2. Тест «Невербальная фантазия»
2. Тест «Невербальная фантазия» Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши. Ребенку нужно нарисовать какую-нибудь картинку. На это отводится 5 минут. Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям). 3. Тест «Помоги художнику» Оценка зрительного воображения. Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Чем больше фантазия у ребенка, тем больше он предлагает 4. Тест «Точки» Оценка зрительного воображения. Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил. Чем больше фантазия у ребенка, тем быстрее он предлагает интересный вариант.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ Жизнь первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка. Каждое правило и каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания, умения, сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.
Сформированность произвольной сферы ребенка поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе. ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. Тест «Графический диктант» Оценка уровня развития произвольной сферы. Подготовьте тетрадный лист в клетку. На нем, отступив 4 клетки от края, поставьте 4 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали). Дайте ребенку карандаш и скажите: «Л буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую следующую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги». Первое задание - тренировочное: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше рисуй такой же узор сам». Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Последующая инструкция звучит так: «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор». И заключительный узор: «Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Начали! Три клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вверх. Теперь продолжи рисовать этот узор сам».
Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй - о степени самостоятельности ребенка. Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки - это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы. Низкий уровень развития произвольной сферы - если ни один из двух узоров не соответствуют диктуемому. Рис. 23
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|