Рождественское собрание 1923 г.
В 1923 г. Рудольф Штайнер поставил перед собой задачу попытаться превратить величайшее несчастье в благо. В этом смысле он охарактеризовал работу духов, способствующих развитию человечества. Эта работа вырастает из импульса Христа; она связана с его осуществлением. В основании Всемирного Антропософского общества в Дорнахе к Рождеству 1923 г. следует видеть дело Рудольфа Штайнера, через которое он хотел осуществить необходимые исправления. Вопреки враждебной воле, стремившейся помешать ему в его дальнейшей деятельности, он впервые объединяет духовное и административное руководство обществом в своих руках. В краеугольном камне Всемирного антропософского общества он обновляет и Преобразует имггульс краеугольного камня и импульс трехчленности; оба они в закладке краеугольного камня вверяются сердцам тех, кому близка антропософия. «Додекаэдр, сотворенный любовью» устанавливается здесь не только в земле, но и для его спасения — в сердцах человеческих. Сам краеугольный камень заключает в себе трехчленность человека в его космическом и земном облике. Но его исходным пунктом — как и в первой закладке в Мальше — является Мистерия Голгофы. Этот краеугольный камень, представляющий человечество, был на Рождество 1923 г. вверен обществу, которое на нем должно было создавать социальное строение как целительный импульс для больного тела человечества. Еще во время Рождественского собрания, когда прошел год с момента пожара в Гетеануме, 1 января 1924 г., Рудольф Штайнер получил второй ужасный удар. При собрании в большом зале столярной мастерской с ним случился внезапный приступ тошноты. «Доктор Штайнер подошел ко мне, шатаясь. Он был весь бледный и сильно стонал», — сообщает Илона Шуберт.185 «Мы стали спрашивать, что случилось, и он сказал: "Меня отравили"». — На вопрос его жены, Марии Штайнер: "Что такое?" — он опять ответил: "Меня отравили — как дела с другими членами правления?" Этот последний вопрос показывает в этой угрожающей жизни ситуации не только заботу о его друзьях, но и опасение, что на жизнь других членов правления тоже могло быть совершено покушение. Это опасение не подтвердилось. Было достаточно поразить его одного. Сам случай как таковой, который разными очевидцами в сущности передается одинаково, не может вызывать сомнений.186
Что произошло с Рудольфом Штайнером, как дело дошло до этого и что скрывалось за этим событием, до сих пор остается Неясным и загадочным. Рудольф Штайнер просил всех молчать. — Историческая ответственность требует не забывать такое важное происшествие и искать для будущего решение этой загадки. Не только слова Рудольфа Штайнера, но и его поведение и последующее лечение однозначно говорят о событии, которое внезапно подействовало извне на его организм. И нет никакого сомнения, что этот удар должен был вызвать смерть Рудольфа Штайнера. Пожар в Гетеануме подорвал его жизненные силы. Годом позже должна была быть разрушена физическая основа его деятельности. Рудольф Гроссе справедливо писал, что ему «безграничной силой его духа» удалось победить отравление.186 Рудольф Штайнер продолжал жить и выполнять свою неизмеримую работу в осуществлении шиллеровских слов: «То дух, который себе строит тело». Через это построенное духом тело Рудольф Штайнер мог в 1924 г. при постоянно убывающих физических силах работать еще девять месяцев. Затем он слег и через полгода — 30 марта 1925 г. — контакт с физическим телом больше не мог поддерживаться. Замолк тот, кто на Рождественском собрании был гортанью Богов, ибо духовные существа, которые из духовного мира сообщают свои импульсы антропософии, позволяют их силам и откровениям с избытком устремиться в 1924 г. в деятельность Рудольфа Штайнера. Это привело к уникальному в истории человечества проявлению сил Михаила на Земле. Рудольф Штайнер смог невиданным доселе образом выполнить задачу, состоявшую в исследовании и передаче знаний о конкретных связях индивидуальных судеб в череде земных жизней. Это требовало круга людей, которые через мощный духовный импульс с полной серьезностью хотели иметь дело с духовной жизнью. В огромной, превосходящей человеческие мерки, духовной деятельности, проводимой Рудольфом Штайнером, центральным пунктом является целительный импульс, который особым образом оформился для лечебной педагогики, экономики, медицины и также для понимания судьбы. Посажены семена будущего, которые еще ожидают своего часа. Мощное проявление духа, которое стало возможным для Михаила через свободную деятельность Рудольфа Штайнера, поставило перед переживающими это вопрос огромной важности: достаточно ли сил серьезного, стремящегося дойти до сути понимания и готовой к жертве самоотверженности, чтобы эти духовные откровения сохранить для человечества, несмотря на сильнейшие демонические вмешательства? После всего, что было сказано в этой работе, вполне понятно, что враждебные человечеству духи видели в деятельности Рудольфа Штайнера прямой вызов. Они хотели устранить Рудольфа Штайнера — и оказались теперь перед фактом его духовной победы, достигнутой через воскресение.
Вполне понятно, за что ведется борьба. Это связано с тем, что Рудольф Штайнер через основание Всемирного Антропософского общества как его ответственный руководитель сильнее чем прежде стал действовать на физическом плане. Теперь это получило интенсивную поддержку сил Михаила, а противники, соответственно, усилили борьбу. Именно в этом решающий вопрос современности: возможна ли духовная деятельность в физическом мире? Рудольф Штайнер однажды сказал об этом так: «Это было важное решение также и по отношению к духовному миру, которое я тогда (к Рождественскому собранию) должен был принять. В этом был риск. Риск на основе того, что с принятием на себя внешнего руководства могло быть так, что откровения со стороны духовных сущностей, на которые нам указывают, когда речь идет о распространении антропософии, что эти откровения духовных сущностей становились бы меньше из-за того, что я беру на себя внешнее руководство обществом. Уже сегодня я могу подчеркнуть тот чрезвычайно важный факт, что это не так, что, напротив, после Рождественского собрания духовный импульс, который должен идти из духовных миров, когда антропософское движение примет правильный ход, возрос так, что наше антропософское движение после нашего Рождественского собрания может становиться все более и более эзотерическим, и это должно продолжаться. Это связано с тем, что, разумеется, очень мощные силы противодействия, — я имею в виду духовную сторону, — демонические силы усилят свои атаки на антропософское движение. Но нужно надеяться, что силы союза, который мы благодаря Рождественскому собранию можем заключить с духовными силами добра, смогут победить в духовной области все враждебные силы, использующие людей на Земле для достижения своих целей».187
Здесь обозначено духовное поле битвы эпохи Михаила. Враждебные силы, как это уже было показано на примере Гитлера, используют людей в своих целях за счет того, что пользуются их несвободой. Дух эпохи Михаила наполняет своей силой свободные дела людей, которые осуществляют необходимое. Таким образом, все зависит от человеческого Я. Для импульса Рождественского собрания 1923 г. все сложилось так, что у людей на Земле он получил свое гражданство. Это не могло быть совершено ни Рудольфом Штайнером, ни духовными существами; он сам соединил себя, свою судьбу и свою работ) с человеческим обществом, от развития которого теперь все зависело. Уже 18 января 1924 г. Рудольф Штайнер говорил, призывая к пробуждению: «Если это Рождественское собрание воспринимать только так, как воспринимали прежние съезды, тогда оно постепенно потеряет свою силу, потеряет свое содержание, и было бы лучше совсем не собираться. Духовное имеет такое свойство, что если его не сохраняют, оно исчезает; разумеется, исчезает не в Космосе, а исчезает для того места, где за ним тщательно не ухаживают. Оно ищет тогда другое место в Космосе. И для такого события, как наше Рождественское собрание, человек не может ограничиваться лишь тем, что происходит в земной сфере. Следовательно, нельзя представлять, что все, теряющее для Рождественского собрания силу, если не реализованы его импульсы, должно проявиться на Земле где-нибудь в другом месте. Это не является необходимым. Оно может искать свое дальнейшее прибежище в других мирах. — Итак, все зависит от того, чтобы найти возможность как следует позаботиться об этом Рождественском собрании, по-настоящему воспринять его содержание».188
В Рождественском собрании Рудольф Штайнер соединил импульс краеугольного камня с импульсом трехчленности, благодаря чему они были преобразованы и возвышены. Так они могли быть спасены для человечества. С этими силами и импульсами Рудольф Штайнер связал свою жизнь и судьбу, поэтому его существование на физическом плане зависело от успеха импульса Рождественского собрания. «Для такого события, как наше Рождественское собрание, человек (то есть и сам Рудольф Штайнер) не может ограничиваться лишь тем, что происходит в земной сфере».188 Серьезное, понимающее отношение должно было здесь оказывать на Рудольфа Штайнера инкарнирующее, поддерживающее, защитное воздействие, а недостаточное пробуждение сознания, самолюбивая небрежность должны были оказывать экскарнирующее, болезненное, ослабляющее воздействие. Ведущие упорную борьбу с врагами, его друзья, несмотря на все предупреждения, не замечали опасности, в которой он находился, и не создавали для него той состоящей в понимании защиты, которая только и могла сохранить его на Земле. В сущности, он — как Каспар Хаузер — должен был пережить мучения, которые доставляет косность сердец. Это лишь историческая констатация трагедии, а не самонадеянное обвинение со стороны потомков.* Конечно, в таком пробуждающем самопознание рассмотрении ни на миг нельзя забывать о чудовищной, беспощадной злобности принципа вытеснения. Силы принципа вытеснения в Гитлере — как уже было описано — возросли в небывалой степени вследствие того, что здесь действовала магическая, захватывающая волю сила солнечного демона. Можно не сомневаться в том, что Рудольф Штайнер хорошо знал, какие последствия его уход должен иметь для человечества. Поэтому понятно его настроение, когда он неоднократно говорил в 1925 г. в последние недели и дни своей жизни: «Я должен выздороветь!» В этом не возмущение против нависшего над ним рока, который он терпеливо переносил, а поддерживаемая смотрящим вперед знанием воля к тому, чтобы отвратить от людей роковое. Когда Рудольф Штайнер 30 марта 1925 г. оставил физический план, он сделал это, не давая последних указаний и не прощаясь. Переживал ли он — как Христиан Розенкрейц — как величайшую боль то, что человечество с таким трудом воспринимает это «Я есмь истина»? Заставила ли его замолкнуть в сострадании открывавшаяся душевному взору картина тех неизмеримых страданий, которые должен принести этот рок? Рудольф Штайнер должен был ощутить, что мост между духовным и физическим миром разрушен, поскольку человечество оказалось недостойным его и еще не созрело для этого контакта.
С концом Калиюги духовный мир ясно и непрерывно говорил с человечеством через его Я. Один этот факт уже показывает реальность новой светлой эпохи. Не боги покинули людей, а люди не захотели знать о богах, которые к ним приближались.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|