Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- отмена запрета на параллельный импорт приведет к тому, что рынок наводнят не только оригинальные товары, но и контрафактные;




- отмена запрета на параллельный импорт приведет к тому, что рынок наводнят не только оригинальные товары, но и контрафактные;

- параллельные импортеры могут не соблюдать требования к хранению и транспортировке товара, что приведет к ухудшению его качества (актуально, например, для лекарственных препаратов);

- снизится инвестиционная привлекательность Российской Федерации для зарубежных инновационных компаний.

Оппоненты - сторонники параллельного импорта исходят из того, что отмена запрета на него приведет:

- к повышению конкуренции на соответствующем рынке;

- к снижению стоимости товаров: не секрет, что в рамках ЕС производители могут предлагать свои товары по значительно более низким ценам, чем в России. Перекупщики - параллельные импортеры (скажем, французская компания у немецкого производителя) будут закупать оригинальные товары по европейским ценам и импортировать их в Россию. Даже при стандартной наценке стоимость их товаров может оказаться ощутимо ниже, чем цена, установленная для России оригинальным производителем.

 

§ 5. Принудительная лицензия

 

Сущность принудительной лицензии

 

Принудительная лицензия представляет собой разрешение третьему лицу использовать патентоохраняемый объект без согласия правообладателя. Она выступает инструментом восполнения воли правообладателя на осуществление при разумных и справедливых условиях взаимодействия с иными участниками рынка интеллектуальной собственности.

Основным назначением исключительных прав на патентоохраняемые объекты является стимулирование инновационной деятельности: создание и коммерциализация новых разработок. Обеспечение научно-технического прогресса в конкретной сфере требует активного взаимообмена патентоспособными решениями. Особую опасность в такой ситуации представляет пассивная модель реализации патентных прав: отказ от предоставления лицензии на справедливых условиях при неспособности правообладателя обеспечить спрос на инновационный продукт и (или) блокировании возможности иных субъектов использовать свои разработки.

Общее средство пресечения злоупотребления правом - отказ в защите права в таком случае неэффективно. Необходимо восполнить волю патентообладателя на предоставление иным субъектам доступа к разработке. Отказ в предоставлении доступа к патентоохраняемому решению оправданно преодолевать посредством правонаделительных, а не пресекательных действий. Эту задачу и решает институт принудительной лицензии.

Принудительная лицензия служит гибким правовым механизмом взвешивания разнонаправленных частных и общественных интересов. Однако необходимо, чтобы условия ее предоставления изначально учитывали подобные интересы, а также четко определяли объектный критерий (особое социально-экономическое значение патентоохраняемых объектов) ее предоставления.

 

Международно-правовое регулирование

принудительного лицензирования

 

На международном уровне институт принудительной лицензии был предусмотрен еще в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г. ). Согласно ст. 5 (А (2)) Конвенции " каждая страна Союза имеет право принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения" < 1>.

--------------------------------

< 1> Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г. ).

 

Предусмотрен институт принудительного лицензирования и в Соглашении ТРИПС. Сам термин в нем не используется - в ст. 31 устанавливаются так называемые другие (по отношению к ст. 30) виды использования без разрешения правообладателя. В содержательном плане в данной статье говорится об условиях, на которых может выдаваться принудительная лицензия.

Во-первых, разрешение третьему лицу на использование запатентованного объекта должно основываться на индивидуальных характеристиках объекта (п. " а" ст. 31). Речь в данном случае идет об объектном критерии допустимого вмешательства в господство правообладателя. Выдача принудительной лицензии возможна лишь в отношении патентоохраняемых объектов, обладающих особым экономико-социальным назначением.

Во-вторых, такое использование может быть разрешено только в том случае, если до его начала предполагаемый пользователь делал попытки получения разрешения от правообладателя на разумных коммерческих условиях и в течение разумного периода времени эти попытки не завершились успехом. Из данного правила Соглашение ТРИПС предусмотрело исключение: в случае чрезвычайной ситуации в стране или других обстоятельствах крайней необходимости или в случае некоммерческого использования государством рассматриваемое условие может отсутствовать.

Посредством данного исключения ст. 31 Соглашения ТРИПС, а с ней и институт принудительной лицензии был распространен на две принципиально различные между собой ситуации, что требует дополнительных пояснений. Классическая принудительная лицензия выдается в ответ на конкретную правореализационную практику со стороны правообладателя - отказ правообладателя выдать добровольную лицензию на патентоохраняемый объект. Потенциальный лицензиат в таком случае пытается действовать правомерно. Он не начинает без согласия на то правообладателя использовать объект, а обращается в управомоченный орган, с тем чтобы тот восполнил волю правообладателя на выдачу лицензии. Последний заранее определяет условия использования патентоохраняемого объекта.

В-третьих, предоставляемое право на использование должно носить неисключительный характер. Объем и продолжительность такого использования ограничиваются целями, для которых оно было разрешено. Ограничение господства правообладателя допустимо до тех пор, пока оно отвечает актуальным общественным интересам в расширенном использовании патентоохраняемого объекта. У патентообладателя должна сохраниться возможность эффективной коммерциализации патентоохраняемых объектов, в том числе посредством предоставления лицензии иным лицам. Соглашение ТРИПС последовательно исходит из того, что ограничения патентных прав не должны приводить к утрате исключительными правами коммерческой ценности.

В-четвертых, принудительная лицензия выдается на возмездных началах. При установлении размера выплачиваемого правообладателю вознаграждения учитываются конкретные обстоятельства и экономическая стоимость разрешения. Данное условие имеет принципиальную значимость. Принимая решение о предоставлении принудительной лицензии, уполномоченный орган должен сконструировать ту ситуацию, которая имела бы место, если бы правообладатель не действовал оппортунистическим образом. Иными словами, он конструирует правореализационную модель, в рамках которой учитывается вся совокупность связанных с патентоохраняемым объектом интересов. Подобная модель предполагает, в свою очередь, не только обеспечение общественных интересов в доступе к инновации, но и получение правообладателем справедливой прибыли от его " вклада" в научно-технологическое развитие.

Исчерпывающий перечень конкретных случаев выдачи принудительных лицензий в законе не установлен. Упомянуты лишь две возможные ситуации: невозможность использовать зависимый патент - усовершенствование; антиконкурентные практики правообладателя. Это породило активные споры в различных правовых системах относительно возможных оснований вмешательства в сферу господства правообладателя.

 

Условия и основания выдачи принудительной лицензии

в российском праве

 

Российское законодательство предусматривает институт принудительной лицензии. На практике он до сих пор не получил существенного применения.

Закон (ст. 1362 ГК РФ) устанавливает два основания (случая) выдачи принудительной лицензии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...