2. Тест «Запомни слова». 3. Тест «Запомни фразы». 4. Тест «Запомни рисунки». 5. Тест для оценки смысловой памяти. 6. Тест «Каскад слов»
2. Тест «Запомни слова» Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной. Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите его повторить эти слова в любом порядке. Если ребенок повторяет 5-6 слов, это показатель хорошей кратковременной памяти. Вернитесь к этому упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов. 3. Тест «Запомни фразы» Оценка смысловой памяти. Прочитайте ребенку фразы: Осенью идут дожди. Дети любят играть. В саду растут яблони и груши. В небе летит самолет. Мальчик помогает своей бабушке. Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное передать смысл фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. Обычно ребенок справляется с заданием после второй или третьей попытки. 4. Тест «Запомни рисунки» Оценка зрительной памяти. Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур (рис. 19), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 20), на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1, 5 минут.
В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за одну минуту.
5. Тест для оценки смысловой памяти Ребенку зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить. Тарелка - суп. Почта-письмо. Зима - снег. Булка - мука. Карандаш - бумага. Машина - дорога. Мультфильм - телевизор. Буквы - книга. Сапог - нога. Рыба - вода. Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подчитываются правильные воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти. 6. Тест «Каскад слов» Оценка развития объема кратковременной слуховой памяти. Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите ребенка повторить за вами слова, начиная с одного слова (интервал между словами - 1 секунда). 1. Огонь. 2. Дом, молоко. 3. Конь, гриб, игла. 4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь. 5. Крыша, пень, вода, свеча, школа. 6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб. 7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын. 8. Гора, ворота, часы, стол, книга, снег, сосна, мед. 9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки. 10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой памяти на слова. Ребенок 7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов. ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. п. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути. В школе воображение становится важной предпосылкой обучения. Ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ 1. Тест «Вербальная (словесная) фантазия» Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание отводится одна минута, после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается следующими показателями: Быстрота воображения. Необычность, оригинальность образов воображения. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов. Эмоциональность образов. Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно. Если в течение одной минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо. Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать. Богатство фантазии, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов. Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|