Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Натурализм и реализм в литературе США. Проза С.Крейна, Ф.Норриса и Т.Драйзера рубежа веков. Американские писатели и творчество Л.Толстого.




В 70-е годы на арену выходит новое литературное направление - реализм,, не глядя на сильное влияние романтизма, на рубеже веков художники США не приемлют его эстетической концепции. Опираясь на традиции английского, французского и русского реализма, они весьма достоверны в передаче специфического местного колорита, в создании эпосов национальной жизни. '

Идеалами американского успеха проникнуто творчество представителей так называемого "джентльменского" /"розового", "нежного"/ реализма. Приверженцы метода безоглядно следовали "традициям благопристойно'сти" и "бостонской школы". Это направление связано с именами Т.Олдрича, Э.Стедмена, К.Стоддарда и Уильяма Дина Хоуэллса /1837-1920/, хотя эволюция взглядов последнего на пути к классическому реализму очевидна.

На рубеже Х1Х-ХХ веков большинство писателей США активно сотрудничало в прессе. Особенно популярным было движение "макрейкеров" /"разгребатели грязи"/, тесно связанное с американским натурализмом /С.Крейн, Ф.Норрис, Х.Фредерик/.

Многие американские художники рубежа веков были увлечены натурализмом, позитивистскими идеями Г.Спенсера. Интерес к документу, фактам, научным открытиям, к описанию жизни социальных организмов /тресты, корпорации, банки/, завидная демократизация тем и характеров - вот тенденции, характерные для творчества мастеров пера.

Фрэнк Норрис /1870-1902/ совмещал профессии репортера, [290] лигатурного консультанта в издательствах и писателя. Его романы "Мак Тиг" /1899/ и "Вандовер и зверь" /1898, опубликован посмертно в 1914 г./ проникнуты ощущением мрачного трагизма повседневной жизни.

В романе "Омут" повествуется о чикагской хлебной бирже, это произведение несет на себе отпечаток мировоззренческих, колебаний писателя. Норрис широко известен и как литературный критик. Сборники "Награда романиста"/1902/ и "Ответственность романиста" /1903/ проникнуты идеями Э.Золя, стремлением сорвать неприглядную маску с действительности, показать трагизм человеческих судеб, дать оценку изображаемому.

Т.Драйзер Пьесы естественные и сверхъестественные" /1919/ и автобиографическая книга "Каникулы гусака" /гусак - выходец из штата Индиана, 1916/ сочетают реалистическое видение мира с увлечением идеями Г.Спенсера. Образ, созданный Драйзером, поражает своей правдивостью. "Трилогии желания»Автор изобразил, объяснил и описали Каупервуда блестяще. он создал его настолько реальным, насколько может быть реальным человек. Его окружение - и люди, и обстановка - тоже совершенно правдивы. Никогда еще не была создана более впечатляющая картина тайного политико-финансового сообщества. Она полностью точная и абсолютно американская". Реалистическое мастерство Драйзера действительно велико, и именно оно позволило ему обобщить в этом образе черты многих финансовых и политических воротил того времени. Идея вседозволенности, йогда народ ограблен, а единицы процветают за его счет, основной закон их существования.

 

Новые аспекты «концепции действительности» и «концепции человека» в словесно-художественном творчестве рубежа веков. Изобразительно-выразительные формы их отражения в поэзии, прозе и драматургии (А.Рембо, Г.Ибсен, Г.Джеймс, Дж. Конрад).

«Концепция действительности»и «концепция человека» на рубеже 19-20 ввв основывалась на философских работах немецкого философа Артура Шопенгауэра Приблизиться к познанию этого мира способен лишь тот, в ком эстетическая интуиция преобладает над интеллектуальным, рассудочным началом, т.е. художник. Под влиянием Шопенгауэра происходило становление философии Ф. Ницше, явившейся духовной доминантой начала XX в Наиболее известными его философемами ("концептуальными метафорами") стали понятия "сверхчеловека", "воли к власти", "вечного возвращения".

Новый культурный, духовный контекст потребовал нового типа художественного восприятия действительности, в соответствии с которым "задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство"

Проявление. Одним из важнейших литературных явлений второй половины XIX - начала XX вв. стал натурализм (франц. naturalisme, от лат. natura - природа). Как художественный метод, т.е. как способ воссоздания действительности, натурализм давал о себе знать и в прежние литературные эпохи; ученые, в частности, говорят о "барочном натурализме", натурализме позднего средневековья и т.п. Нередко встречается также понятие "натуралистичность", несущее в себе значение подчиненности натуралистических черт основному художественному методу.

Черты натурализма проявляются и в творчестве таких великих художников рубежа веков, как Г. Ибсен, К. Гамсун, А. Стриндберг и др.

Философской основой натурализма явился позитивизм (лат. positivus - положительный), видевший единственный источник подлинных знаний в конкретных (эмпирических) науках, призванных давать лишь чистое описание фактов. Умозрение же, философское исследование как средство познания отвергалось. Еще большую роль в формировании натурализма сыграли достижения в области естественных наук - биологии, физиологии и др.

«концепция действительности» Объективное начало постулировалось, так что в крайних своих проявлениях перерастало в копирование; субъективное же, личностное, привносящее в повествование оценочный элемент, - отрицалось. Автор должен был самоустраниться из произведения. По мнению Э. Золя, "писатель-натуралист, как и ученый, никогда не присутствует в своем произведении". Еще категоричнее был А. Хольц, утверждавший, что "искусство имеет тенденцию снова стать природой". Этим объясняется факт создания немецкими натуралистами "секундного стиля", предполагающего копирование не только определенного "куска жизни" в целом, но и мельчайших его составляющих -вплоть до речи персонажей. Такие качества, как отбор фактов, типизация, присутствие вымысла, субъективизм, начисто исключались. «концепция человека» Поведение человека мотивировалось "физиологией", наследственностью, трактовалось как проявление "биологического закона". Констатировалось решающее значение "среды". Основные принципы натуралистического творчества изложил Э. Золя в сборниках "Экспериментальный роман" и "Натурализм в [10] театре". Большую роль в становлении натуралистической эстетики сыграли труды французского философа и литературоведа И. Тэна, в особенности его многотомная "История английской литературы", а также книга "Философия искусства".

Если натуралисты исходили из максимально точного воспроизведения факта, то импрессионисты ставили своей задачей предельно точное отражение вызванного тем или иным фактом впечатления

Основные признаки живописного импрессионизма - светоносность (или эффект пленэрности) (франц. plein air - открытый воздух), акцентирование беспрестанных изменений, "переходных" состоянии природы, фиксация впечатлений и ощущений, обогащение цветовой палитры разнообразными оттенками, компоновка картины по принципу моментального снимка.

(братья Гонкуры, Ж.-К. Гюисманс, Р.М. Рильке, Г. фон Гофмансталь.О.Уальд

Основную задачу искусства символисты усматривали в постижении "мира идей", в выражении духовного и душевного, осуществляемом посредством символа. При этом обращение к символу свойственно не только символистам, его особая роль в любом литературном произведении обусловлена самой природой художественного образа.

(А. Рембо, С. Малларме)

В изобразительно-свыразитеьной форме многое сближает символизм с импрессионизмом. Оба метода предполагают музыкальность, мелодичность стиха, его пластичность, сосредоточенность на оттенках и нюансах, двуплановость образной структуры, взаимопроникновение "внешнего" и "внутреннего", изобилие подтекстов. Импрессионистам и символистам обязан своим развитием на рубеже веков "свободный стих", или верлибр (франц. vers libre).

Атмосфера декаданса, а также наступление цивилизации на " естественное состояние" человека, на красоту стимулировали появление на рубеже веков эстетизма, нашедшего наиболее яркое выражение в английской литературе.

Реализм не отмежевывался от эстетических исканий, стремился - часто в очевидном взаимодействии с другими методами - к аналитичности, объемности во взгляде на реальность и его адекватному художественному выражению. Значительно богаче становится реализм в жанрово-стилевом отношении. Появлялись новые формы изображения действительности, расширялся круг тем наполненных философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.(Жан-Кристоф" Р. Роллана, "Современная история" А. Франса, "Ругон-Маккары" Э. Золя, "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия" Дж. Голсуорси, "Будденброки" Т. Манна и др)

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...