Каспар Хаузер в судьбе 19-го и 20-го столетий
Есть геометрия богов Новалис
Люди задаются вопросом О мировой загадке бытия И не замечают, Как жизнь В ее извечных ритмах Есть решение Этой загадки. Рудольф Штайнер Летний закон истории Если верно то, что в Каспаре Хаузере жила одна из наиболее значительных индивидуальностей человечества, и что она должна была выполнить особую всемирно-историческую миссию на благо человечества, то в дальнейшем ходе истории должны обнаружиться события, которые объясняются действием или, соответственно, недостаточным действием этой индивидуальности. Исторической наукой еще не найдена закономерность, которая охватывает исходящие от людей события в их метаморфозе и воздействии во временной последовательности. Но все же, когда ищут путь к действительному пониманию исторических взаимосвязей, то решающую помощь оказывает найденный и представленный Рудольфом Штайнером 33-летний закон истории. Первый раз Рудольф Штайнер говорил об этом результате своих духовных исследований 23 декабря 1917 г. в Базеле. Лекция носит выразительное название «Et incarnatus est, время круговорота исторических событий» и содержит ряд мыслей, которые до сих пор еще получили недостаточное внимание в их всеобъемлющем значении.* Эти высказывания Рудольфа Штайнера при их понимании могут стать поворотным пунктом для всего рассмотрения истории в свете христианства. Здесь приводятся два высказывания, имеющие основополагающее значение: «Взаимосвязи в интервалах, составляющих 33 года, это то, что понимание вносит в непрерывный поток исторического становления.»66 Своеобразие этого процесса Рудольф Штайнер поясняет следующими словами: «То, что происходит приблизительно в это время — о таких вещах, естественно, можно говорить только приблизительно — в исторической взаимосвязи уходит назад так, что оно берет начало 33-мя годами раньше, и опять-таки оно само является началом того, что развивается в следующие 33 года».66
Деяния людей, совершаемые в историческом потоке, вызывают ритмическое воздействие, которое усиливается и затем убывает. Всемирно-исторический ритм пульсации, равный 33 годам, может для тех, которые все больше способны заметить его в действительности, служить полноправным духовным подтверждением инкарнации Христа и силы Христа, связанной с развитием человечества после события Пасхи. В этой связи прежнее рассмотрение истории можно оценивать как «fable convenue», которая, похоже, преследует цель завуалировать эту действительность. К труднейшим пунктам в понимании 33-летнего ритма относится то, что «все вещи в историческом становлении через 33 года в преображенном виде восстают из могилы.»66 Это преображение часто приводит к тому, что человеку трудно увидеть взаимосвязь, поскольку проявляются далекие, скрытые отношения, которые отчасти настолько непривычны, что могут показаться невероятными. Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивает, что все вещи воскресают через 33 года. Этим указывается на важную «явную» тайну, которая должна быть разгадана. Здесь можно вспомнить слова Ариэля (Фауст, ч. II) «или свят он, или зол», и это может создать впечатление космического всеобъемлющего измерения импульса Христа, заключающего в себе все, их которого ничего не выпадает. Неизбежно возникает серьезный вопрос, относящийся к «силе, связанной с самым святым и спасительным, что человечество получило через Мистерию Голгофы».(66) Из употребления Рудольфом Штайнером превосходной степени можно почувствовать, что затронут очень глубокий слой таинственного.
Первый шаг к пониманию будет сделан тогда, когда исходят из той точки зрения, что через 33 года благодаря этой силе все вещи открываются в их истинных первоначальных импульсах, что тайные, невыразимые, но действительные факторы предстают перед познанием человека так, что они могут быть постигнуты в своей реальности. Преображение, которое происходит из сил Христа, дает возможность видеть насквозь любой обман как таковой. В этом смысле данная сила действует так, что через возможность познания она переносит людей в свободу. Первое спасение, которое сегодня может быть доступно людям благодаря знанию 33-летнего ритма, это спасение в познании в смысле слов Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».67 Другая точка зрения для понимания 33-летнего ритма истории дана через природу Я Христа. Его слова «Я есмь» определяют условия, которые ведут к искуплению. Когда эти искупительные условия будут восприниматься нами самым непосредственным образом, то мы должны подняться над ограниченным аспектом наказания и испытать освобождающее чувство исцеления и спасения. В этом смысле исправления и восстановления можно понимать и изречение Шиллера: «Мировая история—это мировой суд».68 Когда исследуют историческое значение судьбы Каспара Хау-зера, то его рождение и смерть представляются внутреннему взгляду как решающие моменты судьбы. От этих временных пунктов нужно проследить 33-летний ритм. Идущий от рождения Каспара Хаузера 33-летний ритмический ряд после 1812 года проявляется в следующие годы: 1845, 1878, 1911, 1944, 1977, 2010. Ряд, идущий от его смерти в 1833, обращает наше внимание на годы 1866, 1899, 1932, 1965, 1998. Уже когда окидывают самым беглым взглядом эти ряды, то сразу бросается в глаза то, что в них содержатся решающие, поворотные пункты истории 19 и 20 столетий. Нужно теперь рассмотреть в деталях, как и почему эта временная последовательность имеет отношение к жизни Каспара. Ряд, идущий от рождения - 1845 Если сначала обратить внимание на тот факт, что Каспару Хаузеру в 1845 было бы 33 года, то нужно представлять, что в 1841 году наступило время, когда в духовном мире началась борьба Михаила с ариманическими существами, и что эта борьба закончилась в 1879 году низвержением ариманических духов в земное царство.69 С 1841 г. духи тьмы все сильнее развертывают свою деятельность на физическом плане, они пронизывают сферу, непосредственно граничащую с чувственным миром, такими мощными силами, что оказывают в высшей степени искушающее воздействие в духе Аримана на воплощенных на Земле людей. Следствием этого является разрушительное вторжение материализма в 19 столетие, которое особенно затронуло две области жизни. Во-первых, с этого времени исходящий из души сознательной естественнонаучный импульс, который в конечном счете направлен на познание духа в природе, все больше материалистически сужается и искажается. Результаты этого искушения испытывает сегодня человечество в естественнонаучной области. Во-вторых, в это время ари-манические духи начинают самым скверным образом искушать поддающихся им людей, внушая им такие мысли о жизни и работе, которые с тех пор под обманчивым прикрытием должны входить в человеческие отношения и вносить в человеческое измерение на Земле ненависть и разрушение.
Действия и мысли Карла Маркса, рассматриваемые в этой связи, являются прежде всего результатом его представления о человеческой рабочей силе. Он хотел устранить товарный характер труда. Но поскольку он не допускал высших духовных побуждений для труда, то все пришло к скудости интересов и ущербности воли к труду. Всемирно-исторической датой в этом развитии является опубликование коммунистического Манифеста в 1847 г. Ясно опять-таки, что созданные тогда импульсы и мысли оказывали сильное влияние на действительность вплоть до наших дней. Это проявилось не только в том, что большая часть человечества живет непосредственно в производных от этого мыслях, но и в том, что другая часть человечества в высшей степени вовлечена в односторонний материальный производственный процесс. В современном производстве положение рабочего человека мыслится и создается полностью в духе ариманического искушения, а именно, так, что труд понимается не как непосредственное, связанное с судьбой выражение духовной природы человека, а как то, что сравнимо с товаром и может продаваться.70Из всего этого следует, что в начале сороковых годов 19-го столетия произошла решительная перемена, оказывающая влияние на развитие вплоть до наших дней и далее. Человечество оказалось глубоко связанным с ариманическими силами.
Духовное водительство человечества в его мудрости послало в Каспаре Хаузере на физический план индивидуальность, с тем чтобы она в момент начавшегося падения духов тьмы выступала на Земле как сила противодействия. Было предусмотрено, чтобы действующие с исторической необходимостью ариманические силы не могли слишком сильно подорвать развитие человечества. Каспар Хаузер был подготовлен, избран и был в состоянии оказать противодействие ариманическому воздействию на физическом плане, и тем самым подготовить грядущую эпоху Михаила. При наблюдении поражает то, как хорошо враги Каспара Хаузера знали о решающей роли, которая была ему предназначена, и как далеко простирались их цели. Стоит только подумать, чего могла бы достигнуть такая духовная личность, как Каспар Хаузер, будучи на своем месте, из баденского двора в Карлсруэ, например, тем, что труду людей в своей стране он мог в социальной сфере поставить определенные духовные задачи. Существенный повод для действий тех, под чью власть попал Каспар Хаузер, можно увидеть в том, что они хотели добиться возможности — и действительно добились — не только его самого, но и как можно больший круг людей вырвать из развития, задуманного водительством человечества. В их интересах было усилить для своих целей воздействие Аримана на человечество. Сознательной целью противников Каспара Хаузера было не только помешать, поместив его в заключение, самому ему выполнить свою задачу, но и через устранение его воздействия глубже вовлечь человечество в ариманические силы, как это было запланировано. Таким образом, происки, с тем чтобы заполучить Каспара Хаузера в свою власть, исходили от определенно ариманически настроенных противников в таком же далеко распространявшемся в отношении всего человечества аспекте, как он представал со стороны ведущих человечество духов: предназначить Каспару Хаузеру решающий импульс в развитии человечества. В важном для будущего событии сороковых годов 19-го столетия существенную роль играет огромный недостаток деятельности Каспара Хаузера, который с этого времени мог и должен был развернуть возможности, заложенные в нем до рождения. И печальные события немецкой революции 1848 г. в конечном счете сводятся к тому, что недоставало примера социального устройства, который должен был быть дан через Каспара Хаузера как духовный ориентир, как пробуждающая человеческие силы цель. При этом рассмотрении также не следует забывать, какая пробуждающая сила могла исходить от этой индивидуальности, которая должна была выполнить общечеловеческую миссию. Было много личностей, которые в сокровенных глубинах своей душевной жизни ожидали Каспара Хаузера, нуждались в нем, чтобы проявить себя, и которые из-за его отсутствия чувствовали себя оказавшимися в пустоте и застое, которые болезненно переживали на этой Земле пренебрежение к духу и становились бесприютными душами. 71 Можно вспомнить слова Лессинга, «что гений пробуждается только рядом с гением».
1878/1879 При взгляде на 1878 г. прежде всего можно заметить, что Каспар Хаузер, родившись в день Михаила в 1812 г., так приходит в мир, что перед началом века Михаила в 1879 г. он должен был жить и действовать в течение двух периодов по 33 года. Берлинский конгресс летом 1878 г. можно рассматривать как яркий пример того, что в результате было вызвано для Европы отсутствием Каспара Хаузера. Бисмарк как канцлер кайзера Го-генцоллерна, будучи практиком и прагматиком, избегает угрожающего европейского военного конфликта. Он чувствует себя честным маклером, искусной дипломатии которого удается осуществить согласование интересов и сил Турции, России и Великобритании. Примиряются территориальные претензии на Балканах, разграничиваются сферы влияния. Мир сохранен, а лучше сказать, дело не доходит до войны— но какой ценой! Народы или группы народов, территории, языки, религии, это все, в конечном счете, становится фигурами в игре, которая проводится под аспектом власти, товарами для обмена, которые компенсируют друг друга. При таком устройстве физического плана больше не играет никакой роли то, что дело касается человека, исторических или культурных реальностей. Бисмарк исходит не из действительного понимания отношений на Балканах, не из идеи необходимого будущего устройства этих отношений. Внешний успех в сфере силы вводит в заблуждение, и действительные вопросы индивидуального и народного развития на Балканах далее не затрагиваются. Конечно, Бисмарк и другие причастные к этому политики не ставили такой задачи. — Но это роковой исход, потому что непризнанные и нерешенные вопросы в дальнейшем ходе истории неизбежно ведут ко все более тяжелым катастрофам. В 1878 г. удалось избежать войны, но только ценой того, что в следующем поколении, особенно под русским влиянием, создается ситуация, когда примерно через 33 года была развязана первая мировая война. Это следует признать последствием политики, которая считает, что можно отказаться от идей понимания и устройства исторической действительности. Практики в политике вовлекли человечество в становящиеся все более неразрешимыми конфликты. Что касается 1878 г., то можно почувствовать, что в решающий момент европейского развития недостает силы, способной придать ему благотворное направление. Эту силу мог и должен был внести в общественное устройство Каспар Хаузер — как дитя Европы. По образцу, который дал Бисмарк на берлинском конгрессе, действует с тех пор дипломатия. Технократы наших дней, которые спрашивают только о том, что можно изготовить, усовершенствовали этот процесс; человечество вследствие этого стоит у пропасти, сохранить от которой может лишь серьезное размышление. Могут возразить, что и до Бисмарка принимали решения в духе политики силы. Это, конечно, верно. Но развитие человечества в 19 и 20 столетиях все меньше может мириться с такими действиями, потому что дух хочет участвовать во всех мировых отношениях, потому что поменялось отношение духовного мира к физическому. Расхождение между развитием, которое имеет дух, и действительным поведением людей обусловливает тяжелейшие потрясения социального организма. Время до 1878 г. может быть охарактеризовано также следующими событиями: во первых, в 1875 году, в год смерти Даумера, было основано Теософское общество, которое примерно через 33 года после «эпохального» 1841 г. в связи с грядущей духовной эпохой должно было снова указать человечеству на духовные задачи. Это основание следовало внешним импульсам с тем замыслом, что против враждебного развитию материализма в мир должны передаваться духовные знания. Во-вторых, в 1875 году Ницше, наблюдая ход событий в Германии, вынужден был охарактеризовать среднеевропейское развитие как «искоренение немецкого духа в пользу немецкой империи». Этими словами Ницше очень точно обрисовывает тот злой рок, который стал для Европы действительностью и с которым должен был встретиться Каспар Хау-зер: с отрывом внешней государственной мощи от духовных задач и духовного содержания, от истинной общечеловеческой цели. Задача Каспара Хаузера состояла в том, чтобы в государственное устройство внести действующий дух, насколько это было возможно в то время, и можно понять отчаяние Ницше в связи с наступившим развитием. Значение, которое имеет недостаток духовности для Средней Европы, Рудольф Штайнер показывает в статье «Духовная характеристика современности» (1888 г.) В позднейшем выступлении 1-го января 1920 г. он сам ссылается на эту статью, в которой говорится: «Для стремления к высочайшим вершинам мира мысли, для полета духа, который шел параллельно научной области нашей классической культурной эпохи, недостает теперь чувства и понимания. Опасность этого станет явной только тогда, когда примут во внимание, что долгое уклонение от духовного направления было бы для немцев потерей их собственной сущности, разрывом с духом народа, ибо такое стремление возникло из глубокой потребности немецкой души».72 Духовные силы, которые на рубеже 18-го и 19-го столетий передаются немецкому народу через многих представителей культуры, подготовили во многих формах в художественном творчестве и в философской борьбе за познание импульс, который должен был преобразовывать социальную жизнь на основе идей, имеющих корни в духе, и тем самым строить мост между чувственным и сверхчувственным миром. Классическая эпоха немецкой культуры довела это в социальном до прекрасной формы дружбы. Но шаг к созданию большой человеческой общности еще не мог быть сделан. Здесь должен был вступить в дело Каспар Хаузер, здесь должен был быть сделан решающий шаг, построен мост между духовной сущностью народа и социальной действительностью. Задача Каспара Хаузера, строительство моста, несомненно противодействовала бы утрате немецким народом своей сущности. Трагическое немецкое развитие идет в этом смысле параллельно с Каспаром Хаузером. Даумер — как уже было показано во 2-й главе — почувствовал эту связь между судьбой немецкого народа и судьбой Каспара Хаузера. Действие ариманических сил всегда происходит в направлении того, чтобы разрушить или парализовать связь с сущностью. Для немцев недостаток живой связи с их собственным народным духом стал всеобъемлющей судьбой. В призыве «К немецкому народу и культурному миру» Рудольф Штайнер в 1919 г. указал с другой стороны на это положение дел. Он здесь говорит, что немецкий народ должен уяснить, что «он полвека назад образовал государство, но упустил поставить перед этим государством задачу, вытекающую из самого существа немецкого народа».73 Здесь, как и в других местах, усматривается та взаимосвязь, что действительная причина катастрофы, какой была первая мировая война — откуда происходили все дальнейшие катастрофы — лежит в нарушенном или недостаточном отношении тела народа к духу народа. Нужно признать, и это всегда подтверждается, что в этом факте лежит и истинная основа среднеевропейского конфликта, и что с этими трудностями можно будет справиться только с осознанием этих фактов. В итоге можно сказать, что годы непосредственно перед началом века Михаила отмечены особым мраком, прискорбной заброшенностью духа. К началу века Михаила, осенью 1879 года, в указанных 33-летних ритмах молодому Рудольфу Штайнеру исполняется 18 2/3 года. Он переживает свой первый лунный узел, о чем далее еще пойдет речь. В начале века Михаила Рудольф Штайнер, сознательному переживанию и пониманию которого все больше открываются духовные миры, приходит в сверхчувственном к хранящейся в существе Михаила трехчленной сущности человека.74 Действие Христа между Люцифером и Ариманом, которое является источником подлинно человеческого, предстает в сокровенности перед его познающим взором, когда он переживает начало века Михаила. Знание Христовой сущности и ее значения для земного раз- вития вырастает с этого времени в его душе. Рудольф Штайнер в «Жизненном пути» сам подчеркивает, что у него менялось это понимание сущности Христа, что оно появилось рано, а потом на некоторое время по кармическим причинам отступило на задний план.75 Отважимся здесь выдвинуть мнение, что этот результат воздействия Христа, как это изложил Рудольф Штайнер в цикле «От Иисуса ко Христу» в октябре 1911 г., живет в его душе с 1879 г. Ритм развития, который был решающим для Рудольфа Штайнера и для выполнения его задачи, соединяется в этот момент с действием подавленной миссии Каспара Хаузера. С 1879 г. во временном потоке действие обеих индивидуальностей оказывается связанным. 33-мя годами позже Рудольф Штайнер из «эзотерического чувства долга»" читает упомянутый цикл.
1911/1912 Цикл «От Иисуса ко Христу» был прочитан ровно через 99 лет после рождения Каспара Хаузера в месте его рождения, в Карлсруэ и, что интересно, в те дни, когда Каспар Хаузер еще лежал в колыбели у своей матери.* Поражает то, как посвященная индивидуальность Рудольфа Штайнера живет высшей жизнью в том смысле, что он, с одной стороны, осуществляет объективную необходимость исторической жизни, а с другой, в христианском духе он выступает за другую индивидуальность и ее судьбу. Дела Посвященного следуют из основ, которые непосвященному недоступны и не сразу понятны.78 Отсюда получается, что для его речей и дел есть скрытые основания в выборе определенного времени и определенного места, которым до сих пор уделялось слишком мало внимания. Некоторые загадочные связи в жизни и деятельности Рудольфа Штайнера могут быть выяснены при рассмотрении таких связей. В частности, нужно установить, как Рудольф Штайнер в этом цикле открывает нечто таинственное в индивидуальности Каспара Хаузера и его рождении в Карлсруэ, хотя о самом Каспаре Хаузере прямо не говорится ни слова. В самих мировых событиях слуга мирового духа поступает так, что он своими словами и делами решает эту важную задачу. Сюда относится то, что истинные духовные мотивы преступления против Каспара Хаузера находят свое объяснение, и становится понятно, какая сильная борьба разыгрывается за кулисами истории. Так как названный цикл создает основу для разрешения этих вопросов, требуется более подробно рассмотреть высказывания Рудольфа Штайнера. После вводной лекции в этом цикле в Карлсруэ, прежде всего в первых двух лекциях, подробным образом говорилось о воспитании иезуитов. Здесь прежде всего обращалось внимание на результат, к которому ведет такое воспитание. В конце первой лекции, прочитанной 5 октября, говорилось: «Царь Иисус должен стать владыкой на Земле! и мы, принадлежащие к Его воинству, — мы должны использовать все, что способствует Его владычеству на Земле. Это наш обет; обет принадлежащих к рати, собравшейся на равнине иерусалимской и выступающей против рати Люцифера на равнине вавилонской. И величайшим позором для солдата Царя Иисуса будет покинуть знамя!» — Собранное в одно волевое решение, это есть нечто, способное, несомненно, придать воле большую силу. Когда мы хотим это охарактеризовать, мы должны спросить: что было непосредственно захвачено этим в душевной жизни? Элемент, который должен непосредственно оставаться священным, во что никто не должен вмешиваться: элемент воли! Поскольку при этом воспитании иезуитов происходит вмешательство в элемент воли тем, что Иисус полностью входит в элемент воли, постольку идея иезуитства опаснейшим образом уходит в крайность — это опасно, потому что воля становится такой сильной, что она может непосредственно воздействовать на волю других. Где воля становится столь сильной благодаря имагинации, то есть благодаря оккультным средствам, там вырабатывается и способность непосредственно воздействовать на других. Отсюда и все остальные оккультные пути, к которым может прибегать такая воля. Итак, мы видим, как в последние столетия среди прочих выступают два течения: одно, которое преувеличило элемент Иисуса, и только в Царе Иисусе видит единственный идеал христианства, — и другое, которое видит единственно элемент Христа и тщательно отличает то, что сюда не входит; которое многими способами оклеветано, потому что оно придерживается того, что Христос посылает дух, с тем чтобы путем духа Христос мог вступать в сердца и души людей. Едва ли есть большая противоположность в культурном развитии последних столетий, чем между иезуитизмом и розенкрейцерством, поскольку в иезуитизме не содержится ничего из того, в чем розенкрейцерство видит высший идеал для суждения о человеческой ценности и человеческом достоинстве; и поскольку розенкрейцерство всегда хотело охранить себя от всякого притока того, что хотя бы в малейшем смысле могло означать иезуитский элемент. Этим я хотел показать, как даже такой высокий элемент, как принцип Иисуса, может быть преувеличен и становится тогда опасным, и как необходимо погрузиться в глубины сущности Христа, если хотят понять, как сила христианства должна прямо состоять в том, что человеческое достоинство и человеческая ценность получают самое высокое значение; что никогда нельзя грубо вторгаться в то, что человек должен рассматривать как свое внутреннее святилище. Христианская мистика — и в первую очередь розенкрейцерство — так оспариваются иезуитским элементом, потому что тот чувствует, что истинное христианство ищет иное, нежели то, где главную роль играет Царь Иисус. Но через указанные имагинации воля стала такой сильной, что этой волей, выработанной описанными упражнениями, даже могут быть побеждены противоположные притязания духа.»79 Путь воспитания иезуитов описывается здесь как путь усиления воли, которая таким образом превращается в опасное оккультное средство. Оккультное воздействие состоит в том, что воля становится такой могучей, что она непосредственно, в обход сознания, принудительно воздействует на человека. Охваченный такой волей ничего не знает и не должен знать о том, что в действительности в нем происходит. Он бессознательно служит импульсам, навязанным ему посредством оккультного волевого воздействия, к которому в сознании человека прибавляются представления, не имеющие ничего общего с тем, что в нем происходит. В действительности человек разрывается и сталкивается в пропасть, но он этого не замечает, потому что усыпленная воля едва ли имеет тенденцию к пробуждению. В этой же лекции Рудольф Штайнер недвусмысленно указывает на гипноз как на запрещенное, но используемое разными силами средство влияния на волю. «Единственно здоровым влиянием на волю другого человека является только влияние посредством знания.»79 В другом месте Рудольф Штайнер выразительно подчеркивает: «Власть над человеком через гипнотические средства это еще большее убийство, потому что уничтожается воля. Поэтому оккультист никогда не вмешивается в свободу человека; он сообщает только факты.»80 Рудольф Штайнер всегда обозначал это как иезуитский принцип: по ту сторону или вне человеческого сознания и тем самым с пренебрежением к человеческой свободе завоевывать власть над душой другого человека. Эти действия остаются в принципе предосудительными и недостойными человека, независимо от того, служит это предполагаемой высокой цели или нет. Учитывая неприкосновенность человеческой свободы, никакая цель не может освящать подобные средства. Основа далеко распространяющегося иезуитского принципа лежит в том, что происходит злоупотребление высшим знанием. Духовный закон, который здесь нарушается, Рудольф Штайнер в своей книге «Как достигнуть познаний высших миров?» кратко формулирует так: «Существует естественный закон для всех Посвященных, требующий от них не скрывать ни от какого ищущего человека тех знаний, которых он заслуживает. Но существует такой же естественный закон, который гласит, что никому никогда не может быть передано тайное знание, к которому он не призван. И Посвященный тем совершеннее, чем строже он соблюдает оба этих закона».81 Те, кто служат иезуитскому принципу, сталкиваются с первой частью этого закона, так как они убеждены, что человеку не подходит индивидуальный свободный поиск. Знание, которое отводят отдельному человеку, измеряется не индивидуальной зрелостью, а целью, которую преследует знающий, разделяя или удерживая знание. При этом намеренным удержанием знания создается власть над другим человеком. По большей части преследуются интересы группы. Обязанность по отношению к прогрессу всех людей, которая явилась существенным мотивом расцвета немецкой культуры около 1800 г., не принимается во внимание; так как противники христианского развития человечества, что проявляется в случае Каспара Хаузера, в действительности обладали важным оккультным знанием; власть, которую они удержанием этого знания получили над своими прислужниками, никаким образом не должна недооцениваться. Члены действующих оккультных групп предоставляют приобретенные ими силы своим вождям, так что те могут ими распоряжаться. Эта воля, которая остается скрытой, приобретает страшную силу, потому что она никогда не была освещена сознательным пониманием или сердечным чувством. Чтобы дать более полное представление о силе созданной таким способом воли, здесь еще раз приводятся уже цитировавшиеся слова Рудольфа Штайнера: «Но через указанные имагинации воля стала такой сильной, что даже противоположные притязания духа могут быть побеждены этой волей, выработанной описанными упражнениями».79 Это по своей чудовищности превосходит все до сих пор принятое и мыслимое в человечестве. Легко допускают предположение, что импульсы из духовного мира могут отразить любую враждебную атаку. Но здесь настоятельно указывается на то, что силы духовного мира, которые должны противостоять стремлениям, противоречащим развитию человечества, могут быть побеждены такой увеличенной в оккультном силой воли. Способы действий таких оккультных групп можно, впрочем, представить так, что знающие, которые в иерархическом понимании стоят наверху, передают низшим ступеням только часть знания, но их истинные познания и мотивы намеренно скрываются. Поскольку такая картина принципиально повторяется на каждой ступени, то последний слуга фактически не имеет никакого понятия о том, чему он в действительности служит силами, которые он выработал через эти упражнения. Поэтому эта в высшей степени недостойная человека работа в духовной сфере, то есть вне обычного человеческого, становится чрезвычайно действенной. Только мотив этих кругов делает понятным гигантское участие, которое здесь имеет место. Мотив, который здесь действует, состоит в том, что физический план и живущие в нем люди должны быть подчинены какой-то группе и ее люциферически-ариманическим целям. Древнейшая дохристианская форма господства должна здесь быть сохранена. Она была оправданной, пока люди еще нуждались в передаваемых и направляемых через центры мистерий контактах с духовным миром, что отражалось и на социальных отношениях. Наконец, дело здесь касается того, что в качестве прообраза дано в осуждении и казни Христа. Если проследить относящиеся к этому утверждения Рудольфа Штайнера, становится ясно, что Христос приговорен к смерти фарисеями и саддукеями потому, что Он нарушил старый закон. Он осуществлял мистериальные действия открыто. Мистерии благодаря Ему становятся на физическом плане общими и теперь для будущего развития человечества должны быть осуществлены каждым человеком индивидуально, когда он подготовится и созреет для этого, когда он достигнет того, что сможет возвыситься к новым Мистериям. Но с этим кончается господство одного человека над другими. В первоначальном христианстве глубоко переживался импульс братства, и в Христе Сын Божий стал Сыном Человеческим. Фарисеи и саддукеи выступают против этого введенного самим Христом развития, потому что они по традиции должны были иметь представление, что здесь начинается богохульство. Они становятся врагами Христа потому, что новое, импульс к индивидуально свободному человеку, они, согласно своим взглядам, могут воспринимать как безграничное высокомерие. В противоположности иезуитства и розенкрейцерства, как это характеризует Рудольф Штайнер, можно почувствовать враждебность фарисеев и саддукеев к тому, что Христос приносит в мир. Если вспомнить представленное в первой главе и имеющее по меньшей мере два слоя преступление против Каспара Хаузера, можно заметить, что это преступление совершалось по иезуитскому принципу. К значительному оккультному рангу принадлежит то, что было заранее известно место и время инкарнации Каспара Хаузера. Истинный мотив, а именно помешать Каспару Хаузеру выполнить свою задачу, действующим на переднем плане истории рейсхграфине фон Хохберг и ее помощникам был неизвестен. Они преследовали важную для них династическую цель. Какие представления были внушены действующим лицам, чтобы для них сделать оправданным заключение Каспара Хаузера, остается открытым, но в любом случае они не соответствовали истине. Если стоящие на заднем плане руководители преступления действуют по иезуитскому методу, то это еще не означает, что их самих следует искать в иезуитских кругах, так как эти действия в принципе могут быть проделаны и другими группами. Подстрекателями преступления против Каспара Хаузера, несомненно, были иезуиты. Рудольф Штайнер дважды сказал это графу Польцер-Ходицу, а именно в ноябре 1916 г. и 3 марта 1925 г.:82 «Те круги, которые скрывают и сегодня еще пытаются скрыть то, что действительно было связано с судьбой Каспара Хаузера, являются членами тех западных лож и иезуитами, которые в их высших организациях уже больше 150 лет, а по доказуемым сведениям с января 1802 работают вместе. Они, следовательно, не хотят раскрытия того, что они как эксперимент, как хорошо продуманную попытку, инсценировали, чтобы эту индивидуальность этим экспериментом отделить от ее задач и держать в промежуточном состоянии. Я этого существа не должно было проникнуть в его тело, должно было оставаться снаружи в промежуточном состоянии, ни как чисто духовный, ни как чисто земной человек, отстраненное от своих задач, оставаться словно в духовном изгнании, то есть сформировать тело, но не иметь возможность действовать в нем как Я. Но этот эксперимент не удался, и поэтому Каспар Хаузер должен был умереть. Им пришлось испытать, как этим экспериментом было достигнуто именно то, чему они стремились воспрепятствовать: пробуждение индивидуальности, ибо она знала о реинкарнации и карме. Но как раз этого не должно было быть». Хотя исторически это выглядит ошибочным, здесь указывается на нацеленную совместную работу иезуитов и западных лож, то есть масонов, с того момента, о котором еще пойдет речь (сравн. стр. 179).83 Из глубоких, направляемых духом познавательных ощущений Якоб Вассерман в своем романе «Каспар Хаузер» изображает лорда Стэнхоупа как связующее звено между действующими на заднем плане западными ложами и так называемым «Серым». Отношения между лордом Стэнхоупом и «Серым» соответствуют во всех деталях изложенным выше структуре и действиям оккультной группы. Это определено тем, что лорд Стэнхоуп — принужденный своей судьбой и своими слабостями — наполовину неохотно, наполовину добровольно служит «Серому», или лучше сказать, должен служить, причем решающим является то, что его самого используют с целями, которых он не знает и не должен знать. Разрушительное для человека в этой связи Вассерман показывает тем, что — изменяя события биографии — он заставляет лорда Стэнхоупа повеситься.84 Антропологическое значение лишения Каспара Хаузера свободы, как это здесь характеризует Рудольф Штайнер, разбиралось в первой главе. Вопрос о том, насколько Каспар Хаузер знал о реинкарнации и карме, остается для заключительного рассмотрения. В беседе, состоявшейся 3 марта 1925, говорилось следующее: «Всегда имейте в виду: иезуиты отняли у людей религиозность, набожность, совершенно идентично с римской государственной властью; борьба, то есть грех против духа, является силовым средством их господства; это единственный грех, о котором Писание говорит, что он не прощается, и хоть дух не может быть полностью искоренен, лишь только немногие перенесут его в будущее».82 Предельная острота этих имеющих характер завещания высказываний Рудольфа Штайнера в месяц его смерти заставляет вспомнить уже приведенные высказывания об иезуитах в цикле «От Иисуса ко Христу» и подчеркивает их с особой силой. Если в этом цикле объясняются методы иезуитов, с помощью которых они превращают волю в оккультное ор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|