Сущность системы государственной службы России
Государственная служба, являясь административным типом организации, обладает рядом специфических свойств: стабильностью, единством правовых и организационных основ, профессионализмом и компетентностью кадров и т.д. Но прежде всего государственная служба — это правовая, организационная, социальная система. Чтобы быть эффективной, государственная служба должна иметь такое качество как системность. Любая система характеризуется такими признаками, как целостность, взаимозависимость элементов и свойств, структурность, иерархичность элементов. Именно.;, они придают системе эмерджентный эффект, на порядок умножая ее силу и потенциал. В общем виде система государственной службы — это совокупность компонентов (подсистем и элементов) государственной службы, взаимодействующих между собой во имя достижения определенных целей государственного управления. В результате взаимодействия этих компонентов государственная служба как система приобретает новые свойства, такие как целостность, единство, структурность, функциональность, иерархичность, стабильность и, наконец, эффективность. Так, государственные должности существовали в рамках аппаратной деятельности и раньше, но в системе государственной службы они приобретают возможность объединяться в группы и категории, структуироваться. В системе государственной службы должности получают необходимый правовой, организационный и социальный статус, превращаясь в подсистему должностей как основу организации системы государственной службы. Впервые о государственной службе как системе было заявлено в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 2001 г. Хотя о сущности и содержании этой системы в документе ничего не говорилось. Ключевую роль в характеристике государственной службы как системы сыграл Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., который так и называется: «О системе государственной службы Российской Федерации».
В этом нормативно-правовом акте законодатель впервые определил и зафиксировал сущность системы государственной службы России, указав на ее видовую (горизонтальную) и уровневую (вертикальную) классификации. Вместе эти компоненты — виды и уровни государственной службы составляют систему государственной службы современной России. Статья 2 «Система государственной службы» этого Закона устанавливает, что система государственной службы включает три вида государственной службы: • государственная гражданская служба; • военная служба; • правоохранительная служба. Впервые в нашей современной истории произошло нормативное разделение государственной службы на виды. Впервые законный правовой статус получила гражданская служба. Что собой представляют виды государственной службы РФ? Государственная гражданская служба — это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, и лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В субъектах Федерации может быть только государственная гражданская служба. Работникам гражданской службы присваиваются классные чины. Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Что общего и в чем заключается различие между видами государственной службы? Общим является то, что все виды государственной службы объединяет, во-первых, принадлежность к профессиональной служебной деятельности, во-вторых, нахождение на должностях государственной службы, в-третьих, то, что они финансируются только за счет государственного бюджета. Главное различие состоит в функциональном предназначении того или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское или специальное звание. На гражданской службе основная функция — обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, то есть функция государственного управления. К данному виду государственной службы относятся все гражданские министерства и ведомства (в основном социально-экономический блок). Гражданская служба считается доминирующей в органах государственной власти. Функция военной службы не управленческая, а обеспечение обороны и безопасности государства; Поэтому к данному виду государственной службы относятся, например, Министерство обороны, ФСБ с погранслужбой, внутренние войска МВД. На правоохранительную службу возложена функция обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в стране. К ней относятся органы МВД, Минюста, Прокуратуры, таможенного и наркоконтроля и т.д.
Законом предусмотрено, что в одном государственном органе возможно наличие двух или трех видов государственной службы. Например, в МВД наряду с основной правоохранительной службой имеются должности военной и гражданской службы. По вертикали система государственной службы Российской Федерации подразделяется на два уровня: высший — федеральная государственная служба и нижний — государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Государственная служба субъектов Федерации (только гражданская) — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ: Данные уровни государственной службы объединяет то, что оба они представляют собой профессиональную служебную деятельность и обеспечивают полномочия соответствующих государственных структур и должностных лиц. Но федеральная государственная служба профессионально обеспечивает деятельность центральной власти, а региональная — государственной власти своего субъекта Федерации. И госслужащие получают денежное содержание из разных государственных бюджетов — одни из федерального, другие из регионального. В законе особо подчеркивается, что в системе государственной службы России на федеральном уровне вопросы правового регулирования и организации государственной службы находятся в ведении центра — Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации вопросы правового регулирования государственной службы находится в совместном ведении центра и субъекта Федерации, а вопросы организации государственной службы — в ведении субъекта РФ. Важно то, что законодатель разграничил понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной службы. Этим было сказано, что правовая база государственной службы в регионах ни в коем случае не должна противоречить общероссийскому законодательству о государственной службе. А вопросы организации региональной государственной службы — ее организационной структуры, названия, штатного расписания, денежного содержания чиновников, дополнительных социальных гарантий — это прерогатива местных властей. Таким способом было упрочено единство системы государственной службы России как федеративного государства.
Наряду с нормативно-правовой классификацией системы государственной службы в научных и методических целях используются и иные ее классификации. Так, существует более широкая точка зрения, согласно которой систему государственной службы составляют следующие ее подсистемы (компоненты): уровни государственной службы; виды государственной службы; органы управления государственной службой; реестр должностей государственной службы; правовой статус государственного служащего; законодательство о государственной службе. Таким образом, система государственной службы Российской Федерации представляет собой публичную правовую, социальную и организационную систему, направленную на обеспечение исполнения государственными органами и должностными лицами (политиками) задач и функций Российской Федерации и ее субъектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|