Модельная постройка в Мальше
Если прежде всего искать отправную точку импульса закладки краеугольного камня, то это удивительным образом приводит в Малый, расположенный в 16 км к югу от Карлсруэ. Там Рудольф Штайнер в ночь с 5 на 6 апреля 1909 г. в первое весеннее полнолуние заложил краеугольный камень розенкрейцерского храма Франциска Ассизского. Этот храм, который позднее стал известен под названием «модельная постройка в Мальше», такой маленький (2,5 X 3,5 м), что он словно является зерном здания. В сущности, выполненный в граните, он действительно должен был быть подобен зерну, лежащему в земле. При всей его малости в архитектоническом, пластическом и живописном облике здания отчетливо проявляются основные мотивы розенкрейцерства. Постройка связана с импульсами, которые Е.А.К.Штокмайер на теософском конгрессе в Мюнхене на Троицу 1907 г. получил через печати и колонны, которые Рудольф Штайнер изобразил для зала заседаний.160 У Штокмайера возникло желание найти и создать для колонн соответствующую пространственную архитектонику. В ответ на поставленный вопрос Рудольф Штайнер изобразил для Штокмайера «в основных штрихах, как два ряда из семи колонн, идущие с запада на восток, образуют эллиптическое пространство и должны нести купол в форме трехосного эллипсоида, самая большая ось которого направлена в запада на восток. Вход должен быть с западной стороны, и там оба ряда колонн должны начинаться с колонны Сатурна. За колоннами располагается проход, который также должен быть покрыт в виде «раковины» трехосными эллипсоидами. Эллиптическая стена ограничивает все это снаружи. В ней нет окон. На ней должны находиться печати; первая между колонной Сатурна и колонной Солнца, вторая между колоннами Солнца и Луны и так далее до седьмой, поставленной дважды, справа и слева от середины, за колонной Венеры в восточной нише.
Свет проникает в пространство только через единственное отверстие в главном своде, которое должно быть расположено так, что во время весеннего равноденствия в девять часов солнечный свет падает внутрь в определенную точку. Стена должна быть красной, купола голубыми. На главном своде должен быть изображен зодиакальный круг, начинающийся с Рыб на западе, над колонной Сатурна».161 По такому плану модельная постройка была действительно возведена «в глубине леса возле лесного домика в Маль-ше». «Свод, покоившийся на 2 X 7 колоннах нового вида и выполненный в форме трехосного эллипса, является основным архитектоническим мотивом, который Рудольф Штайнер по моей просьбе передал мне летом 1908 г. Этот формообразующий мотив в своем движении находится между греческим храмом с его четкой прямолинейной определенностью и купольным сооружением с его беспокойной круговой тенденцией, которую он преодолевает только через очертания креста. Античный храм знает только два действительных измерения, в нем не продвигаются при ходьбе от дверей к образам, а повторяют одно и то же состояние. Купольная постройка впервые превращает прежний храм в христианский».160 Воля к христианизации земного мира, которая заключена в живописном оформлении, выражена как прообраз всей закладки краеугольного камня, осуществленной Рудольфом Штайнером в его западающих глубоко в сердце словах при первой закладке. «В болях утверждалась наша Мать Земля. Наша миссия состоит в том, чтобы снова одухотворить ее, спасти, тем, что своими руками мы превращаем ее в проникнутое духом произведение искусства. Пусть этот камень будет одновременно краеугольным камнем в спасении и преобразовании нашей планеты, и пусть сила этого камня тысячекратно возрастет. Когда мы оставались в лоне Божества, окруженные божественными силами, тогда в нас жил всепроникающий и всеобъемлющий Дух Отца. Но мы не обладали еще самостоятельностью, не были сознательными. Поэтому мы спустились в материю, чтобы здесь развивать самосознание. Здесь приходит зло, приходит смерть. Но в материи действовал также Христос и помогал нам побеждать смерть. И тем, что мы умираем в Христе, мы живем. Мы преодолеем смерть и своей могучей силой будем обожествлять и одухотворять материю. Так в нас будет вырастать сила освящающего, Святого Духа».160
Был заложен краеугольный камень, для которого Рудольф Штайнер просил «благословения всех высших и высочайших Существ, всех духовных Иерархий, связанных с земной эволюцией», произнося розенкрейцерские изречения. То, что Рудольф Штайнер мог высказать только два с половиной года спустя в Карлсруэ, — знания о фантоме тела и его будущем развитии — все это здесь, как действенная тайна, еще оставалось под покровом. Это удивительное веление судьбы, что Рудольф Штайнер осуществил свою первую закладку краеугольного камня в пространственной и духовной связи с Каспаром Хаузером, который до него был призван работать в этом же направлении. Впечатление внутренней связи Каспара Хаузера с тем, что было осуществлено Рудольфом Штайнером в Мальше, существенно усиливается, когда принимают во внимание загадочный факт, что в Мальше речь идет о розенкрейцерском храме, единственном, который еще существует на Земле. Уже через прочитанный в Карлсруэ цикл «От Иисуса ко Христу», как это показано выше, становится ясной тесная внутренняя связь Каспара Хаузера с розенкрейцерством, и о его учителе Даумере Рудольф Штайнер прямо говорит как о «последнем розенкрейцере». Еще больше говорят высказывания, которые записал граф Польцер-Ходиц после разговора с Рудольфом Штайнером 3 марта 1925 г. Было сказано следующее: «Та индивидуальность, которая скрывалась под обликом Каспара Хаузера, была существом, которое сначала оказывало инспирирующее воздействие в связи с розенкрейцерством, и затем 29 сентября 1812 г. воплотилась как сын баденского великого герцога Карла и его супруги Стефании де Богарнэ. Он должен был выполнять важную миссию эзотерического христианства» (сравн. стр. 76 и приложение 1, №7),
Эти высказывания, которые в 5 главе будут рассматриваться подробнее, показывают еще одну непосредственную связь Каспара Хаузера и Христиана Розенкрейца, кроме тех что уже были упомянуты в первой главе. Таким образом, отношение этого розенкрейцерского храма к самому Каспару Хаузеру становится еще яснее. И, наконец, существует третье связующее звено между Маль-шем и Каспаром Хаузером. От семьи Штокмайеров дошли сообщения, что Рудольф Штайнер при посещении окрестностей строительства в Мальше говорил об «освященной, священной земле». Древний посвященный Арен или Эрен в незапамятные времена осуществлял свою деятельность в этом месте. Здесь указывается на время гибели Атлантиды. Морской залив заполнил тогда глубокую долину, которую ныне пересекает Рейн. Здесь опять же прямо указывается на скрытые основы действий и речей Рудольфа Штайнера, если в докладе Рудольфа Штайнера в связи с началом деятельности ветви [группы имени] Франциска Ассизского 6 апреля 1909 г. в Мальше обратить внимание на то, как он рассматривает жизнь в этом месте и в этот момент, а затем неожиданным образом связывает это с Атлантидой. Он рассказывает, как в последней трети атлантической эпохи великий Посвященный Солнечного Оракула собрал вокруг себя небольшую группу людей, которые перенесли духовную жизнь из атлантической в послеатлантическую эпоху и развивали различные послеатлантические культуры. «Мы как теософы сегодня находимся в положении, которое мы можем сравнить лишь с положением, в котором человечество находилось в древние атлантические времена. И как с тех времен жизнь стала другой, так, опять же после катастрофы, другой станет и жизнь в будущем». Далее ясно сказано: «Явления древней атлантической эпохи повторяются».161 Тогда для небольшого числа людей было необходимо под руководством Солнечного Посвященного подготовить и сделать возможной инкарнацию Христа в четвертую послеатлантическую эпоху. В наше время соответствующая группа призвана к тому, чтобы научиться понимать Христа, чтобы человечество в технической цивилизации не было в будущем потеряно для духовной жизни.
Рудольф Штайнер однажды назвал Каспара Хаузера «отставшим атлантом».10- Охарактеризованная таким образом исключительная ситуация указывает на непосредственную связь с Атлантидой. Одна индивидуальность осталась не затронутой всем после-атлантическим культурным развитием, чтобы в решающий для человечества момент вступить в развитие розенкрейцерского христианства. Какие, в частности, цели преследовало это вступление, уже было показано во многих аспектах. Итак, найдены три корня строительства розенкрейцерского храма. В его закладке господствует субстанция Воскресения, спасающего Землю. В самом строении розенкрейцерская мудрость стала художественно оформленным пространством. Окрестность на протяжении тысячелетий сохраняет контакт с Атлантидой. Все три элемента связаны с Каспаром Хаузером. Розенкрейцерский храм в Мальше незримо смотрит на север, на замок в Карлсруэ, в котором родился Каспар Хаузер. В скрытом, в невыраженном, через ход самих исторических событий он посвящен духу, манам* Каспара Хаузера.
Первый Гётеанум в Дорнахе Когда Рудольф Штайнер 20 сентября 1913 г. на дорнахском холме заложил краеугольный камень для строительства Иоханнесбау — так он тогда еще назывался, и только в сентябре 1918 г. был назван Гётеанум — в этом получил развитие и претерпел метаморфозу росток, посаженный в Мальше. В этой закладке краеугольного камня непосредственно властвовала субстанция христианства, это были первые шаги к возвещению пятого Евангелия. Можно также сказать, что сама эта закладка краеугольного камня является началом пятого Евангелия. Впервые на Земле зазвучало космическое «Отче наш», «макрокосмическая мировая молитва, содержащаяся в пятом, древнейшем Евангелии, которое связано с Луной и Юпитером, как другие четыре Евангелия связаны с Землей».163 Эта молитва, тесно связанная с духовной миссией Рудольфа Штайнера, является благословенной силой для строящегося дома Слова, которое должно прозвучать в этом строительстве как познание духовного мира. Сам краеугольный камень конкретизирует силу любви, которая в познании строит мост между двумя мирами. Это строительство моста — о котором в своей «Сказке» рассказывает Гете — позволяет стать зримым подземному храму. Возникновение Гётеанума является таким раскрытием сокрытого, является строительством моста.
Как в краеугольном камне в Мальше, и позднее при закладке в 1923 г., розенкрейцерские тексты составляют ядро, заключающее в себе все человеческое бытие, троичное место роста, из которого незримо-явно происходит это строительство. Когда Рудольф Штайнер после разрушения здания (в 1922 г. в канун Нового года) мог по поводу Рождества сказать: «Перед нашим духовным взором предстает Гётеанум»,164 — он указывал на тот неразрушимый духовный образ, который проявляется в видимом, но может снова исчезать. В «Сказке» Гете присутствует еще один момент развития для строительства в Дорнахе. Это здание должно было служить для выступлений, и прежде всего для постановки мистериальных драм, первая из которых, «Врата Посвящения», была впервые представлена в Мюнхене в 1910 г. Эта первая мистериальная драма сознательно и прямо связана со «Сказкой» Гете. Имагинации, которые в 1794 г. имел Гете из духовного источника розенкрейцерства в предчувствии эпохи Михаила, были преобразованы Рудольфом Штайнером в человеческое; сказочные образы стали людьми с их индивидуальностью, которые познают на Земле их общую судьбу. Простейшим выражением этого становятся имена, которые Рудольф Штайнер дает в окончательном варианте, но которых не было в первых набросках.165 Эволюционный шаг, который сделан Рудольфом Штайнером по отношению к Гете, ясно выражен в связи «Сказки» с первой мистериальной драмой. В этом эволюционном шаге заключается также мощный импульс к тому, чтобы возвести для этих драм достойное и отвечающее их сущности здание. «Сказка» Гете, в которой впервые образно показана необходимость строительства моста между чувственным и сверхчувственным миром, подобна духовному ростку, который будет развиваться под кровом здания в Дорнахе. Название «Гётеанум» является, таким образом, выражением духовной реальности. Принцип моста проявляется непосредственным образом также в основной концепции первого Гётеанума. Обоим пятиугольным додекаэдрам фундамента соответствуют два деревянных купола, которые переходят один в другой — выражение проникающих друг друга миров. Больший купол покрывает зрительный зал, в котором находятся вместе люди, стремящиеся открыться духу. Меньший купол охватывает сцену, на которой должно в художественной форме представляться то, что дает людям возможность вглядываться в духовные миры. Сделанная в форме гортани большая трибуна, с которой Рудольф Штайнер в этом доме говорил свои речи, стояла характерным образом там, где проникали друг друга оба купола. Нельзя забывать, что в малом куполе на востоке по продольной оси здания должна была стоять статуя Спасителя человечества, изваянный самим Рудольфом Штайнером образ Христа, где Христос находится между Люцифером и Ариманом. При всем, что находившийся под большим куполом человек переживал из малого купола в слове или художестве, он видел этот образ Христа словно действующим на заднем плане. То, что хочет духовная наука, силами которой осуществляется строительство моста, все это было представлено в здании Гётеанума непосредственно зримым и ощутимым для каждого.* После пожара Рудольф Штайнер лапидарно выразил это: «В сущности, здание в Дорнахе построено любовью. В сущности, оно погибло в знак любви... В то время как повсюду царила ненависть (1914-1918), в Дорнахе царила истинная любовь, и она была вложена в это здание. Это была та любовь, которая идет от духа».166
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|