Государственное управление как основная функция государственной службы
Любой вид управления объективно обусловлен самим фактом объединения людей и их взаимодействием в рамках такого объединения. Чем больше людей включено в это сообщество, тем сложнее и многограннее их взаимодействия. Народ, объединенный в государство и взаимодействующий в его рамках, создает жизненно важную для исторического существования систему управленческих отношений. Он нуждается в очень высокой по уровню и качеству системе государственного управления. Механизмом этого управления выступает государственная служба, главная функция которой — реализация целей и задач государства и осуществление услуг населению. Поэтому любые практические вопросы государственной службы как инструмента государственного управления приобретают свой истинный смысл лишь в соотношении с государственным управлением и под углом зрения соотношения его с государственной службой. Одним из главных недостатков советской системы государственного управления было то, что1 в государстве и обществе существовали и воспроизводились разрыв, противопоставление, а то и отчуждение между субъектами управления (властью) и управляемым объектом (народом), между управленческой деятельностью политик ков и деятельностью людей по производству материальных, социальных и духовных благ. Этот порок государственного управления в какой-то мере сохранился и сегодня. Особенно глубок этот разрыв между государственным аппаратом и гражданский обществом. В России еще с XIX века существовало как бы два противоположных лагеря, две социальные группы — управляющие и управляемые — с характерными для каждой из них идеалами, ценностями, интересами и целями.
Значимым в этом плане является заявление Президента РФ в его Послании Федеральному Собранию 2005 г.: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса»1. Отсюда многие преобразования, которые предпринимаются в государственном аппарате, по сути, не затрагивают общество, не влияют сколько-нибудь ощутимо на жизнь людей. Власть приспосабливает аппарат прежде всего к своим интересам, реформирует его для себя. Данную негативную тенденцию, безусловно, необходимо ликвидировать. Это можно сделать в ходе осуществляемой административной реформы и реформы государственной службы. В России имеются все ресурсы (исторические, природные, людские, материальные и т.д.) для того, чтобы вывести страну на передовые рубежи в мире в области экономики, науки, культуры, качества жизни. Анализ показывает, что все зависит от качества и уровня управления, прежде всего государственного. Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие государства на общество как систему по реализации государственной власти, целей, задач и функций государства. Целесообразно разграничивать понимание государственного управления в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под государственным управлением понимается публичное управление делами государства и общества, которое осуществляются всеми органами государства и во всех ветвях власти. Это осуществление управленческих функций государства в целом. Его основными субъектами являются полномочные органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные. Их управленческие функции реализуются лицами, занимающими государственные должности (политики). Сущность их действий — осуществление главным образом стратегического управления. Основным в деятельности политиков является выражение интересов определенных социальных слоев и (хотелось бы думать) общества в целом. В узком смысле слова государственное управление — это только исполнительная деятельность государства, его органов и должностных лиц.
Как показывает анализ проблемы, механизм государственного управления структурно включает в себя четыре основных уровня или компонента. Если рассматривать данный механизм в виде властной пирамиды, то первый (верхний) уровень будет занимать концептуальная, научно-теоретическая база государственного управления; второй уровень - нормативно-правовая база государственного управления; третий уровень - организационные основы этого управления в лице государственного аппарата и государственной службы; четвертый уровень — технологический — формы, способы и методы государственного управления. Как видим, государственная служба занимает в этой пирамиде власти и государственного управления центральное (срединное) место, пронизывая своим влиянием все уровни управления. Политики совместно с чиновниками (административной элитой) формируют господствующую идеологию и теорию государственного управления, разрабатывают соответствующую законодательную базу. Государственные служащие наполняют госаппарат и технологически осуществляют процесс государственного управления. В научной литературе встречаются три подхода к определению места и роли государственной службы системе государственного управления: 1) как механизм государственного управления; 2) как институт государственного управления; 3) как обеспечение и исполнение управленческих полномочий государственных органов. К сожалению, эти положения еще не получили предметного раскрытия, поэтому принципиальное значение имеет рассмотрение места и роли государственной службы в системе государственного управления. Исторический опыт показывает, что чем больше содержание, стиль и методы государственной службы проникнуты управленческим началом, тем выше роль и место этой службы в Системе государственного управления. Нередко у нас смешивают понятия государственное управление и государственная служба, ставя между ними знак равенства. На самом деле это разные, хотя и близкие понятия. Как уже отмечалось, государственное управление означает сознательное упорядочение взаимодействия и взаимосвязей людей в процессе жизнедеятельности общества. Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов, то есть иное качество управления. Государственное управление — это главная функция как государства, так и государственной службы. Государственная служба, в свою очередь, выступает механизмом и инструментом государства и государственного управления. Обществу необходимо такое государственное управление, при котором в его системе, главным образом в его субъекте (особенно государственном аппарате), широко и с пользой применяется современная научная мысль, принят свободный творческий поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по различным сферам управления, идет открытое сравнение результатов управления с вложенными затратами. Подобный уровень государственного управления должен отличаться следующими характерными чертами: 1) глубоким учетом в управленческих решениях и действиях объективных условий и субъективных факторов жизни и деятельности, динамики и тенденций их изменения; 2) ориентацией государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей; 3) тесным взаимодействием научной мысли и управленческой практики, общественной экспертизой принципиальных государственных решений и динамики государственной кадровой политики; 4) открытостью и восприимчивостью к новым источникам и ресурсам управления, способностью своевременно создавать и осваивать самые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем новые управленческие технологии;
5) гибкостью и адаптационностью всех элементов управляющей системы, высоким потенциалом ее постоянного самосовершенствования. Разумеется, задача повышения уровня государственного управления является комплексной и требует усилий не только от тех, кто действует в рамках государственной службы. Определяющее место здесь принадлежит политической системе общества, которая призвана найти, воспитать, взрастить, обучить, привести на политические государственные должности людей, имеющих действительно высокие общекультурные, профессиональные и личностные качества. Исключительно важную роль здесь призваны сыграть образовательная система, СМИ, семья и т.д. Но решающий вклад может и должна внести государственная служба. Дело в том, что управление обществом осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которой лежит профессиональная служебная деятельность по исполнению полномочий этих органов, т.е. государственная служба. Практика показывает, что государственная служба выполняет следующие основные задачи государственного управления: • выработка проектов экономического, социального, политического развития страны; • подбор кадров, способных реализовать эту стратегию; • проектирование организационных структур власти; • исполнение принятых решений, анализ, экспертиза, прогнозирование, координация, сбор информации и т.д. Государственное управление в узком смысле слова означает, как уже говорилось, деятельность исполнительных органов власти, осуществление управленческих идей, воплощенных в законах, указах, постановлениях и других нормативных правовых актах. В данном аспекте государственная служба выполняет роль механизма и технологий государственного управления. В конце XX в. прорыв в управлении делами государства был сделан прежде всего на уровне технологий, путем всемерного укрепления государственной службы. Государственное управление является первичной функцией различных ветвей и органов государственной власти. Но если для политиков, высших органов власти Российской Федерации — Администрации Президента, Правительства, Федерального Собрания — государственное управление является только одной из многочисленных социальных функций, то для государственной службы это основная, ведущая функция- В этом коренное отличие государственной службы от государственного управления. Одно из характерных свойств государственной службы — преимущественно управленческий характер деятельности ее кадров. Другое отличие заключается в том, что государственные служащие призваны быть профессиональными управленцами, тогда как от лиц, занимающих государственные должности (политики), этого в большинстве случаев не требуется. Поэтому государственные служащие должны обладать управленческими знаниями, умениями, навыками и способностями. Как свидетельствует опыт других стран, такой подход позволяет рационально соединить людей и ресурсы, добиться высшего уровня эффективности государственного управления.
Нельзя согласиться с утверждением, будто управляют только лица, занимающие политические должности. В этом случае управление сводится к принятию решений. На самом деле управление предполагает и другие социальные действия — сбор, обработку и обобщение информации, подготовку проектов решений, организацию исполнения, координацию деятельности, регулирование и ряд других функций управления, которые осуществляют государственные служащие. Без таких управленческих действий была бы невозможна эффективная работа лиц, занимающих государственные должности. Практика показывает, что нередко среди политической элиты имеют место взгляды на государственную службу как «служанку» политики. На наш взгляд, недооценка роли государственной службы происходит во многом из-за преувеличения нормы Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», которая гласит, что государственная служба — это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, лиц, их замещающих, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Федерации и лиц, их замещающих. В связи с этим некоторые политики и даже ученые утверждают, будто государственная служба — деятельность «второстепенная», «вспомогательная», что это «услужение», а главное — она не носит управленческого характера. С этим согласиться нельзя. Разумеется, в процессе государственного управления разные категории служащих играют неодинаковую управленческую роль. Однако эта роль присутствует, и она всегда жизненно важная, незаменимая. От нее зависит качество решений по важнейшим государственным делам. При этом следует иметь в виду, что элемент «обеспечения» имеется и в работе лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, т.е. политиков. Если разобраться, они тоже «обеспечивают» исполнение этих должностей в соответствии со сложившимся разделением труда в сфере управления государством. Определение сущности государственной службы как управленческой деятельности имеет принципиальное значение прежде всего для системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Если их деятельность носит управленческий характер, тогда и программы учебы должны быть насыщены управленческими дисциплинами, такими, как «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление». Государственные служащие должны овладевать управленческими знаниями, умениями и навыками. Если же мы будем считать, что государственная служба не носит управленческого характера, тогда в учебных программах госслужащих будут другие дисциплины. Профессиональная подготовка и переподготовка по Государственному образовательному стандарту 061000 «Государственное и муниципальное управление» предполагают широкий спектр дисциплин управленческого и правового характера. Между тем процент гражданских служащих, имеющих на сегодняшний день базовое образование по учебной дисциплине «Управление персоналом» или «Государственное и муниципальное управление» ничтожно мал. Управленческое содержание государственной службы имеет важнейшее значение и для прохождения государственной службы: приема на службу, организации конкурсов и испытаний, проведения аттестаций и выбора критериев оценки деятельности государственных служащих. Все эти составные элементы прохождения государственной службы и управления ею следует рассматривать под углом зрения управленческого содержания труда государственных служащих. При этом само выделение гражданских служащих из общей категории служащих, входящих в госбюджетную сферу, происходит по критерию причастности к осуществлению функции именно государственного управления. Трудности понимания управления как функции государственной службы вызываются нередко различием в трактовке понятия «функция». В социологии функцию часто определяют следующим образом: выражение зависимости при взаимодействии между двумя или более переменными факторами; совокупность процессов, происходящих в рамках объекта исследования; желаемый результат социального действия. В юриспруденции функции государственного управления и государственной службы понимаются как вид властных воздействий государства на общественные процессы, как основные направления реализации правовых норм. Представляется, что к государственной службе наиболее близко подходит определение функции как обязанности, направления деятельности, задачи в системе государственного управления, Любая функция государственного управления имеет правовую форму, которая выражается в разработке проектов законов и других нормативных правовых актов, реализации законов государства, соблюдении законодательства, предупреждении нарушений законности. Применяя отраслевой критерий, можно сгруппировать управленческие функции гражданской службы следующим образом: • организационно-регулирующие; • информационно-аналитические; • стимулирующие; • контрольные; • Воспитательные; • регулятивные; • охранительные. В качестве признаков, отличающих государственную гражданскую службу как управленческую профессиональную деятельность в системе государственного управления можно назвать следующие. 1. Государственная служба — это форма организации аппарата с целью выполнения задач государственного управления. Государственные служащие активно участвуют в выработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику государства, предметно занимаются подготовкой предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений по вопросам, требующим государственного регулирования. 2. Работа с кадрами государственного аппарата — важнейшее направление государственного управления и государственной службы, которое называется «кадровое управление». Эта работа ведется с целью совершенствования государственного аппарата, обоснования и реализации квалификационных требований, прогнозирования потребности в кадрах, комплектования и развития аппарата государственных Органов путем организации конкурсов по замещению вакантных должностей, квалификационных экзаменов, аттестаций, установления материальных стимулов службы (размеров денежного содержания, премий, пенсий, и др.), разработки норм, регулирующих прием, увольнение, продвижение по службе, профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих. 3. Государственная служба является подсистемой общей публичной системы управления политическими, социальными и экономическими процессами. В соответствии с этим в содержание государственной службы входит реализация программ социального и экономического развития страны в целом и регионов в отдельности, исполнения законов государства, бюджета страны. Через государственную службу осуществляется регулирование рыночной экономики. 4. Государственная служба выполняет ряд важных социальных задач государственного управления: производство социальных услуг, реализация интересов, прав и свобод граждан; разрешение социальных конфликтов и т.д. Совокупность норм, регулирующих сферу жизни и труда людей, позволяет рассматривать государственную службу как один из важнейших социальных институтов в системе публичного управления делами государства и общества. 5. Государственная служба как управленческая деятельность имеет свою цель, средства, формы и методы реализации, свой процесс и результат. В соответствии с действующим законодательством целью деятельности государственных служащих является обеспечение исполнения полномочий государства, государственных органов и должностных лиц. Средства достижения этой цели включают: управленческие решения, организационные, контрольные и стимулирующие действия по регулированию деятельности и поведения физических и юридических лиц. Результат государственной службы — прогрессивное развитие тех сфер общественной жизни, которые входят в компетенцию государственного органа. 6. Важным направлением развития государственной службы как управленческого института является освоение современных технологий управления. На базе этих технологий должна строиться исполнительная власть и государственная служба в процессе их организации и реформирования. Основным каналом освоения новых управленческих технологий призвана стать система профессионального развития государственных служащих — профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки. 7. Государственная служба носит управленческий характер, поскольку ее организация строится в соответствии с достижениями науки теории управления. В соответствии с этой наукой важнейшими чертами государственной службы являются: четко установленная иерархия должностей; точное определение должностных функций; подбор и назначение кадров на основе служебного контракта с учетом способностей, профессиональной квалификации, нравственных качеств; исполнение должности в качестве единственного и главного занятия служащего; наличие «карьеры» в виде системы продвижения согласно заслугам; строгая дисциплина, контроль, ответственность. В современный период основные новации в государственной службе также связаны с достижениями науки управления, и прежде всего менеджмента. Веберовская рациональная модель построения государственного аппарата дополняется теорией неформальных организаций, идеями открытости системы государственного управления, ее децентрализации и менеджеризации. 8. В конечном счете государственное управление сводится к выработке, принятию и реальному исполнению управленческих решений. В них сосредоточиваются замысел и потенциал управляющих воздействий. Но чтобы он состоялся, ему должна предшествовать сильная экспертная аналитико-прогностическая работа. Это прерогатива государственной службы, которая таким способом принимает активное участие в выработке управленческих решений. Таким образом, государственное управление, опирающееся на государственную власть, является основной функцией государственной службы. Это отражается на ее целях и задачах, организации, составе и профессионально-управленческом развитии кадрового состава, социалъном и правовом статусе государственных служащих. Государственная служба является механизмом и технологией государственного управления. При этом обеспечивающий характер государственной службы ни в коей мере не означает ее второстепенности в системе государственной власти и не меняет ее управленческой сущности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|