Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
Государственная служба — явление многогранное, ее можно и следует рассматривать с разных сторон. Одной из таких граней является ее деятельностная сторона. Это очень важная сущностная характеристика административной власти, раскрывающая ее профессионально-деятельностный потенциал. Не случайно данной проблеме в теории и практике государственной службы уделяется повышенное внимание. Профессионально-деятельностной стороне государственной службы посвящены труды ряда ученых-специалистов, и прежде всего профессора А.И.Турчинова. Именно профессиональная деятельность как, черта государственной службы, была официально закреплена в Российской Федерации законодательно еще в 1995 г. в первом федеральном законе о государственной службе. Государственная служба — это не просто работа или деятельность. Это профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от всех других видов практической и духовной деятельности человека. Опыт показывает, что государственная служба носит профессиональный характер по целям и качеству выполняемых действий, по эффективности исполнения своих функций. В то же время она носит политико-административный характер по результатам своей деятельности и правовой характер по своей сути. В современном законодательстве России, в частности Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1, п. 1), государственная служба определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: 1) Российской Федерации; 2) федеральных органов государственной власти;
3) лиц, замещающих должности Российской Федерации; 4) субъектов Российской Федерации; 5) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 6) лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». Не умоляя роли и значения государственной службы как системы, как института, как публично-правового отношения, законодатель акцентирует внимание на профессионально-деятельностной стороне этого явления. Поэтому все аспекты регулирования государственной службы, связанные с ее профессионально-служебным характером, в рамках данной темы особенно актуальны. До 1995 г. понятие «государственная служба» использовалось, как правило, в широком смысле — как любая профессиональная умственная и организаторская деятельность человека (работника) в любой государственной организации — в органе государственной власти, в государственном учреждении, на государственном предприятии1. В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти. Именно такой подход был взят за основу нашими законодателями в 1995 г., когда разрабатывались и законодательно закреплялись правовые и организационные основы новой государственной службы России, когда формировалась новая модель отечественной государственной службы. Анализ поставленной проблемы показывает, что опорными терминами официальной (легальной) формулировки государственной службы являются: «деятельность», «профессиональная служебная деятельность», «деятельность по обеспечению исполнения полномочий». Но ключевым словом все-таки является «деятельность». Под деятельностью социология управления понимает способ существования и развития социальной действительности, проявление общественно-трудовой активности. Деятельность обладает такими чертами, как: сознательность, целеполагание, результативность, продуктивность, контрпродуктивность, общественный характер.
Деятельность человека классифицируется по очень многим параметрам. Так, она может быть практической и духовной. В зависимости от объекта она бывает политической, административной, социальной, экономической и т.д. По отношению к системам ценностей она может быть моральной и аморальной, законной и противоправной.
По своему внутреннему характеру деятельность человека, социальной группы классифицируется на государственную, частную, кооперативную, смешанную и т.д. При внимательном рассмотрении в данной типологии мы находим черты такого важнейшего вида профессиональной деятельности, как государственная служба. В структуре любой деятельности социологи выделяют: цель, средства, процесс, результаты деятельности, По содержанию цели государственный службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и др. Социальные цели государственной службы, как уже отмечалось, обусловлены социальным характером государства и предназначением государственной службы как социального института. В связи с этим органы государственной власти ставят перед государственной службой цели, направленные на реализацию обязательств государства по обеспечению безопасности и определенного уровня жизни граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, а также конституционных требований о государственной поддержке образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами. Социальные цели государственной службы заключаются в выполнении конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы, реализации обязательств государства перед населением по обеспечению достойного уровня жизни, обеспечению правопорядка и благосостояния общества. По данным социологического исследования, проведенного в 2002 г., государственные служащие России весьма невысоко оценивают ориентированность государственной службы на решение этих задач. О достаточной ее ориентированности на обеспечение правопорядка, например, заявили лишь 16,7% опрошенных служащих, на образовательные услуги — 9,8%, услуги в области здравоохранения — 7,0%, коммунальные услуги — 8,3%, поддержку социально незащищенного населения — 3,1%, защиту материнства и детства — 2,9%, воспитание подрастающего поколения — 1,6%. От 30 до 60% респондентов считают, что государственная служба ориентирована на решение этих социальных задач частично, а 19—65% характеризуют ее как совсем не ориентированную на эти проблемы.
Политические цели государственной службы направлены на решение общегосударственных задач управления, практическое исполнение полномочий и функций государства, укрепление правового социального государства, организационно-административное обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с гражданским обществом и политической элитой. Экономические цели государственной службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управлением государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата. Организационные цели — это организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализация государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государства и государственной службы. Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательства страны. Это прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а также разработка специального законодательства о государственной службе, создающего правовые основы функционирования государственного аппарата, повышения правового статуса государственных служащих. Что касается средств деятельности государственных служащих, то в этом качестве используются прежде всего административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально-духовные средства (идеи, традиции, правила).
Существуют значительные трудности с определением и оценкой результатов деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Вопрос заключается в критериях оценки результативности труда чиновников и государственного аппарата в целом. Результаты нельзя оценивать по количеству принятых управленческих решений, разработанных проектов и аналитических записок, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т.д. Результат деятельности государственных служащих — это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально-экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа и авторитет страны на международной арене. Что же такое «профессиональная» деятельность применительно к государственной службе? Чтобы определиться с этим понятием, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой. Никто не будет оспаривать тот факт, что государственная служба — это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы. Следовательно, государственный служащий должен и обязан быть профессионалом. Профессионал (от лат. professio — должность) — это работник высшего класса; специалист своего дела; человек, занимающийся чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя). Профессионал не существует вне своей профессии, реальной практики. Весьма важный вопрос, имеющий в социологии и практике администрирования большое теоретическое и практическое значение: каковы признаки профессионализма? Впервые с научной точки зрения их выделил английский специалист в области менеджмента Миллерсон в 1964 году: 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2)специальное образование; 3)особая компетентность, гарантированная сданными экзаменами; 4)наличие определенного кодекса поведения; 5)членство в профессиональном союзе; 6)высокий социальный статус; 7)высокий уровень заработанной платы. Итак, профессионализм — это реализованная способность работника (профессионала), направленная на максимально полное соответствие требованиям производственной среды и работодателя (администрации). Профессионализм представляет собой свойство, характерное только для профессионала, — это состояние его деловой активности.
Опыт показывает, что основными чертами профессионализма и профессионала являются: • успешное выполнение своих должностных обязанностей; • профессия (работа) для такого работника становится формой его собственной жизни; • цели, нормы, условия социальной профессиональной среды выступают главными регуляторами трудового, служебного и повседневного поведения человека; • выработка корпоративного личностного типа («управленец», «педагог», «военная косточка») и своего стиля деятельности («стиль М. Сперанского», «школа С. Королева»). Профессионализм сегодня — это наиболее ценный товар на рынке труда. Конечно же, государственные служащие должны быть настоящими профессионалами своего дела, а их служебная деятельность должна отличаться высоким уровнем профессионализма и компетенции. Это требование не только закона, но и жизни, это внутренний моральный императив каждого государственного служащего. В соответствии с этим профессионализм государственных служащих означает высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения чиновником своих служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных управленческих задач. Изучение проблемы показывает, что становление личности госслужащего-профессионала происходит по трем направлениям: 1)изменяется вся система деятельности человека и на этой основе формируется его профессиональное мастерство; 2)трансформируется его личность, что проявляется в формировании у служащего соответствующих элементов профессионального сознания (появляется профессиональное мировоззрение); 3)изменяются соответствующие установки управляющего субъекта (госслужащего) к объекту деятельности, что проявляется в повышении уровня информированности об объекте, степени осознания своей ответственности за результаты административного управления. Для государственных служащих профессионализм играет особо важную роль. Среди первостепенных организационных ценностей государственной службы профессиональную компетентность на первое место поставили и респонденты из числа государственных служащих (85% ответов), и эксперты (95,1%)'. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе. Отличительными признаками государственной службы как профессиональной деятельности являются следующие. 1. Главное, что отличает государственную службу, это то, что она выполняет прежде всего управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. При этом она обеспечивает решение как общегосударственных политических за дач, так и частных задач государственного управления. Управленческая функция является основной и в профессиональной деятельности чиновника. Следовательно, управленческая деятельность представляет собой совокупность мер, выполняемых органами государственного управления, а также организационных форм и методов работы государственных служащих и их субъективных качеств, определяющих стиль управления. 2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от его имени и защищающим его интересы, а через него общества. Чиновник — это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, хотя у него могут быть корпоративные, групповые интересы. 3. Государственная служба и государственные служащие обладают особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию. Действующее законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих — их права, обязанности, праоограничения, гарантии и т.д. В отличие от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде, всего служебного, а потом уже трудового права. Теперь трудовое законодательство применяется на государственной службе опосредованно. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент регулируют государственно-служебные отношения. 4. На государственной службе существуют довольно серьезные правоограничения и запреты, ущемляющие в определенной мере права и свободы государственных служащих как граждан. Так, у них практически отсутствует правовое равенство между представителем нанимателя и государственным служащим (назначение на должность осуществляется как односторонний акт работодателя); существует запрет на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей; отсутствует право на забастовку; законодаельно прямо не запрещено, но фактически невозможно заниматься партийной деятельностью1. В качестве компенсации государственным служащим и членам их семей по закону положены и предоставляются особые основные и дополнительные государственные гарантии — по медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, по государственным пенсиям и т.д. Таких гарантий нет у других работников. 5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Государственная власть и ее служащие находятся в строго субординационных отношениях. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ранжированных на группы и категории должностей. Им присваиваются определенные классные чины гражданской службы, воинские и специальные звания, дипломатические ранги. Военная и правоохранительная службы имеют для своих служащих специальные знаки отличия, форму одежды. Подобного, как правило, нет в сфере профессиональной деятельности лиц, находящихся не на государственной службе. Итак, государственная служба серьезно отличается от других видов профессиональной деятельности по ряду важнейших параметров. Анализ содержания профессиональной управленческой деятельности государственных служащих дает основание для ее классификации. Официально государственная служба РФ, будучи профессиональной служебной деятельностью, подразделяется на виды. Под видом деятельности мы понимаем выполнение общих функций независимо от специфики общегосударственных органов. Вид деятельности указывает на то общие, что имеется в деятельности государственных служащих ряда государственных органов, объединенных по какому-либо существенному признаку. Один из таких признаков — государственное управление определенной сферой общественной жизни и определенными социальными процессами. Этот критерий типологии управления является основным содержанием государственной гражданской службы Российской Федерации. Со времен петровской «Табели о рангах» 1722 г. в России было принято деление государственных должностей на три вида деятельности — воинские, статские и придворные должности. Действующее законодательство РФ в чем-то сходно с дореволюционным и выделяет следующие виды государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. Определение государственной гражданской, военной и правоохранительной службы дано в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 5—7). Основные критерии разделения государственной службы на виды — это замещаемые должности и функции того или иного вида государственной службы. Государственные должности государственной гражданской службы подразделяются на категории. Соответственно подразделяется и профессиональная служебная деятельность чиновников: • руководящая деятельность («руководитель») — деятельность, связанная с непосредственным управлением каким-либо государственным органом или процессом (административным, производственным и т.д.); • вспомогательная деятельность («помощники-советники»), предназначенная для содействия лицам, замещающим должности руководителей, в реализации их полномочий и связанная с оказанием руководителям, главным образом, интеллектуальной поддержки; • деятельность организационно-административного характера(«специалисты»), в ходе которой осуществляется профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций, проявляются организаторские и административные способности, реализуются полномочия руководителей, оперативно решаются вопросы, поставленные высшими звеньями управления, достигаются конечные результаты; • обеспечивающая деятельность («обеспечивающие специалисты»), связанная с организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и иным обеспечением деятельности государственных органов, с решением вопросов социально-бытового характера, как для самих государственных служащих, так и по отношению к населению, обществу. Данная типология управленческой деятельности соответствует классификации должностей государственной службы, закрепленной в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 9). Каждый из видов профессиональной государственной службы можно условно подразделить на отрасли, определяемые специализацией содержания служебной деятельности, полномочиями конкретных государственных органов. Например, в рамках гражданской службы можно выделить: • управление экономическими процессами (Министерство экономического развития и торговли); • управление финансово-бюджетной сферой (Министерство финансов); • управление военной сферой (Министерство обороны); • управление внешнеполитической деятельностью (Министерство иностранных дел); • управление социальной сферой (Министерство здравоохранения и социального развития); • управление образованием и процессами в сфере культуры (Министерство образования и науки) и т.д. Правовые и организационные основы, а также принципы организации и построения государственной службы по ее видам регулируются специальными видовыми федеральными законами. В частности, правовые, Организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом N° 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Круг лиц, профессиональная деятельность которых считается государственной службой, составляют лица, замещающие государственные должности государственной службы. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к государственным служащим относятся лица, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники-советники», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Действующим законодательством определено, что государственные служащие непосредственно не «исполняют», а «обеспечивают исполнение» полномочий государства, государственных органов и должностных лиц РФ. Исполняют эти полномочия политики (бывшая категория «А»). Под обеспечением исполнения полномочий государственных органов мы понимаем прежде всего профессиональное обеспечение — прогностическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное. Хозяйственное и техническое обеспечение — это, как правило, не государственная служба, поскольку работники этого профиля, находясь в штате государственного органа на хозяйственной должности (водители, повара и т.д.) не занимают должность государственной службы, занесенную в реестр. Но в персонал государственного органа они входят. Слово «обеспечивать» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова означают «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым», гарантировать, делать возможным, создавать условия, снабжать». В существующей практике государственной службы у нас иногда не совсем верно понимают эту норму, рассматривая «обеспечение» как «обслуживание» тех, кто занимает высшие должностные посты. Это неправильно — государственный служащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а российской Конституции, государству и через него — обществу. Государственный чиновник не обслуживает своего начальника, а профессионально обеспечивает выполнение функций и полномочий государства и государственного органа, выражая волю народа. Таким образом, государственная служба как профессиональная служебная деятельность представляет собой особую сферу деятельности служащих, определяемую разделением труда в области государственного управления, обособлением определенной социальной группы и наполненную управленческим содержанием. Главной функцией государственных гражданских служащих как профессионалов является управленческая. Исходя из природы государственной службы как профессиональной деятельности, на первый план выступает задача эффективного управления персоналом этой службы в целях повышения уровня его профессионализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|