О сущности Каспара Хаузера
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 «Он был бы странным обманщиком: его судьба вызвала такое эхо, какое может вызвать только действие сиятельного духа». София Гекштеттер, «Дитя Европы», 1924 В этой заключительной главе следует в одном образе обобщить все, что может оказаться наиболее существенным из предыдущих рассмотрений. Это покажет, что Каспар Хаузер не только вызывал действие сиятельного духа, но и что в нем самом сиятельный дух воплотился на Земле. Путеводными вехами являются опять же различные указания и высказывания Рудольфа Штайнера, которые в общем рассмотрении приводят к удивительно ясному и цельному образу Каспара Хаузера и одновременно позволяют сделать шаг в решении вопроса, который Рудольф Штайнер 3 марта 1925 г. поставил в разговоре с графом Польцер-Ходидем. Рудольф Штайнер говорил о задачах, решение которых имеет особое значение для будущего, и последним поставил вопрос: «Откуда пришел Каспар Хаузер?» Рудольф Штайнер дал дальнейшие указания для разрешения этой загадки в том, «что взгляд должен быть направлен не на смерть, а на рождение». Дальше в записках следует важнейшее сообщение Рудольфа Штайнера о сущности Каспара Хаузера: «Та индивидуальность, которая должна скрываться за обликом Каспара Хаузера, — это существо, которое с самого начала действовало инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством и затем 29 сентября 1812 г. воплотилось как сын баденского великого герцога Карла и его супруги, Стефании де Богарнэ. Он должен был выполнить важную миссию эзотерического христианства» (см. стр. 209). Нужно прежде всего констатировать, что Рудольф Штайнер видел в Каспаре Хаузере баденского престолонаследника, который — как можно почувствовать из всех имеющихся связей — намеренно воплотился в определенное время в этой семье. Это высказывание Рудольфа Штайнера о происхождении Каспара Хаузера согласуется с результатами исследований, проводимых в течение всей жизни Германом Писом. Но не следует забывать, что загадка идентичности Каспара Хаузера была решена уже Фейербахом в его «Памятной записке» (1832).
Так как для Рудольфа Штайнера идентичность Каспара Хаузера с баденским престолонаследником была уже ясна, его вопрос: «Откуда пришел Каспар Хаузер?» был связан не с его происхождением по рождению, но это был вопрос о духовном происхождении Каспара Хаузера. Во всяком случае, вопрос мог быть также связан с заключением Каспара Хаузера, из которого он неизвестными лицами был выпущен в мир. В разговоре с графом Польцер-Ходицем Рудольф Штайнер делает важнейшее сообщение, что Каспар Хаузер является существом, которое с самого начала действовало инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством. Этим утверждением Рудольф Штайнер сам указывает гораздо дальше рождения. Если соединить это указание с другими, сделанными им в отношении Каспара Хаузера, то они удивительным образом проясняют друг друга. Рудольф Штайнер сначала — во временной последовательности — указывает, что в Каспаре Хаузере речь идет об «отставшем атланте». Смысл этого высказывания может состоять лишь в том, что Каспар Хаузер со времен Атлантиды еще не воплощался как человек. Такое понимание высказывания Рудольфа Штайнера подтверждается сообщением, сделанным графиней фон Кайзер-линг о разговоре с ним в июне 1924 г. Рудольф Штайнер затронул вопрос о предыдущей инкарнации Каспара Хаузера, «он не мог найти ни предыдущего, ни последующего воплощения».190 В последующих высказываниях речь тоже шла о высшем существе, которое имело особую миссию на Земле.190 Этот основополагающий факт, возможно, побудил Рудольфа Штайнера в сентябре 1924 г. к тому, чтобы назвать Каспара Хаузера «ангелом».
Если теперь заняться этой загадкой отсутствия инкарнации Каспара Хаузера со времен Атлантиды, то дальнейшее направление дает опять же указание Рудольфа Штайнера на ангельское существо. Ангел — это духовное существо, которое низшим органом имеет эфирное тело, а высшим началом Святой Дух, благодаря чему существует постоянная осознанная связь с высшими духовными мирами.* Это может проявляться и у Посвященных, как, например, у Будды. Эти высокие Посвященные больше не имеют необходимости в инкарнации, но они, осознанно принимая решение об инкарнации, разделяют судьбу своих человеческих собратьев, чтобы помогать им. Особенное, даже уникальное в сущности Каспара Хаузера — это то, что он со времен Атлантиды для помощи человечеству удержался от инкарнации, что он сам в смысле духовной жертвы отказался от инкарнации. Эта жертва, которая была уникальной задачей этой высокоразвитой индивидуальности, происходила из самоотверженности, являвшейся важнейшей отличительной чертой Каспара Хаузера. Впечатление изначальной самоотверженности имели все те, которые непосредственно и непредвзято встречались с Каспаром Хаузером. С другой стороны, нужно сказать, что духовное водительство человечества, как оно проявлялось в атлантическом Солнечном Оракуле,191 в мудром предвидении инкарнации Христа и с целью связать в будущем импульс Христа с историей человечества на Земле, избрало высокоразвитую индивидуальность для того, чтобы она удерживалась от инкарнации и оставалась в эфирном земном окружении. При таком понимании Каспар Хаузер является достойным служителем священной человеческой истории, что тоже выражается в его земном облике, как и высшая степень самоотверженности. Теперь нужно рассмотреть вопрос, как Каспар Хаузер, который со времен Атлантиды еще не имел инкарнации, воспринял импульс Христа, поскольку Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивал, что понимание импульса Христа после Мистерии Голгофы может быть достигнуто только на физическом плане.192 При взгляде на атлантическое прошлое можно рассматривать Каспара Хаузера только в связи с Солнечным Оракулом и видеть в нем одного из «солнечных людей», которым удалось прийти к познанию Солнечного Духа, Христа. Таким образом, становится понятным, что он с самого начала входит в течение розенкрейцерства, так как в розенкрейцерстве следует видеть дальнейшее действие Солнечного Оракула.
Загадка того, как Каспар Хаузер без инкарнации пришел к восприятию Мистерии Голгофы, поддается разрешению, если принять во внимание его особую связь с Христианом Розенкрейцем. В первой главе оба понимались как спутники Христа (см. стр. 66). Теперь можно представить, что индивидуальность Каспара Хаузера жила в таком едином братском душевном процессе с Христианом Розенкрейцем, что он совместно пережил то, что пережил и испытал Христиан Розенкрейц в его следовании Христу.193 Передаваемые здесь с определенными оговорками слова Рудольфа Штайнера, что «после Христиана Розенкрейца Каспар Хаузер сильнее всех воспринял страдания Христа» следует воспринимать не только как сравнение, но и как выражение непосредственной сущностной связи этих индивидуальностей. Ощущение их сущностной связи может стать более глубоким и конкретным, если высказывание Рудольфа Штайнера, что «это существо с самого начала действовало инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством» рассматривать вместе с другими относящимися сюда высказываниями. Это позволяет понять особое восприятие Каспаром Хаузером импульса Христа. Когда говорится о начале розенкрейцерства, то это может относиться только к первому посвящению Христиана Розенкрейца. «В более узком смысле розенкрейцерское движение берет начало в 13 веке», — говорится в лекции Рудольфа Штайнера от 27 сентября, 1911 г. в Ной-шателе. «Исходный пункт новой культуры мы должны искать в середине 13 столетия».194 С этим исходным пунктом, согласно утверждению Рудольфа Штайнера, должна быть тесно связана индивидуальность Каспара Хаузера. Более пристальное рассмотрение в самом деле приводит теперь к открытию, что далеко отстоящие одно от другого высказывания Рудольфа Штайнера создают один общий образ. В то время, согласно Рудольфу Штайнеру, собралась коллегия из 12 выдающихся индивидуальностей, которые являлись представителями всей семичленной атлантической культуры и (до сих пор пяти) послеатлантических культур. В этих двенадцати, проникнутых импульсом Христа, жило все знание и вся мудрость истории человечества. Одновременно в этом кругу существовало 12 мировоззрений или духовных направлений как совокупность данной через макрокосм истины в ее 12 составляющих.
Учитывая, что тринадцатый, которого позднее звали Христиан Розенкрейц, должен был первым достигнуть полной власти над обновленным через Христа физическим телом, большую важность имеет указание, что «воспитание, которое эти двенадцать сделали для него возможным, распространялось до физического тела», так как «он был очень слабым ребенком в своей инкарнации в 13 столетии», то есть, другими словами, было предусмотрено, чтобы сопротивление, которое обычно материальная сущность человека оказывает по отношению к духовной, было как можно более слабым. «В общем устремлении мудрости этих двенадцати духовные силы тринадцатого без конца возрастали». «Но дело дошло до того, что тринадцатый стал отказываться от всякой пищи и чахнуть. Тогда произошло событие, которое в истории может произойти только однажды. Это было одно из событий, которые могут наступить тогда, когда макрокосмические силы — ради результатов, которые должно дать такое событие — действуют совместно. Через несколько дней тело этого тринадцатого оказалось совершенно изможденным, и он выглядел, как мертвый. Вокруг него в определенное время собирались двенадцать. В такие моменты к нему устремлялось все знание и мудрость. В коротких формулах, подобных молитвам, они направляли свою мудрость к тринадцатому, а он при этом лежал, словно мертвый. Можно лучше всего представить этих двенадцать как круг, в котором находился тринадцатый. Это состояние закончилось тем, что душа этого тринадцатого пробудилась как новая душа. Он пережил великое преображение своей души. В ней произошло нечто, подобное новому рождению мудрости двенадцати, так что и эти двенадцать мудрецов могли от этого юноши учиться совершенно новому. Но и тело его было оживлено таким образом, что это оживление полностью изможденного тела нельзя ни с чем сравнить. Юноша мог теперь говорить о совершенно новых переживаниях. Эти двенадцать узнали, что он имел переживание Дамаска; это было повторение видения Павла под Дамаском. В течение нескольких недель тринадцатый теперь отдавал всю мудрость, которую он получил от двенадцати, но уже в новой форме. Эта новая форма словно была дана Самим Христом».194
При этом первоначальном посвящении Христиана Розенкрей-ца место иерофанта занимала коллегия двенадцати. Дающий посвящение и как объединяющая сила живущий в этом кругу двенадцати есть Сам Христос, Который передает плод Воскресения на Голгофе тому, кто теперь становится вождем истинного христианства. Физическое тело, которое проводится через смерть, чтобы встретить Христа, освобождается от воздействия материального, тяжелого, непроницаемо-непрозрачного. Через опыт Воскресения в посвящении происходит не только преображение душевно-духовного, по и прежде всего оживление тела, так что «это оживление полностью изможденного тела нельзя ни с чем сравнить». Здесь Рудольф Штайнер указывает на глубокую тайну свершения Христа; несколькими днями позже в Карлсруэ в цикле «От Иисуса ко Христу» он говорит об этом подробнее (см. 3 главу). После смерти тринадцатого двенадцать посвятили себя — как здесь сказано — «задаче в имагинациях — ибо только так это могло происходить — представить то, что открыл им тринадцатый».194 Более важным, чем упоминание, что так появились «Тайные фигуры розенкрейцеров» (1785-88), а позднее труд Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877), является в этой связи объяснение, которое дает Рудольф Штайнер: «Оккультный процесс нужно понимать так, что результат посвящения тринадцатого сохранился как остаток его эфирного тела в духовной атмосфере Земли. Этот остаток действовал на двенадцать, как и на их последующих учеников, инспирирующим образом, так что от них могло исходить оккультное течение».194 Теперь мы оказываемся перед фактом, что здесь розенкрейцерские инспирации, которые лежат в основе имагинаций, исходят от сохранившегося после смерти эфирного тела Христиана Розенкрейца, тогда как согласно процитированному высказыванию от 1925 г. Каспар Хаузер действовал «инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством с самого начала». Оба высказывания говорят о первоначальной розенкрейцерской инспирации в одинаковом смысле, но все же кажется, что здесь есть противоречие, так как в одном случае инспиратором указан остаток эфирного тела Христиана Розенкрейца, а в другом — сущность Каспара Хаузера. Кажущееся противоречие разрешается, если учитывать своеобразие сущности Каспара Хаузера, которая — как уже говорилось — как низший член включала в себя эфирное тело. Поэтому Каспар Хаузер как живущая в духе индивидуальность был в состоянии изнутри пронизывать и наполнять эфирное тело, которое Христиан Розенкрейц провел через посвящение, благодаря чему он встречался с живущим там импульсом Христа. От этого эфирного тела, наполненного духовной сущностью Каспара Хаузера, теперь исходили инспирации, которые воспринимались особенно продвинувшимися в развитии розенкрейцерами. Об этом высшем виде обучения в школе посвящения Рудольф Штайнер говорит в связи с обучающим в духовном теле Буддой: «В таких школах есть Учителя, которые обучают в физическом теле, но для продвинувшихся учеников возможно также получать наставления от Учителя, который обучает только в эфирном теле».195 Весь процесс здесь следует понимать так, что Каспар Хаузер является духовным существом, которое оберегает эфирное тело Христиана Розенкрейца после того, как оно было оставлено им. Тем самым создается особенно тесная связь между Христианом Розенкрейцем и Каспаром Хаузером. С другой стороны, в том, что касается земного опыта в инкарнациях, проявляется очевидная полярность. В Христиане Розенкрейце, согласно Рудольфу Штайнеру, мы имеем индивидуальность, которая в инкарнациях далеко ушла за обычные мерки, причем можно почувствовать, что речь идет о столетнем ритме.196 Это также является глубокой основой для закона столетия розенкрейцеров, о котором Рудольф Штайнер говорит как о необходимой защите от внутренних и внешних искушений.194 Через прохождение инкарнаций Христиан Розенкрейц подготовился к принятию воссозданного благодаря воскресению Христа духовно-физического тела в своем первоначальном посвящении в 13 веке. В следующей инкарнации, которая начинается примерно в середине 14 века и длится свыше ста лет, переживания посвящения повторяются и тем самым усиливаются. Духовный опыт Павла возле Дамаска, который духовно получил Христиан Розенкрейц в его предыдущей инкарнации, повторяется теперь при путешествии по Востоку в Дамаске, физическом месте этого события. В этой инкарнации, примерно через 200 лет после первого посвящения, Христиан Розенкрейц получает еще более глубокую инициацию, чтобы в век души сознательной, в котором как никогда раньше будет происходить столкновение со злом, стать истинным вождем христианства. Рудольф Штайнер пишет об этом в сентябре 1907 г.: «Как "высшую ступень" следует во всем этом течении рассматривать инициацию Мани, который в 1459 г. инициировал также Христиана Розенкрейца: она состоит в истинном понимании функции зла».157 Тем самым Христиан Розенкрейц тоже достиг ступени, где от него может идти посвящение.197 Если совместить все это, то Христиан Розенкрейц с полным правом может быть назван «господином истинного физического тела», над которым он в следовании Христу достиг такой власти, что свободно может войти в инкарнацию, а также может духовно действовать на физическом плане так, как это отвечает воплощенному человеческому Я. Рядом с этой индивидуальностью находилась и находится — вместе с другими — индивидуальность Каспара Хаузера, который, как полярная сущность, удерживался от инкарнации. Эта полярность в высшем смысле является взаимодействием, возвышением, заключающимся в служении обоих третьему, Христу. Момент, в который эта долго существовавшая полярность выразилась в инкарнации Каспара Хаузера, является решающим, заранее предусмотренным, связанным с дальнейшим развертыванием работы розенкрейцеров. Эта работа розенкрейцеров направлена на то, чтобы эфирное тело Христиана Розенкрейца и исходящее от него воздействие становились все сильнее.* «Все, что возвещается как теософия (антропософия), усиливается эфирным телом Христиана Розенкрейца, и те, которые возвещают теософию (антропософию), находятся под покровом этого эфирного тела, которое воздействует на них и когда Христиан Розенкрейц воплощен, и когда он не воплощен».194 Этот процесс можно рассматривать как усиливающийся круговорот, при котором жертвенная работа розенкрейцеров происходит, так сказать, снизу вверх, тогда как духовные силы интуиции, инспирации, имагинации текут сверху вниз, где они оказывают благодатное, обновляющее воздействие на выполняемое человеком. Вся розенкрейцерская работа — и также посвящение Христиана Розенкрейца — была направлена на то, чтобы подготовить величайшее событие 20 столетия, новое явление Христа в эфирном. «Преданность ставшему могущественным эфирному телу Христиана Розенкрейца сможет принести людям новое ясновидение и поможет создать новые духовные силы. Но это станет возможным только для тех людей, которые правильно будут проходить обучение Христиана Розенкрейца. До сих пор для этого была необходима эзотерическая розенкрейцерская подготовка. Но двадцатое столетие имеет миссию сделать это эфирное тело таким сильным, что оно будет действовать и экзотерически. Испытавшие его влияние могут пережить событие, которое пережил Павел возле Дамаска. Это эфирное тело до сих пор действовало только в розенкрейцеровской школе; в двадцатом столетии будет все больше и больше людей, которые смогут испытывать это воздействие и благодаря этому смогут пережить явление Христа в эфирном теле. Работа розенкрейцеров состоит в том, чтобы дать возможность воспринимать эфирное явление Христа. Число тех, кто будет способен созерцать это, будет все больше увеличиваться. Мы должны это новое явление соотнести с великим событием работы двенадцати и тринадцатого в тринадцатом и четырнадцатом столетиях».1'" Но с этой целью розенкрейцерской работы Каспар Хаузер теперь связан не только тем, что он действовал в розенкрейцерстве как инспиратор. Его внутренняя задача состояла в том, чтобы в 19 столетии подготовить благотворность этого духовного события 20 столетия. Как существо, которое уникальным образом могло жить в эфирном теле, возникшем через посвящение Христиана Розенк-рейца, он был призван к тому, чтобы сделать возможным здоровое восприятие нового явления Христа в эфирном через эфирное ясновидение. При рассмотрении связей 1812 и 1911/12 гг. и особенно 1833 и 1933 гг. в третьей главе на это уже указывалось с другой точки зрения. Здесь показывается, как эта задача связана с сущностью и развитием Каспара Хаузера, охватывающим весь исторический процесс. Как инспирирующая сущность в розенкрейцерстве Каспар Хаузер одновременно является и связующей, объединяющей силой. В этом источнике инспирации соединяются все, кто действительно к нему причастен, объективно с ним связан. Таким образом, Каспар Хаузер действовал в кругу розенкрейцеров как меркурианский элемент, растворяя ограниченное и разделенное в высшем единстве и связывая в совместном действии. Рудольф Штайнер указывает на то, как действие Меркурия, ртути в природе соответствует действию любви в человеческой душе.194 Но это был и есть — и это будет подтверждено в конце — элемент Каспара Хаузера, как в своей жизни — особенно против марсианского элемента Наполеона — он проявлял качества Меркурия.198 Если — следуя за Рудольфом Штайнером — видеть в Каспаре Хаузере инспирирующую сущность в самих началах розенкрейцерства, то тогда он — не считая Христиана Розенкрейца — является первым розенкрейцером, то есть первым, кто связывается в духовном мире с эфирным телом Христиана Розенкрейца. При таком рассмотрении проливается свет на другое, поистине загадочное замечание, которое Рудольф Штайнер сделал о Даумере, назвав его «последним розенкрейцером».199 «Первый» встретил «последнего» розенкрейцера, так как через действие «первого» должно было наступить определенное завершение, решающий поворот в деятельности розенкрейцеров. С инкарнацией Каспара Хаузера и его запланированным влиянием на историю была завершена продолжавшаяся до сих пор скрытая, подготавливающая будущее работа розенкрейцеров. Один отрезок развития подошел к концу, и именно в этом смысле Даумер был «последним» розенкрейцером. В первый период развития розенкрейцерство пыталось в начале 17 века прямо участвовать в историческом процессе и формировании общества. К концу 16 века Христиан Розенкрейц созвал большую оккультную конференцию, на которой он объединил ведущие индивидуальности человечества, чтобы воспрепятствовать грозящему разделению человечества на «практиков» и «мистиков». Несомненно, в этом кругу можно был найти индивидуальность Каспара Хаузера. Рудольф Штайнер ясно подчеркивает, что в этой конференции принимали участие не только личности, воплощенные на Земле, но и те индивидуальности, которые находились в духовных мирах. 200 Решающее дело для преодоления этого грядущего кризиса человечества в служении Христиана Розенкрейца было совершено Буддой на Марсе, развитие которого Будда в 1604 г. через космическую жертву направил по другому пути Благодаря этому впервые стало возможным согласовать розенкрейцерское эзотерическое развитие со «всяким жизненным положением и занятием». Существенным в розенкрейцерском обучении является то, что «человек не вырывается из деятельности, которой требует от него его карма на Земле».200 Через жертву Будды на Марсе в 1604 г. создается космическая основа для деятельности, которую в 19 веке должен был проводить Каспар Хаузер, и которую затем продолжает Рудольф Штайнер. Но и тогда, в начале 17 столетия, некоторые перемены становятся очевидными. В появлении Лжедмитрия живет этот будущий импульс. Но прежде всего розенкрейцерство проявляется исторически в опубликовании «Алхимической свадьбы Христиана Розенкрейца года 1459» Иоганном Валентином Андрея и через розенкрейцеровские тексты.* Перед началом Французской революции сам Христиан Розенкрейц действовал в облике графа Сен-Жермена, чтобы предотвратить эту революцию и вместо нее сделать возможным здоровое развитие. Удалось ли помешать действиям Наполеона и подготовить инкарнацию Каспара Хаузера? О двойной роли Наполеона по отношению к Каспару Хаузеру уже говорилось (см. стр. 140 и далее). Очевидно, что вмешательство графа Сен-Жермена не имело внешнего успеха. Следующим шагом в развитии розенкрейцерства должно было теперь стать появление на физическом плане оставшейся в мудром предвидении до сих пор скрытой индивидуальности Каспара Хаузера, чтобы, занимая в жизни значительное положение, она могла действовать исторически. Этот поворот в деятельности розенкрейцеров был необходим, чтобы подготовить людей к приближающейся эпохе Михаила и концу Калиюги. О задаче и значении Каспара Хаузера в этой связи говорилось в третьей главе. Этот поворот был впервые осуществлен Рудольфом Штайнером. Если до сих пор речь шла о том, чтобы суммировать все, что может объяснить духовное происхождение Каспара Хаузера, то теперь следует установить, как проявляются черты духовного происхождения в земной жизни этой высокоразвитой личности. Если обратиться прежде всего к деятельности Каспара Хаузера в период атлантического развития, то взгляд тут же падает на место его рождения, Карлсруэ, находящемся в непосредственном соседстве с Мальшем. Здесь физическая связь с Атлантидой становится явной, и сознанию открывается, что существовала глубокая необходимость связать, словно тонкой нитью, рождение этого существа с Атлантидой. Модельная постройка в Мальше, которая физически связана с Атлантидой, а эфирно с импульсом розенкрейцерства, рассматривалась в 4 главе как памятник Каспару Хаузеру. В здании и его окрестностях сливаются атлантические и христианские компоненты. К дальнейшему пониманию появления Каспара Хаузера можно прийти, если открыть в нем атлантический и христианский аспект. С первым мы сталкиваемся в доинтеллектуальной почти невероятной памяти Каспара Хаузера, о чем Рудольф Штайнер говорил в лекции от 17 июня 1908 г. Второй, христианский аспект в Каспаре Хаузере мы встречаем в его исключительной способности различения. Нужно лишь представить, как в чистой, проникнутой христианством индивидуальности огромная сила притяжения действовала на «фантом», на «нового Адама».201 Подтверждение этому можно найти не только в питании и обращении с ним во время заключения, но и в необычных качествах его чувств как выражении обновленного физического тела и в его неограниченных жизненных силах. Появление Каспара Хаузера в Нюрнберге в 1828 г. обнаруживает еще одну христианскую черту его существа: при появлении его характеризуют полнейшая невинность и сердечная чистота. Независимо друг от друга, Даумер и Тухер описывают его как «райского пра-человека» (Даумер) или как «первого человека в Раю до грехопадения» (Тухер). Фейербах видел в нем «живое опровержение учения о первородном грехе».202 В частности, современников побудило к этим высказываниям сострадание, которое испытывал Каспар Хаузер к людям и животным. «Его нельзя было заставить даже в шутку нанести кому-то удар; это причиняло ему боль», — сообщает Даумер. Его сострадание распространялось даже на того, кто держал его в заключении 203 и выразилось при смерти в прощении своего убийцы.* Эти чистые силы детства в Каспаре Хаузере послужили основанием для того, что его стали называть «дитя Европы». Ангельская детскость ставит его рядом с натановым Иисусом. Сердечный человек, подобный служителю тюрьмы Гильтелю, у которого он сначала жил, в душе очень сильно воспринимал это непосредственное человеческое воздействие. «Его невинность настолько несомненна, что он доказал бы ее, даже если бы Сам Бог утверждал противоположное», — говорил позднее Гильтель." Что произошло в верующем человеке, который использовал такую формулировку, чтобы передать верность впечатления, которое он получил как человек? Но отношение к натанову Иисусу уходит гораздо дальше, чем об этом говорят чувства. Этот натанов Иисус, высокоразвитая индивидуальность, со времен Лемурии (до первородного греха) планомерно и осмысленно удерживался водительством человечества от инкарнации. В этом невоплощенном, ангелоподобном существе совершает Христос Свои, проистекающие из Мистерии Голгофы, благие дела для человечества.204 Здесь есть нечто, сравнимое с сущностью Каспара Хаузера. Он тоже еще перед упадком и погружением Атлантиды удерживался водительством человечества в сверхчувственном мире*, чтобы после Мистерии Голгофы, которая уже была в планах развития человечества, он появился на Земле для подготовки решающего, поворотного пункта в истории человечества. Этот поворотный пункт в истории создается явлением Христа в эфирном мире, величайшим событием 20 столетия. Столетием раньше воплотился инспиратор розенкрейцеровского движения. Его задача подготовить явление Христа состояла в том, — если суммировать все, о чем говорилось в третьей главе, — чтобы создать на Земле жизненные условия и пробудить духовные силы, которые привели бы как можно большее число людей к восприятию и пониманию получающего все большее развитие импульса Христа. Слова Христа: «Царство Мое не от мира сего» остаются истинными, но смысл инкарнации Я исчезает, если это Царство Христова Духа не сможет все больше и больше действовать в земном мире, чтобы полностью просветлить его. Каспар Хаузер был убит в 1833 г., ровно за сто лет перед началом эфирного откровения Христа. В этой связи следует вспомнить тот важный факт, который упоминал и Рудольф Штайнер в своих двух лекциях, в которых он говорил о Каспаре Хаузере. Якоб Вассерман пишет в своем романе о погребении Каспара Хаузера 20 декабря 1833 г.: «Был полдень, и небо в этот день было голубым и безоблачным. Весь город пребывал в волнении. Знаменитый современник, называвший Каспара Хаузера "дитя Европы", рассказывает, что в этот час солнце и луна одновременно стояли в небесной вышине, солнце на востоке, луна на западе, и оба светила были одинаково бледными».44 Рудольф Штайнер обращает внимание205 на то, что раньше люди при важных событиях смотрели на расположение небесных светил и погодные явления. Созвучие космических и атмосферных явлений с судьбоносными событиями, которые затрагивают индивидуальность, предполагает, что индивидуальность связана с Космосом, что она врастает в космическое. Такая индивидуальность выполняет не свою волю, а служит Божьей воле. В этом космическом свете нужно рассматривать жертву Каспара Хаузера, не допуская — как в другом месте говорит Рудольф Штайнер — чтобы «контакт между Землей и духовным миром был полностью прерван».49 Только величие задачи, которую принял на себя и хотел осуществить Каспар Хаузер и которая стала для него судьбой, могло создать такое космическое воздействие. Благодаря жертвенной смерти Каспара Хаузера и появлению антропософии человечество, несмотря на все препятствия, смогло сохранить духовную возможность будущего; будет ли она понята и осуществлена, зависит не в последнюю очередь от того, что будут поняты сущность, задача и судьба Каспара Хаузера. В этом месте становится возможным осветить с другой точки зрения, нежели в первой главе, деятельность противников Каспара Хаузера. Преступление против Каспара Хаузера предполагало знание места и времени его появления. Противники знали, откуда пришел Каспар Хаузер, и знали о задаче, которую он должен был выполнить для земного развития в духе христианства. Тогда обращение с Каспаром Хаузером в заключении можно понимать так, что оно представляло собой попытку позволить появиться в нем только атлантическим чертам его сущности. Пытались насильно удерживать его в таких жизненных условиях и состоянии сознания, чтобы помешать оживлению и сознательному развитию того, что он принял в свою душу как импульс Христа. Обращение с ним было направлено на то, чтобы он оставался в дохристианском периоде развития. Ничего из христианского не должно было вспыхнуть в нем, должно было проявляться только древнее. Это действительно удалось его противникам. Чтобы перевести Каспара Хаузера в такое состояние сознания, какое существовало до развития Я, ребенку помешали выпрямиться, не давали видеть ни день ни ночь, ни солнце, ни луну, ни звезды. Это содержание в сумерках, это ограничение зрения, которое тесно связано с пробуждением чувственного сознания и интеллектуальным развитием, напоминает сумеречное, расплывчатое, словно в тумане, зрительное восприятие атлантов. На это древнее состояние сознания Рудольф Штайнер характерным образом указывает в лекции от 17 июня 1908 г., в которой он говорит о Каспаре Хаузере. Нынешнее состояние сознания развилось «из другого, древнего состояния сознания, в котором человек не находился в современном смысле в непосредственном чувственном соприкосновении с предметами, но находился в отношениях с духовными явлениями и существами».206 Ужасный эксперимент, заключавшийся в том, чтобы задержать Каспара Хаузера в силах его последней инкарнации, осуществлялся с намерением сделать его непригодным для его особой задачи создания определенных духовных условий жизни и.осознанного развития импульса Христа. Когда Каспар Хаузер в 1828 г. был его врагами вытолкнут в мир, он являл собой — насколько это было возможно в коренным образом изменившихся обстоятельствах человеческого развития — именно образ «отставшего атланта», разумеется, с учетом уровня развития индивидуальности. Из этого никоим образом нельзя заключить, что расчет противников оправдался. Вследствие такого обращения он был в детском состоянии — на пороге сознания — ввергнут в глубины человеческого страдания, в котором могли переживаться тернистый путь и смерть Христа. Поэтому после его появления в мире в нем хотя и проявлялись древние атлантические черты, но с пробуждением индивидуальности проявляется и будущее во всеобъемлющем сострадании, которым отличался Каспар Хаузер; из глубины переживания христианского импульса в конечном итоге выросло то, что Рудольф Штайнер назвал «знанием реинкарнации и кармы». Замысел противников Каспара Хаузера все больше терпел неудач)'. Можно назвать это трагическим парадоксом, что жертвенный путь, который был ему уготован, теперь, в инкарнации на Земле, тесно связал его с импульсом Христа. Решающую роль в этом развитии сыграла искренняя вера пастора Фурмана в воскресение. Путь страданий, которым Каспар Хаузер должен был идти до самой смерти, имеет четыре ярко выраженных стадии: 1. покушение в октябре 1829 г., ввергшее его в смертельный страх; 2. искушение и сбивание с пути, осуществляемое через лорда Стэнхоупа; 3. муки и узость учения и жизнь у учителя Майера; 4. ранение и смерть. На каждой ступени этого пути страданий Каспар Хаузер получал что-то позитивное, достигал большего совершенства, причем нужно учитывать его юношеский возраст и сильно осложненное развитие. Переживание применения силы с целью убийства привело его к полной ненасильственности, к отвращению к оружию и неприятию любого оскорбления действием. Вопреки утонченному искусству лорда Стэнхоупа, толкавшего его на ложный путь, чего он, конечно, не мог заметить, он сохранил добродушие, доброжелательность и веру в людей. Ничто дурное не могло в него проникнуть, когда через лорда Стэнхоупа его передают учителю Майеру Он переносил все с доверием к судьбе, терпеливо и безропотно, даже с благодарностью. В смерти он смог подвести итог всему, что случалось с ним в жизни. Он стал причастным к сущности Христа, к которой он пробудился. Следует предполагать, что противники знали о всеобъемлющем значении его жертвенной смерти. Только так можно понять своего рода агитационное поведение лорда Стэнхоупа после смерти Каспара Хаузера. Цель всего этого в том, чтобы покрыть грязью и очернить сияющее явление, которое уходит в будущее.207
Заключение Индивидуальность, которая жила в Каспаре Хаузере, отличается тем, что она, охватывая всю известную историю, служит импульсу Христа. В самоотверженном служении этого существа становится очевидной степень его собственного развития. Поэтому оно с давних пор избрано водительством человечества, чтобы в уникальный исторический момент оказать решающее влияние на ход событий. Этому помешали объединившиеся силы зла, которые на Земле получают власть над материальным телом. Поскольку эта индивидуальность все принесла в жертву, желая служить человечеству, она превратила неизбежное внешнее поражение в победу духа. Это служение в следовании Христу возвышается к жертве, которая имеет для Земли космическое значение в том, что сохраняется контакт (мост) с духовным миром. От сущности Каспара Хаузера исходят благотворные сверхчувственные импульсы, которые живут в силах христианства. Каспар Хаузер является выразителем христианства не только как инспиратор розенкрейцерства; он живет в кругу тех, которые в будущем хотят привести людей к пониманию и восприятию Христа. Насколько следует обращаться к историческому прошлому, чтобы сделать понятной сущность Каспара Хаузера, настолько нужно смотреть в будущее, чтобы почувствовать его значение. То, что эт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|