Проблемы и перспективы развития государственной службы в системе государственной власти и управления
На этапе реформ, на котором мы сейчас находимся, объективно повышается роль государственной службы в управленческой деятельности, в осуществлении государственных функций. Преуменьшение роли государственной службы, недооценка возможностей административно-управленческого персонала, а также его неэффективное использование отрицательно сказываются на качестве государственного управления. Говоря о взаимосвязи власти, государственного управления и государственной службы, необходимо подчеркнуть, что именно политическая властьформирует и предъявляет шкалу требований к государственной службе, отталкиваясь от которой можно выявить недостатку проблемы, слабые места, желаемые параметры государственной службы России. Ряд главных проблем, стоящих перед государственной службой Российской Федерации, показан в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным еще в августе 2001 г.: • отсутствие целостной системы государственной службы — и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации она осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти; • наличие противоречий в законодательстве о государственной службе; • недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов; • снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих • слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов; • непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы;
• низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества; • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих не государственной службе; • отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных Служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными Подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества; • информационная закрытость деятельности органов государственной власти; • неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой; Негативные тенденции и проблемы в развитии государственной службы отмечены также в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003— 2005 годы)». Реформирование государственной службы идет уже несколько лет, но большинство проблем осталось. Основными причинами подобной ситуации, по общему мнению, являются: плохая организация работы госаппарата, неэффективное управление им, неприспособленность функций госаппарата для решения стратегических задач государства; незнание чиновниками современной науки управления; закрытость госаппарата от гражданского общества (госаппарат — «черный ящик»). Современная государственная служба России унаследовала ряд отрицательных черт, присущих императорской и советской системам государственного управления. К ним следует отнести: господство должностной и патронатной систем прохождения службы; отсутствие четких целей и задач государственной службы, критериев ее оценки; недооценка места и роли государственной службы в системе власти и управления; возложение на политиков части функций государственной службы, к выполнению которых они не приспособлены; недооценка специализации должностей; ограниченность перспектив служебной карьеры; личная зависимость служащих от вышестоящих должностных лиц; их материальная зависимость от клиентов и в связи с этим высокий уровень коррупции; отсутствие гарантий против произвольных увольнений; личная система всех назначений. Это снижает возможности государственной службы в повышении уровня и качества государственно-управленческих процессов.
Наличие указанных проблем негативно влияет на государственную службу, на улучшение государственного управления. Если попытаться обобщить все слабые места российского государственного аппарата и спроектировать их на современное состояние государственного управления, то можно определить основные пути решения существующих проблем. Интересным и нетрадиционным, на наш взгляд, является подход к решению данной проблемы профессора Г.В. Атаманчука. Один из главных путей повышения качества государственного управления и государственной службы заключается в развитии интеллектуальной составляющей руководящего и оперативно-исполнительного состава органов государственной власти. Сегодня многие из чиновников не способны делать достоверные аналитические оценки, прогнозировать тенденции и обосновывать оптимальные решения. По ряду вопросов внутренней жизни страны они имеют весьма поверхностные суждения, ошибочные подходы, широко тиражируемые через СМИ. Исходя из этого сверхзадача в формировании государственной службы состоит в том, чтобы заложить в государственном аппарате, а затем развить и укрепить интеллектуальное ядро, отвечающее известным парадигмам XXI в. и готовое к встрече с новыми вызовами. Это не просто подбор персонала под сегодняшних политических государственных руководителей «для обеспечения исполнения их полномочий» — имеется в виду нечто более важное, сложное и исторически ориентированное.
Создание такого интеллектуального потенциала является одной из важнейших предпосылок роста уровня государственного управления. Основной путь решения этой задачи — повышение качества профессионального развития и образования государственных служащих всех категорий и групп должностей. Соответственно от государственного аппарата требуется новое, современное понимание сущности государственного управления. Новое понимание государственного управления и роли в нем государственной службы предполагает изменение предназначения, деятельности и поведения государственного аппарата, в том числе уход от бюрократической опеки и командного стиля, организацию работы в соответствии с существующей системой рыночных отношений. На наш взгляд, пора и в государственном управлении от функций охраны, стабилизации, упорядочения, связанных с обеспечением целостности государства и государственной власти, смелее переходить к функциям обновления, развития, инициирования новых форм и методов работы. Чиновникам надо активнее применять творческое инновационное мышление, решительность в подходах к анализу и преобразованию жизненных явлений, реальную ответственность за управленческие дела и результаты служебной деятельности. При этом важно видеть два направления, по которым следует повышать профессионализм и действенность персонала государственной службы. Первое — специализация в области функционирования управляемых объектов, поскольку без знания последних нельзя ими управлять. Надо всегда основательно знать те сферы общества или отрасли общественной жизнедеятельности, в управлении которыми госслужащий принимает участие. Второе — специализация в области функционирования и организации субъектов государственною управления (государства, государственной власти, государственного аппарата), т.е. знание всего того, что сегодня представляет система государственной власти.
В современных условиях для управления обществом требуется не эмпирический, а рациональный (разумный) способ мышления государственных служащих, основанный не на традициях, а на знаниях. Несмотря на все ограничения, недостатки, уязвимые места, на всю критику рационализма со времен Декарта и Спинозы, иного нам просто не дано1. Система советского социализма строилась отнюдь не на принципах рационализма, хотя она и была прагматичной. Руководители КПСС практически всегда игнорировали науку (достаточно вспомнить отношение к западной философской мысли, тектологии, социологии, кибернетике, генетике, языкознанию), а если и считались, то преимущественно с теми учеными, которые обслуживали их власть. Капитализм в XX в. также спасла не исключительная свобода предпринимательства, а наука управления и государственное регулирование рыночных отношений. В 30-х годах именно стихийный капитализм породил диктатуры в геополитической полосе от Португалии до Японии. Понадобились мудрость и мужество Ф.Д. Рузвельта для того, чтобы мировому капитализму дать новое, прогрессивное направление развития. Значит, именно рационализм привел к тому, чем сегодня гордится западная цивилизация. Возможно, что в менеджменте, особенно в таких его видах, как торговля и обслуживание, допустимы проявления стихийности, спонтанности. В государственном же управлении, связанном с исторической судьбой объединенных в государство миллионов людей, спонтанность недопустима. Здесь должен действовать разум, основанный на достоверных знаниях, опыте и информации. Современный рационализм в государственном управлении и государственной службе предполагает: 1) использование комплексного подхода в анализе и оценке управленческих ситуаций, в исследовании и выборе вариантов управленческих решений, в поисках и применении форм, методов и ресурсов их практического исполнения; в жизни всегда существует многообразие вариантов действия по одному и тому же вопросу, проблема состоит в умении найти лучший; 2) постоянное и упорное стремление к оптимизации всех элементов и взаимосвязей в субъекте и объекте государственного управления; нам пора осознать, что мы вступили в эпоху дефицита всех ресурсов и только их оптимальное использование способно поддержать благосостояние и надежный социально-экономический и духовный рост; 3) смещение акцента с материальных — природных — ресурсов, на ресурсы, заложенные в человеческом потенциале: в дарованиях и талантах людей, в их образовании, умении качественно и продуктивно трудиться, в развитии и полном использовании их творческих способностей;
4) повышение требовательности и ответственности персонала государственных органов за результаты, последствия и эффективность их управленческих решений и действий. Следовательно, с точки зрения потребностей и интересов государственного управления все преобразования в государственной службе необходимо вести в том плане, как они способствуют формированию интеллектуального ядра в государственном аппарате, рациональности мышления и деятельности государственных служащих. Итак, в системе государственной службы Российской Федерации существует много проблем. Ее реформирование, создание для нее современной правовой базы, применение лучшего отечественного и зарубежного опыта, искоренение имеющихся организационных и функциональных недостатков, использование новых кадровых технологий и постановка новых целей будет способствовать повышению роли и места государственной службы в системе власти и государственного управления. Таким образом, в истории политической мысли существовали различные представления о соотношении политической и административной власти и деятельности. В современной России на новом этапе функционирования политических и административных органов складываются новые отношения между политиками и государственными служащими. Государственная служба, находясь между властью и народом, государством и гражданским обществом, решает двойную задачу — политическую и административную. В этом заключается так называемая «дихотомия» государственной службы. Оставаясь подчиненной политике и власти, государственная служба тем не менее оказывает на них огромное воздействие. С одной стороны, она находится в соприкосновении с политической деятельностью, а с другой — имеет обусловленную законодательством определенную степень автономии, которая необходима для решения комплекса административных и социальных вопросов. Политическая власть в государстве делегирует государственной службе определенную часть своих властно-управленческих полномочий и передает в ее руки всю административную власть. Однако государственная служба призвана выполнять еще одну двуединую задачу: повседневное участие в реализации целей и задач государства и разрешение объективно существующих противоречий между политикой с ее многовекторностью и плюрализмом и целостностью государства с его строго определенной политической и социально-экономической направленностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|