Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На исследование сформированности




ТЕСТЫ

НА ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ВНИМАНИЯ,

ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ,

А ТАКЖЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ И МЕЛКОЙ

РУЧНОЙ МОТОРИКИ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ

УЧЕБНОГО ГОДА

ВНИМАНИЕ

Внимание - проявление избирательной направленности про­цессов сознания. Уровень развития внимания во многом определя­ет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобла­дает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять в им вниманием и часто оказывается во власти внешних впечат­лений. Проявляется это в быстрой отвлекаемое, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. В школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере раз­вития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, рас­пределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных пред­метов, которые охватывает сознание ребенка.

Концентрация внимания - это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.

Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов.

Переключение внимания означает возможность сознательно­го и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной дея­тельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и оз­начает плохую переключаемость внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью време­ни, в течение которого сохраняется его концентрация.

Различные свойства внимания - и его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость - в значительной ме­ре независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

1. Тест «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку рисунок 1, на котором изображены 10 пе­реплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (сле­ва) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала и до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, ка­рандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Дети справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок. Во время выполнение задания фиксируются ошибки, сбои в работе и т. д.

Рис. 1

2. Тест «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с изображением ко­лец, имеющих разрывы в разных частях.

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго опре­деленном месте (например, справа).

ОООООСОООООООООООООООО ОООООООООООООООСОСОООО ОООООООСОООСОООООООСОО ОООООООСОООООООООООСОО

ООООООООООСООСОООООСОО ОООООООСОООСОООООООСОО ОООСОСОССООООООООООООО ОСООССОООООООООСОССООО ОООООООООООООООСОООСОС ОООСООССОООСОООООСССОС ОООООООСОООСОООООООСОО

За 2 минуты ребенок просматривает 10-11 строк. При первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке оши­бок становится меньше и меньше, а продуктивность улучшается.

 

 

3. Тест «Корректурная проба»

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости.

В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента.

Например: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикаль­ной, а звездочку - крестиком. Время выполнения фиксируется. Большинство детей выполняют за 2-3 минуты.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...