Реформирование системы государственной службы России
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Реформирование — постепенное изменение, преобразование, переустройство кого или чего-нибудь посредством реформ. Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Проводимая административная реформа призвана оптимизировать деятельность структур государственной власти и государственного аппарата, привести в соответствие количество его полномочий качеству власти. Перестройка государственной службы Российской Федерации идет параллельно с административной реформой, являясь ее центральным элементом. Реформирование государственной службы рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства. Смысл реформирования государственной службы понимается сегодня гораздо шире, нежели просто совершенствование системы государственного управления. Многие политики и ученые, говоря об административной реформе, используют такие выражения, как «административная революция», «постбюрократическая революция», «менеджериальная революция». Необходимость в реформировании государственной службы России назревала давно. Возникнув с появлением нового государства — Российской Федерации, наша административная власть прошла хотя и небольшой по историческим меркам, но интенсивный, сложный и противоречивый путь своего генезиса и развития. Специалисты насчитывают четыре этапа: этап первоначального становления (декабрь 1993 — июль 1995 г.), этап правового оформления (июль 1995 г.), этап правового и организационного развития (июль 1995 — август 2001 г.), а с августа 2001 г., с момента утверждения Президентом РФ Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, наступил этап ее дальнейшего развития и реформирования.
Реформирование государственной службы обусловлено процессами общецивилизованного характера. Государственный аппарат — важнейший элемент социума. Именно в этом плане мы должны рассматривать его реформирование — с точки зрения стратегии общественного развития. В результате реформирования государственная служба должна стать комплексным, правовым, социальным и организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства и его органов. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими проведение реформы государственной службы, являются: • Концепция реформирования системы государственной службы РФ, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г.; • Федеральная программа «Реформирование государственной службы РФ (2003—2005 годы)», утвержденная Указом Президента РФ № 1336 от 19 ноября 2002 г.; • Указ Президента РФ № 824 от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах»; • Указ Президента РФ № 910 от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления». На основании президентского Указа № 910 была создана и функционирует Межведомственная рабочая группа по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления (руководитель — В.П. Иванов, помощник Президента РФ; заместитель — Л.И. Брычева, начальник Государственно-правового управления Президента РФ; ответственный секретарь — С.Д. Савченко, заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы). Структура Федеральной программы реформирования государственной службы включает:
• паспорт Программы (цель, задачи, сроки реализации, основные мероприятия, объемы и источники финансирования, заказчики, исполнители, контроль); • шесть разделов (содержание проблемы; цель, задачи и сроки реализации Программы; система мероприятий, предусмотренных Программой; ресурсное обеспечение Программы; реализация Программы; контроль за ходом выполнения предусмотренных мероприятий); • перечень мероприятий, предусмотренных Программой. Цель Программы — повышение эффективности государственной службы РФ в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на госслужащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Задачи Программы реформирования государственной службы: 1) создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы; 2) определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов; 3) внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы; 4) обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; 5) применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условии для их должностного роста; 6) внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; 7) создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей; 8) обеспечение развития системы управления государственной службой. Сроки реализации были определены на 2003—2005 гг. Ввиду того что Федеральная программа реформирования государственной службы РФ не была выполнена в полном объеме, в конце 2005 г. указом Президента РФ она была продлена до 2007 г. включительно.
Основная причина перехода к широкомасштабной реформе государственной службы — ее слабая эффективность, недостаточная результативность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Сложившееся состояние государственной службы порождала масса нерешенных проблем и негативных тенденций. Проблемы и негативные тенденции российской государственной службы заключаются в следующем: • нарушение принципа единства государственной службы, отсутствие целостной системы государственной службы; • наличие противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе; • неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы; • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности; • слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных программ и проектов; • низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества; • недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы; • сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих; ' • низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней; • отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений на государственной службе; • информационная закрытость деятельности органов государственной власти; • зависимость поступления граждан на государственную службу и их должностного роста в большей степени от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств; • частая смена руководителей государственных органов, что нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих;
• неудовлетворительное во многих случаях качество подготавливаемых документов; • ослабление прежних норм морали и идеологического воздействия, регулировавших поведение работников органов государственной власти и ставивших барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Учитывая множественность проблем реформирования государственной службы, можно предложить основания для их классификации. Если взять, например, взаимосвязи в системе государственной службы между различными ее элементами, уровнями и внутри них, то мы получим такие виды противоречий, как системные, структурные, функциональные, статусные, организационные, процессуальные и т.п. За каждой из этих групп, каждым из противоречий в отдельности стоит проблема функционирования. Ко всему сказанному необходимо добавить, что к проблемам государственной службы относятся те, что обусловлены не только ее внутренним содержанием, но и взаимодействием с внешней средой, в частности те, которые связаны с обеспечением необходимых условий функционирования государственной службы. Положив в основу классификации проблем государственной службы ее функционирование, получим две группы проблем. Первая группа — собственно проблемы функционирования государственной службы: нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне; несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и т.д. Вторая группа — проблемы обеспечения функционирования государственной службы: наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе; неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи' государственной и муниципальной службы; низкая эффективн6стьл правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества и т.д. На фоне этой классификации становится очевидно, что в перечне проблем, сформулированных в Программе реформирования, отсутствуют системные и организационные проблемы, а структурные и статусные представлены слабо. Главными направлениями реформирования государственной службы современной России в соответствии с Концепцией и Федеральной программой были выбраны: • создание комплексной нормативно-правовой базы регулирования государственной службы; • разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы в целях оптимизации состава государственных служащих;
• выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы, по рациональному использованию современных информационных технологий; • внедрение программ подготовки кадров и профессионального развития государственных служащих; • формирование системы управления государственной службой РФ; • использование отечественного и передового зарубежного опыта государственной службы и государственного управления. Наряду с этим можно назвать еще ряд направлений перестрой ки нашей административной власти: признание неустранимости политической роли бюрократии и поиск новых форм контроля над ней со стороны гражданского общества, оптимального сочетания политических и профессиональных начал в администрации; уменьшение роли вертикальной иерархии, развитие функциональных органов, «плоских» структур, организаций и т.п.; ограничение значимости традиционной административной «лестницы чинов»; подъем культуры государственного управления, внедрение принципов менеджмента в деятельность госаппарата, перевод его части на рыночные принципы функционирования; децентрализация, стремление к удешевлению, сокращение госаппарата; стремление сделать государственную службу максимально «прозрачной» и «отзывчивой» на общественные ожидания и требования. В какой мере и каким образом необходимо учитывать эти тенденции в реформировании государственной службы в России — проблема, требующая своего решения. Говоря об использовании отечественного и зарубежного опыта государственного управления и реформы государственной службы, хотелось бы подчеркнуть, что к его изучению и адаптации к российским условиям необходимо подходить системно. При этом необходимо учитывать своеобразие исторического этапа и тенденции развития государственной службы в схожих по условиям странах или группах стран. Практика последних лет показывает, что, к сожалению, не все данные направления уверенно претворяются в жизнь. В области государственной службы есть еще много проблем, противоречий и трудностей организационного, правового, социального, финансового характера. Анализ Программы реформирования государственной службы показывает, что она не лишена недостатков. Так, согласно методологии социального прогнозирования и проектирования, цели вытекают из проблемы и отражают ее. Однако в тексте Программы цель сформулирована шире по сравнению с проблемами реформирования: повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих; развитие ресурсного обеспечения государственной службы. То есть в цель дополнительно включено «повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней и оптимизация затрат на государственных служащих». Не вполне понятен и тот факт, что эта цель вообще не названа целью реформирований государственной службы, а только целью Программы. Кроме того, в ее формулировку не вошло содержание цели реформирования государственной службы, присутствующее в Концепции реформирования государственной службы РФ, а также в тексте Указа Президента, утверждающего Программу реформирования государственной службы: повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Рассогласование проблем и целей реформирования в указанных документах в лучшем случае можно рассматривать как технологические издержки, возможные при их подготовке. Но, скорее всего, это было сделано сознательно — для упрощения целей и задач, снижения уровня радикальности и последствий преобразований. И тем не менее за последние два года была проделана большая работа по реализации в жизнь концепции реформирования государственной службы — и в законодательном, и в организационном отношении. В течение последних четырех лет сделано многое для снятия имевшихся много лет внутренних противоречий и пробелов в регулировании ряда ключевых вопросов государственной службы — поступления на государственную службу, порядка ее прохождения, регламентации деятельности чиновников, их пенсионного обеспечения, государственных гарантий и т.д. Государственная служба в России существует и выполняет свои функции. Другое дело, что выполняет не в полной мере, недостаточно эффективно, не всегда доходит до каждого гражданина и отвечает его интересам. И сегодня, когда страна подошла к новому этапу в развитии современного российского государства и обладает более широкими возможностями в решения масштабных, общенациональных задач, она вправе ставить перед собой действительно долгосрочные цели, в том числе и в реформировании государственной службы. Главным вектором реформирования государственной службы Российской Федерации, на наш взгляд, должно быть приведение государственной службы в соответствие с потребностями дальнейшего развития рыночной экономики в России и укрепления политической системы страны, развития гражданского общества. Результат будет во многом зависеть от нашей способности осознать имеющиеся проблемы в сфере государственного управления и государственной службы, сформулировать стратегические цели и тактические задачи, а также от наличия и приложения политической воли, решимости, настойчивости и умения преодолевать препятствия. В этой связи необходимо прежде всего уточнить стратегическую цель реформирования государственной службы, которая должна вытекать из уяснения ключевой проблемы. А проблема эта, на наш взгляд, заключается в изменении места и роли государственной службы во взаимодействии государства и общества, регулировании общественных процессов. По сути, это вопрос об изменении места и роли власти в обществе. Сегодня в нашей стране в основе общественного развития находится государственная власть, но в перспективе должно быть гражданское общество, которому необходимо еще развиваться и укрепляться. И без реформы политической системы, реформы государства, государственной службы гражданское общество не сможет взять на себя функции государства, а это значит, что последнее не станет эффективным и конкурентоспособным. И все разговоры на этот счет останутся бесплодными, прикрывающими неспособность и неготовность политической элиты пойти на радикальные преобразования. Другой не менее важной составляющей реформы государственной службы является, на наш взгляд, изменение положения и роли государственного служащего в системе государственной службы. В федеральных законах о государственной службе этой проблеме уделяется заметное внимание. Вместе с тем у самих служащих существует тревога за исход этих изменений, поскольку стремление регламентировать государственную службу и ограничить ее функции обеспечением полномочий государственных органов может оказать негативное влияние на созидательную энергию, предприимчивость и волю государственных служащих. Нельзя допустить, чтобы из сферы государственной службы ушла социальность, как она уходит из сферы финансов и экономики, тем более что в конечном счете реформа государственной службы, по некоторым высказываниям, с которыми следует согласиться, имеет своей целью повышение социальной эффективности воспроизводственной деятельности общества. Именно на эту цель должны быть сориентировано решение проблем реформирования государственной службы и такие вопросы, связанные с повышением ее эффективности, как социальные и правовые основы государственной службы* эффективность кадровой политики и регулирование социально-трудовых отношений, финансово-экономическое обеспечение государственной службы. Следовательно, вектор преобразований в государственной службе, должен быть направлен на повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. В этом состоит ее генеральная, стратегическая цель. Именно под эту стратегическую цель и необходимо выстроить систему задач. Кстати, если с этой точки зрения посмотреть на задачи и направления, а также на систему программных мероприятий реформирования государственной службы, сформулированные в Программе реформирования государственной службы РФ, то они, повторяя друг друга, ничего принципиально нового или оригинального не содержат, кроме «внедрения новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рационального использование ресурсов в системе государственной службы» и «обеспечения открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства». В этой связи не является очевидным применение к данным задачам термина «реформа». Следует также заметить, что данные мероприятия изложены без указания на то, кто это должен делать, к какому сроку и т.д., за исключением общих положений о заказчиках, которые должны разработать технические задания на проведение конкурсов и тендеров на реализацию мероприятий. Ряд проблем имеется и на региональном уровне. Прежде всего это проблема наполнения федерализма необходимыми для регионов полномочиями и ресурсами, возрождение субъектности российских регионов. Другая проблема — учет природно-географической, административной и этнодемографической специфики регионов. Скажем, управление такими территориями, как Чечня иди Калининградская область, — это разные вещи. То же можно сказать и о геополитике или миграционной политике в Москве, на Юге России и Дальнем Востоке. Для решения этих и им подобных проблем на региональном уровне требуются квалифицированные кадры политических руководителей. То, что местное самоуправление отделено от государства, вовсе не означает, что его можно вывести за рамки реформы государственной службы. Более того, местное самоуправление должно было стать фундаментом реформы государственной службы. Ведь государство начинается там, где заканчивается местное самоуправление. Государство берет на себя все те функции и задачи, которые не под силу местному самоуправлению, или оно может их решать более эффективно. Разумеется, ничего необходимого для осуществления своих функций (полномочий, денег и т.п.) государство у местного самоуправления отбирать не должно. Проблема состоит в том, чтобы правильно определить грань между местным самоуправлением и территориальными органами государственной власти. Возможно, эта грань должна быть подвижной, учитывать особенности территориального деления и плотность населения, проживающего в субъектах Российской Федерации. Наконец, надо законодательно разграничить вопросы местного самоуправления, с которым непосредственно связано развитие гражданского общества, и местного государственного управления, четко определить сферы компетенции местной власти, порядок ее подчиненности вышестоящим уровням и механизмы контроля со стороны населения и государственных органов. Очевидно, этим проблемам необходимо уделить пристальное внимание на очередном этапе реформы административной власти (в 2006—2007 гг.). Его смысл — в фактическом избавлении от размытого «предметы совместного ведения» и четком закреплении за каждым уровнем власти полномочий и средств на их выполнение. У власти независимо от ее уровня не должно быть обязательств, не обеспеченных финансово. Все еще за рамками реформы государственной службы остается проблема взаимоотношений государства и бизнеса. Ее решение зависит не столько от государственных служащих, сколько от высшей государственной власти и сообщества предпринимателей. Надежды на то, что административная реформа и реформа государственной службы поможет государству уйти из бизнеса, все еще живут. Эти надежды связаны с введением стандартов административных услуг, установлением определенного регламента в работе органов власти и, таким образом, облегчением предпринимательской деятельности, порядка получения лицензий. По сути, речь идет о создании нового типа государства — государства-служащего, которое представляет административные услуги в соответствии со стандартами и регламентами. Дальнейшие шаги реформы государственной службы, т.е. достижение поставленных в ней целей и задач, зависит от ряда обстоятельств, которые ныне мешают ей. К ним следует прежде всего отнести коррупцию, существующую во всех видах государственной службы и на всех ее уровнях. Факты говорят, что коррупция глубоко проникла в административные, правоохранительные и даже судебные органы страны. Ее масштабы и последствия стали столь велики2, что поставили под угрозу само существование России как единого федеративного государства. По мнению экспертов, усложняет задачу реформы государственной службы отсутствие системности, «несинхронность проводимых реформ в сфере государственного и муниципального управления», в частности отставание федеральной реформы: изменения системы отношений между управлением и властью, разделение ответственности и компетенции между уровнями и субъектами управления и власти3. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему этики поведения чиновников. Ведь выбор — поступить по закону или нарушить его — чиновник в конечном счете делает сам. В США, например, есть Управление по правительственной этике. Главу этого учреждения назначает Президент. Его главная функция — разработка этических норм, которые должны выполнять государственные служащие исполнительной власти, и надзор над высокими правительственными чиновниками, представление информации о нарушении госслужащими этического кодекса в ФБР, которое занимается расследованием проступков государственных служащих. В США не считается зазорным сообщать в правоохранительные органы о том, что какой-то чиновник совершает мошенничество или превышает свои полномочия. Есть даже специальный надзорный комитет, который следит за тем, чтобы потом информаторы не подвергались репрессиям. В России же подобная практика воспринимается с большим подозрением1, а разработка аналогичного кодекса поведения государственных служащих и рассмотрение его в Государственной думе не приветствуются. Однако государственная служба должна регулироваться не только юридическими, но и этическими нормами, чтобы конфликт чиновника с обществом не перешел в правоохранительную плоскость. И он вправе рассчитывать на то, что общество и закон защитят его от непродуманного шага, подскажут правильное решение в трудной ситуации. В этой связи Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено создание непосредственно в государственных органах комиссий по разрешению конфликта интересов, а в созданном при Президенте РФ Совете по борьбе с коррупцией Комиссии по разрешению конфликтов интересов для высших чиновников — от уровня замминистра и выше. В ходе проводимой реформы государственной службы выявились серьезные проблемы концептуального, правового и организационного характера. Их понимание и преодоление — основа дальнейшего прогрессивного развития российской государственной службы. Что необходимо сделать для ускорения реализации Федеральной программы реформирования нашей государственной службы? Прежде всего необходимо повысить темп реформирования. Целесообразно, на наш взгляд, активизировать работу соответствующих комиссий по разработке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусмотренных Федеральной программой: о государственной военной службе, государственной правоохранительной службе, муниципальной службе. Также следует обратить внимание на принятие соответствующих нормативно-правовых актов по кадровому резерву государственной службы, ряду других документов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Для реализации этого Закона предстоит подготовить проекты 28 подзаконных нормативных актов, среди них 21 указ Президента РФ и семь постановлений Правительства РФ3. Указами Президента РФ закреплены такие важные моменты государственной службы, как примерная форма служебного контракта, Реестр государственных должностей федеральной гражданской службы, положения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей, аттестации, квалификационного экзамена и т.д. Постановления Правительства РФ касаются вопросов медицинского страхования федеральных гражданских служащих, получения федеральным гражданским служащим субсидий ан приобретение жилья, порядка и условий размещения заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Поскольку реформирование государственной службы есть управление ею, следует в первоочередном порядке создать реально действующую систему управления Государственной службой РФ, создав прежде всего полномочный федеральный государственный орган по управлению государственной службой, подведомственный непосредственно Президенту страны. Этот межведомственный политико-административный орган должен иметь координационные, распорядительные и контрольные полномочия. На взгляд специалистов, реализация Федеральной программы с учетом ее продления до 2008 г. в конечном счете обеспечит: • создание единой целостной системы государственной службы Российской Федерации с учетом социально-политических, экономических, культурных и национальных особенностей страны; • кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государственности, развития гражданского общества и обеспечения достойного уровня жизни каждого гражданина страны; • формирование высокопрофессионального штата государственных служащих, владеющих современными управленческими и информационными технологиями; • создание современной системы управления государственной службой Российской Федерации. В итоге новые подходы, которые реализуются в ходе реформирования государственной службы, должны обеспечить приведение системы государственной службы в соответствие со сложившимися социально-политическими, экономическими, культурно-историческими условиями и между народно-правовой практикой. Таким образом, государственная служба Российской Федерации представляет собой публичную правовую, социальную и организационную систему, направленную на обеспечение исполнения государственными органами и должностными лицами задач и функций Российской Федерации и ее субъектов. Имея уровневую и видовую классификации, система государственной службы России строится и функционирует на основе ряда общих принципов конституционного и организационного характера. Система государственной службы — не статический социально- правовой институт. Она находится в динамике, развитии, реформировании. На пути развития системы государственной службы современной России мы столкнулись с рядом серьезных проблем концептуального, правового и организационного характера. Их понимание и преодоление в процессе проводимых реформ — залог дальнейшего прогрессивного развития государственной службы нашей страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|