Понятие государственной службы
Следует различать теоретические и нормативные определения такого социального явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия. На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке данного понятия. Проблемой сущности государственной службы занимались и занимаются в основном юристы и социологи — А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, В.Н. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Е.В. Охотский, ВЛ. Романов, А.И. Турчинов, В.Д. Граждан и другие ученые. В научной и научно-популярной литературе типичными определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие: • механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления; • инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства; • публичный институт реализации государственной власти; • единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти; • система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач; • система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий; • способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком; • совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений; • публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником; • особый вид профессиональной, управленческой деятельности — административной или аппаратной.
Встречаются и другие, менее обоснованные, определения понятия «государственная служба», в частности: «работа в государственных органах», «работа в аппаратах государственных органов» и т.д. Таким образом, спектр определений очень широк. Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению проблемы. Из числа наиболее характерных и удачных понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две, сформулированные учеными РАГС при Президенте РФ: • это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу; • это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах. Итак, понятие государственной службы многозначно, что создает определенные сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени у нас не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия. Современное правовое понимание государственной службы сложилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития у нас государственной службы как нового социально-политического института — административной власти. В советскую эпоху к госслужащим фактически относились все категории лиц, которые замещали соответствующие должности в государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, получая зарплату из государственного бюджета. Это была очень широкая социальная категория «служащих».
Современная трактовка понятия «государственная служба» иная. К государственным служащим относятся только те лица, которые, находясь на должностях государственной службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. Лица, выполняющие функции социального обеспечения (учителя, врачи), к категории госслужащих не относятся, и их работа регулируется трудовым, а не служебным законодательством. Вообще под словом «служба» в русском языке понимается польза, угода, услуга, жизнь для других, полезное дело2. Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Статья 2 гласила: «Под государственной службой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Это локаничное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы. Вместе с тем законодатель (политическое руководство) не отвергает и институциональный подход к определению сущности административной власти. Так, в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный — публичный, социальный, правовой, организационный — институт по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов. В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти... субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ... лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...».
Сформулированное законом определение государственной службы указывает прежде всего на ее сущность. Каковы сущностные признаки государственной службы России в формулировке действующего законодательства? 1. Государственная служба — это деятельность государственно- значимого характера, а именно государственная деятельность. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется термин «государственный». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий, представляя в глазах общественности государство, в рамках его полномочий по замещаемой должности 2. Важный признак государственной службы то, что — это профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным правовым условиям и квалификационным требованиям. Это означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба — особый вид профессиональной деятельности, который обеспечивает решение прежде всего задач государственного управления. Госслужащий не просто работ ник, а человек государственный, представляющий государство и защищающий государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется «служебной». Служба состоит прежде всего в управлении обществом, в реализации функций соответствующих государственных органов.
3. Государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых. Термин «обеспечение исполнения» подчеркивает тот факт, что к государственной службе, согласно действующего законодательства, относятся не все государственные должности и должностные лица, а только категории государственных должностей государственной службы — «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Политические должностные лица (бывшая категория «А») к государственной службе не относятся. Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обязанности государственных органов, но при этом осуществляют не административно-государственные, а государственно-властные полномочия, которые законом не квалифицируются как государственно-служебная деятельность. Это государственно-политическая деятельность, которая лежит за пределами государственной службы, и на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения. 4. Государственная служба, как свидетельствует определение, — публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба — служба государству, а через него — стране, народу. Между прочим, страна и государство — это не одно и то же. Нельзя превращать государственную службу в службу руководителям структурных подразделений государственных органов, отдельным начальникам, а тем более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам. 5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной службы. Так, не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники — водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежат к категории государственных служащих и работники госбюджетной сферы — врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном органе, а в государственной организации или учреждении. Не является государственной службой и профессиональная деятельность управленцев на госпредприятиях, в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях культуры.
Следовательно, общими чертами государственной службы Российской Федерации выступают: служба в государственном органе; замещение служащим должности государственной службы, включенной в соответствующий реестр должностей государственной службы; обеспечение исполнения или исполнение полномочий государственного органа; реализация своих должностных полномочий, закрепленных в служебном (должностном) регламенте; получение денежного содержания только из государственного бюджета. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него действия по реализации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим. Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|