Закон отражения в жизни Рудольфа Штайнера
Закон отражения, который выявляет скрытую связь между Каспаром Хаузером и Рудольфом Штайнером, может также сделать более понятным решающий момент развития в биографии Рудольфа Штайнера. Рудольф Штайнер, родившийся 27 февраля 1861 г., входит во временной поток так, что первый лунный узел (18 лет и 8 месяцев) относится как раз к тому моменту (октябрь 1879 г.), когда Михаил «низверг борющихся с ним духов тьмы из духовного царства в царство людей», то есть они с тех пор «властвуют в ощущающих, волевых, душевных импульсах людей». С ноября 1879 г. — на что ясно указывает Рудольф Штайнер — эти «изгнанные духовные существа тьмы разворачивают свою деятельность среди человечества».154 Но в этот момент начинает за Землю свою деятельность, связан! гую с импульсом Михаила, и Рудольф Штайнер. Первый лунный узел проявляется в жизненном развитии часто в том, что скрывающаяся в глубинах воли живая индивидуальность человека яснее и активнее вступает в сознание, и прежде всего в том, что яснее ощущается определенная судьбой задача данной инкарнации. Часто ощутимо и весьма внезапно меняются жизненные цели, профессиональные интересы, человеческие взаимоотношения. Для Рудольфа Штайнера этот шаг в развитии — в полном созвучии с космическим событием: борьбой Михаила — отмечен началом его учебы в Высшей технической школе в Вене осенью 1879 г. и завязавшейся вскоре дружбой с Карлом Юлиусом Шроером и собирателем трав. В третьей главе книги «Мой жизненный путь» Рудольф Штайнер рассказывает об этих судьбоносных встречах, благодаря lllpoepv он оказывается связанным с миром 1 ете, который стал одной из важнейших точек соприкосно-редшя и долгие годы оставался главным жизненным.челом. Благодаря Шроеру он также впервые познакомился с «Фаустом». В Шроере жила индивидуальность — глубоко связанная с Рудольфом Штайнером — которая в своей инкарнации должна была принять на себя трагизм судьбы в осуществлении лишь очень немногого из собственных глубинных импульсов духа и судьбы. Он принадлежал к тем душам, которые — как указывалось выше — из-за отсутствия Каспара Хаузера в 19-м столетии не могли правильно пробудиться в своей инкарнации, сознание которых заглушалось господствующим материализмом. В своих последующих работах, посвященных Гете, вплоть до строительства Гётеанума, Рудольф Штайнер — не говоря лишних слов — беззаветно делал все, чтобы выполнить задачу в отношении Гете, которую не смог выполнить его любимый учитель. Это по своей сути связано с художественным импульсом Гете, а не с его естественнонаучными трудами, которые меньше интересовали Шроера и которые были одной из определенных судьбой задач Рудольфа Штайнера. Духу своего учителя Шроера Рудольф Штайнер позднее служил и через импульс к исполнению «Оберуферских Рождественских действ», которые издал Шроер.
Совсем другой мотив судьбы звучит во встрече Рудольфа Штайнера с собирателем трав. «С ним можно было говорить о духовном мире, как и со всяким, кто имел такой опыт..., если человек сам созерцал духовный мир, он мог глубоко всматриваться в него во всем его постоянстве через другого». Обычно Рудольф Штайнер, когда он — весьма редко — говорил о своих переживаниях духовного мира, сталкивался с непониманием и умолкал, но в собирателе трав жило нечто доверительное и близкое по духу, и Рудольф Штайнер мог с этим человеком испытывать что-то, подобное ощущению родины. «И постепенно у меня складывалось чувство, словно я нахожусь рядом с душой из совсем других времен, которая, не затронутая цивилизацией, наукой и современными взглядами, приносила мне инстинктивное знание глубокой древности».1'1 Этот поток духовной жизни различным образом направлялся Рудольфом Штайнером в свою работу: в циклах, посвященных естествознанию, в мистериальных драмах, в докладах в связи Рождественским собранием в 1923 г.
Третий жизненный мотив Рудольфа Штайнера в переживании своего первого лунного узла можно обозначить как мотив Михаила. Строительство моста между физическим и духовным миром, которому была посвящена вся его жизнь, здесь обнаруживает свое происхождение. «Мне тогда пришло в голову выразить живую ткань человеческой души в форме яркого мысленного образа. В конце концов, мои старания привели меня с моими естественнонаучными понятиями к обнаружению в деятельности человеческого Я единственно возможного исходного пункта для истинного познания. Когда Я является деятельным и созерцает эту деятельность, тогда в сознании самым непосредственным образом присутствует духовное». Началась уникальная работа Рудольфа Штайнера для современного мыслящего человечества в понимании духовного мира. «Я работал отныне все более осознанно над тем, чтобы непосредственное созерцание, которое я имел в духовном мире, передать в форме мысли».155 Ариманическим духам, которые разворачивают свою деятельность в человеке из бессознательного и беспорядочного, здесь противостоит дух, который осознанно в своем Я делает шаг, который эти духи тьмы должны делать через борьбу Михаила. Из духовного мира они изгнаны в мир людей и теперь угрожают так парализовать человеческое мышление, что оно больше не будет замечать, какая духовность входит в него. Мышление тем самым втягивается в сферу, в которой оно оказывается полностью пассивным и — отчужденное от своего источника — становится бессознательным слугой зла. Благодаря Рудольфу Штайнеру человеческое мышление — в высшей активности Я — наполняется мысленным содержанием импульсов духовных существ. Тем самым в момент духовного развития человечества, который является настолько важным, что он становится зеркалом прошедшего и будущего, человеку дается нечто целительно-возвышающее. Это дается, когда наполненное духом мышление через работу Я снова возвышается к созерцанию духов. Каспаром Хаузером в сороковые годы 19 столетия — когда началась борьба Михаила с драконом — на Земле должно было быть совершено то, что соответствовало бы деятельности в конце этой борьбы.
Если теперь от этой точки зеркального отражения, которой является осень 1879 г., времени первого лунного узла, идти дальше, то мы приходим к лету 1898 г. (февраль 1861 г. плюс 37 лет и 4 месяца). Через данный временной порядок, который говорит о еще более глубокой тайне, получается, что второй лунный узел Рудольфа Штайнера связан — в зеркальном отражении — с временем его рождения. Это не только важный временной порядок, но здесь происходит духовное событие в его биографии. Под этим подразумевается импульс, который непосредственно возник перед инкарнацией для индивидуальности Рудольфа Штайнера. Этот сверхчувственный импульс можно охарактеризовать как высшее служение Христу. Он состоит в решении в непосредственно предстоящей инкарнации помогать человечеству в духе Христа. Это решение перед рождением теперь должно было быть перенесено на Землю и утверждено в воплощенном Я как осознанное понимание. К началу века Михаила духовное событие до рождения в зеркальном отражении преобразуется Рудольфом Штайнером в его решающих переживаниях и испытаниях на рубеже столетий в дела, которые в духовном принадлежат Земле и человечеству. В 26-й главе книги «Мой жизненный путь» Рудольф Штайнер повествует: «То, что тогда происходило в моей душе в восприятии христианства, было для меня большим испытанием. Время от моего прощания с веймарской работой до работы над моей книгой "Христианство как мистический факт" полно этих испытаний. Такие испытания являются поставленными судьбой (кармой) препятствиями, которые нужно преодолеть в духовном развитии». Эти препятствия связаны прежде всего с воздействием перемещенных на Землю и в человека ариманических существ. «С моими собственными идеями я ни разу не попал под власть этого (ариманического) мира. Этого не произошло и в бессознательном. Я тщательно следил, чтобы я все постигал осмотрительно и осознанно. И тем сознательнее была также моя внутренняя борьба против демонических сил, которые хотели, чтобы в познании природы вырабатывалось не духовное созерцание, а механистически-материалистический образ мышления». Ни в коей мере не является само собой разумеющимся, что решение до рождения переносится в сознательную душевную жизнь не нарушенным и не потерявшим силу. «Я должен был тогда спасать мое духовное созерцание во внутренних битвах». Это спасение приходит в конечном итоге потому, что Рудольф Штайнер находит и воспринимает импульс Христа. «В моем душевном развитии, в самом глубоком и серьезном торжестве познания я оказался перед Мистерией Голгофы».156 Выдержав таким образом испытания души, Рудольф Штайнер на рубеже столетий создал надежную основу, на которой он с 1899 г., о чем уже говорилось, до его кончины в марте 1925 г. неустанно и непрерывно работал и творил. Здесь христианская субстанция включается в Я, которое — живя в любви — теперь в необъятной духовной и жизненной полноте может оказывать помощь человечеству.
1859-1879- 1899 Непосредственно перед инкарнацией Рудольфа Штайнера лежит узловой пункт развития человечества, про который можно даже сказать, что он потребовал инкарнации такой индивидуальности как Рудольф Штайнер. Этот узловой пункт связан с задачами розенкрейцерства, которые в силу определенных событий с некоторого момента претерпевали решительные изменения. Об этом повороте в работе розенкрейцерства, в которую был вовлечен сам Рудольф Штайнер, он пишет однажды следующее: Розенкрейцерство должно было быть «сохраняемой в строгой тайне школой для подготовки того, что должно было открыто стать задачей эзотерики на рубеже 19 и 20 столетий, когда естествознание придет к предварительному решению определенных проблем. Среди этих проблем Христиан Розенкрейц указывал: 1. Открытие спектрального анализа, благодаря чему становится ясным материальное строение Космоса. 2. Введение материальной эволюции в науку об органическом. 3. Познание факта другого как обычного состояния сознания через признание гипнотизма и внушения. Только когда эти материальные познания будут достигнуты наукой, должны быть открыто сообщены некоторые розенкрейцерские принципы из тайноведения».157 По времени и содержанию конец Калиюги здесь характеризуется как выраженный неявно. Однако 1899 г. связан по закону отражения с 1859 г. Действительно, Рудольф Штайнер однажды сказал об этом годе выразительные слова: "Как раз середина девятнадцатого столетия является таким узловым пунктом в развитии человечества. В конце пятидесятых годов прошлого столетия, когда человечество сделало целый ряд успехов, которые в своем соот-
ношении показывают, чем, собственно, важным и существенным и сегодня еще не признанным была эта середина девятнадцатого столетия в развитии человечества". Он указывает прежде всего на появившуюся в 1858 г. работу Фехнера "Элементы психофизики" (по другим данным, появившуюся в 1860 г.) и затем говорит: "Второе, что произошло в этот год, — это открытие спектрального анализа Киргофом и Бунзеном, благодаря чему может субстанциально быть доказано единство Вселенной".158 Таким образом, в 1859 г. было создано первое из названных Христианом Розенкрейцем условий для раскрытия духовного знания. Это тот момент, в который индивидуальность Рудольфа Штайнера собирается вступить в инкарнацию. "Поворот в новейших познавательных воззрениях" вызвал необходимость "углубиться в механико-физико-химический мировой порядок". "Прогресс заключается в познании безжизненного, мертвого". Насколько необходим этот прогресс с одной стороны, настолько разрушительным оказывается он в дальнейшем для всей социальной жизни. "Это естественнонаучное мировоззрение становится антисоциальным, оно обосновывает антисоциальные побуждения". Это столкновение с естественнонаучным мировоззрением является существеннейшим импульсом жизненного труда Рудольфа Штайнера. "Из внутреннего мы снова должны воссоздавать духовный мир. Это ставит перед антропософским мировоззрением его задачу, создавая почву для действительно социального формирования нового устройства человеческого общества. Конечно, сегодня было бы неуместно говорить о том, что нужно заботиться только о внутреннем, это был бы некий утонченный эгоизм. Сегодня нужно говорить о том, как по-новому должны быть перестроены внешние учреждения. Но нужно всегда сознавать и то, что даже с самым лучшим образом устроенными учреждениями нельзя продвинуться дальше, если люди не выработают способность снова воссоздавать духовный мир из внутреннего".1'8 С помощью закона отражения можно двояким образом показать, как жизненный путь Рудольфа Штайнера во временном и сущностном отношении связан с космическим ходом истории и ее необходимостью, поскольку конец Калиюги, начало эпохи Михаила и распространение христианства в духовном развитии являются событиями, основанными на определяющем историю воздействии духовных существ.
Кончина Рудольфа Штайнера Зеркальное отражение смерти Каспара Хаузера и Рудольфа Штайнера можно в этом смысле рассматривать как выражение происходящей в большей или меньшей степени за кулисами истории духовной борьбы, в которой противникам удалось устранить внешние, физические тела этих индивидуальностей и помешать их непосредственной деятельности на Земле. В этом смысле Рудольф Штайнер однажды говорил об Орлеанской деве. Единственное, над чем ее враги смогли получить власть, было ее физическое тело, которое можно было умертвить, но после этого ее духовная деятельность возрастает. Речь при этом всегда идет о жертвенной смерти, которая связана не с собственной судьбой, а с выполнением высшей задачи.159 Если рассматривать вопрос, с чем была непосредственно связана смерть Рудольфа Штайнера, то ответ может лишь гласить: с основанием Всемирного Антропософского общества в Дорнахе к наступлению Рождества 1923 г. Спустя 21 год после начала его духовной деятельности в Теософском обществе (в 1902 г.) он решает, через год после пожара в Гетеануме (в 1922, в канун Нового года) начать совершенно новый вид деятельности. После основания отделений общества почти во всех странах Европы он впервые сам становится председателем заново основанного Всемирного Антропософского общества. Со времени основания в 1913 г. Антропософского общества он работал в нем как духовный учитель. Он не исполнял никаких функций и не был членом этого общества. Занятие Рудольфом Штайнером должности председателя и создание органа управления в Дорнахе является чем-то гораздо большим, нежели простые административные изменения. Это возникает из желания существенно усилить работу на физическом плане после ужасного разрушения Гётеанума, чтобы, несмотря ни на что, выполнить взятые на себя задачи в служении человечеству. Эта воля держится на всеобъемлющем понимании, что величайшим несчастьем, которое только может произойти, было бы то, что не удастся в полной мере реализовать заложенные в антропософском движении возможности. Исторические события, которые происходят после смерти Рудольфа Штайнера — особенно в тридцатые годы — представляют собой именно такое несчастье. С кончиной Рудольфа Штайнера, которая выражает глубокие перемены в отношении духовного к физическому миру, это несчастье становится неизбежным, начинает действовать рок. Теперь задача состоит в том, чтобы ясно это понимать и тем самым получить возможность преодолеть в будущем это несчастье. Рудольф Штайнер делает основание Антропософского общества к Рождеству 1923 г. источником- сил, из которого может проистекать нескончаемый поток духовной жизни — как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем. В этом основании следует видеть акт высшего духовного порядка, так как через него в концентрированной форме людям становятся доступны силы, создающие единство, которые могут позволить провести важные преобразования на физическом плане. Поэтому неудивительно, что с Рудольфом Штайнером всеми силами боролись те, которые не хотят таких преобразований. В этом основании, приходящемся на Рождество 1923 г., Рудольф Штайнер соединяет два направления своей духовной работы, которые до тех пор не были так тесно связаны. Одно — это импульс закладки краеугольного камня в собственном смысле, охватывающий Землю с целью преобразовать ее и глубоко связанный со строительством Гётеанума. Второе — это импульс трех-членности, который ясно был выражен Рудольфом Штайнером в 1917 г. и затем постоянно подчеркивался. Здесь подразумевается трехчленность как человека, так и социального организма. Теперь обнаруживаются глубокие и решающие признаки того, что оба эти импульса связаны с Каспаром Хаузером.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|