из двух меньших (в пределах 10), отдельные математические термины («множество», «величина», «мера», «равенство», «неравенство», «целое», «часть» и др. ), элементы математической символики (цифры, знаки действий – плюс, минус, знак отношения – равно); учатся составлять и решать простые арифметические задачи (в одно действие на сложение и вычитание).

На основе упражнений в делении предметов на равные части (две, четыре, восемь) и измерения величин по заданной мере у детей углубляется понимание взаимосвязи между целым и его частью, зависимости результата измерения (числа) от величины меры, вводится счет группами (двойками, тройками и др. ).

В процессе обучения на занятиях по развитию математических представлений в подготовительной группе детей учат классифицировать предметы по общим и отличительным признакам, устанавливать закономерности, последовательно рассуждать, формулировать ответы, делать соответствующие выводы, выбирать адекватный способ решения поставленной задачи.

У детей развивается пространственное воображение, начальные элементы конструкторского мышления. Они получают сведения о многоугольнике, конструируют модели геометрических фигур; анализируют более сложные по форме объекты, выделяя в них знакомые геометрические фигуры; составляют целые предметы и фигуры из различных частей.

Дети овладевают умением ориентироваться в ближайшем (трехмерном) пространстве с использованием общепринятых обозначений (некоторых знаков – указателей направления движения, символов), а также в двухмерном пространстве (на листе бумаги, странице тетради, книги и т. п. ), учатся моделировать пространственные отношения, правильно обозначать их словами (правее – левее, выше – ниже, правый верхний (угол ), левый нижний (угол ), над, под, перед, впереди, за, сзади, напротив, между, в середине, вокруг, вдоль, поперек и др. ); «читать» элементарное графическое изображение направления движения в пространстве (простейшие маршрутные карты), двигаться в соответствии со схемой, указателями на плане или определять по ним направление: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз.

У детей формируют элементарные представления о времени, его необратимости, периодичности, сменяемости; последовательности дней недели, месяцев года; постепенно развивают чувство времени. Детей знакомят с часами, некоторыми единицами измерения времени: минута, час.

Воспитатель стремится сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно приобретать их.

Очень важно в подготовительной группе на основе занятий по элементарной математике формировать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), а также развивать вариативность мышления, произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.

В подготовительной к школе группе рекомендуется проводить два занятия в неделю (примерно 70–72 занятия в год). На занятиях наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно предусматривается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

 

Таблица 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...