Каспар Хаузер и дух немецкого народа
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Величие жертвы, которую принес Каспар Хаузер, может измеряться только важностью его задачи. По отношению к духу немецкого народа перед ним была поставлена задача привести этот дух в как можно более тесную связь с людьми, живущими в физическом мире в Германии. В начале сороковых годов 19-го столетия Каспар Хаузер как наследник баденского престола должен был то, что во времена Гете могло быть выработано как дух Средней Европы, из Карлсруэ перенести в социальную действительность, в общественное устройство. Через человека дух как формообразующая жизнь сверхчувственного мира должен был действовать во всех человеческих и материальных отношениях. Исторический путь Средней Европы требовал действительно духовного развития, потому что дух, который не переносится в действительность, отступает назад, растворяется в духовном. Поскольку Каспару Хаузеру помешали быть посредником духа немецкого народа в его действии, начался роковой, болезненный процесс: немецкий народ утратил — в течение 19-го столетия — связь со своей духовной сущностью. То, что могло бы осуществиться через Каспара Хаузера, Рудольф Штайнер в ноябре 1916 г. в разговоре с графом Польцер-Ходитцем очертил следующими словами: «Южная Германия должна была стать новым оплотом Грааля для новых борцов за духовное и колыбелью будущих событий. Духовное пространство было вполне подготовлено благодаря всем тем личностям, которых мы знаем как Гете, Шиллер, Гердер, Гельдерлин и т. д. Каспар Хаузер должен был как бы собрать вокруг себя все то, что существовало в этом уже подготовленном духовном пространстве. Но некоторые круги (западные ложи, иезуиты) этого не хотели. Они не могли допустить пробуждающей середины, если они не хотели отказаться от своей власти и стремления к ней. Гетевский дух пугал их.» *
Из-за того, что Каспару Хаузеру помешали в его действиях, случилось нечто роковое не только для него самого, но и прежде всего для социального окружения в самом широком смысле. Поистине бесчисленные человеческие судьбы, даже судьбы народов, зависели от реализации духовной задачи в судьбе этого человека. Судьба, которую претерпел Каспар Хаузер, является величайшей катастрофой из происходивших до сих пор в развитии немецкого народа. В этой катастрофе в течение столетия все пришло к тому, что в исторической действительности осуществилась резкая противоположность тому, что было задумано осуществить через Каспара Хаузера. Поскольку не удалось внедрить в тело немецкого народа воздействие его сущности, то неизбежным образом вступили в действие силы, направленные против этой сущности. Истинный дух немецкого народа может действовать в теле народа только через многие Я. Но Я, несомненно, является в человеческом существе самым уязвимым, неустойчивым членом. Если оно может находиться и удерживаться в духе как сверхчувственная сущность, то оно через духовное воздействие определяет всего человека. Если это не удается, если Я не может оставаться в духовном становлении, то создается не затишье, а пустота, притяжение, которое привлекает самые злые силы — в противоположность самым добрым. Так как развитие немецкого народа строится на основе Я, все должно приходить к тому, чтобы это Я реально укоренялось в духовном, действительно достигало духовной полноты, иначе разверзнутся ужасные пропасти. Противники Каспара Хаузера, о которых позднее будет говориться подробнее, знали, исходя из понимания народного характера, каких далеко идущих результатов они могут добиться, если помешают возможному соединению через Каспара Хаузера духа народа и тела народа. Зная об этом, Рудольф Штайнер с высшим духовным напряжением пытался остановить начавшееся роковое развитие немецкого народа. В согласии с Гете он продолжает развитие среднеевропейского духа, чтобы пробудить этот дух и привести его к деятельности. Это поначалу не давало видимого результата в историческом измерении.
Во введении к своей заключительной работе «Каспар Хаузер» (1873) Даумер, выступая против Майера, высказался об отношении немецкого народа к Каспару Хаузеру. У Даумера интуитивно присутствует мысль, что Каспар Хаузер имеет самую глубокую связь с судьбой немецкого народа. Он пишет: «Доктор Майер в заключение своей работы делает замечание: "Шлоссер в своей истории 18-го и 19-го столетий осмысляет историю Каспара Хаузера как сказку, в которую верит немецкий народ." Майер выделяет слово "сказка", а не выделенное нами, но именно оно для нас самое важное. Вера в эту историю является неотъемлемой и естественной для немецкого народа; нации не нужно стыдиться этого, эта вера основана на чувстве истины и справедливости, и нация едва ли позволит отнять у нее эту веру. Кто пытается это сделать, тот явно стоит не на немецкой почве*; но на ней стоим мы, защитники этого, и надеемся завоевать народные симпатии. Мы представляем здесь не только этого несчастного и нас самих, кто из-за него подвергается преследованиям, поношениям и оскорблениям, но и нашу нацию и наш национальный характер. Если бы книга, подобная майеровой, могла оказывать решающее воздействие, если бы народ могла наставлять бессердечная и бездуховная критика, которая из истории делает сказку и при этом действует с такой черствостью, ложью, фальсификацией и коварством, то это не было бы больше истинно немецким; и мы, со своей стороны, не могли бы больше действовать в духе добра, быть немцами.»58 Чтобы оценить высказывание Даумера во всем его значении, нужно знать, какое первостепенное место он отводит вере: «Я понимаю здесь под верой, если в конечном счете выразить это позитивно, признание необычного, даже если оно противоречит общепринятым представлениям; преданность предлагаемому и лишь грубым образом отрицаемому факту; раскрывающейся через него глубокой внутренней взаимосвязи вещей; тому, что не лежит на поверхности, не поддается пониманию и объяснению, и все же является истинным и действительным, но к чему материалистический рассудок относится с такой антипатией, страстно пытается любой ценой и любыми возможными способами устранить. На этой вере держится не только всякая религия, но и всякая культура в полном человеческом смысле этого слова; это не требование разума, честного и беспристрастного поиска истины, науки; и когда она рушится, то путь человечества — несмотря на все внешние преимущества техники, индустрии и материалистически-рационалистической направленности — ведет к варварству, к уничтожению человеческой ценности, к утрате высшего человеческого достоинства, к подавлению всех тонких и благородных чувств человеческого сердца, как и всех глубоких прозрений человеческого духа, к невыносимому оскудению души и жизни, и ко всеобщему, если не внешнему, то внутреннему загниванию и разложению.»57
В вере немецкого народа в Каспара Хаузера и его судьбу Даумер видел возможность сохранить те нити, которые связывают народ с духовным. Даумер ясно чувствовал опасность потери почвы и падения в пропасть без этой веры. Он хорошо осознавал духовные условия жизни немецкого народа; он чувствовал, что через Каспара Хаузера могла быть сохранена связь с духом немецкого народа. Даумер понимал, что немецкий народ откажется от своей истинной сущности, если он действительно и окончательно потеряет Каспара Хаузера. Путь немецкого народа в 19-ом и 20-ом веке отмечен знаками этой утраты. К тем, кто уже на рубеже 18-го и 19-го веков ясно видел задачу, как, впрочем, и опасность для немецкого народа, принадлежит Шиллер, который в черновом наброске стихотворения «Немецкое величие» писал: «Доблесть немца и величье — Не в неправде ратных дел. Битвы против заблуждений, Чванных, злобных обольщений,
Мир духовных достижений — Вот достойный наш удел!
Нет на свете выше славы: Меч подняв, но не кровавый! Правды молнией разить! Разуму снискать свободу — Значит каждому народу И Грядущему служить!» (Перевод Н. Славятинского) В немецком характере, как заметил Шиллер, заложена необходимость «сначала служить духу». Он, немец, избран мировым духом «трудиться над вечным строительством человеческого.»58 Поскольку эти духовные задачи не могли быть соответствующим образом выполнены немецким народом, потеря духа дала о себе знать в трех явлениях: в надменном национализме, в пренебрегающем человеком милитаризме, в бесцельном усилении экономического могущества. В противоположность этому величие задачи народа требует глубочайшего смирения и действительно космополитического чувства; расширение духа создает свободу и устраняет насилие, цель человечности ставит границы экономическому процессу. В этом смысле Каспар Хаузер мог бы дать духу народа возрождение, однако противоположные события отдалили народ от его духа, и взгляд на образ Каспара Хаузера был омрачен. Но настало время преодолеть это величайшее несчастье. Для этого необходимо сознательно ощутить Каспара Хаузера как посредника духа немецкого народа. Поскольку ничего из того, что могло бы стать действительностью, фактически не возникло, остается только почувствовать в «дитя Европы» представителя этого духа. Он нуждается для своего действия в уже упомянутой детскости обновленного благодаря Христу человека. Он не навязывает свою сущность окружению, он, скорее, принимает ее от окружения, подобно тому как сердце живет из сил периферии, организуя и ритмизируя их в себе и тем самым сообщая им новые импульсы. Немецкий дух в Каспаре Хаузере является отныне не национальным, а европейским, космополитическим. Через судьбу, которую испытал Каспар Хаузер, путь к духу немецкого народа сильно изменился. Как действие духа других народов проявляется в важных зримых событиях, так и немецкий дух должен достигнуть проявления через формирование социальной жизни из духовного. За ударами судьбы, которые перенес Каспар Хаузер, для людей осталось скрытым то, что Каспар Хаузер появился на Земле как носитель духа немецкого народа и был призван действовать именно в этом смысле. В противоположность этому ширятся обман и ложь вокруг Каспара Хаузера, и требуются серьезные, честные усилия, самостоятельное духовное познание, чтобы понять его в его истинном образе. Так, благодаря жертве Каспара Хаузера, путь к духу немецкого народа стал тем, что можно сравнить только с хождением Фауста к Матерям.59 «Высшая тайна» здесь в том, что подразумеваемый путь — это в действительности «не путь», что нужно вступить «в непроторенное, в непроторимое» (строки 6221-23), чтобы действительно достигнуть дух. Этот путь, который вовсе не является путем, чтобы по нему идти, заложен в свободе каждого человека, и на нем достигается свобода, подобно тому как Фауст своим хождением к Матерям вырывается от Мефистофеля. Это судьба немецкого народа, что ему был послан Каспар Хаузер, и глубоко связано с его судьбой то, что Каспар Хаузер должен был принести себя в жертву. Но никакого внешнего доказательства для этого внутреннего факта не существует.
Своей жертвой Каспар Хаузер создал здесь также элемент свободы. Он ни к чему не принуждает, поскольку он действовал не как исторический авторитет. Каспар Хаузер в этом смысле может быть найден только духовно, как Христос. Так он вновь оказывается спутником Христа. Можно спросить: благодаря чему могут быть преодолены в будущем враждебные силы, которые оказали роковое воздействие на немецкую историю. Это требует духовной работы, которая действительно так проникает в силы духовного мира, что благодаря этому злые воздействия оказываются парализованными. Это, в смысле слов Рудольфа Штайнера, подразумевает, что задача движущих эволюцию прогрессивных умов в том, чтобы несчастье превратить в счастье. Без этой познавательной работы немецкий народ никогда не придет к истинному пониманию существующего и к самосознанию. На личности Каспара Хаузера будут расходиться умы, будет решаться немецкая судьба. Свои глубочайшие заблуждения немцы пережили в достижении бездуховного могущества в эпоху Вильгельма и в разрушительном применении силы во времена господства Гитлера. Путь к Каспару Хаузеру как слуге духа немецкого народа возможен тогда, когда он пройдет через царство полного отказа от могущества и безусловного ненасилия. Сила духа проявляется только за пределами могущества и насилия. В будущем наступит расцвет немецкого духа, когда Каспар Хаузер как духовный образ, который оказывает из сверхчувственного импульсивное и инспирирующее воздействие, будет переживаться и осознаваться теми, кто составляет народ. Это создаст духовную связь народа, которая не будет физическим объединением, государством, империей. В духовном образе Каспара Хаузера живет как ожидание, как желание будущего сила, которая может принести необходимое исполнение судьбы для духа немецкого народа. Но дыхание духа истории растягивается на столетия.* Не сегодня и не завтра может такая огромная судьба найти согласие и исцеление. Познающий человек должен позволить вновь вырасти из основ духа тому, что рухнуло в пропасть бездуховного. Здесь можно вспомнить изречение, произнесенное Рудольфом Штайнером в Берлине 15 января 1915 года:60 «Немецкий дух всего еще не сделал, Что в мире должен был он сотворить. Надеждой будущего он стремится жить, Грядущие дела осуществить; — И знать он хочет бытия глубины, — Сокрытому придет пора созреть. — Но как в противодействии врагов, Он движется к своей конечной цели, Покуда для него открыта жизнь, В которой корни творчества его?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|