Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Мария Голованивская. п.0 тизер




4. Мария Голованивская

п. 0 тизер

Мария Голованивская:

 

" Мои книги продаются в целлофановых пакетах, там есть сцены почти порнографические, я ещё позволяю женщинам 60-ти лет иметь подобные сцены в моих книгах"...

 

В общем-то, это про бывших советских несвободных людей, оказавшихся после развала страны в совсем другой житейской и бытийной ситуации, о нашем народе, не умеющим быть свободным, и растерявшемся в новом мире. Особенно, о наших этих пожилых женщинах. " Не свободная женщина - оказывается, не способна любить", утверждает Мария... Ну то есть, вместо любви у неё что-то другое...

 

Попробую попозже дописать этот пост. Что-то трифоновское мне в этом мерещится...

 

п. 1

Мой первый пост о Марии Голованивской не вызвал ажиотажа, не собрал лайков, даже несмотря на упоминание порнографии для 60-летних женщин, а может быть именно поэтому? Ну какой тут, в самом деле, ажиотаж?

 

Рецензия на недавнюю повесть Голованивской, появившаяся в " Новой газете", вышла под заголовком " Имя России - Майя", так звали главную героиню.

 

" Сама повесть — история про съеденную, неосуществленную любовь. И даже не так — про осуществленный акт не-любви". - так написали в " Новой газете".

 

За нашу и вашу несвободу, да? За растерянного, пожилого, советского человека, оказавшегося в новой реальности и не умеющего так жить. Вот эдакая нелепая метафора " порнография 60-летних"...

 

Пропущенный, незамечаемый литературой герой - вот тема Голованивской. " Вот представьте, обычный человек, звёзд с неба не хватал, работа, семья, дети, и вот он вышел на пенсию. И вдруг - он записал стихи. И не может уже не писать. И даже скорее всего он записал плохие стихи. И что ему теперь делать? Его никогда не напечатают, и у него нет уже сил тусоваться, и никто никогда никуда уже его не примет"...

 

Вот только не надо сейчас давать советы этому конкретному гипотетичекому человеку Голованивской, как и выносить ему приговоры, дело ведь не столько в этой ситуации, сколько в этом ощущении. Всё это мне напомнило, я уже говорил, настроение произведений Юрия Трифонова.

 

Но спросил я у неё не о Трифонове, а о современных писателях, так же использующих тему постсоветского травматизма, так называемых " новых реалистах"...

 

На самом деле, на последних " аксёнов-фестах" уже появляются люди, близкие этому течению - Герман Садулаев вот приезжал, или нынче - Марина Ахмедова. По сравнению с ними Макаревич, Генделев - кажутся людьми с другой планеты! Интересно, пригласил ли бы Аксёнов тех первых на свой фестиваль, как он пригласил вторых? Я как-то делал пост про Романа Сенчина и его выступлении в Аксёновском доме (не на фестивале, а просто), вот хочется привести отрывки:

 

=====================

Романа Сенчина относят к так называемым писателям «новым реалистам», несколько с размытыми границами группе, куда сам Сенчин включает таких авторов как Сергей Шаргунов, Денис Гуцко, Евгений Новиков, Андрей Рубанов, даже Захар Прилепин, «иногда к нам, «новым реалистам» примыкает и Ильдар Абузяров», - сообщил казанской публике Сенчин.

 

Ильдар Абузяров – писатель с татарскими корнями из Нижнего Новгорода, с недавнего времени – руководитель проекта татарстанской резиденции писателей, располагающейся в татарской слободе, развернувшей именно сейчас в марте-апреле 2018 года бурную деятельность. Ставшей теперь без преувеличения главным привозчиком литераторов в Казань.

 

При этом, чаще всего пока что привозятся именно писатели, т. н. «новые реалисты». <... > Писательская резиденция – проект мэрский (мэра Казани), встречи авторов, гостей резиденции, проходят в другом мэрском писательском доме-проекте: Доме Аксёнова. Можно видеть в этом какой-то «патриотический» разворот литературной политики казанского мэра. Вместе с Аксёновым в 2007 году приехали в Казань совсем другие писатели – Гладилин, Иртеньев, Генделев, Белла Ахмадуллина, среди которых диссиденты, евреи, либералы-космополиты, модернисты (полный набор бывших ругательных штампов советской пропаганды), возникла премия «Звёздный билет». И вот теперь к нам едут молодые «советские патриоты»-почвенники, и Шаргунов, приезжавший буквально на неделю раньше Сенчина, говорит, что они обсуждали с мэром создание нового фестиваля и новой премии, которая уже не будет, по словам Шаргунова, эдаким междусобойчиком (видится в этом намёк на скандалы, которые сотрясают в последние годы «Аксёнов-фест»), а станет настоящей евразийской премией...

 

===============================================

 

Вот в связи с этим я и спросил Марию Голованивскую, как она соотносит себя с этой братией, оказалось, к моей радости, не соотносит.

 

- Я вообще вне всякой политики, и начинаю раздражаться, когда речь заходит о политике (то есть вот эта тема неопатриотического поворота ей совсем не близка! - А. Б. ).

 

Мне кажется, вот хотите бейте меня, что всё это у них (т. е. писателей этой группы: Шаргунов со-товарищи) - невсерьёз. Что они надели это на себя, как такую рубашку сверху, но на самом деле не живут этим.

 

Мария подчёркивает, что её тема - не тоска по системе, не идеологические разборки, не предъявление счёта, а суть человек на изломе. Пример с пожилым человеком, который начал писать стихи - показывает, что крах Советского Союза - отнюдь не единственный излом, настигнувший нашего человека.

 

Но он важен, конечно. Мы, мечтавшие о любви, но под спудом бывшие, мы, привыкшие передвигаться по необходимости (базар, больница, собес), привыкшие к тычкам, грубости, хамству, приниженности, ведущие себя сообразно - мы не способны полюбить, даже если окажемся в раю, мы, шестидесятилетние советские женщины уже не можем иначе.

 

О схожем, но в плане общественно-политическом писал Солженицын в 1970-х:

 

" Кажется, мучителен переход от свободной речи к вынужденному молчанию. Какая мука живому, привыкшему думать обществу с какого-то декретного дня утерять право выражать себя печатно и публично, а год от году замкнуть уста и в дружеском разговоре и даже под семейной кровлей. Но и обратный переход, ожидающий скоро нашу страну, — возврат дыхания и сознания, переход от молчания к свободной речи, — тоже окажется и труден, и долог, и снова мучителен — тем крайним, пропастным непониманием, которое вдруг зинет между соотечественниками, даже ровесниками, даже земляками, даже членами одного тесного круга. За десятилетия, что мы молчали, разбрелись наши мысли на семьдесят семь сторон, никогда не перекликнувшись, не опознавшись, не поправив друг друга. А штампы принудительного мышления, да не мышления, а диктованного рассуждения, ежедённо втолакиваемые через магнитные глотки радио, размноженные в тысячах газет-близнецов, еженедельно конспектируемые для кружков политучёбы, — изуродовали всех нас, почти не оставили неповреждённых умов".

 

Голованивская не залезая в общественно-политические дискуссии, пишет об этом же, но в плане человеческом, житейском, простом, обывательском, в жажде любви и близости, даже земной, обыкновенной, понятной...

 

Голованивская - профессор, филолог, лингвист, как писатель и поэт - стесняющаяся своего " филологического налёта", и как профессор - стесняющаяся своего писательства, и у себя в вузе - скрывающая, что она поэт и пишет стихи.

 

Хорошие, крепкие стихи про одиночество и мечту посредине обычных житейских болей, не выпирающие и спокойные, но самые лучшие стихи на нынешнем " аксёнов-фесте".

 

Голованивская - реалист и за людей, но она не за политику и левый поворот, поэтому скорее уж Трифонов, но совсем не Прилепин.

 

" Новая газета" в своей рецензии на её книгу высказалась так: " Может быть, Майя Марии Голованивской — самый интересный сейчас женский образ, который должен был появиться, дрожал у многих, так сказать, на острие пера, но воплотился в повести «Кто боится смотреть на море». И потому эта повесть — и, собственно вся одноименная книга, в которой много живого, и сильного, и предугаданного, — важное событие".

 

В Казани презентация книги и вечер Марии Константиновны прошли скромно, журналистов там особо не помню - не самое " топовое" мероприятие в программе " аксёнов-феста".

 

Ах да, ещё, из википедии: " В 2016 г. организовала с Татьяной Толстой школу литературного мастерства «Хороший текст». В июле 2016 года Татьяна Толстая покинула Школу. "

 

Сама школа сейчас работает активно, там среди прочих наш Денис Осокин преподаёт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...