Государственная служба как правовой институт
Говоря о государственной службе Российской Федерации как правовом институте, следует прежде всего сказать о ее законодательной базе. История существования российской государственности насчитывает более тысячи лет, но нормативное, законодательное урегулирование государственной службы начинается с Табели о рангах Петра Великого. В настоящее время в Российской Федерации государственная служба в целом регулируется двумя общефедеральными законами, двумя десятками указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем было в монархической России. На начало XX в. российское законодательство насчитывало около 200 крупных нормативных правовых актов, которые регулировали государственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т.д.). Еще более обширно современное законодательство о государственной службе в США, Германии, Франции, Японии, других странах. Законодательство о государственной службе образуют прежде всего нормы права, т.е. нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном. На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и некоторые другие федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов Федерации вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов РФ. Из перечисленных источников законодательства России о государственной службе вытекает, что это законодательство имеет конституционное происхождение. Теперь обратимся к конкретным источникам, и прежде всего к Конституции РФ. В ней мы не найдем отдельного раздела или хотя бы статьи, регламентирующей основы государственной службы России. Понятие «государственная служба» в ней упоминается всего три раза: в ст. 32, где говорится, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, в ст. 71, где сообщается, что к ведению РФ отнесена федеральная государственная служба, и в ст. 97, в соответствии с которой «депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе». Но это вовсе не означает, что этими положениями исчерпываются значение и возможности Конституции РФ для государственной службы. Важно видеть не только текст, букву Конституции, но и ее дух, смысловое значение. В действительности она содержит исходные основы и принципы организации и функционирования российской государственной службы, кадровой политики в системе государственной службы, а также основы правового положения государственных служащих современной России. В ней, в частности, закрепляются: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности высших должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч, 2 ст. 46 и др.).
Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. Конституция в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. Такой подход мы наблюдали в Законе РФ от 1995 г. В новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. введено важное положение, дополняющее конституционную норму и укрепляющее вертикаль исполнительной власти в стране. В п. 4 ст. 2 разделяются понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной гражданской службы. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, как и прежде, находится в ведении федерального центра. Что касается гражданской службы субъектов Федерации, то теперь ее правовое регулирование находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация — в ведении субъекта Федерации, т.е. в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. Федеральное законодательство о государственной службе представлено законодательными актами двух уровней. Первый уровень — это законы. На первом месте стоит базовый Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», вступивший в юридическую силу 27 мая 2003 г. Он определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой. На втором месте находится Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Это первый из так называемых видовых законов. В ближайшее время ожидается принятие новых федеральных законов о военной и правоохранительной службе.
Особый правовой статус других видов государственной службы устанавливается специальными нормативными актами, например, федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «О федеральных органах налоговой полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и т.д. Пока не приняты новые видовые федеральные законы, эти акты регулируют отдельные виды государственной службы — в основном военную и правоохранительную. Но первые два закона, являясь базовыми, регулируют общие основы российской государственной службы. Второй уровень федерального законодательства — подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Это указы Президента и постановления Правительства РФ, которые играют большую роль в деле оперативного регулирования нашей государственной службы. В ряду президентских указов, регулирующих государственную службу РФ, в первую очередь следует выделить указ Президента РФ № 1336 от 19 ноября 2001 г. «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской федерации (2003— 2005 годы)». На основании этого документа в стране осуществляется реформирование государственной службы, целью которого является повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов й уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Из последних указов Президента РФ о гражданской службе следует отметить Указ № 159 от 16 февраля 2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и цикл указов от 1 февраля 2005 г.: № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими».
Эти и ряд других нормативно-правовых актов дополняют и конкретизируют нормы и положения законов о государственной гражданской службе. Сейчас, например, ожидаются указы Президента РФ о кадровом резерве, о федеральном органе по управлению государственной службой РФ. Современное законодательство России о государственной гражданской службе создает единую общефедеральную правовую базу гражданской службы Российской Федерации, обеспечивает возможность придания ей профессионального характера, способствует утверждению единой системы государственной службы Российской Федерации. Впервые нормативное определение понятия «государственная служба» было дано в Законе N° 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». При этом за основание определения был взят не правовой, а профессионально-деятельностный, т.е., по сути, социологический аспект, хотя в нем, безусловно, присутствует и правовое содержание. В Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» дается более широкое толкование понятия государственной службы, но принципиальный подход остался прежним: государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государства, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (то же самое на уровне субъектов РФ)1. На чем акцентирует внимание законодатель в формулировке действующего законодательства? Каково ее правовое содержание? Во-первых, в определении «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется слово «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства. Все эти моменты регулируются правом.
Во-вторых, следующим существенным признаком понятия государственной службы названа профессиональная служебная деятельность. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба — это особый вид профессиональной деятельности, который обеспечивает решение задач государственного управления. Госслужащий — не просто работник, а человек государственный, представляющий и защищающий государственные интересы. В-третьих, государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц. В существующей юридической и административной практике в России иногда превратно понимают этот тезис — как обслуживание тех, кто занимает высшие должностные посты. Это неверный подход, поскольку госслужащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а государству и обществу, российской Конституции. Термин «обеспечение исполнения» подчеркивает тот факт, что к государственной службе, согласно действующего законодательства, относятся не все государственные должности и должностные лица, а только категории государственных должностей госслужбы — «руководитель», «помощник (советник)», «специалист» и «обеспечивающий специалист». Политические должностные лица к государственной службе не относятся. Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обязанности государственных органов. В-четвертых, государственная служба, как свидетельствует определение, это публичная служба, поскольку она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Точнее говоря, государственная служба — это служба государству, а через него Родине, а не отдельным начальникам, партиям или кланам, фирмам и группировкам. В-пятых, госслужба осуществляется в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься лишь в государственных органах. Не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях, не относящихся к государственным должностям государственной службы (технические работники). Не являются государственными служащими и работники госбюджетной сферы — врачи, учителя. Государственная служба многочисленными нитями связана с правом, которое закрепляет, узаконивает ее основы и принципы. Государственная служба как правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур (государственных органов) и государственных служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих. Государственная служба как правовой институт имеет свои особенности, идентифицирующие ее правовой характер. 1. Главной задачей и целью государственной службы является реализация в жизнь Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение правопорядка и законности в стране, а также решение других масштабных задач — обеспечение национальной безопасности, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и т.д. Это прежде всего правовые приоритеты. Такие функции эффективно может выполнять только высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и хорошо подготовленный в правовом отношении аппарат государственных органов. 2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе государственного закона, т.е. специального законодательства, имеющего свои источники (формы), а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы. Таким образом, государственная служба зиждется прежде всего на правовой основе и регулируется только ею. 3. Как государственная служба, так и государственные служащие имеют правовой статус. В статусном наборе госслужащего — личностном, профессиональном, должностном, нравственном — правовой статус, на наш взгляд, является ведущим. 4. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняя по его поручению и за плату работу по реализации функций государства. Эхо политико-правовой аспект деятельности. Хотя служащие и занимают государственные должности в конкретных государственных органах и реализуют полномочия именно тех органов, в которых они в данный момент состоят на службе, тем не менее государственную службу нельзя понимать как службу конкретным «государственным органам» или «должностным лицам». 5. Согласно нашей Конституции главное назначение государства, а значит, и государственной службы — это соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Правовые нормы, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновников на выполнение именно этой задачи. При этом важно учитывать, чтобы адекватно, разумно оценивались и согласовывались интересы гражданина и интересы государства. 6. Лицо, находящееся на службе у государства, подпадает под специальный правовой режим. Наряду с должностными правами, обязанностями и социальными гарантиями, служащий имеет довольно серьезные правовые ограничения, связанные с государственной службой. Всем этим государственная служба как правовой институт отличается от других ее граней. Государственная служба как правовой институт имеет свои специфические цели и функции. Понятия целей и функций государственной службы как правового института в нормативном порядке не определены. В специальной литературе этот вопрос имеет лишь постановочный характер. С точки зрения функционального предназначения можно выделить следующие цели государственной службы как правового института: • создание и развитие нормативно-правовой базы государственной службы; • создание системы юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения государственной службы; • определение и реализация правового статуса государственной службы и государственных служащих; • упорядочение работы государственного аппарата (нормативно- правовые акты вводят государственную службу в правовое поле); • установление правовых требований к функциям и правомочиям по государственным должностям; • определение административной, дисциплинарной и иной ответственности госслужащих; • обеспечение правовых гарантий социальной защищенности государственных служащих. В деятельности гражданских служащих осуществляются функции государства. На этом основании некоторые авторы полагают, что функции государственной службы адекватны функциям государства. С этим мнением согласиться нельзя. В наиболее общем виде функции государства — это основные направления его деятельности по управлению делами общества. Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Общими функциями государственной службы, как известно, выступают такие как: управленческая, административная, регулирующая, организационная, информационно-аналитическая, контрольная, материально-техническая. Наряду с этим государственная служба как правовой институт имеет свои специфические функции. 1. Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов по управлению государством и обществом. Применение законов на практике — это огромное поле деятельности исполнительной ветви власти и прежде всего ее государственной службы. Данная функция осуществляется посредством фактического исполнения полномочий государственных органов и принятия организационных мер, используя методы убеждения, стимулирования и принуждения. Задача государственной службы состоит в том, чтобы в процессе реализации текущего законодательства в жизнь обеспечить согласование различных интересов, имеющих место в обществе, обеспечить интересы всех социальных слоев. 2. Правотворческая функция. Она выражается в законопроектной деятельности, а также в экспертной, аналитической, справочной работе государственных служащих в процессе подготовки законопроектов. Это прежде всего разработка и сопровождение принятия нормативно-правовых актов аппаратом Государственной Думы и Совета Федерации РФ. Государственная служба занимается также подготовкой и экспертизой законопроектов в представительных собраниях субъектов РФ. Данная функция проявляет себя и в госслужбе исполнительной ветви власти в ходе разработки правовых актов министерств и ведомств, их подразделений (приказов, распоряжений, инструкций), не носящих нормативного характера. 3. Правозащитная функция. Она носит двойной характер: во-первых, обеспечение законности и правопорядка внутри государства и общества и, во-вторых, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Государство через свою государственную службу, правоохранительные органы поддерживает внутри общества режим законности и правопорядка. Данная функция является в равной мере функцией и государства, и государственной службы. В новых политических условиях государство повернулось лицом к гражданскому обществу, государственная служба — к человеку. Если прежде центр тяжести в работе государственной службы приходился на планирование производства, его организацию и затем на распределение произведенного продукта, то теперь он переместился в сферу не командной, а распорядительно-координационной деятельности, регулирования экономики, социальной жизни. В силу этого гражданин стал больше соприкасаться с государственной службой, которая призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать уровень правовой защиты личности. Все эти функции государственной службы реализуются в публично-правовой форме. Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя право применение и правоохрану. Итак, государственная служба РФ строится и функционирует в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это придает ей параметры крупнейшего публично-правового института, имеющего решающее значение в процессе осуществления государственной власти. Можно сказать, что на сегодняшний день в России создана правовая база государственной службы Российской Федерации. Нормативно определена и установлена система государственной службы РФ, характерная видовой и уровневой классификациями. Законодательно отрегулирована государственная гражданская служба. По новому урегулированы взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти, а также между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Новое законодательство создает правовые основы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом центрального и местного чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Оно направлено на повышение уровня квалификационных требований к гражданским служащим, к выполнению ими своих обязанностей, на обеспечение их правовой и социальной защищенности. Но в деле создания и совершенствования современной качеств венной правовой базы отечественной государственной службы предстоит еще большая работа. Мы видим отставание развития нормативной правовой базы российской государственной службы от потребностей общества, которое обусловлено рядом причин: не* определенностью функций работников государственного аппарата, стремлением решать кадровые вопросы не правовым путем (подкупом, связями, давлением), ограниченностью перспектив карьеры. Существуют обстоятельства и субъективного характера: отсутствие реальных и полномочных органов управления государственной службой как правовым институтом; слабое привлечение научных учреждений к разработке и экспертизе законодательств о государственной службе; игнорирование зарубежного опыта. Таким образом, система государственной службы — это прежде всего правовая система. Поэтому государственная служба представляет собой правовой институт. Современное законодательство устанавливает правовые основы российской государственной службы и правовой статус ее служащих. Эффективность государственной службы в первую очередь определяется уровнем и качеством разработки ее законодательной базы. Построение правового государства возможно только на прочной правовой основе государственной службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|