Теоретические проблемы государственной службы
История, теория и практика государственной службы показывают, что в настоящее время в сфере административной власти существует ряд проблем теоретического характера, которые необходимо решать. Данная необходимость вызвана тем, что эти проблемы имеют прямой выход на практику государственного управления и от их решения зависит в конечном счете эффективность всей системы государственной службы. К числу наиболее важных проблем следует отнести: • роль и место государственной службы в системе государственной власти и государственного управления; • сущность, характер и предназначение государственной службы в стране; • цели, задачи и функции государственной службы; • типология (классификация) государственной службы; • модели государственной службы; • принципы построения и функционирования государственной службы. Чтобы наглядно представить природу и предназначение государственной службы в системе государственной власти необходимо прежде всего определиться с ее сущностью. Есть два подхода к сущностной характеристике государственной службы — институционально-правовой и политический. Первый подход — правовой, смысл его состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт. Его основная цель — обеспечивать интересы государства и общества. Его главные функции — административная и сервисная, по существу, не имеющие политического характера. Второй подход — деятельностный, политический. Он заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий Государственных органов и поэтому носит политический характер.
Мы полагаем, что в полном объеме сущность государственной службы как социального явления не может быть однозначно охарактеризована ни с позиций правового, ни с позиций политического подходов. Необходимо комплексное решение вопроса. Только в триединстве — профессиональная деятельность, социально-правовой институт и публично-правовое отношение — можно целостно и системно представить такое сложнейшее социальное явление, как государственная служба. Российский законодатель отдает предпочтение деятельностному подходу и определяет государственную службу прежде всего как профессиональную служебную деятельность. Исходя из сущности государственной службы, представляется возможным определить ее характер. По своей сути и своему происхождению государственная служба носит ярко выраженный публично-правовой характер. Именно закон и право (административное, трудовое, служебное) определяют правовые и организационные основы и принципы государственной службы, устанавливают правовой статус государственных служащих, регулируют государственно-служебные отношения. По своим социально-экономическим и политическим результатам и последствиям государственная служба носит политический характер. По своему предназначению она носит административный, управленческий и сервисный характер. Непосредственно же по качеству и эффективности выполняемой деятельности государственная служба носит профессиональный характер. Одной из серьезных проблем государственной службы является определение целей, задач и функций1 государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели, задачи и функции — нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.
В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной службы. Особый интерес в этом плане вызывают научные разработки профессора В.Д. Граждана. Наиболее часто в литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. С уровневой точки зрения цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель административной власти — служить интересам государства, а через него — общества, народа, который согласно Конституции РФ (ст. 3) является «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации». Служение государству и обществу, качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц, повышение эффективности работы государственного механизма — главная цель государственной службы. Кроме того, перед государственной службой политической властью, в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией в стране, ставятся среднесрочные и текущие цели. С отраслевой или содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные. Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом — на решение задач государственного управления. Социальные цели государственной службы обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы — образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.
Экономические цели государственной службы Направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д. Правовые цели государственной службы ориентированы на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата. Организационные цели государственной службы направлены на организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, на повышение уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.
В научной литературе встречаются различные трактовки сущности и содержания функций государственной службы. Анализ вопроса показывает, что у нас пока отсутствуют четкие основания для определения сущности и классификации функций государственной службы. Преобладает тенденция смешения функций государства и государственной службы, что не совсем оправданно. Слово «функция» в переводе с латыни означает «круг деятельности» или направление деятельности по достижению определенной цели. В принципе каждый государственный орган, его структурное подразделение, каждый госслужащий имеет свою, характерную только для них функцию. Поэтому государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных органов и государственных служащих.
В зависимости от критериев анализа структуры и содержания данного явления существует насколько вариантов классификации функций государственной службы. • Первая классификация дается с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная службы выполняет следующие основные функции: • управленческую (административную); • организационно-распорядительную; • правовую; • сервисную; • социальную; • экономическую; • культурную; • воспитательную. Вторая классификация, автором которой является В.Д. Граждан, отраслевая. Автор выделяет три группы функций: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции: познавательно-аналитическая, оценочно-экспертная, прогнозно-целевая, морально-правовая, документационно-архивная. В организационной группе выделяются функции: корпоративно-технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции: подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений. Принятие государственных решений — это прерогатива политической власти, а административных решений — государственной службы. Третья классификация функций государственной службы дается с точки зрения ее граней (сущностных сторон). В этой связи выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института, как публично-правового отношения. Ответственной функцией государственной службы как профессиональной деятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного управления в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы прогнозирования и планирования, организации, распоряжения, координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место также занимают вопросы профессиональной подготовки и переподготовки чиновников, их ответственности и соблюдения служебной дисциплины. Центральной функцией государственной службы как социального института выступает реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д. В рамках правовых функций на первый план выходят функции соблюдения Конституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.
Функции государственной службы как публично-правового отношения государства и служащего нацелены на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных правовых и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численного состава государственных служащих. Четвертая классификация функций государственной службы связана с технологическими моментами государственного управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. В соответствии с разверткой управленческого цикла (по А. Файолю) можно сформулировать следующие функции государственной службы: прогнозирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Пятую классификацию дают представители юридической науки, которые понимают под функциями государственной службы прежде всего правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции. Как видим, спектр функций государственной службы достаточно широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества. Проблема типологии государственной службы также сложна и неоднозначна. Государственную службу можно классифицировать по разным основаниям и критериям — внешним и внутренним. В системе публичного государственного управления она занимает срединное положение, находясь между политической властью и местным самоуправлением. В рамках государственной власти государственная служба представляет собой вторичную административную власть наряду с первичной политической властью (принцип дихотомии власти). Внутри себя государственная служба России с уровневой точки зрения подразделяется на Федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. По ветвям власти государственная служба делится на законодательную (парламентскую), исполнительную и судебную государственные службы. По видам государственная служба дифференцируется на гражданскую, военную и правоохранительную. Что касается моделей государственной службы, то также следует отметить их многовариантность. Мировой опыт государственного строительства показывает, что существуют административная, патийная, трудовая, либеральная, сервисная модели государственной службы. Это сущностная характеристика моделей. Как правило, в реальности они проявляют себя в смешанном виде при доминировании одной из моделей. Так, в Советском Союзе была смешанная партийно-трудовая модель функционирования государственного аппарата. Актуален вопрос: по какому пути идет строительство современной российской государственной службы? На наш взгляд, сейчас у нас преобладает административная модель. С другой стороны, с точки зрения прохождения госслужбы существуют две традиционные модели государственной службы — должностная и карьерная. Особенностью должностной системы является наличие реестра государственных должностей госслужбы с четко определенными полномочиями и условиями их замещения. Основным критерием продвижения по службе выступает не выслуга лет, не опыт, а наличие специальных знаний и принадлежность к властной команде. Здесь имеются большие возможности для быстрого карьерного роста, но мало гарантий в смысле стабильности государственной службы. Во многих случаях служба чиновников регулируется срочными служебными контрактами. Для карьерной системы государственной службы характерны жесткая иерархия должностей, классных чинов, а также широкий перечень государственных гарантий и привилегий. Чиновник в ходе пожизненной государственной службы последовательно проходит все этапы служебной карьеры. В условиях конкурсного отбора продвижение по службе носит плавный характер. Основным критерием продвижения при карьерной системе является выслуга лет при безупречной службе. Преимущественно карьерная система государственной службы сейчас существует в Германии, Японии, Италии, а преимущественно должностная — в США, Великобритании, Швеции. Какая система или модель сформировалась в современной России? На наш взгляд, она смешанная: для категорий должностей «руководитель» и «помощник (советник)» — должностная, для категорий «специалист» и «обеспечивающий специалист» — карьераная. И еще один важный вопрос теоретического характера — классификация публичной службы в масштабе государства и общества. Решение данной проблемы требует, на наш взгляд, расширения представлений о системе служения граждан в институтах государства и общества. Следует согласиться с точкой зрения кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ, что понятием «государственная служба» не исчерпывается вся система служебной деятельности в государственных органах. В пирамиде власти государственная служба занимает центральное положение. Это административная власть. Но выше ее находится государственно-политическая власть. Ее можно назвать «политическая служба». Нижний, наиболее приближенный к населению уровень власти — муниципальная служба в органах местного самоуправления, структурно входящая в систему государственного управления, но не являющейся государственной службой. Исходя из этого, целесообразно, видимо, вести речь о публичной службе в институтах государства и общества. Фактически эта служба в Российской Федерации состоит из трех уровней: • публичная политическая служба; • публичная государственная служба; • публичная муниципальная служба. Просто публичная политическая служба в отличие от двух других у нас не зафиксирована законодательно. Поэтому вопрос о классификации и месте государственной службы в системе государственной власти нужно рассматривать шире — в контексте институтов всего государства и общества. Таким образом, государственная служба как сложный социально-правовой механизм, выполняющий в государстве и обществе многообразный набор жизненно важных функций, способна раскрыть свой потенциал при условии, если будет базироваться на прочной научно-теоретической основе. Опыт государственного строительстве современной России показывает, что становление и развитие государственной службы Российской Федерации сопряжено с целым рядом проблем теоретико-методологического характера, решение которых — насущная совместная задача ученых, политиков и администраторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|