Занятие 2. Ход занятия. Попросите детей сравнить части множества по количеству входящих в них элементов. Предложите детям вновь разложить все фрукты в один ряд, а затем удалить из целого множества (яблок и груш) какую‑
Занятие 2 Цель. Развивать у детей общие представления о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей. Закрепить знания состава чисел из двух меньших (в пределах 5) на конкретном материале. Уточнить представление о многоугольнике; обучить способам классификации многоугольников разного вида и размеров; формировать навыки поэтапного самостоятельного выполнения всех действий. Ход занятия Часть 1. Коллективная работа. Предложите детям рассмотреть множество, составленное из разных фруктов, например, яблок и груш, выделить каждую часть множества и назвать ее (в множестве – две части: одна часть – яблоки, а другая – груши ); сосчитать количество фруктов каждого вида (4 яблока и 3 груши ), а затем общее количество элементов (предметов) в множестве (7 фруктов ). Попросите детей сравнить части множества по количеству входящих в них элементов, разложив элементы каждой группы друг против друга так, чтобы было видно, какая часть множества больше (меньше) – яблок или груш – и на сколько. Предложите детям еще раз пересчитать элементы каждой части, сравнить числа 3 и 4, установить разностный характер их отношений (3 меньше, чем 4, на 1, а 4 больше, чем 3, на 1); обозначить числа соответствующими цифрами. Предложите детям вновь разложить все фрукты в один ряд, а затем удалить из целого множества (яблок и груш) какую‑ либо его часть (например, груши); проанализировать (сказать), что осталось в множестве. (Еще одна часть – яблоки. ) Попросите детей подвести итог: рассказать, что они делали и что получилось в результате. Поощряйте детей за развернутые пояснения действий: «Мы из множества, состоящего из 7 яблок и груш, удалили 3 груши, осталось 4 яблока» или «Из двух частей множества мы удалили одну часть – осталась еще одна часть». Спросите детей, что больше: целое множество, то есть две его части, или одна его часть. (Две части множества больше, чем одна его часть. )
Привлеките детей к формулировке следующего вывода: «Множество (группа, состоящая из фруктов) уменьшается при удалении из него части предметов (фруктов)». В этом можно убедиться, используя аналогичный прием: восстановить множество в его прежних границах (4 яблока и 3 груши), а затем удалить из него другую часть (яблоки). Часть 2. Самостоятельная работа. Предложите детям внимательно рассмотреть имеющиеся у них многоугольники разных видов и размеров. Выявите их многообразие (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д. ), а затем их характерные особенности (наличие углов и сторон, равенство количества углов и сторон). Дайте детям задание на изготовление моделей разных углов и многоугольников с помощью куска веревки (шнура) или счетных палочек. Выполните с детьми поэтапно классификацию многоугольников, сначала разобрав фигуры в соответствии с количеством углов, а затем размерами. Предложите рассказать, что и как (в какой последовательности) они сделали. Часть 3. Коллективная работа. Предложите детям составить число 5 из двух меньших чисел, используя предметы и модели фигур разного цвета и размера. Побуждайте детей рассказывать, как (из каких двух меньших чисел) они составили число 5 и какие возможные варианты они использовали для его получения (4 и 1, 1 и 4, 3 и 2, 2 и 3). Проведите игру «Угадай, в какой руке сколько». Самостоятельная работа. Предложите детям рассмотреть имеющиеся у них наборы монет достоинством в 1, 2, и 5 рублей, показать и назвать их. Затем организуйте игру «Магазин», «выставив ценники на товарах». Занятие 3
Цель. Продолжать учить детей составлять простые арифметические задачи по указанным числовым данным, самостоятельно определять тему и содержание задачи, отвечать на ее вопрос, кратко отображать условие задачи с помощью его схематичного изображения на рисунке; ориентироваться на листе бумаги в клетку; формировать навык проведения прямых линий и измерения их по клеткам. Упражнять в сравнении рядом стоящих чисел. Ход занятия Часть 1. Самостоятельная работа. Предложите детям внимательно рассмотреть бордюр на образце (например, чередующиеся последовательности из палочек и точек разного цвета), а затем повторить его на странице рабочей тетради в клетку. Перед началом работы спросите у детей: «Из каких элементов состоит бордюр? Как расположены красные и синие палочки? Где расположены точки? По скольку в ряду точек каждого цвета? » Обратите внимание детей на то, в каком порядке надо рисовать бордюр. Затем закройте образец и предложите детям воспроизвести его. По окончании работы откройте образец и дайте возможность каждому ребенку проверить правильность выполнения задания. Часть 2. Самостоятельная работа. Предложите детям нарисовать на странице тетради в клетку карандашами разного цвета два отрезка прямых линий с разницей длины в одну клетку. Обратите внимание детей на то, что отрезки могут располагаться на листе бумаги произвольно (в любом порядке), но длина их не должна превышать 10–12 клеток. После выполнения задания попросите детей определить длину каждого отрезка путем подсчета клеток; сравнить итоговые числа и сообщить о результатах своей работы. Часть 3. Коллективная работа. Прочитайте детям задачу: «На участке школы посадили несколько березок и одну ель. Сколько всего деревьев посадили на участке школы? ». Выясните у детей: «Можно ли решить эту задачу? (Нет. ) Почему ее нельзя решить? Чего не хватает в условии задачи? Сколько чисел должно быть в условии задачи? ». Попросите детей найти ошибку в тексте задачи и подобрать для нее недостающее числовое данное. Прочитайте детям правильно составленную задачу и попросите ответить на ее вопрос. Спросите, почему теперь можно решить задачу. Подчеркните, что в условии задачи обязательно должны быть два числа[21].
Затем рассмотрите несколько комбинаций с какими‑ либо новыми числами (например, 5 и 1, 9 и 1). Предложите придумать задачи с этими числами. Выслушайте несколько вариантов задач, выберите наиболее удачные и попросите детей ответить на поставленные в них вопросы[22]. Самостоятельная работа. Сообщите детям, что сегодня они будут не только придумывать задачи, но и учиться самостоятельно зарисовывать их. Покажите, как это нужно делать: схематически изобразите на доске условие задачи, например, полянку с тремя грибами под елкой и одним – под березой. Попросите детей определить условие задачи и ответить на ее вопрос. Затем предложите им раскрыть свои тетради, придумать свою задачу с числами 3 и 1 и сделать рисунок к условию задачи. В процессе работы обратите внимание детей на то, что рисовать нужно условие, а не ответ задачи, и предметы для рисования выбирать простые, которые легко изобразить (например, яблоки, сливы, флажки, геометрические фигуры и т. п. ). По завершении работы выберите наиболее удачный рисунок и предложите определить его содержание. Также возьмите рисунок, на котором ребенок изобразил ответ, а не условие задачи. Предложите детям внимательно рассмотреть этот рисунок и ответить на вопрос: «Можно ли по такому рисунку составить задачу? ». В конце занятия дайте детям возможность обменяться своими рисунками друг с другом и проверить, правильно ли на них изображено условие задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|