Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировка во времени. Занятие 1. Ход занятия




Ориентировка во времени

С детьми шести лет проводится работа по формированию и закреплению понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно – на основе накопления у детей личного опыта восприятия времени. В соответствии с программой воспитатель закрепляет представления детей о последовательности дней недели, времен года, месяцев; знакомит с тем, что их последовательность постоянна (весна сменяет зиму, лето – весну и т. д.; на смену январю приходит февраль, затем март и т. д.; за понедельником следует вторник, среда и т. д.

Детям дают элементарное представление об измерении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год.

На основе ежедневных наблюдений и организации игровых упражнений воспитатель формирует у детей понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время, учит пользоваться этими понятиями в жизни.

Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают дидактические игры: «Что за чем следует? », «Дни недели», «Было – будет», «Продолжай», «Который час? », «Вчера, сегодня, завтра», «Машенькин день», а также словесные игровые упражнения: «Расскажи о времени», «Расскажи о своем распорядке дня», «Дополни предложение словами, обозначающими время», «Придумай предложения с вопросом: „В котором часу? “», «Придумай загадку о времени (часах)» и др. Полезно также проводить такие игры, содействующие уточнению и развитию временных представлений, как: «Кто работает рано утром? », «Кто работает днем? », «Путешествие ночью», сопровождая их чтением стихотворений из книги Б. Яковлева «Утро, день, вечер, ночь», С. Маршака «Ночная страница» и др.

При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев».

В подготовительной к школе группе у ребенка развивают «чувство времени», учат беречь его, соблюдать режим, что очень важно будущему школьнику. Для этого полезно упражнять ребенка в дифференцировании длительности различных временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др., давать задания типа «Что ты можешь успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)? » и т. п.

Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами (в том числе песочными) и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа, устанавливать время на макете часов с циферблатом, определять по ним, кто из сказочных персонажей раньше (позже) проснулся, лег спать, добрался до финиша и т. п.

 

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ [20]

 

Занятие 1

Цель. Формировать у детей общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части и целого. Закрепить представления о равенстве и неравенстве: воссоздавать равное (и неравное) количество предметов по образцу и заданном числу. Учить определять последовательность всех дней недели, пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно‑ временные отношения: перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше и др.

Ход занятия

Часть 1. Коллективная работа. Предложите детям составить два множества: одно – из 5 легковых машин, другое – из 4 грузовых машин, поставить машины в два ряда, установив между ними соответствие 1: 1; сосчитать предметы обеих групп; назвать, каких больше (меньше), а также какое число больше (меньше) и на сколько; обозначить число элементов каждого множества нужными цифрами.

Объедините две группы транспорта в одно множество легковых и грузовых машин. Спросите у детей: больше или меньше получилось множество машин при объединении двух групп? Двух частей? (Множество получилось больше, чем отдельные части. ) Попросите детей сосчитать количество предметов объединенного множества (9) и еще раз пересчитать количество элементов каждой его части, а затем рассказать, как получилось множество из 9 предметов. Поощряйте ответы детей, в которых содержится развернутое объяснение их действий: «Мы объединили два множества (две группы), добавив к 5 легковым машинам одного множества 4 грузовые машины другого множества, и получили одно новое большое множество (группу). Оно составлено из разных машин. Это множество имеет две части: одна часть – легковые машины, а другая – грузовые».

Предложите детям сравнить каждую часть множества с целым множеством. При сравнении побуждайте их использовать речевые конструкции: «Целое множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества». «При добавлении к одному множеству другого оно увеличивается, так как две части множества (целое множество) больше, чем одна его часть».

Часть 2. Самостоятельная работа. Предложите детям выполнить ряд игровых действий, например: «отсчитать столько же», «отложить больше (меньше) на 1», «назвать число, большее (меньшее) на 1». Спросите: «Какое число больше пяти (шести, семи, восьми, девяти) на один? ». Затем дайте задание подобрать карточку с соответствующим этому числу количеством предметов или подобрать цифру, которая обозначает число больше или меньше на 1. В процессе выполнения заданий побуждайте детей доказывать правильность своего решения.

Часть 3. Коллективная работа. Организуйте дидактическую игру «Неделька», в ходе которой одни небольшие группы детей поочередно моделируют порядок следования дней недели, а другие задают вопросы о времени или отвечают на вопросы воспитателя, например: «Расскажите, как построились дети? », «Кто из детей стоит первым (вторым, третьим и т. д. ) в ряду, справа (слева от, за, до, перед, между, рядом и т. д.? », «Кто из детей изображает понедельник (вторник, среду и т. д. )? », «Который по счету день недели понедельник (вторник, среда, четверг и т. д. )? », «Какой день (дни) наступает после четверга (следует за пятницей)? Который он по счету? », «Какого дня недели теперь в ряду не хватает? » и т. п.

Затем группы детей меняются и игра повторяется. В заключение подсчитываются фишки, обозначающие число правильных вопросов и ответов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...