Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О сущности Каспара Хаузера




«Он был бы странным обманщиком:

его судьба вызвала такое эхо,

какое может вызвать только действие

сиятельного духа».

София Гекштеттер, «Дитя Европы», 1924

В этой заключительной главе следует в одном образе обобщить все, что может оказаться наиболее существенным из предыду­щих рассмотрений. Это покажет, что Каспар Хаузер не только вызывал действие сиятельного духа, но и что в нем самом сиятель­ный дух воплотился на Земле. Путеводными вехами являются опять же различные указания и высказывания Рудольфа Штайнера, ко­торые в общем рассмотрении приводят к удивительно ясному и цельному образу Каспара Хаузера и одновременно позволяют сде­лать шаг в решении вопроса, который Рудольф Штайнер 3 марта 1925 г. поставил в разговоре с графом Польцер-Ходидем. Рудольф Штайнер говорил о задачах, решение которых имеет особое зна­чение для будущего, и последним поставил вопрос: «Откуда при­шел Каспар Хаузер?» Рудольф Штайнер дал дальнейшие указа­ния для разрешения этой загадки в том, «что взгляд должен быть направлен не на смерть, а на рождение». Дальше в записках следу­ет важнейшее сообщение Рудольфа Штайнера о сущности Каспа­ра Хаузера: «Та индивидуальность, которая должна скрываться за обликом Каспара Хаузера, — это существо, которое с самого нача­ла действовало инспирирующим образом в связи с розенкрейцер­ством и затем 29 сентября 1812 г. воплотилось как сын баденского великого герцога Карла и его супруги, Стефании де Богарнэ. Он должен был выполнить важную миссию эзотерического христиан­ства» (см. стр. 209).

Нужно прежде всего констатировать, что Рудольф Штайнер видел в Каспаре Хаузере баденского престолонаследника, кото­рый — как можно почувствовать из всех имеющихся связей — на­меренно воплотился в определенное время в этой семье. Это выс­казывание Рудольфа Штайнера о происхождении Каспара Хаузе­ра согласуется с результатами исследований, проводимых в течение всей жизни Германом Писом. Но не следует забывать, что за­гадка идентичности Каспара Хаузера была решена уже Фейерба­хом в его «Памятной записке» (1832).

Так как для Рудольфа Штайнера идентичность Каспара Хау­зера с баденским престолонаследником была уже ясна, его воп­рос: «Откуда пришел Каспар Хаузер?» был связан не с его проис­хождением по рождению, но это был вопрос о духовном проис­хождении Каспара Хаузера. Во всяком случае, вопрос мог быть также связан с заключением Каспара Хаузера, из которого он не­известными лицами был выпущен в мир. В разговоре с графом Польцер-Ходицем Рудольф Штайнер делает важнейшее сообще­ние, что Каспар Хаузер является существом, которое с самого на­чала действовало инспирирующим образом в связи с розенкрей­церством. Этим утверждением Рудольф Штайнер сам указывает гораздо дальше рождения. Если соединить это указание с други­ми, сделанными им в отношении Каспара Хаузера, то они удиви­тельным образом проясняют друг друга.

Рудольф Штайнер сначала — во временной последовательнос­ти — указывает, что в Каспаре Хаузере речь идет об «отставшем атланте». Смысл этого высказывания может состоять лишь в том, что Каспар Хаузер со времен Атлантиды еще не воплощался как человек. Такое понимание высказывания Рудольфа Штайнера подтверждается сообщением, сделанным графиней фон Кайзер-линг о разговоре с ним в июне 1924 г. Рудольф Штайнер затронул вопрос о предыдущей инкарнации Каспара Хаузера, «он не мог найти ни предыдущего, ни последующего воплощения».190 В после­дующих высказываниях речь тоже шла о высшем существе, кото­рое имело особую миссию на Земле.190 Этот основополагающий факт, возможно, побудил Рудольфа Штайнера в сентябре 1924 г. к тому, чтобы назвать Каспара Хаузера «ангелом».

Если теперь заняться этой загадкой отсутствия инкарнации Каспара Хаузера со времен Атлантиды, то дальнейшее направле­ние дает опять же указание Рудольфа Штайнера на ангельское существо. Ангел — это духовное существо, которое низшим орга­ном имеет эфирное тело, а высшим началом Святой Дух, благода­ря чему существует постоянная осознанная связь с высшими ду­ховными мирами.* Это может проявляться и у Посвященных, как, например, у Будды. Эти высокие Посвященные больше не имеют необходимости в инкарнации, но они, осознанно принимая решение об инкарнации, разделяют судьбу своих человеческих собра­тьев, чтобы помогать им.

Особенное, даже уникальное в сущности Каспара Хаузера — это то, что он со времен Атлантиды для помощи человечеству удер­жался от инкарнации, что он сам в смысле духовной жертвы отка­зался от инкарнации. Эта жертва, которая была уникальной зада­чей этой высокоразвитой индивидуальности, происходила из са­моотверженности, являвшейся важнейшей отличительной чертой Каспара Хаузера. Впечатление изначальной самоотверженности имели все те, которые непосредственно и непредвзято встречались с Каспаром Хаузером.

С другой стороны, нужно сказать, что духовное водительство человечества, как оно проявлялось в атлантическом Солнечном Оракуле,191 в мудром предвидении инкарнации Христа и с целью связать в будущем импульс Христа с историей человечества на Земле, избрало высокоразвитую индивидуальность для того, что­бы она удерживалась от инкарнации и оставалась в эфирном зем­ном окружении. При таком понимании Каспар Хаузер является достойным служителем священной человеческой истории, что тоже выражается в его земном облике, как и высшая степень самоот­верженности.

Теперь нужно рассмотреть вопрос, как Каспар Хаузер, кото­рый со времен Атлантиды еще не имел инкарнации, воспринял импульс Христа, поскольку Рудольф Штайнер неоднократно под­черкивал, что понимание импульса Христа после Мистерии Голго­фы может быть достигнуто только на физическом плане.192 При взгляде на атлантическое прошлое можно рассматривать Каспара Хаузера только в связи с Солнечным Оракулом и видеть в нем одного из «солнечных людей», которым удалось прийти к позна­нию Солнечного Духа, Христа. Таким образом, становится понят­ным, что он с самого начала входит в течение розенкрейцерства, так как в розенкрейцерстве следует видеть дальнейшее действие Солнечного Оракула.

Загадка того, как Каспар Хаузер без инкарнации пришел к восприятию Мистерии Голгофы, поддается разрешению, если при­нять во внимание его особую связь с Христианом Розенкрейцем. В первой главе оба понимались как спутники Христа (см. стр. 66). Теперь можно представить, что индивидуальность Каспара Хаузе­ра жила в таком едином братском душевном процессе с Христианом Розенкрейцем, что он совместно пережил то, что пережил и испытал Христиан Розенкрейц в его следовании Христу.193 Пере­даваемые здесь с определенными оговорками слова Рудольфа Штайнера, что «после Христиана Розенкрейца Каспар Хаузер силь­нее всех воспринял страдания Христа» следует воспринимать не только как сравнение, но и как выражение непосредственной сущ­ностной связи этих индивидуальностей.

Ощущение их сущностной связи может стать более глубоким и конкретным, если высказывание Рудольфа Штайнера, что «это существо с самого начала действовало инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством» рассматривать вместе с другими отно­сящимися сюда высказываниями. Это позволяет понять особое восприятие Каспаром Хаузером импульса Христа. Когда говорит­ся о начале розенкрейцерства, то это может относиться только к первому посвящению Христиана Розенкрейца. «В более узком смыс­ле розенкрейцерское движение берет начало в 13 веке», — гово­рится в лекции Рудольфа Штайнера от 27 сентября, 1911 г. в Ной-шателе. «Исходный пункт новой культуры мы должны искать в середине 13 столетия».194

С этим исходным пунктом, согласно утверждению Рудольфа Штайнера, должна быть тесно связана индивидуальность Каспара Хаузера. Более пристальное рассмотрение в самом деле приводит теперь к открытию, что далеко отстоящие одно от другого выска­зывания Рудольфа Штайнера создают один общий образ. В то время, согласно Рудольфу Штайнеру, собралась коллегия из 12 выдающихся индивидуальностей, которые являлись представите­лями всей семичленной атлантической культуры и (до сих пор пяти) послеатлантических культур. В этих двенадцати, проникнутых импульсом Христа, жило все знание и вся мудрость истории чело­вечества. Одновременно в этом кругу существовало 12 мировоз­зрений или духовных направлений как совокупность данной через макрокосм истины в ее 12 составляющих.

Учитывая, что тринадцатый, которого позднее звали Христи­ан Розенкрейц, должен был первым достигнуть полной власти над обновленным через Христа физическим телом, большую важность имеет указание, что «воспитание, которое эти двенадцать сделали для него возможным, распространялось до физического тела», так как «он был очень слабым ребенком в своей инкарнации в 13 сто­летии», то есть, другими словами, было предусмотрено, чтобы сопротивление, которое обычно материальная сущность человека оказывает по отношению к духовной, было как можно более сла­бым. «В общем устремлении мудрости этих двенадцати духовные силы тринадцатого без конца возрастали».

«Но дело дошло до того, что тринадцатый стал отказываться от всякой пищи и чахнуть. Тогда произошло событие, которое в истории может произойти только однажды. Это было одно из со­бытий, которые могут наступить тогда, когда макрокосмические силы — ради результатов, которые должно дать такое событие — действуют совместно. Через несколько дней тело этого тринадца­того оказалось совершенно изможденным, и он выглядел, как мер­твый. Вокруг него в определенное время собирались двенадцать. В такие моменты к нему устремлялось все знание и мудрость. В коротких формулах, подобных молитвам, они направляли свою мудрость к тринадцатому, а он при этом лежал, словно мертвый. Можно лучше всего представить этих двенадцать как круг, в кото­ром находился тринадцатый. Это состояние закончилось тем, что душа этого тринадцатого пробудилась как новая душа. Он пере­жил великое преображение своей души. В ней произошло нечто, подобное новому рождению мудрости двенадцати, так что и эти двенадцать мудрецов могли от этого юноши учиться совершенно новому. Но и тело его было оживлено таким образом, что это оживление полностью изможденного тела нельзя ни с чем срав­нить. Юноша мог теперь говорить о совершенно новых пережива­ниях. Эти двенадцать узнали, что он имел переживание Дамаска; это было повторение видения Павла под Дамаском. В течение не­скольких недель тринадцатый теперь отдавал всю мудрость, кото­рую он получил от двенадцати, но уже в новой форме. Эта новая форма словно была дана Самим Христом».194

При этом первоначальном посвящении Христиана Розенкрей-ца место иерофанта занимала коллегия двенадцати. Дающий по­священие и как объединяющая сила живущий в этом кругу две­надцати есть Сам Христос, Который передает плод Воскресения на Голгофе тому, кто теперь становится вождем истинного хрис­тианства. Физическое тело, которое проводится через смерть, что­бы встретить Христа, освобождается от воздействия материально­го, тяжелого, непроницаемо-непрозрачного. Через опыт Воскресе­ния в посвящении происходит не только преображение душевно-духовного, по и прежде всего оживление тела, так что «это оживление полностью изможденного тела нельзя ни с чем сравнить». Здесь Рудольф Штайнер указывает на глубокую тайну свершения Христа; несколькими днями позже в Карлсруэ в цикле «От Иису­са ко Христу» он говорит об этом подробнее (см. 3 главу).

После смерти тринадцатого двенадцать посвятили себя — как здесь сказано — «задаче в имагинациях — ибо только так это могло происходить — представить то, что открыл им тринадцатый».194

Более важным, чем упоминание, что так появились «Тайные фигуры розенкрейцеров» (1785-88), а позднее труд Блаватской «Ра­зоблаченная Изида» (1877), является в этой связи объяснение, ко­торое дает Рудольф Штайнер: «Оккультный процесс нужно пони­мать так, что результат посвящения тринадцатого сохранился как остаток его эфирного тела в духовной атмосфере Земли. Этот ос­таток действовал на двенадцать, как и на их последующих учени­ков, инспирирующим образом, так что от них могло исходить ок­культное течение».194 Теперь мы оказываемся перед фактом, что здесь розенкрей­церские инспирации, которые лежат в основе имагинаций, исхо­дят от сохранившегося после смерти эфирного тела Христиана Розенкрейца, тогда как согласно процитированному высказыванию от 1925 г. Каспар Хаузер действовал «инспирирующим образом в связи с розенкрейцерством с самого начала». Оба высказывания говорят о первоначальной розенкрейцерской инспирации в одина­ковом смысле, но все же кажется, что здесь есть противоречие, так как в одном случае инспиратором указан остаток эфирного тела Христиана Розенкрейца, а в другом — сущность Каспара Хау­зера.

Кажущееся противоречие разрешается, если учитывать свое­образие сущности Каспара Хаузера, которая — как уже говори­лось — как низший член включала в себя эфирное тело. Поэтому Каспар Хаузер как живущая в духе индивидуальность был в со­стоянии изнутри пронизывать и наполнять эфирное тело, которое Христиан Розенкрейц провел через посвящение, благодаря чему он встречался с живущим там импульсом Христа. От этого эфир­ного тела, наполненного духовной сущностью Каспара Хаузера, теперь исходили инспирации, которые воспринимались особенно продвинувшимися в развитии розенкрейцерами. Об этом высшем виде обучения в школе посвящения Рудольф Штайнер говорит в связи с обучающим в духовном теле Буддой: «В таких школах есть Учителя, которые обучают в физическом теле, но для продвинув­шихся учеников возможно также получать наставления от Учите­ля, который обучает только в эфирном теле».195

Весь процесс здесь следует понимать так, что Каспар Хаузер является духовным существом, которое оберегает эфирное тело Христиана Розенкрейца после того, как оно было оставлено им. Тем самым создается особенно тесная связь между Христианом Розенкрейцем и Каспаром Хаузером. С другой стороны, в том, что касается земного опыта в инкарнациях, проявляется очевидная полярность. В Христиане Розенкрейце, согласно Рудольфу Штай­неру, мы имеем индивидуальность, которая в инкарнациях далеко ушла за обычные мерки, причем можно почувствовать, что речь идет о столетнем ритме.196 Это также является глубокой основой для закона столетия розенкрейцеров, о котором Рудольф Штай­нер говорит как о необходимой защите от внутренних и внешних искушений.194

Через прохождение инкарнаций Христиан Розенкрейц подго­товился к принятию воссозданного благодаря воскресению Хрис­та духовно-физического тела в своем первоначальном посвяще­нии в 13 веке. В следующей инкарнации, которая начинается при­мерно в середине 14 века и длится свыше ста лет, переживания посвящения повторяются и тем самым усиливаются. Духовный опыт Павла возле Дамаска, который духовно получил Христиан Розенкрейц в его предыдущей инкарнации, повторяется теперь при путешествии по Востоку в Дамаске, физическом месте этого собы­тия. В этой инкарнации, примерно через 200 лет после первого посвящения, Христиан Розенкрейц получает еще более глубокую инициацию, чтобы в век души сознательной, в котором как никог­да раньше будет происходить столкновение со злом, стать истин­ным вождем христианства. Рудольф Штайнер пишет об этом в сентябре 1907 г.: «Как "высшую ступень" следует во всем этом те­чении рассматривать инициацию Мани, который в 1459 г. иниции­ровал также Христиана Розенкрейца: она состоит в истинном по­нимании функции зла».157 Тем самым Христиан Розенкрейц тоже достиг ступени, где от него может идти посвящение.197

Если совместить все это, то Христиан Розенкрейц с полным правом может быть назван «господином истинного физического тела», над которым он в следовании Христу достиг такой власти, что свободно может войти в инкарнацию, а также может духовно действовать на физическом плане так, как это отвечает воплощен­ному человеческому Я.

Рядом с этой индивидуальностью находилась и находится — вместе с другими — индивидуальность Каспара Хаузера, который, как полярная сущность, удерживался от инкарнации. Эта поляр­ность в высшем смысле является взаимодействием, возвышением, заключающимся в служении обоих третьему, Христу.

Момент, в который эта долго существовавшая полярность выразилась в инкарнации Каспара Хаузера, является решающим, заранее предусмотренным, связанным с дальнейшим развертыва­нием работы розенкрейцеров. Эта работа розенкрейцеров направ­лена на то, чтобы эфирное тело Христиана Розенкрейца и исходя­щее от него воздействие становились все сильнее.*

«Все, что возвещается как теософия (антропософия), усилива­ется эфирным телом Христиана Розенкрейца, и те, которые возве­щают теософию (антропософию), находятся под покровом этого эфирного тела, которое воздействует на них и когда Христиан Розенкрейц воплощен, и когда он не воплощен».194 Этот процесс можно рассматривать как усиливающийся круговорот, при кото­ром жертвенная работа розенкрейцеров происходит, так сказать, снизу вверх, тогда как духовные силы интуиции, инспирации, има­гинации текут сверху вниз, где они оказывают благодатное, обнов­ляющее воздействие на выполняемое человеком. Вся розенкрей­церская работа — и также посвящение Христиана Розенкрейца — была направлена на то, чтобы подготовить величайшее событие 20 столетия, новое явление Христа в эфирном.

«Преданность ставшему могущественным эфирному телу Хри­стиана Розенкрейца сможет принести людям новое ясновидение и поможет создать новые духовные силы. Но это станет возможным только для тех людей, которые правильно будут проходить обуче­ние Христиана Розенкрейца. До сих пор для этого была необходи­ма эзотерическая розенкрейцерская подготовка. Но двадцатое сто­летие имеет миссию сделать это эфирное тело таким сильным, что оно будет действовать и экзотерически. Испытавшие его влия­ние могут пережить событие, которое пережил Павел возле Да­маска. Это эфирное тело до сих пор действовало только в розенкрейцеровской школе; в двадцатом столетии будет все больше и больше людей, которые смогут испытывать это воздействие и бла­годаря этому смогут пережить явление Христа в эфирном теле. Работа розенкрейцеров состоит в том, чтобы дать возможность воспринимать эфирное явление Христа. Число тех, кто будет спо­собен созерцать это, будет все больше увеличиваться. Мы должны это новое явление соотнести с великим событием работы двенад­цати и тринадцатого в тринадцатом и четырнадцатом столетиях».1'" Но с этой целью розенкрейцерской работы Каспар Хаузер те­перь связан не только тем, что он действовал в розенкрейцерстве как инспиратор. Его внутренняя задача состояла в том, чтобы в 19 столетии подготовить благотворность этого духовного события 20 столетия. Как существо, которое уникальным образом могло жить в эфирном теле, возникшем через посвящение Христиана Розенк-рейца, он был призван к тому, чтобы сделать возможным здоро­вое восприятие нового явления Христа в эфирном через эфирное ясновидение. При рассмотрении связей 1812 и 1911/12 гг. и особен­но 1833 и 1933 гг. в третьей главе на это уже указывалось с другой точки зрения. Здесь показывается, как эта задача связана с сущно­стью и развитием Каспара Хаузера, охватывающим весь истори­ческий процесс.

Как инспирирующая сущность в розенкрейцерстве Каспар Хаузер одновременно является и связующей, объединяющей си­лой. В этом источнике инспирации соединяются все, кто действи­тельно к нему причастен, объективно с ним связан. Таким обра­зом, Каспар Хаузер действовал в кругу розенкрейцеров как меркурианский элемент, растворяя ограниченное и разделенное в выс­шем единстве и связывая в совместном действии. Рудольф Штай­нер указывает на то, как действие Меркурия, ртути в природе со­ответствует действию любви в человеческой душе.194 Но это был и есть — и это будет подтверждено в конце — элемент Каспара Хау­зера, как в своей жизни — особенно против марсианского элемента Наполеона — он проявлял качества Меркурия.198

Если — следуя за Рудольфом Штайнером — видеть в Каспаре Хаузере инспирирующую сущность в самих началах розенкрей­церства, то тогда он — не считая Христиана Розенкрейца — являет­ся первым розенкрейцером, то есть первым, кто связывается в ду­ховном мире с эфирным телом Христиана Розенкрейца. При та­ком рассмотрении проливается свет на другое, поистине загадоч­ное замечание, которое Рудольф Штайнер сделал о Даумере, на­звав его «последним розенкрейцером».199 «Первый» встретил «пос­леднего» розенкрейцера, так как через действие «первого» должно было наступить определенное завершение, решающий поворот в деятельности розенкрейцеров. С инкарнацией Каспара Хаузера и его запланированным влиянием на историю была завершена продолжавшаяся до сих пор скрытая, подготавливающая будущее работа розенкрейцеров. Один отрезок развития подошел к концу, и именно в этом смысле Даумер был «последним» розенкрейце­ром.

В первый период развития розенкрейцерство пыталось в нача­ле 17 века прямо участвовать в историческом процессе и форми­ровании общества. К концу 16 века Христиан Розенкрейц созвал большую оккультную конференцию, на которой он объединил ведущие индивидуальности человечества, чтобы воспрепятствовать грозящему разделению человечества на «практиков» и «мистиков». Несомненно, в этом кругу можно был найти индивидуальность Каспара Хаузера. Рудольф Штайнер ясно подчеркивает, что в этой конференции принимали участие не только личности, воплощен­ные на Земле, но и те индивидуальности, которые находились в духовных мирах. 200

Решающее дело для преодоления этого грядущего кризиса человечества в служении Христиана Розенкрейца было соверше­но Буддой на Марсе, развитие которого Будда в 1604 г. через кос­мическую жертву направил по другому пути Благодаря этому впервые стало возможным согласовать розенкрейцерское эзоте­рическое развитие со «всяким жизненным положением и заняти­ем». Существенным в розенкрейцерском обучении является то, что «человек не вырывается из деятельности, которой требует от него его карма на Земле».200 Через жертву Будды на Марсе в 1604 г. создается космическая основа для деятельности, которую в 19 веке должен был проводить Каспар Хаузер, и которую затем продол­жает Рудольф Штайнер. Но и тогда, в начале 17 столетия, некото­рые перемены становятся очевидными. В появлении Лжедмитрия живет этот будущий импульс. Но прежде всего розенкрейцерство проявляется исторически в опубликовании «Алхимической свадь­бы Христиана Розенкрейца года 1459» Иоганном Валентином Ан­дрея и через розенкрейцеровские тексты.*

Перед началом Французской революции сам Христиан Розен­крейц действовал в облике графа Сен-Жермена, чтобы предотв­ратить эту революцию и вместо нее сделать возможным здоровое развитие. Удалось ли помешать действиям Наполеона и подготовить инкарнацию Каспара Хаузера? О двойной роли Наполеона по отношению к Каспару Хаузеру уже говорилось (см. стр. 140 и далее).

Очевидно, что вмешательство графа Сен-Жермена не имело внешнего успеха. Следующим шагом в развитии розенкрейцерства должно было теперь стать появление на физическом плане остав­шейся в мудром предвидении до сих пор скрытой индивидуально­сти Каспара Хаузера, чтобы, занимая в жизни значительное поло­жение, она могла действовать исторически. Этот поворот в дея­тельности розенкрейцеров был необходим, чтобы подготовить людей к приближающейся эпохе Михаила и концу Калиюги. О задаче и значении Каспара Хаузера в этой связи говорилось в тре­тьей главе. Этот поворот был впервые осуществлен Рудольфом Штайнером.

Если до сих пор речь шла о том, чтобы суммировать все, что может объяснить духовное происхождение Каспара Хаузера, то теперь следует установить, как проявляются черты духовного про­исхождения в земной жизни этой высокоразвитой личности.

Если обратиться прежде всего к деятельности Каспара Хаузе­ра в период атлантического развития, то взгляд тут же падает на место его рождения, Карлсруэ, находящемся в непосредственном соседстве с Мальшем. Здесь физическая связь с Атлантидой ста­новится явной, и сознанию открывается, что существовала глубо­кая необходимость связать, словно тонкой нитью, рождение этого существа с Атлантидой. Модельная постройка в Мальше, которая физически связана с Атлантидой, а эфирно с импульсом розенк­рейцерства, рассматривалась в 4 главе как памятник Каспару Хау­зеру. В здании и его окрестностях сливаются атлантические и хри­стианские компоненты.

К дальнейшему пониманию появления Каспара Хаузера мож­но прийти, если открыть в нем атлантический и христианский ас­пект. С первым мы сталкиваемся в доинтеллектуальной почти невероятной памяти Каспара Хаузера, о чем Рудольф Штайнер говорил в лекции от 17 июня 1908 г. Второй, христианский аспект в Каспаре Хаузере мы встречаем в его исключительной способно­сти различения. Нужно лишь представить, как в чистой, проник­нутой христианством индивидуальности огромная сила притяже­ния действовала на «фантом», на «нового Адама».201 Подтвержде­ние этому можно найти не только в питании и обращении с ним во время заключения, но и в необычных качествах его чувств как выражении обновленного физического тела и в его неограничен­ных жизненных силах.

Появление Каспара Хаузера в Нюрнберге в 1828 г. обнаружи­вает еще одну христианскую черту его существа: при появлении его характеризуют полнейшая невинность и сердечная чистота. Независимо друг от друга, Даумер и Тухер описывают его как «райского пра-человека» (Даумер) или как «первого человека в Раю до грехопадения» (Тухер). Фейербах видел в нем «живое оп­ровержение учения о первородном грехе».202 В частности, совре­менников побудило к этим высказываниям сострадание, которое испытывал Каспар Хаузер к людям и животным. «Его нельзя было заставить даже в шутку нанести кому-то удар; это причиняло ему боль», — сообщает Даумер. Его сострадание распространялось даже на того, кто держал его в заключении 203 и выразилось при смерти в прощении своего убийцы.*

Эти чистые силы детства в Каспаре Хаузере послужили осно­ванием для того, что его стали называть «дитя Европы». Ангельс­кая детскость ставит его рядом с натановым Иисусом. Сердечный человек, подобный служителю тюрьмы Гильтелю, у которого он сначала жил, в душе очень сильно воспринимал это непосредствен­ное человеческое воздействие. «Его невинность настолько несом­ненна, что он доказал бы ее, даже если бы Сам Бог утверждал противоположное», — говорил позднее Гильтель." Что произошло в верующем человеке, который использовал такую формулиров­ку, чтобы передать верность впечатления, которое он получил как человек? Но отношение к натанову Иисусу уходит гораздо даль­ше, чем об этом говорят чувства. Этот натанов Иисус, высокораз­витая индивидуальность, со времен Лемурии (до первородного греха) планомерно и осмысленно удерживался водительством че­ловечества от инкарнации. В этом невоплощенном, ангелоподоб­ном существе совершает Христос Свои, проистекающие из Мисте­рии Голгофы, благие дела для человечества.204

Здесь есть нечто, сравнимое с сущностью Каспара Хаузера. Он тоже еще перед упадком и погружением Атлантиды удержи­вался водительством человечества в сверхчувственном мире*, что­бы после Мистерии Голгофы, которая уже была в планах разви­тия человечества, он появился на Земле для подготовки решающе­го, поворотного пункта в истории человечества. Этот поворотный пункт в истории создается явлением Христа в эфирном мире, ве­личайшим событием 20 столетия. Столетием раньше воплотился инспиратор розенкрейцеровского движения. Его задача подгото­вить явление Христа состояла в том, — если суммировать все, о чем говорилось в третьей главе, — чтобы создать на Земле жизнен­ные условия и пробудить духовные силы, которые привели бы как можно большее число людей к восприятию и пониманию получа­ющего все большее развитие импульса Христа. Слова Христа: «Царство Мое не от мира сего» остаются истинными, но смысл инкарнации Я исчезает, если это Царство Христова Духа не смо­жет все больше и больше действовать в земном мире, чтобы пол­ностью просветлить его.

Каспар Хаузер был убит в 1833 г., ровно за сто лет перед нача­лом эфирного откровения Христа. В этой связи следует вспом­нить тот важный факт, который упоминал и Рудольф Штайнер в своих двух лекциях, в которых он говорил о Каспаре Хаузере. Якоб Вассерман пишет в своем романе о погребении Каспара Хаузера 20 декабря 1833 г.: «Был полдень, и небо в этот день было голубым и безоблачным. Весь город пребывал в волнении. Знаменитый со­временник, называвший Каспара Хаузера "дитя Европы", расска­зывает, что в этот час солнце и луна одновременно стояли в небес­ной вышине, солнце на востоке, луна на западе, и оба светила были одинаково бледными».44 Рудольф Штайнер обращает внимание205 на то, что раньше люди при важных событиях смотрели на распо­ложение небесных светил и погодные явления. Созвучие косми­ческих и атмосферных явлений с судьбоносными событиями, ко­торые затрагивают индивидуальность, предполагает, что индиви­дуальность связана с Космосом, что она врастает в космическое. Такая индивидуальность выполняет не свою волю, а служит Божь­ей воле.

В этом космическом свете нужно рассматривать жертву Кас­пара Хаузера, не допуская — как в другом месте говорит Рудольф Штайнер — чтобы «контакт между Землей и духовным миром был полностью прерван».49 Только величие задачи, которую принял на себя и хотел осуществить Каспар Хаузер и которая стала для него судьбой, могло создать такое космическое воздействие. Благодаря жертвенной смерти Каспара Хаузера и появлению антропософии человечество, несмотря на все препятствия, смогло сохранить ду­ховную возможность будущего; будет ли она понята и осуществлена, зависит не в последнюю очередь от того, что будут поняты сущность, задача и судьба Каспара Хаузера.

В этом месте становится возможным осветить с другой точки зрения, нежели в первой главе, деятельность противников Каспа­ра Хаузера. Преступление против Каспара Хаузера предполагало знание места и времени его появления. Противники знали, откуда пришел Каспар Хаузер, и знали о задаче, которую он должен был выполнить для земного развития в духе христианства. Тогда обра­щение с Каспаром Хаузером в заключении можно понимать так, что оно представляло собой попытку позволить появиться в нем только атлантическим чертам его сущности. Пытались насильно удерживать его в таких жизненных условиях и состоянии созна­ния, чтобы помешать оживлению и сознательному развитию того, что он принял в свою душу как импульс Христа. Обращение с ним было направлено на то, чтобы он оставался в дохристианском пе­риоде развития. Ничего из христианского не должно было вспых­нуть в нем, должно было проявляться только древнее. Это дей­ствительно удалось его противникам. Чтобы перевести Каспара Хаузера в такое состояние сознания, какое существовало до разви­тия Я, ребенку помешали выпрямиться, не давали видеть ни день ни ночь, ни солнце, ни луну, ни звезды. Это содержание в сумер­ках, это ограничение зрения, которое тесно связано с пробуждени­ем чувственного сознания и интеллектуальным развитием, напо­минает сумеречное, расплывчатое, словно в тумане, зрительное восприятие атлантов.

На это древнее состояние сознания Рудольф Штайнер харак­терным образом указывает в лекции от 17 июня 1908 г., в которой он говорит о Каспаре Хаузере. Нынешнее состояние сознания раз­вилось «из другого, древнего состояния сознания, в котором чело­век не находился в современном смысле в непосредственном чув­ственном соприкосновении с предметами, но находился в отноше­ниях с духовными явлениями и существами».206

Ужасный эксперимент, заключавшийся в том, чтобы задер­жать Каспара Хаузера в силах его последней инкарнации, осуще­ствлялся с намерением сделать его непригодным для его особой задачи создания определенных духовных условий жизни и.осоз­нанного развития импульса Христа.

Когда Каспар Хаузер в 1828 г. был его врагами вытолкнут в мир, он являл собой — насколько это было возможно в коренным образом изменившихся обстоятельствах человеческого развития — именно образ «отставшего атланта», разумеется, с учетом уров­ня развития индивидуальности.

Из этого никоим образом нельзя заключить, что расчет про­тивников оправдался. Вследствие такого обращения он был в дет­ском состоянии — на пороге сознания — ввергнут в глубины чело­веческого страдания, в котором могли переживаться тернистый путь и смерть Христа. Поэтому после его появления в мире в нем хотя и проявлялись древние атлантические черты, но с пробужде­нием индивидуальности проявляется и будущее во всеобъемлю­щем сострадании, которым отличался Каспар Хаузер; из глубины переживания христианского импульса в конечном итоге выросло то, что Рудольф Штайнер назвал «знанием реинкарнации и кар­мы».

Замысел противников Каспара Хаузера все больше терпел неудач)'. Можно назвать это трагическим парадоксом, что жерт­венный путь, который был ему уготован, теперь, в инкарнации на Земле, тесно связал его с импульсом Христа. Решающую роль в этом развитии сыграла искренняя вера пастора Фурмана в воскре­сение.

Путь страданий, которым Каспар Хаузер должен был идти до самой смерти, имеет четыре ярко выраженных стадии: 1. покуше­ние в октябре 1829 г., ввергшее его в смертельный страх; 2. иску­шение и сбивание с пути, осуществляемое через лорда Стэнхоупа; 3. муки и узость учения и жизнь у учителя Майера; 4. ранение и смерть.

На каждой ступени этого пути страданий Каспар Хаузер полу­чал что-то позитивное, достигал большего совершенства, причем нужно учитывать его юношеский возраст и сильно осложненное развитие. Переживание применения силы с целью убийства приве­ло его к полной ненасильственности, к отвращению к оружию и неприятию любого оскорбления действием. Вопреки утонченному искусству лорда Стэнхоупа, толкавшего его на ложный путь, чего он, конечно, не мог заметить, он сохранил добродушие, доброже­лательность и веру в людей. Ничто дурное не могло в него проник­нуть, когда через лорда Стэнхоупа его передают учителю Майеру Он переносил все с доверием к судьбе, терпеливо и безропотно, даже с благодарностью. В смерти он смог подвести итог всему, что случалось с ним в жизни. Он стал причастным к сущности Христа, к которой он пробудился. Следует предполагать, что противники знали о всеобъемлющем значении его жертвенной смерти. Только так можно понять своего рода агитационное поведение лорда Стэн­хоупа после смерти Каспара Хаузера. Цель всего этого в том, что­бы покрыть грязью и очернить сияющее явление, которое уходит в будущее.207

 

Заключение

Индивидуальность, которая жила в Каспаре Хаузере, отлича­ется тем, что она, охватывая всю известную историю, служит им­пульсу Христа. В самоотверженном служении этого существа ста­новится очевидной степень его собственного развития. Поэтому оно с давних пор избрано водительством человечества, чтобы в уникальный исторический момент оказать решающее влияние на ход событий. Этому помешали объединившиеся силы зла, кото­рые на Земле получают власть над материальным телом. Поскольку эта индивидуальность все принесла в жертву, желая служить че­ловечеству, она превратила неизбежное внешнее поражение в по­беду духа. Это служение в следовании Христу возвышается к жер­тве, которая имеет для Земли космическое значение в том, что сохраняется контакт (мост) с духовным миром. От сущности Кас­пара Хаузера исходят благотворные сверхчувственные импульсы, которые живут в силах христианства. Каспар Хаузер является выразителем христианства не только как инспиратор розенкрей­церства; он живет в кругу тех, которые в будущем хотят привести людей к пониманию и восприятию Христа.

Насколько следует обращаться к историческому прошлому, чтобы сделать понятной сущность Каспара Хаузера, настолько нужно смотреть в будущее, чтобы почувствовать его значение. То, что эт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...