Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность системы государственной службы России




 

Государственная служба, являясь административным типом ор­ганизации, обладает рядом специфических свойств: стабильностью, единством правовых и организационных основ, профессионализмом и компетентностью кадров и т.д. Но прежде всего государст­венная служба — это правовая, организационная, социальная сис­тема. Чтобы быть эффективной, государственная служба должна иметь такое качество как системность. Любая система характеризу­ется такими признаками, как целостность, взаимозависимость эле­ментов и свойств, структурность, иерархичность элементов. Именно.;, они придают системе эмерджентный эффект, на порядок умножая ее силу и потенциал.

В общем виде система государственной службы — это совокуп­ность компонентов (подсистем и элементов) государственной служ­бы, взаимодействующих между собой во имя достижения определенных целей государственного управления. В результате взаимо­действия этих компонентов государственная служба как система приобретает новые свойства, такие как целостность, единство, структурность, функциональность, иерархичность, стабильность и, наконец, эффективность. Так, государственные должности сущест­вовали в рамках аппаратной деятельности и раньше, но в системе государственной службы они приобретают возможность объединять­ся в группы и категории, структуироваться. В системе государствен­ной службы должности получают необходимый правовой, организа­ционный и социальный статус, превращаясь в подсистему должно­стей как основу организации системы государственной службы.

Впервые о государственной службе как системе было заявлено в Концепции реформирования системы государственной службы Рос­сийской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 2001 г. Хотя о сущности и содержании этой системы в документе ничего не го­ворилось. Ключевую роль в характеристике государственной служ­бы как системы сыграл Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., который так и называется: «О системе государственной службы Российской Федерации».

В этом нормативно-правовом акте законодатель впервые опре­делил и зафиксировал сущность системы государственной службы России, указав на ее видовую (горизонтальную) и уровневую (верти­кальную) классификации. Вместе эти компоненты — виды и уров­ни государственной службы составляют систему государственной службы современной России.

Статья 2 «Система государственной службы» этого Закона уста­навливает, что система государственной службы включает три вида государственной службы:

• государственная гражданская служба;

• военная служба;

• правоохранительная служба.

Впервые в нашей современной истории произошло норматив­ное разделение государственной службы на виды. Впервые закон­ный правовой статус получила гражданская служба.

Что собой представляют виды государственной службы РФ?

Государственная гражданская служба — это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную дея­тельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных го­сударственных органов, государственных органов субъектов РФ, и лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, заме­щающих государственные должности субъектов РФ. В субъектах Федерации может быть только государственная гражданская служба. Работникам гражданской службы присваиваются классные чины.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Та­ким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную дея­тельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и сво­бод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются спе­циальные звания и классные чины.

Государственная гражданская служба подразделяется на феде­ральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государ­ственной службы.

Что общего и в чем заключается различие между видами госу­дарственной службы? Общим является то, что все виды государст­венной службы объединяет, во-первых, принадлежность к профес­сиональной служебной деятельности, во-вторых, нахождение на должностях государственной службы, в-третьих, то, что они финан­сируются только за счет государственного бюджета. Главное различие состоит в функциональном предназначении того или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское или специальное звание.

На гражданской службе основная функция — обеспечение ис­полнения полномочий государственных органов и лиц, замещаю­щих государственные должности, то есть функция государственного управления. К данному виду государственной службы относятся все гражданские министерства и ведомства (в основном социально-экономический блок). Гражданская служба считается доминирую­щей в органах государственной власти.

Функция военной службы не управленческая, а обеспечение обороны и безопасности государства; Поэтому к данному виду го­сударственной службы относятся, например, Министерство оборо­ны, ФСБ с погранслужбой, внутренние войска МВД.

На правоохранительную службу возложена функция обеспече­ния общественной безопасности, законности и правопорядка в стране. К ней относятся органы МВД, Минюста, Прокуратуры, та­моженного и наркоконтроля и т.д.

Законом предусмотрено, что в одном государственном органе возможно наличие двух или трех видов государственной службы. Например, в МВД наряду с основной правоохранительной службой имеются должности военной и гражданской службы.

По вертикали система государственной службы Российской Фе­дерации подразделяется на два уровня: высший — федеральная государственная служба и нижний — государственная служба субъектов РФ.

Федеральная государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения пол­номочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная служба субъектов Федерации (только граждан­ская) — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий госу­дарственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государст­венные должности субъектов РФ:

Данные уровни государственной службы объединяет то, что оба они представляют собой профессиональную служебную деятель­ность и обеспечивают полномочия соответствующих государствен­ных структур и должностных лиц. Но федеральная государственная служба профессионально обеспечивает деятельность центральной власти, а региональная — государственной власти своего субъекта Федерации. И госслужащие получают денежное содержание из раз­ных государственных бюджетов — одни из федерального, другие из регионального.

В законе особо подчеркивается, что в системе государственной службы России на федеральном уровне вопросы правового регули­рования и организации государственной службы находятся в веде­нии центра — Российской Федерации. На уровне субъектов Феде­рации вопросы правового регулирования государственной службы находится в совместном ведении центра и субъекта Федерации, а вопросы организации государственной службы — в ведении субъек­та РФ. Важно то, что законодатель разграничил понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной службы. Этим было сказано, что правовая база государственной службы в регио­нах ни в коем случае не должна противоречить общероссийскому законодательству о государственной службе. А вопросы организа­ции региональной государственной службы — ее организационной структуры, названия, штатного расписания, денежного содержания чиновников, дополнительных социальных гарантий — это прерога­тива местных властей. Таким способом было упрочено единство системы государственной службы России как федеративного госу­дарства.

Наряду с нормативно-правовой классификацией системы госу­дарственной службы в научных и методических целях используются и иные ее классификации. Так, существует более широкая точка зрения, согласно которой систему государственной службы состав­ляют следующие ее подсистемы (компоненты): уровни государст­венной службы; виды государственной службы; органы управления государственной службой; реестр должностей государственной службы; правовой статус государственного служащего; законода­тельство о государственной службе.

Таким образом, система государственной службы Российской Федерации представляет собой публичную правовую, социальную и организационную систему, направленную на обеспечение исполне­ния государственными органами и должностными лицами (полити­ками) задач и функций Российской Федерации и ее субъектов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...