Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие государственной службы




 

Следует различать теоретические и нормативные определения та­кого социального явления, как государственная служба. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия.

На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке данного понятия. Проблемой сущности госу­дарственной службы занимались и занимаются в основном юристы и социологи — А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, В.Н. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Е.В. Охотский, ВЛ. Романов, А.И. Турчинов, В.Д. Граждан и другие ученые.

В научной и научно-популярной литературе типичными опреде­лениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:

• механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления;

• инструмент и технология государственного управления, реали­зации функций государства;

• публичный институт реализации государственной власти;

• единство правового, социального и организационного инсти­тутов, регулирующих осуществление государственной власти;

• система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;

• система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий;

• способ и форма реализации связей и отношений между госу­дарством, гражданским обществом и человеком;

• совокупность процессов и процедур государственно-служеб­ных отношений;

• публично-правовое отношение между государством как рабо­тодателем и госслужащим как наемным работником;

• особый вид профессиональной, управленческой деятельности — административной или аппаратной.

Встречаются и другие, менее обоснованные, определения поня­тия «государственная служба», в частности: «работа в государствен­ных органах», «работа в аппаратах государственных органов» и т.д.

Таким образом, спектр определений очень широк. Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или ино­го ученого к решению проблемы.

Из числа наиболее характерных и удачных понятийных форму­лировок государственной службы необходимо выделить две, сфор­мулированные учеными РАГС при Президенте РФ:

• это деятельность по выполнению в пределах полномочий пре­рогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;

• это практическое и профессиональное участие граждан в осу­ществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.

Итак, понятие государственной службы многозначно, что создает определенные сложности как в теории, так и в практике государ­ственно-служебных отношений. Приходится констатировать, что к настоящему времени у нас не сложилось единого подхода к теоре­тическому определению данного понятия.

Современное правовое понимание государственной службы сложилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становле­ния и развития у нас государственной службы как нового социаль­но-политического института — административной власти. В совет­скую эпоху к госслужащим фактически относились все категории лиц, которые замещали соответствующие должности в государст­венных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, полу­чая зарплату из государственного бюджета. Это была очень широ­кая социальная категория «служащих».

Современная трактовка понятия «государственная служба» иная. К государственным служащим относятся только те лица, которые, находясь на должностях государственной службы, выполняют функции государственного управления, обеспечения обороны и безопасности государства, законности и правопорядка в стране. Лица, выполняющие функции социального обеспечения (учителя, врачи), к категории госслужащих не относятся, и их работа регули­руется трудовым, а не служебным законодательством.

Вообще под словом «служба» в русском языке понимается поль­за, угода, услуга, жизнь для других, полезное дело2.

Впервые в постсоветское время правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации». Статья 2 гласила: «Под государственной служ­бой... понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Это локаничное и строгое определение как бы поставило точку в дискуссии о сущности государственной службы в современной России. Законо­датель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.

Вместе с тем законодатель (политическое руководство) не от­вергает и институциональный подход к определению сущности административной власти. Так, в Концепции реформирования систе­мы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., государственная служба (гл. 2) квалифицируется как комплексный — публичный, социальный, правовой, организационный — институт по обеспечению выполне­ния государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов.

В действующем законодательстве, например в Федеральном за­коне № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной служ­бы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Россий­ской Федерации — профессиональная служебная деятельность гра­ждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти... субъек­тов Российской Федерации; органов государственной власти субъ­ектов РФ... лиц, замещающих государственные должности РФ; лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ...».

Сформулированное законом определение государственной службы указывает прежде всего на ее сущность.

Каковы сущностные признаки государственной службы России в формулировке действующего законодательства?

1. Государственная служба — это деятельность государственно- значимого характера, а именно государственная деятельность. В оп­ределении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется термин «государственный». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий, представляя в глазах общественности государство, в рамках его полномочий по замещаемой должности
всегда выступает от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы то, что — это про­фессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профес­сионального характера, отвечающая специальным правовым усло­виям и квалификационным требованиям. Это означает непрерыв­ное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государ­ственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба — особый вид профессио­нальной деятельности, который обеспечивает решение прежде всего задач государственного управления. Госслужащий не просто работ­ ник, а человек государственный, представляющий государство и защищающий государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется «служебной». Служба состоит преж­де всего в управлении обществом, в реализации функций соответствующих государственных органов.

3. Государственная служба — это обеспечение исполнения полномочий государственных органов, а не само исполнение таковых.
Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организацион­ное, информационное, прогностическое, контрольное и иное про­фессиональное обеспечение исполнения полномочий государствен­ных органов и лиц, замещающих государственные должности (по­литики). В существующей административной практике у нас иногда превратно понимают этот тезис — как обслуживание тех, кто зани­мает высшие должностные посты. Это неверный подход, поскольку госслужащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а государству и обществу, российской Кон­ституции.

Термин «обеспечение исполнения» подчеркивает тот факт, что к государственной службе, согласно действующего законодательства, относятся не все государственные должности и должностные лица, а только категории государственных должностей государственной службы — «руководители», «помощники (советники)», «специали­сты» и «обеспечивающие специалисты». Политические должност­ные лица (бывшая категория «А») к государственной службе не от­носятся. Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обя­занности государственных органов, но при этом осуществляют не административно-государственные, а государственно-властные пол­номочия, которые законом не квалифицируются как государствен­но-служебная деятельность. Это государственно-политическая дея­тельность, которая лежит за пределами государственной службы, и на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения.

4. Государственная служба, как свидетельствует определение, — публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. Она но­сит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба — служба государству, а через него — стране, народу. Между прочим, страна и государст­во — это не одно и то же. Нельзя превращать государственную службу в службу руководителям структурных подразделений госу­дарственных органов, отдельным начальникам, а тем более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государ­ственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются долж­ностями государственной службы. Так, не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживаю­щие работники — водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежат к категории государственных служащих и работники госбюджетной сферы — врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном ор­гане, а в государственной организации или учреждении. Не являет­ся государственной службой и профессиональная деятельность управленцев на госпредприятиях, в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях культуры.

Следовательно, общими чертами государственной службы Рос­сийской Федерации выступают: служба в государственном органе; замещение служащим должности государственной службы, вклю­ченной в соответствующий реестр должностей государственной службы; обеспечение исполнения или исполнение полномочий го­сударственного органа; реализация своих должностных полномо­чий, закрепленных в служебном (должностном) регламенте; полу­чение денежного содержания только из государственного бюджета. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него действия по реали­зации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим.

Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятель­ности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (по­литиков).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...