Зарубежный опыт санации жилищного фонда в Москве.
Г.А. Ситников депутат муниципального Собрания
1. Принятый в 2005 году Жилищный кодекс РФ придал законодательную силу проводимой в стране жилищной реформе, основная суть которой - переход собственности в жилищном секторе от государства к частным лицам со всеми вытекающими отсюда обязанностями по содержанию этой собственности. Закон вышел, но граждане страны в основной массе его не осознали, и никто им в этом отношении не помог. Более того, ситуация для них еще больше запуталась, поскольку к квартире, приватизация которой и была осуществлена по закону от 1991 г. № 1-1541-1 о приватизации жилья, Жилищным кодексом к собственности в виде квартиры была добавлена общедолевая собственность. Ее содержание теперь в полной мере является обязанностью собственника. 2. А состояние жилищного фонда, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Например, по Москве, где состояние жилищного фонда далеко не самое худшее по России, из общего жилищного фонда площадью почти 200 млн. кв. м нуждается в срочном капитальном ремонте почти 30 млн. кв. м жилья в пятиэтажках, тех, которые сносить экономически невыгодно. Кроме этого перешагнули через все нормативные сроки выполнения капитального девятиэтажные панельные дома; их в Москве около 50 млн. кв. м. 3. Поставленная задача выйти на строительство нового жилья в объеме 80 млн. кв. м в год правильная и своевременная. Но она не дает решения основной проблемы содержания жилищного фонда в стране – как привести в порядок физически и морально изношенный жилищный фонда, скорость деградации которого существенно превышает темпы возведения нового жилья. Сохранение такого дисбаланса приведет только к одному: размер жилищного фонда, пригодного для проживания, начнет сокращаться, как шагреневая кожа, и люди, в конце-концов, останутся без крыши над головой.
4. Простые расчеты показывают, что по отдельности сами граждане, бюджеты субъектов Федерации и рынок не способны справиться с задачей приведения в полный порядок существующего жилищного фонда. Действительно, для проведения капитального ремонта своего дома граждане-собственники (при существующих расценках на капитальный ремонт в 10-12 тыс. на кв. м) должны затратить до 0,5 млн. и более рублей на квартиру. Для приведения в порядок 80 млн. кв. метров жилья правительству Москвы потребовалось бы до 1000 млрд. рублей. В настоящее время город из своего бюджета выделяет на эти цели менее 20 млрд. в год. Таким образом, для завершения всей программы капитального ремонта в принятых допущениях потребовалось бы более 50 лет. За это время в разряд нуждающихся попало бы вдвое больше домов, чем есть сейчас. Дороговизна вновь возводимого жилья не дает возможности гражданам решить свои жилищные проблемы обычными рыночными механизмами, применяемыми широко в мире: или покупкой жилья в рассрочку на много лет, или наймом жилья. Ни то, ни другое не позволяет сделать слишком тощий кошелек. 5. Тупик? Отнюдь нет. Надо просто объединить воедино все эти три источника и три составные части жилищной реформы, которая должна быть направлена на создание комфортных условий проживания граждан. Примером для подражания можно взять проводимую уже более 15 лет в восточной части Германии программу санации существующего жилищного фонда. В отличие от нас в Германии не проводилась широкомасштабная приватизация жилья. Таким образом, государство не перекладывало на население обязанность организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда. Напротив, немецкое государство не просто организовало весь процесс, но обеспечило привлечение в эту программу частного капитала. Использовалась современная схема финансирования – проектное финансирование, которая обеспечивает инвестору гарантию возвратности вложенных средств самим проектом. В данном случае основной гарантией являлись платежи жителей за пользование жилищными и коммунальными услугами. Этот источник погашения долга непрерывен и вполне предсказуем, что позволяет выполнить все экономические расчеты по проекту еще до его начала.
6. В нашем случае, в силу всеобщей приватизации жилья, ситуация оказалась более сложной, поскольку вместо одного собственника – государства инвестору необходимо иметь дело с огромным количеством собственников, каждый из которых имеет свои, отличные от других интересы. Но и это препятствие преодолимо тем самым путем, который обозначен в Жилищном кодексе: Многообразие собственников необходимо сводить к одному – ТСЖ. К сожалению, исполнительная власть с момента принятия Жилищного кодекса мало что сделала для разъяснения населению жилищной политики государства, содержания Жилищного кодекса, для объединения граждан-собственников на решение проблемы улучшения комфортности среды своего обитания. Эту недоработку надо срочно устранять. 7. Опыт Германии в области санации жилья в нашей стране изучается повсеместно и уже достаточно долго. Проводятся многочисленные совместные мероприятия России и Германии по обмену информацией. Однако до практического применения немецкого опыта дело пока так и не дошло. Точнее сказать, были некоторые попытки, но работы по санации проводились или только за счет бюджетных средств, или силами неподготовленных местных строителей, или с гипертрофированными целями извлечения сверхвысоких прибылей. Результаты пока неутешительные. Во всех случаях жители-собственники собственно собственниками не выступали и участия, ни в организации, ни в финансировании проектов не принимали. 8. Вместе с тем рынок жилья, с его повышенным спросом на жилье, дает возможность привлечения средств частных инвесторов на проведение капитального ремонта, а также мероприятия по энергосбережению и благоустройству. Средства, затраченные инвестором, возвращаются к нему за счет надстройки домов двумя-тремя этажами и продажи этого построенного жилья. В качестве привлекательных для этого объектов могут выступать многочисленные пятиэтажки. Такая схема может быть характерной для Москвы и других крупных городов, где цены на жилье существенно, во много раз, превышают цены на строительство.
9. В более общем виде могла бы применяться схема финансирования, используемая в Германии: инвестор (он же управляющая компания) за свой счет проводит комплексный капитальный ремонт, восстанавливающий и улучшающий все параметры дома, производит в доступном объеме его реконструкцию, позволяющую частично покрыть расходы, и в рамках договорных отношений с жителями постепенно в течение продолжительного срока (15 и более лет) компенсирует вложенные средства, заранее обозначив свою норму прибыли и кредитные проценты на заемные средства. В качестве гарантии используются жилищно-коммунальные платежей жителей и возможно необходимые дотации из городского бюджета, выделенные в нем отдельной строкой. 10. Проведенные совместно с немецкими специалистами анализы обоих вариантов применительно к условиям в Москве убедительно показывают на их осуществимость. Подготовлен пилотный проект в рамках сотрудничества «Берлин-Москва». Правительство Москвы выделило объекты для проведения этого проекта; готовятся архитектурно-планировочные решения; в соответствии с Жилищным кодексом проводится соответствующая работа с жителями-собственниками квартир. Немецкая сторона помимо передачи опыта приняла на себя обязательства по подбору соответствующего инвестора на пилотный проект. 11. Исключительно важная роль в подобных сложных инфраструктурных проектах возлагается на местную администрацию. Она задает правила и условия осуществления инвестиционных проектов. Она же должна постоянно контролировать ход выполнения проектов. Этот классический триумвират – собственник, инвестор, администрация – не может существовать и функционировать правильно при отсутствии какого-либо из этих элементов. Так, в скандалах по поводу обиженных дольщиков виновата, прежде всего администрация, которая после дачи разрешений полностью устранилась от осуществления контрольных функций
Задача обеспечения населения благоустроенным жильем стоит остро перед любым муниципальным образованием. Малые и крупные города России испытывают огромную потребность в новом жилье. Для удовлетворения этой потребности необходимо ежегодно строить не менее 80 млн. кв. м жилья. Однако даже такой объем строительства не обеспечит всех наших соотечественников комфортным жильем. Тому есть ряд причин. Одна из основных - недостаток средств в муниципальном бюджете. В некоторых городах (особенно это касается городов с высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой) уже не хватает и земли под строительство. А самое главное: муниципальный жилищный фонд стареет почти со скоростью нового строительства, а серьезных программ капитального ремонта почти нигде нет. Сейчас в столице вводится в год около 5 млн. кв. м нового жилья при реальной потребности в 10 млн. кв. м. В то же время до 1 млн. кв. м жилья переходит в категорию домов, требующих капитального ремонта. При этом ремонтируется пока всего менее 0,5 млн. кв. м.. Таким образом, в существующем жилищном фонде постоянно имеет место так называемый «недореморнт». Часть домов первого периода индустриального домостроения в Москве (1959-1963 г.г.), выработавшие свой ресурс и потому опасные для жизни, сносятся. К этой группе относятся пятиэтажные дома серий К-7, 1МГ-300, II-32, II-35, 1-464, 1-468, 1-335. На освобождаемых местах возводятся новые здания. Из более чем 200 млн. кв. метров жилищного фонда столицы срочного капитального ремонта и реконструкции требуют 28 млн. кв. метров пятиэтажных домов последующих серий I-515, I-511, I-510 и некоторых других, построенных в 1963 г. и позже на основе более жестких СНиПов. Физический износ несущих конструкций этих домов не превышает 10-15%. После капитального ремонта и модернизации срок их жизни может быть продлен, как минимум, еще на 40-50 лет. К этим пятиэтажкам нужно прибавить еще 50 млн. кв. м девятиэтажных панельных и 12-этажных блочных домов, также требующих ремонта, в первую очередь ремонта инженерных сетей. Для решения этих задач нужны новые подходы в этой области, требуется использование прогрессивных методов инвестиционного финансирования и внедрение опыта, уже накопленного в других странах. Например, в Берлине во многом решили проблему санации жилищного фонда. Этот опыт берет на вооружение и Москва.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|