Проблемы и образы романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мировоззренческие противоречия Лондона и своеобразие его художественного метода.
«Мартин Иден» стал еще одной вехой на этом пути от реализма XIX столетия к реализму нового типа. Современниками этот автобиографический роман был воспринят как типичная для Америки «история ошеломительной карьеры». В черновиках роман долго носил ироническое заглавие «Успех». Но получилось произведение отнюдь не сатирическое по своей сущности. Лондон коснулся одной из «вечных тем — это была тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, со вкусами публики, с необходимостью продавать свое искусство, собственными человеческими слабостями. Задуманный как книга, развенчивающая индивидуализм, «Мартин Иден» фактически стал авторской исповедью. Конфликт романа точнее всего определил сам Лондон, сказав, что это «трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру». Необходимо, правда, уточнение: истину, добытую искусством. Несовпадение художественной красоты, необычайно тонко чувствуемой Мартином, и грубой житейской реальности оказывается главным противоречием жизни героя. В творчестве Мартина Идена эта коллизия предстает неразрешимой. Цель жизни Мартина - служение искусству, но искусство невозможно без воспринимающего. Он презирает буржуазную публику, но «воспринимающие» - именно эта среда. И если творчество - великий созидательный акт, по завершением неизбежно становится мелочная борьба с издателями и оплевывание шедевра самодовольной буржуазной аудиторией. Новизна конфликта в том, что Лондон выбрал героем художника, вышедшего из народной массы, а это явление, ставшее характерным лишь в XX в. Оттого и описанная в «Мартине Идене» драма приобретает подлинно современное звучание. Мартин — революционер в искусстве, потому что он выразил мироощущение, выпестованное его пролетарским опытом. Но жестокий парадокс в том, что с каждой осиленной им вершиной культуры Мартин все больше отделяется от мира, который питал его творческие силы. Рвется связь между художником и вырастившей его средой. Культура, которая им усвоена, а без такой школы он никогда не стал бы художником, как раз и приводит к странному и мучительному положению: поэт пролетариата становится непонятен пролетариату, а «хорошее общество», способное его понять, смотрит на этого поэта лишь как на очередную сенсацию. В итоге Мартин оказывается между двух миров, в пустоте, в изоляции, а его индивидуализм, как и жалкие попытки насилия над своим талантом, — лишь следствие отчужденности ото всех, переживаемой этим художником из народа, с неизбежностью ставшим если не чужим, то недоступным народу. Конфликт, разыгравшийся в истории Мартина Идена, неразрешим, покуда, по слову Уитмена, «великий поэт не найдет себе и великой аудитории». В условиях буржуазного общества это невозможно. И уход Мартина — не капитуляция. Точнее сказать, это мужественное решение художника, осознавшего неразрешимость главной коллизии, созданной объективным противоречием между культурой и народом и ставшей центром его собственной жизни. Лондон убедительно показывает, что буржуазное общество глухо к голосу таланта, что оно не в состоянии оценить настоящие произведения искусства. Успех приходит к нему случайно и при этом слишком поздно. Буржуазное общество уже сломило его: у него пропал интерес к жизни, к борьбе. Если образ Идена нарисован с большой симпатией и теплотой, то буржуазное общество изображается в резко сатирическом плане. Типичными чертами буржуазии наделена в романе семья Морзов. Мистер Морз, преуспевающий делец, питает презрение к людям, которые не умеют зарабатывать деньги. Не лучше Морза и его жена – практичная, расчетливая женщина. Типичной представительницей буржуазного общества является Руфь Морз. Руфи нравится Иден. Ее влечет к нему его сила, энергия, искренность. Но ее ограниченный буржуазным воспитанием ум не в состоянии понять и оценить самобытность Идена. Руфь стремится к тому, чтобы переделать Идена по образу и подобию буржуа, она хочет создать из него копию своего отца, который кажется ей совершенством. Буржуазное общество развенчивается Лондоном и в символическом плане. Оно подобно той картине, которая висит в доме Морзов и кажется красивой только издали. Наиболее человечными, благородными оказываются люди из народа. Именно в их среде нужно искать верную дружбу, бескорыстие, истинную любовь. На голову выше Руфи Лиззи Конолли. Эта девушка из народа ради большой любви к Идену готова пойти на все. Образ этой простой чистой девушки является противопоставлением Руфи, бросающие Идена в трудную минуту, но стремящейся вновь околдовать признанного писателя. Мартин Иден – жертва буржуазного общества, но он в то же время жертва буржуазного индивидуализма. По своим взглядам он индивидуалист и поклонник философии Спенсера и Ницше. Выступая на митинге в рабочем клубе, он утверждает, что люди делятся на рабов и господ и что в жизни побеждает сильнейший. Консервативная идеология отрывает Идена от народа, от его класса. Он теряет связь с массами и все надежды возлагает только на себя. В конце своего пути Иден отчетливо осознает, что там, в среде Морзов, он сам по себе никому не нужен. Это среда вызывает у него гнев и отвращение. Но Иден не может также вернуться назад, к людям своего класса. Индивидуалистическая философия, которую он усвоил, становится барьером между ним и теми, кого он некогда любил. Следуя ей, Идеен приходит к полному идейному краху. В таком решении вопроса и заключается основное противоречие романа. Благородная натура Идена не терпит, когда на одного нападают многие. В таком случае каждый должен прийти на помощь слабейшему. Нельзя не сделать вывода о том, что Лондону удалось в полной мере показать трагедию Идена как трагедию художника в условиях капиталистической Америки. В соответствии с замыслом Лондон приводит Идена к гибели. По его мнению, это закономерная гибель индивидуалиста-ницшеанца. Но смерть Идена не воспринимается как наказание за ницщеанские грехи. В романе показан крах романтической мечты героя, который приводит к разуверению во всем, к разочарованию в любви, в идеалах, в которые он раньше верил, к разочарованию в самой жизни. Иден во многом выражает взгляды самого Лондона. В «Мартине Идене» Лондон очень полно выявил свои реалистические взгляды на литературу и искусство. Его взгляды выражает и защищает Мартин Иден. Он твердо убежден в том, что в центре внимания каждого писателя должна находиться жизнь. Поэтому он удивляется безжизненности современной ему литературы. Познакомившись более близко с кругом Морзов и Бэтлеров, Иден убеждается в том, что буржуазное общество боится жизни, что оно враждебно реализму.
39. Натурализм и реализм в литературе США. Проза С.Крейна, Ф.Норриса, и Т.Драйзера рубежа веков. Американские писатели и творчество Л.Толстого. Эстетскому, откровенно апологетическому и другим направлениям американской литературы конца 19 в. противостояла литература реалистическая, демократическая. Творчество Ф. Норриса приходится на 90-начало 900-хгг. Основной этап его творчества связан с натурализмом. Он пишет романы «Мак Тиг» (1899) и «Вандоуэр и зверь» (1912), в которых отразилось увлечение писателя позитивистской философией профессора Ле-Конта и теорией Золя. Однако в «Мак Тиге», наряду с влиянием натуралистической эстетики, много реализма, не биологической, а социальной обусловленности поступков героев. «Спрут» - лучшая книга Норриса и одно из значительных произведений американской реалистической литературы. На большом жизненном материале, пользуясь языком художественных образов, писатель отобразил в романе самую суть процессов, происходивших в американском сельском хозяйстве. Изображая классовую борьбу как типичное для всей Америки явление, писатель выступил с резкой критикой монополистического капитала – трестов, картелей, синдикатов, этих беспощадных спрутов, несущих гибель и разрушение. С большой симпатией, очень выразительно были показаны фермеры, решившие защищать свои права с оружием в руках. «Спрут» художественно воссоздавал трагедию американского фермерства, разоряемого монополиями. Реалистические устремления Норриса нашли выражение и в его сборнике статей «Ответственность романиста» вера в народ, в неразрывную связь литературы с жизнью пронизывает «Ответственность романиста». Норрис не устает повторять, что литература должна быть правдива, что писатель – слуга народа, на котором лежит огромная ответственность за судьбы родной страны. С. Крейн обратился к теме капиталистического города. История Мэгги («Мэгги - девушка улицы») – это трагедия простой американской девушки. Общество толкает ее на путь проституции и общество же преследует ее. В конечном счете трагедия Мэгги порождена социальными условиями – нищетой, невежеством, жестокой действительностью. В повести заметны натуралистические тенденции. Образы родителей героини даны в натуралистическом плане: подчеркивается их душевная грубость, темное сознание, жестокость. В повести «Алый знак доблести», посвященной Гражданской войне 1861-1865 гг. Крейн показывает, как в ходе военных действий происходит боевое крещение новичка, как на смену страху и ужасу приходит мужество и стойкость. Во всем этом видно влияние «Севастопольских рассказов» Толстого, который дал Крейну основу для его военных рассказов, он учил его презирать фальшивую романтику войны, ходульность, улавливать подлинные мотивы поступков героев. Тонкий психологизм повести также идет от Толстого. Драйзер был тем писателем, который обобщил достижения реалистов и проложил столбовую дорогу критическому реализму в США. Роман «Сестра Керри» был признан «жестоким», «безнравственным». Основной удар в нем был направлен против течения «нежного реализма», возглавляемого Хоуэллсом. У Драйзера Керри достигает материального благополучия, но достигает его ценой аморальных поступков, ценой нравсвенного падения. Керри не сразу становится на этот путь. Вначале она тоже пытается быть честной. В романе убедительно показано, что единственным выходом, единственным средством спасения для Кэрри становится возможность стать содержанкой. Не личная склонность Керри толкает ее на проституцию, а тяжелая жизнь, не дающая возможности существовать честным трудом. Керри у Драйзера являет собой яркий пример индивидуалистки и эгоистки. В конце концов ей удается выбраться из нужды и стать актрисой. Но счастлива ли она? В романе дается отрицательный ответ. Керри и сама понимает, что искусство варьете не имеет ничего общего с подлинным искусством, о котором она всегда мечтала. И это рождает у нее сознание неудовлетворенности, недостижимости счастья. Так Драйзер впервые ставит вопрос о трагедии индивидуализма в условиях США. «Сестра Керри» правдиво отражает американскую действительностью Здесь мы видим и картины нищенской жизни рабочих, и описание лживых, основанных на лицемерии отношений в семье Герствудов, роскоши Бродвея, бедности Бауэри. Важную роль играет в книге забастовка трамвайных рабочих, сопровождающаяся кровавыми столкновениями с полицейскими и штрейкбрехерами. Она создает фон, на котором развертываются судьбы героев, подчеркивает существование острейших противоречий в стране. «Сестра Керри» в целом –реалистическое произведение, в котором отразились социальные отношения того времени. Но на книге отразилось и известное влияние натурализма. Хотя история Керри и Герствуда определяется в первую очередь социальными причинами, Драйзер тем не менее подчеркивает и биологическую обусловленность их судеб. Керри – сильная, волевая, приспособленная к жизни женщина, поэтому она и оказывается на поверхности. Герствуд – слабый безвольный человек, поэтому он и гибнет. «Дженни Герхард» - другая история американской девушки. Эта книга также явилась вызовом буржуазной морали, писанным и неписанным законам буржуазного общества. Это прежде всего социальная трагедия девушки из народа. Уже начало книги рисует гнетущую сцену в отеле, куда приходят Дженни с Матерью в поисках любой работы. Мир Герхардтов – это мир беспросветной нищеты. Дженни, эта честная, духовно чистая, обладающая высокими моральными качествами женщина, обречена на одинокую горькую жизнь. Ее естественное стремление к счастью оказывается невозможным благодаря существующим социальным предрассудкам. Миру Дженни противопоставлена богатая семья Кейнов. В этой среде не мыслят себе счастья без богатства. Поэтому так осуждается Лестер Кейн, когда он уходит к Дженни. В глазах людей своего круга он совершает самое тяжкое преступление – пренебрегает своей карьерой. Но Лестер не выдерживает этой роли до конца. Хотя ему и не свойственны алчность и стяжательство в такой же степени, как его брату Роберту, тем не менее, он – сын своего класса. Лучший представитель высшего общества оказывается недостойным самоотверженной любви Дженни. После совместной жизни он оставляет ее ради денег, чтобы без любви жениться на богатой миссис Джералд. Но выигрывает ли от этого Лестер? Умирая, он признается, что был счастлив только с Дженни, что богатство не принесло ему радости. Свой роман Драйзер строит, следуя лучшим традициям мировой литературы, в духе «Воскресения» Толстого. Их сближает идея о том, что любовь, основанная на социальном неравенстве, обречена на гибель, чревата страданиями, и больше страдает тот, кто стоит ниже на социальной лестнице.
Читайте также: I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|