Каспар Хаузер - образ Парцифаля 19-го столетия
В облике каждого столетия проявляются черты, которые связаны с историческим становлением, постепенным развитием христианства. То, что здесь понимается под христианством, наиболее полно выражается в образе Грааля.61 В образе Грааля присутствует в скрытом виде плод христианства. Кто как христианин обращается к Граалю, тот выражает не только веру и убеждение, он ощущает себя в живой связи с мощным жизненным источником. В средневековом сказании о Парцифале (Вольфрама фон Эшенбаха) представлено значительное изменение в отношении к Граалю. Первый раз Парцифаль находит свой путь в обитель Грааля благодаря водительству судьбы. Он ведет себя так, как его учили: он молчит при виде заслуживающего сострадание, при переживании явления, потрясающего своей таинственностью. Но судьба и воспитание не смогли ему передать самого важного и решающего: самому найти по отношению к духовным событиям, которые ему открываются, мужество и силу для вопроса. На долгих жизненных путях, на которых он преодолевает злое царство Клингзора, Парцифаль должен научиться развивать пробужденное сознание, из которого может возникнуть спасительный вопрос. Когда Парцифаль в этом смысле созрел, он во второй раз призывается к Граалю. Он заслужил милость спасти страдающего Амфортаса, и не потому, что он искал этой милости, но потому, что он нашел путь к самому себе, то есть в высшем смысле к Граалю. Так Парцифаль становится королем Грааля и получает возможность различными способами претворять в жизнь воздействие благодати Грааля. В таком развитии сказания о Парцифале находит выражение указанное изменение отношения человека к Граалю: сначала события обрисованы в смысле четвертой послеатлантической культурной эпохи (душа рассудка и характера). Призванный получает то, что определено ему духом и судьбой; с приемом сверхчувственного совершилось все необходимое. Но теперь неожиданно требуется что-то совершенно новое: собственный вопрос. В достижении этого состоит задача эпохи души сознательной. Самостоятельность сознания, развитие личности выступают на первый план. Речь идет все больше о собственном, осмысленном понимании духовного мира. Парцифаль проходит этот путь развития до конца, до постижения христианской сущности духа, то есть Грааля. В сказании о Парцифале речь идет об индивидуальности, которая в виде прообраза и образца уже прошла этот будущий путь. Уже до начала нового времени это сказание, основанное на духовно-реальных событиях, говорило о пути Парцифаля в будущем.
Исторически царство Грааля действительно еще не наступило.* В 19 веке развитие должно было уйти так далеко, что впервые в истории оно должно было испытать непосредственное воздействие царства Грааля. В Каспаре Хаузере жила индивидуальность, которая была способна и призвана стать королем Грааля. В этой связи оказывается замечание Рудольфа Штайнера, что «Южная Германия должна стать новым оплотом Грааля для новых борцов за духовное», где Каспар Хаузер был бы королем Грааля, что отвечало бы как его внутреннему рангу, так и внешнему положению. Как Посвященный в духе розенкрейцерства он должен был, как уже указывалось, определять духовные импульсы общества, чтобы не позволить 19-му столетию так глубоко погрузиться в материализм и чтобы подготовить наступление светлой эпохи. Конечно, не было замысла сохранять долговечную монархию, хотя новое, построенное на индивидуальности, должно было сознательно соединиться со старым.* Царство Грааля Каспара Хаузера было бы связано со знанием о реинкарнации и Карме. Из этого источника проистекали бы социальные изменения. Рудольф Штайнер многократно указывал на то, что достойное человека решение социальных вопросов без этого знания невозможно. В царстве Грааля Каспара Хаузера, желаемом водительством человечества, нужно усматривать и решающий мотив, побуждающий врагов к тому, чтобы помешать его миссии и устранить его.
Им удалось отдалить царство Грааля от исторической действительности. 19-е столетие глубже всего характеризуется тем, что в нем предполагаемый Парцифаль действовать не смог. Через судьбу, которую испытал Каспар Хаузер, появляется другой образ Парцифаля. Каспар Хаузер приходит в мир, не только не зная отца и матери, но и не получив от них действительного имени. Он найденыш, его происхождение остается для него неизвестным, он Парцифаль, который приходит из темноты тюремного заключения; с этим соотносится уединенная, замкнутая жизнь Парцифаля в лесу. Его судьба в отношении к отцу и матери (его отец умер, когда ему было 6 лет) не создавалась из заложенных в нем сил, а тяготела над ним. Извне к нему определенно приходила враждебная сила, он не может следовать по предначертанному для него пути, он идет путем жертвы. Судьба Парцифаля, этого ребенка, вызывает самое большое сострадание. Ребенку не дали пройти путь к вопросу. Ситуация оказалась перевернутой: эта судьба Парцифаля ставит великий вопрос перед человечеством. Она хочет помочь пробуждению. Следуя за Христом, этот страдающий ребенок, жизнь которого в конечном счете была насильственно разрушена, показывает нам образ Парцифаля 19-го столетия. Духовно желанный, но не ставший действительностью, образ Каспара Хаузера как Парцифаля оживает в «Парсифале» Вагнера. Вагнер, менее чем через год после смерти Каспара Хаузера, вступает как человек искусства в его духовный круг. Какой подъем его художественного творчества был бы возможен для Вагнера во встречах с Каспаром Хаузером и испытываемых при этом переживаниях? В «Парсифале» он — не зная об этом — изображает под видом сценического торжественного представления внутренний путь, который был сужден Каспару Хаузеру как будущему королю Грааля.
Парцифаль, чистый глупец — указание на детскую натуру — побеждает Клингзора. Копье, которое должно его уничтожить, не может попасть в него, потому что он понимает и выполняет свою задачу. Крестное знамение копьем разрушает силу Клингзора. Анфортас исцеляется и освобождается от своих невыносимых страданий благодаря вновь завоеванному копью. Сила копья — это деятельное познание духа, которое достигается человеческим Я. Отвоевание копья в этом смысле есть задача эпохи Михаила, первой эпохи светлого времени.
Фауст и Каспар Хаузер Фауста по праву можно рассматривать как образ стремящегося человека пятой послеатлантической культурной эпохи. Фауст связывает себя со своим внутренним — с кровью, в которой живет Я — с Мефистофелем. Через эту связь создается величайшая угроза для существования Я. Оно оказывается у края пропасти и падает в нее, как это трагически проявляется в обстоятельствах судьбы Фауста. В этом смысле Рудольф Штайнер указывал на то, что Гете нашел в Фаусте человеческий образ, который «целиком и полностью потерял в себе человека.»62 В его жизни и поступках Фауст различным образом попадает под власть Мефистофеля только в познании, в первом шаге (хождение к Матерям, встреча с Еленой, классическая Вальпургиева ночь). Koгда он пытается осуществить это в действительности, он не может освободиться от влияния злых сил, он их не понимает и над ними не властен. Так, в конце концов, были убиты Филемон и Бавкида, и он умирает в иллюзии: «на свободной земле со свободным народом», в то время как в действительности он зависит от Мефистофеля и лемуров. Гете не увел Фауста настолько далеко, чтобы он в жизни преодолел воздействие Мефистофеля, чтобы Я нашло силу вырваться из пропасти, в которой оно очутилось. «Гете уже чувствует необходимость: Фауст должен суметь здесь на Земле найти свое спасение. Гете должен был бы поставить вопрос так: как Фауст находит подтверждение слов апостола Павла: «Не я, но Христос во мне»? Гете должен был бы прийти к тому, чтобы не только заставить Фауста сказать: «На свободной земле, со свободным народом», — но: на свободной земле с Христом в душе, ведя человека в земной жизни к духу. — Гете должен был бы заставить своего Фауста сказать что-нибудь подобное. Гете, конечно, честен; он этого не говорит, потому что он это еще полностью не постиг.»63 Только после смерти Фауст достигает того, к чему он стремится в жизни: Я постепенно освобождается от сил зла. «Гете, напротив, не мог продвинуться до действительного постижения духовного мира, поэтому он повернул назад.»64
Для Гете было невозможно постигнуть живущего на Земле человека как духовное существо. Гете не мог связать Я в инкарнации с импульсом Христа так, чтобы явилось человеческое существо, которое в познании и поступках раскрывает свою связь с духовным миром. Так становится ясно, что образ Фауста нуждается в расширении, дальнейшем развитии, на что указывают процитированные высказывания Рудольфа Штайнера. В росписи купола первого Гётеанума Рудольф Штайнер изобразил Фауста — как прообраз человека пятой послеатлантической эпохи — так, что подразумеваемое здесь расширение становится очевидным. Прилагаемый фрагмент показывает размышляющего Фауста, чьи силы устремления представили перед ним его Я, благодаря чему силы зла утратили над ним свою власть. Как результат преодоления зла изображен ребенок, принесенный этим Я, который летит к Фаусту. Фауст идет по пути обновления человека, когда он в себе постигает Я, в котором живет Христос. Это обновление человека становится действительностью через ребенка, в чем проявляется вновь воссозданная благодаря событию Пасхи человеческая природа. Только в таком состоянии осуществляются стремления Фауста. Если рассмотреть тройственность Фауст—Я—ребенок, то после всего сказанного можно найти эту детскую натуру в Каспаре Хаузере. Можно воспринимать Каспара Хаузера как образ той детскости, о которой сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.»65 Фауст через свое стремление к Я находит в себе ребенка. Он тем самым постигнет в инкарнации то, что Фауст у Гете достигает только после смерти. В этом смысле человек со стремлениями, подобными стремлениям Фауста, должен воспринять в себе элемент Каспара Хаузера как высшую, еще не развитую духовную природу. Элемент Каспара Хаузера должен возрасти у Фауста, чтобы человек был обновлен в его полноте. Каспар Хаузер в его детской природе есть будущее, в котором нуждается Фауст, чтобы достигнуть своей цели, преодолеть силы Мефистофеля. Образ Фауста, изображенный Рудольфом Штайнером под куполом Гётеанума, содержит как образ указание на будущее развитие души сознательной. Фауст в этом образе достигает состояния сознания, в котором начинается действительное духовное познание. В духовнонаучных познаниях Люцифер и Ариман — как часто подчеркивал Рудольф Штайнер — не участвуют. Вместо них появляется ребенок, предвещая, что всякое истинное духовное познание несет в себе силу для того, чтобы стать действительно творческим.
Образ этого ребенка по воле судьбы явился перед людьми в Каспаре Хаузере, каким он был в первое время после своего освобождения.
Еще одна связь между Фаустом и Каспаром Хаузером может быть обнаружена, если рассмотреть их в категориях «дела» и «страдания». Фауст активно вступает в столкновение со злом. На заднем плане остается то, что он при этом должен неизбежно потерять свою высшую человеческую природу. Эта высшая природа обречена на бездействие. Ее ожидает страдание, в котором, однако, эта высшая природа сохраняет себя. Если выразить это образно, можно сказать: в то время как Фауст в жизни вовлечен в силы зла, ребенок Каспар Хаузер должен, обреченный на бездеятельность, сидеть в своем подземелье. В этом соотношении дела и страдания оказывается человек, когда он находит путь освобождения из ловушек Люцифера и Аримана. Заключение Каспара Хаузера является выражением ситуации, в которой человек в борьбе потерял свое духовное. Если это через действительную спиритуальность будет обретено снова, то ребенок Каспар Хаузер будет освобожден из своей тюрьмы. Во многих людях в настоящее время можно обнаружить образ заключенного ребенка, Каспара Хаузера. То, в каком состоянии находится высшая природа человека, зависит от его сознания и его деятельности в жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|