Государственная служба и государственная власть
Стр 1 из 10Следующая ⇒
Государственная служба, находясь в одном ряду с такими явлениями, как государство, государственная власть, государственное управление, взаимосвязана с ними и только через влияние на них может проявлять себя, реализоваться, анализироваться и оцениваться. В научной литературе власть, управление и государственная служба, как правило, исследуются раздельно, что затрудняет выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. Совершенно очевидно, что эти элементы социальной структуры не тождественны, но являются очень близкими, взаимоувязанными и взаимообусловленными. Изучение вопроса показывает, что данная проблема, несмотря на свою очевидную востребованность, представлена в научной Литературе весьма лаконично. Власть — это форма социальных отношений, характеризующаясяспособностью влиять на характер и направление в деятельности и поведении людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов. Сущностью власти являются отношений руководства и подчинения. В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физическое, интеллектуальное) и неравенство социальное (статусное, экономическое и т. д.). Под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект власти, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все это в движение для достижения определенной цели. Субъект власти воплощает ее активное направляющее начало. Это управляющий элемент — человек или группа людей, подготавливающие и разрабатывающие определенные политические решения и воздействующие на процесс их принятия и осуществления в политической системе общества. В роли политического субъекта властных действий выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, парламента и других корпоративных образований.
Объект власти — пассивное начало во властных отношениях, управляемый элемент. Это лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического спектра. Иерархия власти, как правило, предполагает, что объект власти является таковым только по отношению к вышестоящему органу, но по отношению к нижестоящему органу он выступает как субъект власти. Отношения между субъектом и объектом власти не могут быть равноправными. Субъект власти отдает распоряжения и рассчитывает на их выполнение объектом власти, т.е. на подчинение последнего. Обычно отмечаются следующие основания для подчинения людей: страх, доверие и интерес. Это, безусловно, так. Но есть еще одно важное основание для подчинения одного человека воли другого — это чувство долга. Под ресурсами власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других; в узком смысле — те средства, которые использует или может использовать субъект, чтобы достичь своих целей. Средневековый итальянский ученый и политик Н. Макиавелли определял ресурсы власти как возможность государя в случае надобности отстоять себя собственными силами с помощью своих людей, войска, денег или прибегнуть к помощи со стороны. Наиболее важный вид власти — политическая власть. Ее главной отличительной чертой выступает то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всего общества. Политическая власть — это реальная способность и возможность определенных общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах в соответствии со своими потребностями и интересами. В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — неравенство политическое, закрепленное правовыми нормами и обычаями. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Политическая власть находится в руках правящей политической группы (элиты) общества.
Итак, политическая власть — это система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей или групп, т.е. подчинять их, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения. Для того чтобы политическая власть была реализована, необходим специальный механизм ее реализации. Такой механизм есть — государство, государственный аппарат. Политическая власть в руках государства и правящей политической элиты превращается в государственную власть, т.е. в рамках политической власти государственная власть в обществе представляет ее ядро. Рассматривая диалектику взаимоотношений государства и общества, следует начать с того, что государство как специально созданный институт управляет обществом, поддерживая в нем стабильность и порядок. Государство выступает субъектом управления, общество — объектом. Процесс управляющего воздействия и есть государственное управление. Государство, представляющее собой политическую власть в обществе, реализует свои цели и задачи прежде всего посредством государственного управления, выступающего важнейшей функцией государства и государственной власти. Чтобы привести процесс государственного управления в действие, необходим соответствующий механизм, инструмент. Им является государственная служба, которая непосредственно претворяет в жизнь цели и задачи государства. Следовательно, она есть механизм государственной власти. Но одновременно она является частью государственной власти — не политической, а административной. Такова общая логика взаимоотношений государственной власти, государственного управления и государственной службы. Механизм политической власти, и прежде всего государственной — как ее главнейшей разновидности, образует совокупность различных форм представительства:
• органов, организаций и учреждений власти; • нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в обществе; • господствующей идеологии власти. Практика показывает, что развитый механизм политической (государственной) власти представляет собой чрезвычайно сложную структуру. Среди элементов механизма организации и функционирования власти обратим внимание на такие его стороны, как руководство и управление. Руководство заключается в выработке и принятии правящей в государстве группой принципиально важных для общества решений, в определении его целей, задач, перспектив. Такие решения составляют содержательную сторону воли господствующих социальных сил, стоящих к власти. Она фиксируется, как правило, в документах, одобренных высшими форумами политических организаций, доминирующих в обществе сил (съездами, форумами). В последующем эти решения получают законодательное оформление в государственно-правовых актах, после чего они становятся обязательными для всех членов общества. Управление есть деятельностно-практическое проявление воли правящей группы. Обычно управление определяют как сознательное воздействие на общество с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития. Это так, но данное определение не отражает глубинную суть управления. А она состоит в том, что управление — практическое применение власти, т.е. предъявление определенных требований к различным субъектам общественных отношений и побуждение их следовать этим требованиям ради достижения поставленных целей. Таким образом, управление — это непосредственная практическая деятельность по осуществлению принятых политических решений. Данным видом деятельности занимается главным образом создаваемый в структуре власти и органов государственного управления административный аппарат, называемый государственной службой. Рассмотрим более подробно отношения государственной службы и политической элиты общества, т.е. административной и политической власти в рамках государственной власти.
Сущность политической власти и деятельности заключается в определении государственной политики, формулировании стратегических целей и задач развития и укрепления государства, общества. В свою очередь, необходимость осуществления такой политики, устройства необходимого социально-политического порядка в обществе вызвала к жизни другую не менее важную сферу деятельности — административную, что означает появление наряду с политиком другой важной управляющей фигуры — администратора, чиновника, бюрократа. Между политиком (законодателем) и администратором (управленцем, исполнителем), между политической и административной деятельностью немало общего. Во-первых, это два вида общественно полезной деятельности. Политик и администратор призваны служить обществу и решать задачи, связанные с общественным развитием. Во-вторых, политика и администрирование — два взаимосвязанных социальных явления. Политика без администрирования бессильна, администрирование без политики бессодержательно. Политика нуждается в административных механизмах реализации. Администрированию в государственной сфере необходимо политическое целеполагание. Взаимодействуя, политика и администрирование усиливают друг друга. В-третьих, эффективность политики и администрирования достигается только тогда, когда между ними устанавливаются органическое сопряжение, гармония. Это обычно происходит в условиях, когда администраторы разделяют идеал политиков, являются носителями тех же политических и общественных ценностей. Что объединяет государственную власть и государственную службу, что у них общего? Прежде всего — отношение к государству. И та и другая является государственной. Что же делает публичную службу государственной? Во-первых, характеристика службы как «государственной» означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества. Во-вторых, государственная служба обеспечивает решение как общегосударственных политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства. В-третьих, государственный служащий выступает от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не носить властного характера. В-четвертых, государственная власть осуществляется посредством прежде всего государственной службы. На всех уровнях государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях, в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий.
В-пятых, государственная служба реализует волю государства выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов. В-шестых, государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит, как известно, исключительно государству. В-седьмых, государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует о том, что государственная служба — это стержень государства, его опора, одно из основных звеньев государственного управления. Эта служба выступает одним из ведущих факторов единства нашей страны, формирования цивилизованной государственности, обеспечения ее прочности, высокого динамизма и демократичности. В-восьмых, с содержательной стороны существенно то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти — планирование, прогнозирование, организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания. Таким способом реализуется рационально-правовая модель государственной власти, выявленная в свое время М. Вебером. Таковы факторы, которые объединяют власть и государственную службу. Непосредственная взаимосвязь государственной власти и государственной службы определена конституционно, законодательно. Говоря о правовых основах регулирования отношений между политиками и администраторами, замещающими высшие и главные должности государственной службы, следует сказать, что важнейшими правовыми актами, в которых нашла отражение эта проблема, являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., а также указ Президента РФ «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» 2005 г. В указанных законодательных актах четко разграничены политические должности и должности, замещаемые на государственной службе. К первому виду относятся должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Государственные должности субъектов Российской Федерации, определяемые уставами субъектов РФ, предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Они включены в реестр государственных должностей Российской Федерации и относятся к политическим должностям. Ранее это была категория «А», теперь это «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Законодательством Российской Федерации предусмотрены должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих политические должности. Это и есть должности государственной службы. В соответствии с действующим законодательством данные должности, ранее называвшиеся категориями «Б» и «В», теперь подразделяются на следующие категории: «руководители», «помощники (советники)»» «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Государственную власть наряду с политиками осуществляет значительная часть государственных служащих — должностных лиц. В соответствии со статусом занимаемой должности они имеют право совершать властные действия по управлению людьми и социальными институтами: принимать решения по вопросам деятельности соответствующего государственного органа или его подразделения; применять методы поощрения и наказания; принимать на работу и увольнять с работы служащих и т.д. При этом должностные лица обладают своей компетенцией — властными правами, обязанностями, ответственностью, которые определены законодательно и влекут за собой юридические последствия. Среда формирования и функционирования государственной службы предполагает исследование и учет в работе набора внешних по отношению к ее институтам факторов, постоянно и сущностно взаимодействующих с нею. Это факторы политические, экономические, социальные, демографические, этнические, культурные, духовные, международные и др. Представляется целесообразным проанализировать, как они влияют и взаимодействуют со структурами государственной службы. Считать, что государство в лице чиновника априори занимает доминирующее положение в обществе, значит, обеднять проблему, хотя стереотип подобной, односторонности традиционно присущ российскому типу государственности. Анализ показывает, что сильнее всего влияют на организацию государственной службы политические факторы. Декларации, что государственная служба должна быть вне политики, как и заявления, что ее структуры должны активно участвовать в политической жизни, — это крайности. К тому же они не снимают актуальности анализа взаимодействия политики и государственной службы. Ведь решение о типе государства, основных параметрах его устройства и функционирования, а также о целях и ценностях государства — акт, всецело политический, принимаемый органами политического руководства обществом. Давление со стороны заинтересованных групп, политических партий (лоббизм) — это один актуальный срез данной проблемы. Другая, не менее важная сторона — организация участия структур государственной службы в подготовке и принятии политических решений, например в форме консультирования, информационно-аналитического обеспечения, подготовки проектов решений и т.п. Не нужно забывать и проблему участия государственных служащих в функционировании политических учреждений. В этой связи следовало бы внимательнее приглядеться к отечественному и зарубежному опыту участия государственных служащих в политическом процессе во имя обеспечения стабильности государства и общества. В реализации государственной власти особо важное значение имеют взаимоотношения политиков и администраторов. Как политики влияют на государственную службу? Лица, занимающие государственные должности (политики), оказывают чрезвычайно большое влияние на государственную службу. Они формально и фактически руководят и управляют государственной службой, способствуют укреплению позиций государственной службы, расширению ее возможностей в осуществлении государственной власти. При этом политическая власть выполняют следующие функции: • определяет правовые основы и правовой статус государственной службы, ее структуру, цели, задачи» функции, принципы • формирует ее кадровый состав, входящий в группу таких должностей государственной службы, как «руководитель», «помощник (советник)», и опосредованно (через конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены, личные собеседования) — состав государственных служащих, занимающих должности категории «специалист» и «обеспечивающий специалист»; • организует, координирует и контролирует деятельность государственных служащих, в том числе по реализации властных полномочий; • обеспечивает единство требований к государственной службе, заботится об ее авторитете в обществе, социальном статусе. Опыт показывает, что влияние политиков на государственную службу должно быть оптимальным. Чрезмерное влияние политической власти на государственную службу слишком опасно и при определенном стечении обстоятельств может привести к дестабилизации общества. И наоборот, при пассивности политической власти автоматически происходит падение престижа и дискредитация государственной службы. За этим следует, как правило, смена ее состава. Поэтому так важно, чтобы государственная служба была в меру деполитизированной и абсолютно департизированной, т.е. независимой от политической власти в решении тех вопросов, которые находятся в рамках ее компетенции. Это также касается вопросов стабильности корпуса государственных служащих, их карьеры, социальной защищенности. Не следует преувеличивать роль политиков в государственном управлении, как это часто делается. Дело в том, что политики в большинстве случаев не имеют профессиональных управленческих \знаний, умений и навыков. Вследствие этого они вынуждены либо доверять профессиональным управленцам, т.е. государственным служащим, либо брать управление на себя, что чревато тяжелыми ошибками для страны. Отечественный опыт показывает, что это случается не так уж редко. Ситуация осложняется, когда на государственную службу люди подбираются не по конкурсу, а по личным связям. Тогда из государственной службы вымывается то небольшое ядро профессионалов-управленцев, которое в основном и обеспечивает исполнение государственных функций. В этом случае политикам не на кого опереться.
Важным моментом является то, что при определенных обстоятельствах государственные служащие могут доминировать над политиками. К таким государственным служащим относятся группы высокопоставленных чиновников высшей и главной групп должностей, власть которых над политиками основана на следующих преимуществах1: 1) приобретена путем контроля над информацией, необходимой для принятия решений; 2) приобретена вследствие обладания специальными знаниями и навыками, которыми политики могут не обладать; 3) связана с распределением финансовых, кадровых и правовых ресурсов государственного органа (контроль над ресурсами); 4) связана с принадлежностью к доверенным группам профессионалов-управленцев, если эти группы имеют высокий социальный статус и престиж; 5) получена в силу высоких должностных полномочий, занятия определенных должностей. Для понимания соотношения политической власти и государственной службы первостепенное значение имеет концепция, связанная с делением государственной власти на власть политическую и административную. Это концепция дихотомии государственной власти, или ее раздвоения. Об этом достаточно полно написано в современной научной литературе, в частности в статьях профессора В.Д. Граждане и ряда других ученых2. Данная теория служит объективным основанием для выделения государственной службы, т.е. административной власти в особую отрасль государственного управления, в стабильный вид профессиональной служебной деятельности. Для понимания данной концепции необходим хотя бы краткий понятийный анализ. Понятие «администрация» происходит от латинского administratio — управление, заведование, что является производным от существительного minister — подчиненный, слуга. Этимология слова в значительной мере отражает существо дела. В любой управленческой структуре администрация находится в подчиненном положении у какой-либо власти — политической, экономической, социальной. Она придается этой власти в качестве вспомогательной управленческой силы для обеспечения осуществления ее полномочий. В этом смысле понятие «администрация» равнозначно понятию «аппарат». В числе первых идею о раздвоении государственной власти на политическое руководство и администрацию высказал в 1845 г. французский социолог Александр Вивьен в своей книге «Очерки об администрировании»1. Более обстоятельно эта идея была изложена в 1887 г. в работах тогда молодого американского ученого Вудро Вильсона, который впоследствии стал президентом США. Они считали, что государство выполняет две базовые функции: политическую, которая состоит в выработке для страны общих направлений развития и общих законов, административную, которая является приложением этих общих направлений и законов к конкретным людям и ситуациям. Поскольку административные функции, по их мнению, отличаются от политических, то они должны быть деполитизированы. По словам Вильсона, административные вопросы — это не политические вопросы. Хотя политика устанавливает задачи для государственной службы, не должно быть терпимо положение, когда политика манипулирует административными структурами. Концепция Вильсона стала убедительным теоретическим обоснованием необходимости перехода к профессиональной государственной службе. В ней был четко определен статус государственного служащего как исполнителя политических решений легитимно действующих властных органов. Его задача — выполнить приказ под ответственность приказывающего, причем выполнить добросовестно и точно. Руководящий же деятель (политик), напротив, эту ответственность отклонить не может и не имеет права. Доктрина дихотомии (раздвоения) государственной власти на политическое руководство и государственную службу довольно быстро приобрела широкую известность и признавалась почти всеми политиками и политологами вплоть до начала Второй мировой войны. Распространение этой доктрины имело три основных последствия. Во-первых, она заложила теоретический фундамент новой науки о государственной службе, которая формировалась как новая ветвь административного права и политологии. Государственная служба концентрировалась на проблемах формирования государственной администрации, рекрутирования, расстановки и обучения государственных служащих таким образом, чтобы они могли действовать с максимальной эффективностью и экономичностью. Во-вторых, дихотомия между политиками и администраторами дала удовлетворительное теоретическое обоснование существованию постоянной профессиональной государственной службы. Утверждалось, что поскольку государственные служащие являются только исполнителями той политики, которая определяется политическими руководителями, то нет необходимости в том, чтобы государственные служащие были непосредственно ответственными перед избирателями. Наконец, в-третьих, дихотомия власти привела к конституированию и установлению основных принципов организации государственного управления и формирования его кадрового состава. В соответствии с ними все официальные лица, отвечающие за политику, должны избираться или назначаться выбранными официальными лицами на короткий период времени, а все государственные служащие (аппаратные работники) должны отбираться на основе системы оценок профессиональных качеств и находиться в должности столь долго, сколь долго они сохраняют профессиональную компетентность и эффективность. Именно эта идея заложена в один из основных организационных принципов государственной службы — принцип стабильности, т.е. пожизненного найма, работы на постоянной основе. Благодаря этому принципу обеспечивается устойчивость и надежность в деятельности государства. Практика свидетельствует, что в современных условиях сильное государство невозможно без высокопрофессиональной и постоянной государственной службы. Современные взгляды в мире на дихотомию «политика — государственная служба» неоднозначны. Вторая половина прошлого столетия заставила несколько по-иному посмотреть на проблемы политики и администрирования, соотношения профессионального управления и бюрократии. В Англии по инициативе М. Тэтчер были проведены реформы государственной службы, целью которых было преодолеть кастовость госслужбы и ее излишнюю политизированность. Были предприняты новые попытки по разделению политики и администрирования, введению принципа пожизненного найма и оптимизации прав и привилегий чиновников. Эта концепция «рациональной государственной службы» стала логическим продолжением концепции «дихотомии власти». В ряде западных стран государственным служащим не запрещается заниматься политической деятельностью. Там считается, что ущемление государственных служащих в праве заниматься партийно-политической деятельностью есть ущемление их основного права как человека и гражданина — права на свободу слова и убеждений, провозглашенного Всеобщей декларации прав и свобод человека. В США, например, чиновники не лишены права высказывать свои политические мнения, посещать партийные мероприятия, занимать партийные посты, использовать свое служебное положение в интересах какой-либо партии. В Италии, Бельгии и Австрии победившая на выборах партия имеет право на замещение 25% влиятельных должностей государственного аппарата. А в Англии, Швеции, Голландии, Дании служащим запрещено участвовать в партийно-политической деятельности, выступать с публичными политическими заявлениями, занимать партийные посты. Там политические должности и должности государственной службы конституционно строго разделены. Во Франции и Японии положение иное. Здесь отсутствуют ограничения, препятствующие служащим заниматься политической и партийной деятельностью. Разграничительная линия между политикой и государственной службой весьма относительна. В современной России по Федеральному закону от 1995 г. существовал принцип внепартийности государственной службы. Теперь, этого принципа нет. Но нормы федеральных законов относительно российских государственных служащих фактически запрещают им заниматься партийной деятельностью. Однако, на наш взгляд, это не касается политической деятельности, т.е. строгое правовое разделение политики и администрирования у нас в отличие от многих стран Запада отсутствует. Для государственной службы деятельность государственного аппарата (администрации) является той объективной реальностью, закономерности которой составляют основное содержание всех ее интересов и производственных задач. Однако вопросы государственной службы не являются политической абстракцией, а имеют конкретную прагматическую направленность: добиваться большей внутренней слаженности в деятельности государственного аппарата в целях нормального функционирования государства и государственной власти. Как соотносятся между собой государственная служба (административная власть) и государственное политическое руководство (политическая власть)? Административная власть не может, да и не занимается всеми опросами государственного политического управления, Она всецело сосредоточивается лишь на деятельности государственного аппарата. Известный французский ученый, специалист по вопросам государственной службы Ролан Драго считает, что «администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти»1. Следовательно, именно государственная политическая власть — предмет государственного политического управления, тогда как предметом государственной службы является государственная административная власть. Еще раз скажем, что эти две власти существуют и действуют лишь в органическом единстве. Но это все же две отдельные и специфические части государственной власти, что, и служит объективной основой для их дифференциации. Немецкий социолог Макс Вебер относил политиков и администраторов к двум во многом противоположным типам. Он определил различия между политиками и чиновниками. Ученый справедливо считал, что у них: • различный источник власти и формальный характер ее приобретения (выборы для политика и назначение для администратора); • различные сферы ответственности (политика — за выработку политического курса, администратора — за эффективность его проведения); • разные формы контроля за их деятельностью (общественный для политика и административный для чиновника); • различия в критериях оценки деятельности (для политиков таким критерием является соответствие его деятельности воли избирателей, для администратора — соответствие установленным законам и предписаниям); • применение разных технологий деятельности (политические технологии у одной стороны, административные — у другой). Различия между политиками и администраторами не должны заслонять главного: их партнерства в выработке и проведении эффективной политики. В государственном управлении они взаимно дополняют друг друга. Особый интерес в плане исследуемой проблемы вызывают вопросы, связанные с делением государственной власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В условиях императорской России в дооктябрьский период деление власти на три ветви признавалось. Однако в октябре 1917 г., после утверждения Советской власти, большевики разделили государственную власть на две ветви — законодательно-исполнительную и судебную. Причем обе они были полностью зависимы от политики Коммунистической партии и ее руководства. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. у нас вновь была восстановлена демократическая, признанная во всем цивилизованном мире тройственная дифференциация государственной власти. В настоящее время деление государственной власти на три ветви проводится в России достаточно последовательно, хотя и не без перекосов в сторону доминирования исполнительной (президентской) власти. Во всех ветвях власти государственная служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений. Деление власти по уровням власти и государственного управления — старый принцип, характерный для любого государства. Россия как федеративное государство имеет два уровня власти и государственного управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и отечественная государственная служба. Федеральная государственная служба — это совокупность всех видов государственной службы федерального уровня, связей и отношений между ними, находящаяся в ведении Российской Федерации: Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства РФ; аппараты палат Федерального Собрания; аппараты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты федеральных органов государственной власти. Согласно действующему законодательству, организация государственной службы субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации. Но ее правовое регулирование находится в совместном ведении субъектов Федерации и центра. В реализации властно-управленческих полномочий особо важное значение имеют отношения государственной службы и политической власти (политиков). Практика показывает, что политические факторы сильнее всего влияют на организацию и функционирование государственной службы. Заявления о том, что государственная служба должна быть вне политики, как и заявления, что она должна активно участвовать в политической жизни, — это, еще раз повторим, крайности. Необходим взвешенный, объективный подход, отвечающий реалиям времени. Изучение данного подхода является для нас исключительно значимым. Жизнь настоятельно требует разделения труда между политической властью и государственной службой, стирания зависимости ее целей и функций от политической власти, от типа политического режима в стране. Наше общество будет стабильно и динамично развиваться только тогда, когда будут концептуально и законодательно разделены полномочия политической и административной власти. Пока этого нет. Таким образом, государственная служба активно участвует в реализации государственной власти. Этому способствуют ныне действующие правовые нормы, регламентирующие принципы организации и функционирования государственной службы и определяющие особую роль государственной службы в системе власти. Государственная служба от имени государства использует средства реализации власти: закон, убеждение, авторитет, принуждение, которыми прежде всего пользуются государство и власть. Реализация властных функций государственной службой осуществляется под руководством политиков. Однако и они довольно часто испытывают властное влияние государственных служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|